В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Индия: ослабление режима изоляции в мирном использовании атомной энергии

Консенсус, достигнутый Группой ядерных поставщиков /ГЯП/ по вопросу о внесении изменений в директивные положения, которыми руководствуется эта организация в своей деятельности, чтобы открыть возможности международного сотрудничества с Индией в мирном использовании энергии атома, официальный Нью-Дели однозначно расценил как историческое событие. Заявление, принятое 6 сентября 45-ю входящими в ГЯП государствами после продолжительных и сложных дискуссий, подразумевает беспрецедентные послабления в действующем режиме ограничений, которые должны положить конец изоляции Индии в международном ядерном сообществе и открыть пути к развитию сотрудничества с ней в сфере атомной энергетики, в том числе – поставлять ей ядерное топливо, оборудование и технологии.

Решение ГЯП пойти навстречу устремлениям Индии в гражданской ядерной области, в силу ряда обстоятельств, действительно можно считать исключительным. Прежде всего, оно касается государства, которое уже на протяжении долгого времени фактически обладает ядерным оружием, но официально соответствующим статусом не наделено. Следуя своей традиционной позиции, Нью-Дели упорно отказывается подписывать Договор о нераспространении ядерного оружия /ДНЯО/, считая его "дискриминационным". При этом в последние годы Индия придерживается добровольно принятого в одностороннем порядке моратория на проведение испытательных атомных взрывов и пользуется безупречной международной репутацией с точки зрения соблюдения режима нераспространения. К этому следует добавить и активную позицию страны в усилиях глобального сообщества, нацеленных на запрещение ядерного оружия и всеобщее разоружение. В наиболее концентрированной форме ее подходы к этой проблеме нашли отражение в инициативе, выдвинутой премьер-министром Радживом Ганди 20 лет назад с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН.

Уместно напомнить, что уникальный шаг, с большим трудом сделанный ГЯП, означает прорыв "блокады", введенной самой же этой организацией более 30 лет назад. Эмбарго на торговлю и связи с Индией было впервые установлено после проведенного ею взрыва ядерного устройства на полигоне Покхаран в штате Раджастхан в мае 1974 года. Повторные испытания атомных взрывных устройств, осуществленные серией десятилетие назад, в мае 1998 года, привели к ужесточению предусмотренных санкций. В практическом смысле Индия, взявшаяся за выполнение масштабной программы наращивания потенциала своей атомной энергетики, оказалась лишенной возможности опереться в этом на возможности сотрудничества с ведущими зарубежными партнерами, включая Россию и Францию.

В такой ситуации в июле 2005 года премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Дж.Буш договорились начать работу над двусторонним соглашением о сотрудничестве в мирной атомной энергетике. Очевидно, Нью- Дели исходил при этом не только из своего общего стремления к сближению с Вашингтоном, заметно проявившемуся в последние годы. В индийском руководстве прекрасно осознавали, что опора на Соединенные Штаты, использование американских интересов в качестве действенного инструмента лоббирования своих собственных задач, будет принципиально важным для успеха в "прорыве" международного ядерного эмбарго. Продвижение вперед к этой цели требовало и предварительных усилий с обеих сторон. В рамках реализации инициативы в марте 2006 г. премьер-министр Индии объявил о подготовке так называемого "разделительного плана", предусматривающего выведение гражданских атомных объектов страны под контроль МАГАТЭ. В свою очередь конгресс США в ноябре того же года принял "законопроект Генри Хайда". Этот документ обеспечил внесение изменений во внутреннее законодательство о сотрудничестве в ядерной энергетике с зарубежными странами, чтобы – в виде особого исключения для Индии – открыть путь к двустороннему соглашению с государством, обладающим ядерным оружием, но не подписавшим ДНЯО. Ряд оговорок законопроекта Хайда, учитывающих последние обстоятельства, в том числе – предусматривающих прекращение сотрудничества в случае проведения Индией ядерных испытаний, вызвал резкие нападки на индийское правительство со стороны левых и правых сил, обвинивших его в предательстве "национальных интересов". Тем не менее в конце июля 2007 года стороны официально объявили о завершении работы над текстом индийско- американского соглашения. Однако в качестве предварительных условий к его одобрению и подписанию Вашингтон сразу обозначил достижение Нью-Дели договоренностей с МАГАТЭ о гарантиях безопасности ядерных объектов и с ГЯП о снятии действующих ограничений на торговлю ядерными материалами и технологиями. Следует признать, что в достижении желанного результата и в том, и в другом тяжелейшем деле вашингтонская администрация оказала индийскому правительству всемерную и всестороннюю помощь, полностью оправдав надежды Нью-Дели на столь мощный "локомотив".

В результате индийский "разделительный план" успешно прошел через МАГАТЭ, и 1 августа текущего года с агентством было подписано специальное соглашение о гарантиях безопасности гражданских объектов индийской атомной энергетики. Оно предусматривает, что эксперты МАГАТЭ смогут осуществлять регулярные инспекции на 14 из 22 действующих и сооружаемых в стране ядерных реакторах. Вслед за этим на рассмотрение ГЯП был внесен тщательно готовившийся с участием США проект документа, обеспечивающего – в виде исключения – выведение Индии из под действующего режима санкций и ограничений. Обсуждение шло не столь гладко: после первого этапа, проходившего 21-22 августа, было представлено около 50 замечаний и поправок к тексту заявления. Вторая, пересмотренная версия текста была представлена членам ГЯП 29 августа. Против продолжали выступать шесть государств, включая Австрию, Нидерланды, Норвегию, Новую Зеландию и Швейцарию. Последним, если исходить из сведений индийской стороны, свои возражения снял Китай.

Оценивая решение, премьер-министр Манмохан Сингх в тот же день расценил его как "дальновидное и важнейшее". В распространенном в индийской столице заявлении было подчеркнуто, что этот шаг "знаменует завершение длившейся десятилетия изоляции Индии" от главного русла развития ядерной энергетики. По мнению главы правительства крупнейшей державы Южной Азии, принятое решение означает также "признание безупречной репутации Индии в соблюдении режима нераспространения, а также ее статуса как государства, овладевшего передовыми ядерными технологиями". "Оно даст импульс продвижению Индии к экономическому развитию, сбалансированному с интересами охраны окружающей среды", – убежден премьер.

Показательно, что в то же день состоялся телефонный разговор индийского премьера с президентом США. "Манмохан Сингх, – говорится в официальном отчете о беседе, – поблагодарил президента Буша за его роль в продвижении вперед гражданской ядерной инициативы и за решение ГЯП изменить свои директивы, чтобы позволить полномерное гражданское ядерное сотрудничество между Индией и международным сообществом". "Два лидера выразили свою веру в то, что взаимовыгодные отношения между Индией и США соответствуют интересам их народов и продвигаются по пути устойчивой консолидации и многогранного расширения, чему оба руководителя подтвердили свою приверженность", – отмечается в пресс-релизе.

В своем заявлении Манмохан Сингх также благодарит США и другие страны- члены ГЯП за роль, которую они сыграли в достижении консенсуса в рядах ГЯП. "Открытие в полной мере ядерного сотрудничества между Индией и международным сообществом будет благом не только для нашей страны, но и для всего мира, – подчеркивает премьер. – Мы с нетерпением ожидаем установления взаимовыгодного партнерства с дружественными странами в области, которая важна как для глобальной энергетической безопасности, так и для ответа на вызов, который несут изменения климата".

Развернутый комментарий по поводу принятого решения сделал на экстренно созванной встрече с журналистами министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи. Он подчеркнул, что для Индии оно "знаменует значительную веху в стремлении к энергетической безопасности" и "открывает новую главу в сотрудничестве с другими странами в мирном использовании атомной энергии". "Мы ожидаем совместной работы с нашими международными партнерами в реализации полного потенциала взаимовыгодного сотрудничества, которое повлечет за собой это решение", – сказал глава индийского МИД. Он напомнил, что продвижение к цели "не только было длительным, но и потребовало определенных последовательных шагов, включая интенсивные двусторонние переговоры с членами МАГАТЭ и ГЯП". По его мнению, конечный результат "полностью соответствует" ожиданиям Индии и политике правительства страны, а также "национальному консенсусу в отношении разоружения и нераспространения". "Отмена ограничений ГЯП представляет собой уникальное явление, достигнутое в соответствии с обязательствами, которые были даны парламенту и народу Индии, и отвечающее индийским национальным интересам", – отметил Мукерджи. Он выразил признательность за "неутомимые усилия, предпринимавшиеся на протяжении всего этого процесса Соединенными Штатами, Францией, Великобританией и Россией, а также за поддержку, полученную от нынешних и прежних председателей в ГЯП – Германии, ЮАР и Бразилии". Министр особо отметил также "личную приверженность и вклад" в реализацию инициативы президента Дж. Буша и госсекретаря Кондолизы Райс.

К слову, госсекретарь США незамедлительно высказала встречные комплименты в адрес Нью-Дели, не забыв при этом и других партнеров. "Мы получили много помощи от индийского правительства, чтобы сделать это возможным, а также от ряда делегаций, которые тесно с нами работали, – прокомментировала она итоги заседания ГЯП в Вене. – Думаю, что это действительно очень большой шаг вперед в рамках нераспространения". Райс признала, что было бы "идеальным" провести ядерную сделку через утверждение на начинающейся 8 сентября сессии конгресса, отметив вместе с тем, что времени "остается очень мало". "Но мы будем пытаться завершить это дело", – заверила Райс. По ее словам, прежде всего, потребуется проделать "еще немного" для согласования документа с законом Хайда. О значении, которое придается ядерной сделке с Индией в США, можно судить и по тому, что оба кандидата на предстоящие президентские выборы уже одобрительно высказались по поводу решения ГЯП и перспектив развития сотрудничества в мирной атомной энергетике с Индией.

Первые комментарии индийской прессы также превозносят итоги сессии ГЯП как прорыв изоляции Индии в мировом ядерном сообществе и большой успех правительства Манмохана Сингха. "Сняв длившуюся почти три с половиной десятилетия ядерную блокаду, направленную против Индии, международное сообщество отдало должное подъему страны и его геополитическим последствиям для глобального миропорядка в XXI столетии", – полагает известный обозреватель Раджа Мохан. В статье, опубликованной в газете "Индиан экспресс", он подчеркивает важную роль Манмохана Сингха в достигнутом результате и констатирует, что "благодаря реформам в сфере экономики, которые изменили экономическое лицо страны, Индия смогла теперь вновь успешно утвердить себя в глобальном масштабе".

В целом прохождение через МАГАТЭ и ГЯП означает для Индии обретение "уникального статуса", считает влиятельная "Таймс оф Индиа". "Положен конец 34-летней ядерной изоляции, последовавшей за атомным испытанием в 1974 году в Покхаране, и теперь Индия получит ядерные технологии, сохраняя свою военную ядерную программу и не подписывая ДНЯО". Как полагает газета, среди других последствий – получение права вести торговлю в ядерной сфере, выбирать наиболее подходящие среди имеющихся проектов, воспользоваться открывающимся доступом к высоким технологиям, которые используются в этой сфере, что позволит продвинуться вперед в таких областях, как информационные технологии, космос, фармацевтика, оборона. Решение ГЯП является и знаком признания крепнущего статуса Индии как влиятельной державы, стабильности ее демократического режима и растущей рыночной экономики, отмечает "Таймс оф Индиа". Внешнеполитические результаты она видит в сближении с США, а также с Францией, Германией, Великобританией и другими европейскими государствами, с Россией, Японией, Австралией. При этом индийско-китайские связи "могут охладиться", считает газета.

В перспективе, если достигнутые с МАГАТЭ и ГЯП договоренности будут энергично воплощаться в жизнь, Индия надеется получить значительный импульс подъему отрасли и выполнению своей программы развития атомной энергетики, которая предусматривает наращивание мощностей индийских АЭС с нынешних 4120 мегаватт до 20000 мегаватт к 2020 году. Как полагает "Экономик таймс", в дело рассчитывают активно включиться ведущие компании индийского частного сектора. По мнению "Индиан экспресс", принципиальное значение имеет то, что Индия сможет теперь решить проблему обеспечения потребностей индийских АЭС в ядерном топливе. Из-за нараставшего в последние годы дефицита загрузка 17 действующих реакторов снизилась в прошлом 2007-08 финансовом году до 54 проц. от проектной мощности. Газета напоминает, что открывается также возможность реализации плана расширения АЭС "Куданкулам", сооружаемой в штате Тамилнад с помощью России. Предварительно, пишет она, с российской стороной уже достигнута договоренность о строительстве дополнительно еще 4 реакторов производительностью по 1000 мегаватт каждый.

Примечательно, что в своем первом комментарии, один из самых активных участников переговорного процесса, председатель индийской Комиссии по атомной энергии Анил Какодкар заявил, что в Вене удалось полностью отстоять "законное право" страны проводить испытания ядерного оружия. По его словам, в принятом консенсусом заявлении об отмене санкций "нет прямого указания на испытания". "Мы не дали каких-либо законных обещаний /по поводу проведения ядерных испытаний/", – подчеркнул он, добавив при этом, что ранее Нью-Дели уже ввел односторонний, добровольный мораторий на проведение испытательных атомных взрывов.

Следует признать, что успех в Вене связывается сейчас во всех комментариях в основном с продвижением к подписанию индийско-американского соглашения о сотрудничестве в мирной атомной энергетике. В идеале расчет делается на то, что конгресс сможет обсудить и принять текст договора до завершения 28 сентября нынешней сессии. В этой связи ожидается, что президент Буш обратится с просьбой к конгрессменам обойти обязательный 30-дневный период прохождения всей процедуры. Если все сложится по такому оптимистичному сценарию, Манмохан Сингх может подписать соглашение во время своего предстоящего в конце сентября визита в США. Предположительно однодневный, как его уже окрестили – "благодарственный", вояж в Вашингтон может состояться 26-27 сентября, исходя из того, что ориентировочно 24 сентября премьер намерен быть на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако, говоря о достигнутом Нью-Дели прорыве, нельзя не напомнить, что правительству Манмохана Сингха еще предстоит выдержать серьезные политические баталии вокруг сделки с США внутри страны. Похоже, за первой волной победных реляций, вызванных решением ГЯП, может последовать и более трезвая оценка реальных перспектив. В частности, газета "Пайонир" уже опубликовала на первой полосе передовицу под красноречивым заголовком "Анатомия порабощения". В ней подчеркивается, что, вопреки настойчивым заявлениям Нью-Дели о том, что Индия получит "чистое и безоговорочное" освобождение от прежнего эмбарго, родившийся в итоге документ ГЯП содержит оговорки, которые "сводят все до уровня насмешки". В редакционной статье эта же газета утверждает, что в действительности "официально спонсированные празднования так называемой "победы" в Вене и поразительная демонстрация грубой пропаганды, нацеленной на то, чтобы обелить предательскую роль премьер-министра в допущенных уступках по национальным интересам, не могут скрыть простой истины: мы потеряли наше суверенной право проводить независимую ядерную политику, важным компонентом которой является стратегическое сдерживание". В других публикациях "Пайонир" также подвергает массированной критике правительство Объединенного прогрессивного альянса /ОПА/, акцентируя внимание на противоречиях в интерпретации заявления ГЯП и того, что оно реально может дать Индии.

Разумеется, правящему альянсу сейчас не следует забывать, что против индийско-американской сделки продолжает резко выступать блок левых сил во главе с Компартией Индии /марксистской/. На пути к нынешнему "триумфу в Вене" правящий ОПА во главе с Индийским национальным конгрессом потерял поддержку, которую левые 4 года обеспечивали ему в парламенте. Теперь бывшие союзники превратились из упорных критиков в решительных и задиристых противников, которые не устают заявлять о намерении "похоронить противоречащее национальным интересам" соглашение с США. При этом левые по существу оказались в "одном хоре" с правой оппозицией в лице индуистской Бхаратия джаната парти /БДП/. Очередная атака на ОПА с обоих флангов была развернута в первые дни сентября. Левая и правая оппозиция Индии потребовали отставки правительства страны, обвинив его в том, что оно "вводило в заблуждение парламент" в отношении условий подготовленной двусторонней ядерной сделки с Вашингтоном. Всплеск возмущения спровоцировало распространенное в конгрессе США официальное письмо, в котором в январе текущего года администрация Буша дала подробные разъяснения по поводу индийско-американского соглашения. Из этого 26-страничного документа четко следует, что Соединенные Штаты не будут поставлять Индии ключевые ядерные технологии и незамедлительно прервут торговлю с ней в ядерной сфере, если Нью-Дели откажется от дальнейшего соблюдения своего моратория на проведения испытательных атомных взрывов. Как утверждается оппонентами правящего альянса, кабинет Манмохана Сингха был полностью осведомлен о подразумевающихся оговорках. Тем не менее, премьер неоднократно заверял в своих выступлениях в парламенте, что в готовящейся сделке "ничто не препятствует дальнейшим ядерным испытаниям, если они потребуются в интересах национальной безопасности" Индии.

По мнению руководства Компартии Индии /марксистской/, вскрывшиеся сведения "полностью изобличают нынешнее правительство в том, что оно пошло на компромисс в отношении важнейших интересов безопасности Индии". С аналогичными заявлениями выступили и лидеры правой Бхаратия джаната парти /БДП/, потребовав отставки Манмохана Сингха и проведения досрочных выборов. Оппозиция настаивает на немедленном созыве сессии парламента для обсуждения сложившейся ситуации.

Скорее всего, эти призывы уже не смогут помешать официальному Нью-Дели выйти на подписание соглашения с Вашингтоном. Правительство ОПА, выдержавшее 22 июля, хотя и со скандалом, испытание вотумом доверия в нижней палате парламента по вопросу о продвижении к индийско-американской ядерной сделке, чувствует себя вполне способным отразить и нынешние нападки. Как бы то ни было, на фоне "цейтнота", в условиях которого "финиширует" работа над индийско-американской ядерной сделкой, гораздо благоприятней и весьма обнадеживающе выглядят после решения ГЯП возможности России и Франции. По мнению наблюдателей, у Москвы и Парижа есть хорошие шансы в кратчайшие сроки заключить двусторонние соглашения с Нью-Дели, которые уже были ранее подготовлены и фактически парафированы, и начать активную реализацию имеющихся проектов в сфере мирной ядерной энергетики.

Сергей Кармалито, корр. ИТАР-ТАСС в Нью-Дели
Источник:"Компас"


 Тематики 
  1. Индия   (285)