В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

ФРГ: "социал-демократы снова в игре"

Мировой финансовый кризис и его влияние, прежде всего, на реальную экономику, а, соответственно, и социальную сферу, дает, похоже, Социал- демократической партии Германии /СДПГ/ реальный шанс серьезно бороться за власть в ФРГ с право-центристским блоком партий ХДС/ХСС.

Христианские демократы и их баварские союзники были до недавнего времени настроены весьма благодушно. Они были уверены, что погрязшая в междоусобицах между левым и правым крыльями СДПГ, теснимая асистемной Левой партией, не сможет помешать ХДС/ХСС набрать на всеобщих выборах 2009 года достаточное число голосов, чтобы сформировать после выборов новое правительство самостоятельно, или в союзе с "прорыночной" Свободной демократической партией /СвДП/. Это позволило бы им обойтись без новой "большой коалиции" с неудобными в качестве партнеров социал-демократами. Однако, так было вчера, сегодня ситуация явно изменилась.

Олицетворением надежд СДПГ на лучшее будущее стал 52-летний министр иностранных дел ФРГ, вице-канцлер Франк-Вальтер Штайнмайер, утвержденный в минувшие выходные дни на внеочередном съезде партии кандидатом в канцлеры на предстоящих в сентябре 2009 года выборах в бундестаг. За это решение проголосовали 469 /95,13 проц./ делегатов, и лишь 15 человек голосовали "против". Одновременно председателем партии вновь избран опытный 68-летний мастер компромиссов Франц Мюнтеферинг. За него, правда, проголосовали 403 из 493 /85 проц./ делегатов. 50 участников партийного форума голосовали "против", 22 – воздержались.

Выступая на съезде, Франц Мюнтеферинг заявил о намерении сделать СДПГ "определяющей политической силой" в Германии. "Мы хотим завоевать политическое лидерство в стране", – подчеркнул он. В отношении основного соперника социал-демократов – Христианско-демократического союза /ХДС/, возглавляемого Ангелой Меркель, Мюнтеферинг сказал: "У иных есть канцлер, но нет политического лидерства". Он призвал партию к единению: "Мы должны быть одной партией. Тот из нас, кто говорит "мы", должен иметь в виду СДПГ, а не ее части". К единству социал-демократов призвал и Штайнмайер. "Сила и единство – наш долг, потому что сейчас мы нужны нашей стране, – сказал он. – Мы – одна партия и так должно быть всегда. Социал-демократы снова в игре".

Говоря о внутриполитической программе партии, Штайнмайер призвал "защитить рабочие места", предоставить кредиты среднему бизнесу, придать импульсы автомобилестроению. "Наступило новое время, это – наше время, время социальной демократии. Мы верим в себя и это придает нам силы", – сказал он. "Господству радикальной рыночной идеологии, основоположниками которой были Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган, с треском пришел конец, – сказал Штайнмайер. – Сейчас нужно новое начало во всех областях. Сейчас мы можем по-новому определить правила общежития в нашем обществе".

При этом Штайнмайер исключил возможность коалиции с Левой партией /ЛП/, которая, по его словам, "не способна управлять". Судя по всему, он имел ввиду сотрудничество на федеральном уровне, ибо эта партия уже представлена в 10 из 16 ландтагов ФРГ.

Говоря о принятой накануне программе стабилизации финансового сектора страны, Штайнмайер отметил, что она "ради людей, а не ради банков". Выделяемые 500 млрд евро – не подарок финансовым институтам. "Тот, кто претендует на эти деньги, должен признать, что государство будет иметь право голоса" при определении финансовой стратегии оказавшихся на грани банкротства банков. Программой оговаривается, в частности, что помощь банкам будет предоставляться в обмен на ценные бумаги должников или доли в их собственности. Государство также получает право снижать зарплату высших руководителей и влиять на коммерческую политику пострадавших финансовых учреждений.

В работе съезда СДПГ приняли участие такие видные деятели немецкой социал-демократии как Гельмут Шмидт и Герхард Шредер, которые в разные периоды германской истории возглавляли правительство страны и обеспечивают преемственность между прошлым и нынешним периодом в развитии партии.

Тот факт, что Штайнмайер не занял одновременно и высший партийный пост, едва ли повлияет на степень его популярности. Она зависит в Германии почти исключительно от СМИ и контролирующего их истеблишмента, которые в целом позитивно воспринимают Штайнмайера. Бывший лидер СДПГ премьер- министр земли Рейнланд-Пфальц Курт Бек вызывал у них чувство антипатии, поскольку им претил его глубокий, так сказать, почвенный, демократизм, что весьма пагубно отражалось на рейтингах этого исключительно порядочного политика, а, значит, и его партии. Фактически Курт Бек не заслужил травли, которой он подвергался. Творцам общественного мнения хорошо известно, что Штайнмайер – другой. Он более изворотлив и хитер, придерживается более правых убеждений, одним словом, он – свой.

В то время, как вопросами примирения левого и правого крыльев партии займется тактичный Мюнтеферинг, Штайнмайер сможет быть на виду, оставаясь главою МИД ФРГ, то есть будет – как и Меркель – влиятельной фигурой в сфере международной политики. Всякое иное решение проблемы разделения властных полномочий внутри СДПГ вызвало бы резкую критику со стороны ХДС/ХСС и более широких общественных кругов, ведь работу на посту главы внешнеполитического ведомства, особенно в столь непростые времена, действительно трудно совместить с серьезными усилиями, которые необходимо предпринять новому председателю СДПГ для преодоления внутрипартийных разногласий и формулирования ясной и понятной для избирателей предвыборной стратегии. "Германия нуждается в министре иностранных дел, который на 100 процентов отдается своей работе", – предупредил в этой связи эксперт ХДС/ХСС по внешней политике Эккарт фон Клэден.

Проблема обретения своей идентичности для социал-демократов в нынешней ситуации облегчается тем, что теперь они могут сыграть на страхах немцев перед наступающими трудными временами и использовать приобретенный ими ранее имидж более "народной" партии, чем ХДС/ХСС. СДПГ, действительно, более близка простому труженику, чем христианские демократы, представляющие, скорее, интересы среднего класса и богатых слоев населения. Кроме того, продолжавшийся на протяжении нескольких лет экономический подъем, который ставила себе в заслугу партия канцлера Ангелы Меркель, был, скорее, подготовлен бывшим чисто социал- демократическим правительством Шредера и благоприятной мировой экономической конъюнктурой, которой, похоже, приходит конец.

Наступающий кризис, тень которого уже накрывает Германию, усиливает среди немцев чувство разочарования, что, естественно, причинит ущерб, прежде всего, политическим перспективам ХДС/ХСС и имиджу канцлера ФРГ, как лица, несущего главную ответственность за положение дел в стране. Такие настроения здесь весьма прочны. Согласно опросу авторитетного института изучения общественного мнения "Форза", проведенному для журнала "Штерн", 60 проц. немецких граждан убеждены, что ситуация в экономике будет ухудшаться. Опрос также показал, что поддержка ХДС/ХСС упала до того уровня, которым этот блок располагал почти 2 года назад – до 33 проц. При этом лишь каждый пятый немец верит, что Меркель и ее партия смогут решить проблемы кредитно-финансового кризиса.

Причем речь идет не только об обывательском мнении. Эксперты трех ведущих германских центров экономических исследований – Института мировой экономики /Киль/, Института экономических исследований /Галле/, Центра европейских экономических исследований /Мангейм/ пришли к выводу, что в результате мирового финансового кризиса ФРГ находится на грани рецессии. В их совместном исследовании прогноз экономического роста на текущий год подтвержден на уровне 1,8 проц. На 2009 год он понижен с 1,4 до 0,2 проц. Не исключается снижение объема ВВП на 0,8 проц., а это и есть реальная рецессия. При этом к концу текущего года без работы будет на 350 тыс. человек больше, чем в январе...

Не удивительно, что в этих условиях в ФРГ резко возрос интерес к, казалось бы, давно сданным в архив, а то и выброшенным на свалку произведениям Карла Маркса /1818-1883 гг/. Причем особым спросом пользуется главный труд его жизни "Капитал" и особенно первый том этого труда, посвященный критическому анализу капитализма. По словам исполнительного директора издательского дома "Карл-Дитц-ферлаг" Йорна Шютрумпфа, продажи по сравнению с 2005 годом возросли втрое – до 1,5 тыс. экземпляров, и, как ожидается, до конца 2008 года спрос будет возрастать.

Когда на дворе "такая погода", немцы обычно вспоминают о социал- демократах. Поддержка СДПГ населением выросла в этой ситуации на 6 проц. – до 27 процентов. Любопытно при этом, что лишь за один последний месяц число немцев, верящих в способность Меркель решить финансовые проблемы, напротив, сократилось с 26 проц. до 20 проц.

Как показывают данные опроса и результаты недавних выборов в ландтаг Баварии, ХДС и ХСС, сталкиваются в новых условиях с ослаблением своей базы в населении. Разумеется, большинство потерь связано не с уходом их бывших сторонников влево. Разочаровавшись в ХДС/ХСС они отдают предпочтение как СвДП, что еще не так страшно, поскольку для христианских партий это приемлемый коалиционный партнер, так и, в еще большей степени, новой политической силе – "Свободным избирателям". Голосовать за эту политическую силу, которая пока не имеет даже федеральной партийной структуры, и интересуется почти исключительно властью на местах, на сентябрьских выборах 2009 года намерены 45 проц. опрошенных. Эта, по сути, протестная политическая группировка показала себя на местных выборах в Баварии и стала главной причиной крайне неудачного выступления на них ХСС. Ожидается, что эта тенденция проявится не менее ярко и в других частях страны.

Между тем, хорошо известно, что проблемы ХСС в Баварии это проблемы Ангелы Меркель в Берлине, тем более, что на общенациональных выборах "баварская сестра" ХДС выступает обычно хуже, чем на местных. Пока ХСС принадлежит 20 проц. мест в бундестаге, и эти депутаты – большое подспорье для канцлера. А как будет потом?

Уже сейчас очевидно, что "прокол" ХСС в Баварии осложнит ее отношения с ХДС, которому в Мюнхене уже предъявляют обвинения в невнимательности и пренебрежении к нуждам младшего партнера. Ослабление позиций ХСС может подстегнуть оппозицию курсу Меркель и в руководстве ХДС. Такая перспектива, безусловно, присутствует, в частности, в сфере отношений к партнеру по "большой коалиции" – СДПГ. Еще более отчетливо она проявит себя в случае, если социал-демократы свергнут в союзе с "зелеными" и при поддержке левых власть ХДС в земле Гессен, где за нее продолжает цепляться и.о. премьер-министра Роланд Кох. Уже сейчас премьеры от ХДС в нескольких землях ФРГ из солидарности со своим коллегой требует от Меркель распустить "большую коалицию", если Кох будет смещен. Меркель, правда, с этим пока не согласна.

Ситуации в Гессене, где ХДС и СДПГ получили на последних выборах почти одинаковое число голосов и где СДПГ имеет реальные шансы прийти к власти уже в ноябре, опираясь, правда, на непрочную коалицию, которую в ландтаге может поддерживать извне Левая партия, здесь будет уделяться самое пристальное внимание. Жаждущая сменить Коха лидер гессенского СДПГ Андреа Ипсиланти заручилась для этого поддержкой 56 из 110 депутатов ландтага.

Эта коллизия покажет, насколько творческим является новое руководство СДПГ, готово ли оно идти на риск и насколько способны мирно сосуществовать в СДПГ ее левое и правое крыло. Известно, что базирующееся в Берлине руководство СДПГ принадлежит в основном к правому крылу, которое очень не любит Левую партию, хотя социал-демократы и сотрудничают с левыми в управлении Берлином, что, правда, выдается за "исключение" из правила. Известно и то, что социал-демократы Гессена в очень большой степени единодушны относительно того, что избавиться от Коха следует любым путем и как можно скорее. Когда Бек симпатизировал таким настроениям в гессенском СДПГ, его единодушно подвергали критике, в том числе и свои правые "товарищи". Осмелятся ли Штайнмайер и Мюнтеферинг сказать "нет" своим коллегам в Гессене? Вполне возможно, однако, что для того, чтобы избежать раскола, они будут вынуждены, напротив, сказать "да", или хотя бы многозначительно промолчать, и тогда у Меркель появятся еще несколько серьезных проблем. В конце концов, должны же социал-демократы чем-то отличаться от ХДС, которая при Меркель стала скорее центристской, чем правой? Ведь в противном случае есть угроза оттока части избирателей к левым, которые поджидают новых разочарованных социал-демократов.

Итак, острый кредитно-банковский кризис, беспрецедентные трудности с выделением около 500 млрд евро на спасение банков, наступающая рецессия в экономике, ожидаемый рост безработицы и неизбежные бюджетные проблемы вполне объясняют, почему бундесканцлерин Ангела Меркель выглядит в последнее время столь озабоченной на фотографиях и в телесюжетах. Неожиданный рост популярности социал-демократов, появление у СДПГ популярного руководства, вполне обозначившаяся эрозия массовой базы ХДС/ХСС, серьезный кризис в ХСС, перспектива скорой потери власти в Гессене, естественно, не улучшают ее настроения. Эти же факторы могут служить объяснением того, что имел ввиду Штайнмайер, когда заявил на последнем съезде СДПГ, что "социал-демократы снова в игре".


Игорь Деев, Сергей Латышев, корр. ИТАР-ТАСС, Берлин, Франкфурт-на-Майне
Источник: "Компас"


 Тематики 
  1. Германия   (332)