В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

О ядерной программе Египта

Ядерная программа Египта была начата при президенте Г. А. Насере в середине 1950-е гг. В настоящее среди арабских государств АРЕ обладает наиболее крупным научно-исследовательским и техническим потенциалом для проведения работ в ядерной сфере. В стране подготовлены достаточно квалифицированные кадры по различным направлениям исследований в области атомной энергии.

Египтяне располагают ядерным реактором мощностью 22 МВт в исследовательском центре в Иншасе (35 км северо-восточнее Каира). Реактор создан при помощи Аргентины, вступил в строй в 1998 г. и предназначен для изготовления радиоизотопов для медицинских, промышленных и сельскохо-зяйственных целей. В Иншасе также имеется также небольшой реактор (2 МВт), построенный еще в 1961 г. с советской помощью. Он был модернизирован в 1980-е гг. и вновь вступил в строй в 1990 г. Реактор является легководным и использует урановое топливо 10-процентного обогащения и предназначен главным образом для получения изотопов. Оба реактора контролируются МАГАТЭ. Кроме того, имеется исследовательская лаборатория, поставленная Канадой, которая используется для изготовления топливных элементов. С помощью Франции создано небольшое производство по переработке отработанного ядерного топлива – «Горячая лаборатория Центра обращения с отходами» (Hot Laboratory, and Waste Management Center). В Египте разведаны четыре урановых месторождения, помощь в разработке которых оказывает Китай. Планируется их промышленное освоение, включая экстракцию и обогащение урана для последующего использования в качестве топлива для атомных электростанций.

С 1990 г. Египет является членом Арабской организации ядерной энергетики, объединяющей 11 стран. Ряд египетских проектов в области мирного использования атомной энергии осуществляется под эгидой МАГАТЭ, в частности, реализуются программы исследовательских работ и подготовки кадров. Имеются двусторонние соглашения в области мирного использования атомной энергии с Великобританией, Германией, США, Россией, Индией, Китаем, Аргентиной. Так, соглашение с Россией, подписанное в марте 2008 г., предусматривает взаимодействие двух стран в научных разработках, разведке и производстве ядерного топлива и утилизации отходов. Вся ядерная деятельность АРЕ официально находится под гарантиями МАГАТЭ.

В сентябре 2006 г. в Каире было официально объявлено о возобновлении национальной программы развития ядерной энергетики, после того, как она была заморожена во второй половине 1980-х гг. в связи с чернобыльской катастрофой. Предполагается строительство не менее трех АЭС. Мощность каждой станции будет примерно по 600 МВт. Первая из них должна войти в строй в 2015-2016 гг. Место для нее уже определено – это район населенного пункта Эд-Дабба на побережье Средиземного моря недалеко от Александрии. Стоимость объекта оценивается в 1,5 млрд долларов. Чтобы аккумулировать эти средства, потребуются иностранные инвестиции. Строительство АЭС будет осуществляться при зарубежном техническом содействии, т. к. у АРЕ не имеется соответствующего опыта и достаточного количества технических специалистов. Как предполагают в Каире, выбор, причем нелегкий, будут делать между Россией и Китаем. Интерес к египетской ядерной программе проявляют и США. Чтобы снять возможное беспокойство за рубежом (особенно на Западе и у Израиля), египтяне заявили, что будут импортировать обогащенный уран. Тендер на получение контрактов на строительство АЭС должен пройти в 2008 г.

Ядерная программа Египта осуществляется под руководством и контролем Высшего совета по энергетике. В ноябре 2007 г. президент страны Х. Мубарак издал указ о создании в стране Высшего совета по мирному использованию ядерной энергии. Возглавил этот орган сам руководитель государства. Кроме того, в состав Совета вошли премьер-министр А. Назиф и главы ключевых министерств, включая оборонное, внешнеполитическое и финансовое, а также службы внешней разведки.

Х. Мубарак заявил, что АРЕ должна использовать новые и возобновляемые источники энергии, в т. ч. использовать атомную энергию в мирных целях. Египет продолжает вкладывать огромные средства в электроэнергетику, нефтяной и газовый секторы, однако страна сталкивается с вызовами в энергетической сфере из-за экономического роста и увеличения потребления энергии. Поэтому главная задача национальной ядерной программы – это диверсификация энергетического рынка АРЕ, сохранение запасов углеводородного сырья для будущих поколений и, в конечном итоге, надежное и долгосрочное обеспечение энергетической безопасности республики. По словам Х. Мубарака, мирная ядерная программа Египта основана на принципе прозрачности и будет осуществляться в рамках обязательств Каира перед международным сообществом, Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в сотрудничестве с иностранными партнерами и Международным агентством по атомной энергии.

Египет является сторонником превращения ближневосточного региона в зону, свободную от оружия массового уничтожения и не имеет официальных ядерных амбиций. АРЕ подписала и ратифицировала ДНЯО. В то же время Египет и некоторые другие арабские государства после принятия в 1995 г. специальной международной конференцией на основе консенсуса решения о бессрочном продлении Договора о нераспространении ядерного оружия выступили с заявлениями о том, что они резервируют свое отношение к этому решению. АРЕ подписала, но до настоящего времени не ратифицировала Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. В Каире постоянно и настойчиво выступают за установление контроля над ядерным оружием и атомными объектами Израиля, за присоединение этой страны к ДНЯО.

По оценке западных экспертов, Египет располагает исследовательскими и техническими возможностями для ведения, в случае необходимости, работ по созданию ядерного оружия. Х. Мубарак еще в 1998 г. заявил, что его страна может стать обладателем атомного оружия, если будет необходимо ответить на израильскую ядерную угрозу. Вопрос о ядерных программах АРЕ обсуждался на совете управляющих МАГАТЭ в феврале 2005 г., поскольку обнаружилось, что Египет скрыл от международного агентства часть своей атомной деятельности. Каир отверг эти обвинения, однако инспекторы агентства обнаружили запасы плутония на одном из египетских ядерных объектов. Происхождение плутония осталось неизвестным. В декабре 2006 г. на встрече с премьер-министром Израиля Э. Ольмертом Х. Мубарак намекнул, что Египет может начать соответствующую ядерную программу, если другие страны региона приобретут ядерное оружие (как полагают, под «другими странами» подразумевался Иран). Со своей стороны, Израиль заявил, что «не обеспокоен планами Каира развивать ядерную энергетику, поскольку уверен в мирных планах соседней страны».

Многие эксперты вполне обоснованно полагают, что одной из основных причин (и египетский лидер это косвенно подтвердил) для возобновления египетских изысканий в ядерной сфере стало именно развитие ситуации вокруг Ирана, ядерные амбиции его руководства. Не секрет, что Х. Мубарака, как и большинство других арабских лидеров, серьезно беспокоит стремительный рост влияния Ирана на Ближнем Востоке, которое может быть подкреплено, причем в довольно близкой перспективе, наличием у Тегерана собственного ядерного оружия. А это коренным образом изменит военно-политическую обстановку и расстановку сил в ближневосточном регионе, причем явно не в пользу арабов. В этой связи Вашингтон испытывает обеспокоенность насчет возможного развертывания Каиром национальной военной ядерной программы.

Еще одним фактором, обусловливающим египетскую активность в ядерной сфере, может быть и вопрос первенства: Египет долгое время являлся неформальным лидером арабского мира, и некоторые его политические и военные круги могут быть заинтересованы в подкреплении этого статуса путем создания «арабской» атомной бомбы (Пакистан и Иран являются исламскими, но не арабскими государствами).

В заключение остановимся еще на одной проблеме, связанной с ядерной деятельностью в Египте. Это – возможность прихода к власти в стране радикальных исламистских сил (чего отнюдь нельзя исключать), которые попытаются принять меры по разработке собственного ядерного оружия. А такие намерения у местных исламских радикалов имеются. Так, в январе 2007 г. депутаты парламента АРЕ от крупнейшей оппозиционной силы страны – исламистской «Ассоциации братьев-мусульман» потребовали от правительства начать разработку ядерного оружия в ответ на двусмысленное заявление Э. Ольмерта о наличии подобного оружия у Израиля.


Источник: "Институт Ближнего Востока "

 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)