В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Войско Польское покидает Ирак

В субботу 4 октября Войско Польское простилось с Ираком. Торжественная церемония прошла на польской военной базе "Эхо" неподалеку от Дивании в присутствии министра национальной обороны Польши Богдана Клиха. Оставшиеся в Ираке 600 польских военнослужащих покинут эту страну до конца октября, после чего более чем пятилетняя миссия польской армии в Ираке станет достоянием истории.

От международной дивизии в составе 9 тыс. солдат и офицеров /из них 2500 поляков/ под польским командованием, как это было в сентябре 2003 года, в Ираке останутся лишь 20 польских военных советников, которые будут обучать сотрудников иракских служб безопасности. За эти пять лет Польша оставила в Ираке 22 погибших солдата и офицера, трех убитых боевиками охранников, двух журналистов и одного офицера спецслужбы Бюро охраны правительства, взорванного 3 октября 2007 года в Багдаде во время покушения на польского посла.

Участие в оккупации Ирака обошлось польскому бюджету примерно в 800 млн злотых /около 400 млн долл./. Польша оплачивала однако лишь 40 проц. расходов, связанных с пребыванием в Ираке собственного контингента. Остальные 60 проц. добавлял главный стратегический союзник Варшавы – Вашингтон.

На дорогах центрального и южного Ирака, где польская армия первоначально контролировала целых пять иракских провинций, поляки оставили не только десятки подорванных на минах внедорожников и грузовиков, но и свою уверенность в том, что Войско Польское обладает всем необходимым для выполнения взятой им на себя миссии борьбы против иракского сопротивления. Сообщения о различного рода недостатках, мешающих эффективно выполнять взятые на себя обязательства, стали поступать буквально с первых же дней по приезде поляков в Ирак. Поскольку у Войска Польского не было своей тяжелой военно-транспортной авиации, приходилось пользоваться американскими самолетами. Внедорожники "Хонкер" польского производства сразу же показали, что, во-первых, они неспособны действовать в условиях иракской жары, и, во-вторых, не могут защищать личный состав от мин, главного оружия боевиков . Командованию польской группировки пришлось снова обращаться к американцам – на этот раз – за их "Хаммерами", которые и были поставлены польским союзникам, но в устаревшем варианте. Полякам не хватало вертолетов, артиллерийской поддержки. Без американских поставок польский контингент испытывал бы трудности даже с питьевой водой. Иракских условий не выдерживали ботинки польских солдат и их автоматы.

Хотя выехавшие в Ирак военнослужащие получали значительные прибавки к жалованию, с течением времени число желающих ехать в Ирак стало падать. Дело дошло до того, что в министерстве национальной обороны стали всерьез обсуждать возможность отправки туда польских солдат без их согласия, в принудительном порядке "исполнения воинского долга". Всего в Ираке отслужили 15 тыс. поляков, что составило 10 смен – по полгода каждая.

Отношение к иракской миссии было в Польше с самого начала двойственным. В то время, как общественность постоянно, хотя и с незначительными колебаниями, выступала против присутствия в Ираке польских военных, политическая элита, разобщенная разногласиями по множеству других вопросов, вокруг иракской миссии дружно консолидировалась, считая ее крайне необходимой для "национальной безопасности" Польши. Примечательно, что решение об отправке польских войск в Ирак приняли не братья Качиньские и не партии правого лагеря, такие, как их "Закон и справедливость" /ЗиС/ или "Гражданская платформа" /ГП/ Дональда Туска, а считающаяся левой и социал-демократической партия Союз демократических левых сил /СДЛС/.

Что касается нынешнего премьер-министра Дональда Туска, являющегося и фактическим лидером правой ГП, то именно он оказался первым среди польских политиков, кто пообещал полякам завершить бессмысленное пребывание в Ираке их соотечественников в военной форме. Обещание завершить иракскую миссию было включено в предвыборную программу ГП и когда партия в октябре 2007 года выиграла внеочередные парламентские выборы, Дональд Туск не забыл о своем обещании.

Иракская кампания разочаровала поляков не только в военном плане. Сразу после свержения Саддама Хусейна и ввода в Ирак польского контингента в Варшаве вспыхнули ожидания больших экономических прибылей, связанные с допуском польских фирм к иракскому "нефтяному пирогу" и продажей польских вооружений для новой иракской армии. Ожиданиям этим не суждено было сбыться. Экономическое поражение Польши в Ираке был вынужден признать даже министр национальной обороны Богдан Клих в своем выступлении на базе "Эхо". "Очевидно, что на поле экономики, торговли, экономического обмена и финансового сотрудничества Польша не получила выгод от своих усилий в иракской операции", сказал он. При этом он, правда, оценил иракскую миссию как "очевидный успех".

На фоне явного провала планов получения экономических дивидендов, официальная пропаганда делает упор на том, что пребывание в Ираке было крайне полезно для повышения боеспособности Войска Польского. Показательно в этом плане заявление бывшего замминистра обороны Януша Земке: "Вовлечение в операцию в Ираке дало импульс для глубоких перемен в оснащении солдат, способах их обучения и подготовки командиров".

Что касается мнения независимых экспертов, то они склонны к пессимистическим оценкам последствий "иракского периода" в истории Войска Польского и всей современной Польши. "Наша позиция в арабском мире подорвана, а ведь это весьма важная часть света. Мы не слишком сильно интересовались ею после 1989 года, а участие в иракской авантюре еще ухудшило положение. Сами иракцы не убеждены, что свержение Саддама было для них выгодным. Нам так не кажется, поскольку мы оцениваем тот мир нашей меркой, у них же свои способы жизни и мышления. Мы бессмысленно пошли, как ребенок за пьяной матерью и включились в политику США, которые учат, а оказывается, что учитель сам не до конца знает, чему учит", – пишет известный польский арабист Марек Дзекан, заведующий кафедрой Ближнего Востока в университете города Лодзи.

Новый период своих отношений с Ираком Польша начинает с новым послом. Прежний – Эдвард Петшик – был вынужден уйти в отставку еще летом текущего года по состоянию здоровья. Дипломат так и не смог восстановить свое здоровье, подорванное во время покушения на него, когда взрыв мины уничтожил его бронированный автомобиль. Тогда же он получил 25-процентные ожоги тела. "К сожалению, ранения, которые он получил при покушении, не зажили. Отсюда настояния врачей, чтобы он оставил работу", – сказал пресс- секретарь МИД Польши Петр Пашковский.

На посту посла Польши в Ираке его сменил Станислав Смолень, бывший советник командира международной дивизии в Ираке польского генерала Петра Червиньского.

По данным последнего социологического опроса, проведенного известным в Польше центром ТНС ОБОП, решение правительства вывести из Ирака войска поддержало 85 процентов взрослых поляков.

Алексей Карцев, корр. ИТАР-ТАСС в Варшаве
Источник: "Компас"


 Тематики 
  1. Ирак   (60)
  2. Польша   (75)