В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Изменение американской тактики в отношении Ирана

Одним из сюрпризов прошедшей недели можно назвать нарушение США 30-летнего запрета на официальные отношения с Исламской республикой Иран. Хотя в виде исключения можно привести пример американо-иранских переговоров по вопросам безопасности Ирака, состоявшихся в прошлом году. Сюрприз заключается в том, что после длительного перерыва официальный представитель Вашингтона — заместитель госсекретаря США, известный дипломат Уильям Бернс — присутствовал в качестве наблюдателя в переговорах Верховного комиссара Европейского союза по внешнеполитическим вопросам Хавьера Соланы с иранским секретарем Высшего совета по национальной безопасности Саидом Джалили по вопросу об иранской ядерной программе. Основной вопрос переговоров состоял в требовании «шестерки» стран по прекращению Ираном обогащения урана. Согласно иранской газете «Джамджом», со ссылкой на западные источники информации, временные рамки проведения переговоров должны были составить шесть недель, в течение которых Иран взял на себя обязательство не прибавлять к функционирующему центрифужному комплексу дополнительных единиц оборудования. В ответ на иранский шаг «шестерка» обещала Ирану воздержаться от принятия новых санкций. По мнению газеты, несомненным достижением для иранской стороны можно считать тот факт, что американцы согласились присутствовать на переговорах без предъявления предварительного основного условия – прекращения обогащения урана.

Как известно, переговоры состоялись в субботу, 19 июля в Женеве. Многие зарубежные обозреватели оценили это событие как изменение американской политики. Действительно, что это – изменение американской политики или тактический ход? Вопреки утверждениям некоторых зарубежных авторов об изменении американской политики, на данном этапе скорее всего можно говорить лишь об изменении американской тактики в отношении Ирана.

Кстати, первые признаки новой тактики США в отношении иранской ядерной программы появились еще в ноябре 2007 г., когда был опубликован доклад американских разведывательных служб (NIE), который стал барьером на пути военного решения иранской ядерной проблемы. Не будем здесь разбирать, была публикация доклада преднамеренным «информационным сливом» или самостоятельной инициативой американских разведслужб. Теперь же появились косвенные доказательства изменения американской тактики. Так, например, как в США, так и в Иране стали говорить о возможном открытии офиса или представительства по защите американских интересов в Иране (который скорее всего будет выполнять функции консульства). Кроме того, если верить сообщению информационного агентства иранских студентов ISNA, со ссылкой на заявление Министерства финансов США, 8 июля с.г. наложен арест на имущество антииранских радикальных групп: Народные моджахеды Ирана, Национальный совет сопротивления, Национальный совет сопротивления Ирана, Освободительная армия Ирана и Общество студентов-мусульман Ирана. Этот шаг со стороны США, без всякого сомнения, вполне можно воспринять в качестве пряника, тем более после того, как в прошлом году американский конгресс одобрил ассигнование 400 млн долларов на ведение подрывной деятельности против Ирана.

Как известно, официальная позиция администрации США до сегодняшнего дня состояла в отказе сесть за стол переговоров с Ираном до тех пор, пока там продолжается обогащение урана. Со своей стороны, отказываясь прекратить обогащение урана, Иран призывает США вести переговоры с ним без предъявления предварительных условий. В таком случае можно задать себе вопрос: что же могло побудить американцев внести тактические изменения в свою традиционную политику, направленную на ужесточение позиции в отношении Ирана? На наш взгляд, в этом деле немалое, а быть может, решающее значение приобретает позиция Европейского союза по вопросу о путях решения иранской ядерной программы, которая существенно отличается от американской позиции. Европейский союз против военного решения иранской ядерной программы. Не приходится гадать, что такая позиция ЕС непосредственным образом связана с его зависимостью от поставок углеводородов из стран Персидского залива. Ведь не для кого не секрет, что в случае начала военных действий в этом регионе могут сильно пострадать его экономические интересы, а это в свою очередь может привести к экономическим потрясениям в Европе. Именно в таком ключе следует рассматривать и попытки Франции вернуть утерянные ею позиции на Ближнем Востоке. Последние шаги французского президента Николя Саркози по налаживанию отношений с Ливаном и Сирией — яркое тому свидетельство. Если к этому добавить еще его попытку использовать Сирию в качестве медиатора с Ираном, то можно, хотя бы в общих чертах, обрисовать себе позицию ЕС в отношении Ирана.

Безусловно, можно говорить об определенных подвижках в американской политике. Самое интересное состоит в том, что после постоянных заявлений о том, что «военная опция» решения иранского ядерного кризиса лежит на столе, американцы сделали ход, который многих застал врасплох. Хотя следует заметить, что при этом администрация Белого дома постаралась сохранить свое лицо. Как? Очень просто: с одной стороны, американский представитель-наблюдатель не обличен полномочиями вести прямые переговоры с иранской стороной, но с другой стороны – факт, что он присутствует на переговорах с иранским официальным представителем. С формальной стороны – все в порядке.

Следует заметить, что за день до переговоров, 18 июля, госсекретарь Кондолиза Раис заявила, что США по-прежнему придерживаются своей позиции об условиях ведения прямых переговоров с Ираном, которые сводятся к прекращению Ираном процесса конверсии и обогащения урана. В свою очередь, Саид Джалили выразил надежду, что переговоры с участием американской стороны будут плодотворными. Вместе с тем, как заявил он иранскому информационному агентству IRNA, существенное значение на переговорах будет иметь позиция американской стороны. «Если она будет носить конструктивный характер, — заявил он, — то есть они не повторят свои прошлые ошибки, тогда наверняка у нас состоится конструктивная беседа».

Однако, принимая во внимание совершенно противоположные позиции «шестерки» и Ирана по вопросу о прекращении обогащения урана, вряд ли можно было ожидать качественного прорыва на этом направлении. С другой стороны, нельзя исключить возможность того, что американская администрация пошла на такой шаг для того, чтобы выбить «иранскую карту» из рук кандидата в президенты от Демократической партии Барака Обамы(выд. ред. Родон), показав своим избирателям, что и республиканцы могут искать дипломатический путь решения иранского кризиса.

Согласно сообщениям западных информационных агентств, женевские переговоры окончились безрезультатно. Как заявил Хавьер Солана по завершении переговоров с иранским представителем, "всегда есть прогресс на этих переговорах, однако он недостаточен" и далее: "это была конструктивная встреча, тем не менее мы еще не получили ответа на наши вопросы". Однако пресс-атташе Х. Соланы Кристина Галах настроена весьма оптимистично: "основа для успешных переговоров весьма существенна". Она положительно оценила сам факт присутствия американского представителя на переговорах. "Его присутствие, — заявила К. Галах, — является сильным сигналом со стороны США в поддержку решения вопроса путем переговоров".

Как стало известно из уст Х. Соланы, "шестерка" обещает воздержаться от применения санкций в отношении Ирана и призывает последнего в свою очередь воздержаться от ядерной деятельности, включая установки новых центрифуг, предназначенных для обогащения урана. Ирану дали две недели на обдумывание вопроса. Как выясняется, обоюдное согласие на замораживание санкций со стороны ЕС и количество центрифуг станут основным условием для продолжения переговоров со стороны Ирана. В связи с этим можно предположить, что даже если Иран согласится на эти условия, а скорее всего он согласится, это еще не означает того, что Иран даст согласие на прекращение обогащения урана.

Нет необходимости напоминать, что как до начала, так и после завершения переговоров иранская сторона заявила, что обогащение урана является для него той красной чертой, которую он не собирается переступать. Об этом неоднократно делали разные заявления иранские руководители, включая духовного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи. Поэтому любой иной взгляд, идущий вразрез с официальной установкой, без колебаний отметается. Так было, например, с "неосторожным" высказыванием советника духовного лидера, бывшего министра иностранных дел Ирана Али Велаяти, который в своей статье написал о возможности отступления Ирана с позиций, занятых им по ядерному вопросу. В связи с этим президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил: "Велаяти уважаемая личность. Он имеет свои взгляды и высказывает их. Все в Исламской республике Иран свободны высказывать свои взгляды… вместе с тем он не имеет никакого отношения к решениям по ядерному вопросу". М. Ахмадинежад дал понять, что он лично и его правительство несут ответственность за это дело, и курируется ядерный вопрос лично аятоллой А. Хаменеи.

Заняв еще до начала переговоров такую бескомпромиссную позицию, Иран тем самым предопределил их конечные результаты. Хотя если верить заявлениям Саида Джалили, переговоры были "конструктивными и динамичными". По версии иранского представителя, на переговорах были как совпадения взглядов, так и расхождения в них. Как заявил Саид Джалили, иранская сторона готова обсудить на следующей встрече те вопросы, по которым у сторон имеется совпадение взглядов. По всем данным, Иран не собирается отказываться от ядерной программы. По заявлению одного высокопоставленного иранского дипломата, иранская сторона не намерена обсуждать на следующей встрече с Хавьером Соланой вопрос о взаимных замораживаниях. Только в случае достижения соглашения она готова перейти к обсуждению имеющихся расхождений. Остается ждать следующего круга переговоров, который и даст ответ: действительно ли иранская дипломатия, согласно заявлению Саида Джалили, имеет сходство с изяществом персидского ковра.


Н.К. Тер-Оганов
Источник: "Институт Ближнего Востока"





КОММЕНТАРИЙ

Трудно поверить в то, что республиканская администрация США надеется путем изменения тактики переговоров подвигнуть Иран к изменению своей принципиальной позиции по вопросу обогащения урана. Изменение американской тактики более связано с вопросом предстоящих выборов президента США и более чем вероятной сменой республиканской администрации на демократическую. В этих условиях Буш и его администрация стремится поставить Обаму перед фактом подписания договоров с Чехией и Польшей, навязав т.о. программу ПРО, а также придать необратимый характер политике силового давления на Иран, и путем формального участия своего представителя на переговорах придать видимость сбалансированности своей тактики.

Однако на поиск компромиса в столь сложном вопросе необходимо время, которое уже на исходе для Буша и целиком работает на ядерную программу Ирана. Поэтому позиция Буша, скорее всего, сведется не к поиску компромиса с Ираном (позиции обеих строн бескомпромисны по основному вопросу), а к конфронтации, сигналы о приготовлении к которой постоянно поступают как от США, так и от Израиля.





* * *

ВОКРУГ ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ТЕГЕРАН, 22 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Цыпин/. Тегеран симметрично отреагирует на каждый позитивный шаг Вашингтона, направленный на дипломатическое урегулирование иранской ядерной проблемы и нормализацию отношений двух стран. Об этом, как сообщает сегодня местная пресса, заявил первый заместитель министра иностранных дел Исламской Республики Али Реза Шейх Аттар. "На каждый позитивный шаг Вашингтона мы будем отвечать симметрично", – подчеркнул высокопоставленный дипломат. "Определенные политические силы в США не только пытаются создать препятствия для режима Исламской Республики, но и вовсе стремятся его свергнуть, так как рассматривают этот режим как противоречащий американским интересам", – продолжил он. "Другая же часть политической элиты США убеждена, что Иран спустя 30 лет после исламской революции обладает огромным потенциалом во всех сферах и превратился в реальность, которую уже нельзя отрицать", – полагает Шейх Аттар.

Замглавы МИД ИРИ акцентировал внимание, что "после угроз и оказания давления /на Иран/ американское правительство в целях урегулирования своих же проблем было вынуждено прибегнуть к логике и сконцентрироваться на дипломатическом урегулировании ситуации вокруг иранской атомной программы, о чем свидетельствовало присутствие замгоссекретаря США Уильяма Бернса на консультациях в Женеве". "Если США официально признают Иран как влиятельную державу в регионе, а также ее законные права на реализацию своего потенциала /в сфере мирного атома/, то тогда можно быть уверенным, что переговоры в будущем увенчаются успехом", – заключил он. В иранской столице расценили как "шаг вперед" состоявшиеся 19 июля в Женеве дискуссии между секретарем Совбеза Ирана Саидом Джалили и верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой в присутствии политдиректоров "шестерки" /пять постоянных членов СБ ООН и Германия/.

В то же время на Западе было выражено разочарование результатами встречи. Изначально предполагалось, что на этом заседании Джалили озвучит ответ Исламской Республики на переданный ей в июне обновленный пакет предложений. Эти инициативы включают различные экономические стимулы и проекты многопланового сотрудничества, в том числе и в сфере мирного атома, которое предлагается Ирану в обмен на отказ от вызывающих опасения мирового сообщества работ по обогащению урана. Однако, как сообщил по окончании переговоров Солана, "мы не получили четкого ответа – ни положительного, ни отрицательного". Теперь предполагается, что Тегеран проинформирует о своем решении в течение двух недель.


* * *

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ОБ "ОСИ ЗЛА"


ВАШИНГТОН, 22 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Суржанский/. Президент США Джордж Буш по-прежнему рассматривает Иран и КНДР как часть "оси зла". Об этом заявила журналистам пресс- секретарь Белого дома Дана Перино. "Я думаю, до тех пор, пока они полностью и подлежащим проверке образом не откажутся от своих программ по созданию ядерного оружия, мы продолжим причислять их к той же самой категории", – сказала она. Буш еще в 2002 году причислил Ирак, Иран и Северную Корею к "оси зла" во время выступления перед обеими палатами конгресса США с ежегодным посланием "О положении страны". Ирак, правда, из этой категории был исключен вскоре после свержения режима Саддама Хусейна. Выразив удовлетворение тем, как идет работа по ядерной проблеме КНДР, представитель Белого дома подвергла критике иранские власти, которые на состоявшейся в Женеве встрече так и не дали ответа на новые предложения международного сообщества. Это, по словам Перино, может грозить Ирану новыми санкциями.



По материалам:"Пульс планеты"

 Тематики 
  1. Иран   (284)
  2. США   (967)