7 мая предстоит инаугурация нового Президента России Дмитрия Медведева. Накануне этого события комментарии в западных и части российских СМИ, посвященные будущей конфигурации политической власти в России, свидетельствуют о настойчивом желании определенных кругов «поссорить» Владимира Путина с его преемником.
Разумеется, когда реальных новостей нет, их надо придумать – это непреложный закон существования прессы. Тем более, когда речь идет о главном событии года во внутриполитической жизни одного из ключевых игроков на международной арене. Однако и уже сейчас очевидно, что непрекращающиеся попытки внести раскол между будущим Президентом и главой Правительства будут иметь характер хорошо скоординированной пропагандистской кампании.
«Пока уходящий президент и его преемник демонстрируют полное взаимное согласие», – отмечает британская BBC. Однако основной доминантой многих комментариев в печатных и электронных СМИ (не исключая и политизированных блоггеров) является нескрываемое желание явным или неявным образом противопоставить взгляды Путина и Медведева как на проводимый внутриполитический курс, так и на вопросы внешней политики и поиск для этого соответствующих поводов. В ход идут испытанные приемы из арсенала информационных войн, вплоть до навешивания малосодержательных ярлыков. «Эпоха Путина была ознаменована возвращением к власти силовиков: сегодня они играют первостепенную роль в политике и экономике. С ними борется клан экономических "либералов", к которому обычно причисляют и Дмитрия Медведева» – так, например, обобщает досужие сплетни швейцарская Le Temps.
Не имея реальных фактов, авторы всевозможных глубокомысленных прогнозов обращаются зачастую к фактам, «высосанным из пальца», одновременно придавая своим материалам как можно больший градус эмоциональности. «Схватка за президентское кресло проходила тайно, но неистово, и борьба за власть продолжится. К тому же в современной России множество нерешенных противоречий», – стращает The Wall Street Journal, не уточняя – в чем же, собственно заключается это «неистовство». А один бойкий корреспондент даже сделал вид, что заглянул в черновик красноярской речи Дмитрия Медведева и обнаружил там – к вящему воодушевлению «либеральной общественности» – вычеркнутую фразу про роль В. Путина в укреплении партийной системы. О чем и поспешил сообщить «граду и миру». Другие ищут скрытые противоречия в публичных выступлениях обоих лидеров, силясь разглядеть в тех или иных формулировках несомненные признаки надвигающегося «раскола».
Еще одним лейтмотивом комментариев, которыми отличается, в первую очередь, западная пресса, являются недвусмысленные намеки: мол, будущему Президенту России следует как можно скорее отказаться от политического наследства своего предшественника и воспринять подходы западного сообщества по ключевым проблемам международной безопасности в качестве истины в последней инстанции и руководства к действию. Мол, так будет лучше для самой же России. Что касается внутриполитического курса, желательного для Запада, то здесь часто говорят о некоей «либерализации сверху». Под такой «либерализацией» понимают, очевидно, расшатывание властной конструкции и «зеленый свет» для радикальной оппозиции, которая, напомним, открыто провозглашает своей конечной целью свержение действующей власти. Те, кто предлагают подобные сценарии в качестве модели политического развития нашей страны на ближайшие годы, несомненно, хорошо знают уроки истории. В том числе и недавней – вспомним хотя бы горбачевскую «перестройку» с ее полной дисфункцией многих структур государственного управления, начало 90-х с их острым противостоянием исполнительной и законодательной власти. Государственные институты, пребывающие в состоянии перманентного хаоса, а зачастую даже противостоящие друг другу, являются идеальным объектом для внешних манипуляций – это мы уже проходили. И вряд ли существует острое желание наступать еще раз на те же «грабли»…
Власть в России была и будет стабильной, а долгие годы совместной работы действующего и избранного президентов гарантируют преемственность курса государственного руководства и высокую эффективность тандема Путин – Медведев на перспективу. «Если мне будет доверено управление государством, я обязываюсь продолжить путь, который доказал свою эффективность, путь президента Путина… Мы должны сохранить базовые принципы, которые были заложены в последние восемь лет… Для меня это и высокая честь, и внутренний вызов», – заявлял Дмитрий Медведев в ходе программных выступлений в Нижнем Новгороде и Красноярске. Этот же тезис неоднократно повторялся избранным Президентом и впоследствии.
Залогом осуществления планов модернизации страны, намеченных на длительную перспективу, является стабильность и поступательное экономическое развитие. В то же время внешнего спокойствия в предстоящие годы нам никто не гарантирует и гарантировать не собирается. Скорее наоборот. Совершенно очевидно, что, скажем, недавний призыв возможного будущего президента США Джона Маккейна «признать независимость Северного Кавказа от России» отражает отнюдь не только его личные взгляды и подходы в отношении нашей страны. Намерение России придать рублю статус региональной, а затем и мировой резервной валюты, а следовательно – постепенно отказываться от долларовой торговли нефтью(1), так же вряд ли вызовет бурные восторги. Financial Times призывает к выработке консолидированной позиции западных стран – разумеется – на антироссийской основе. Так что осложнения могут возникнуть и на европейском направлении – скажем, уже сейчас политические эксперты ведущих германских политических партий дружно заговорили о «назревающих конфликтах» в отношениях Москвы и Берлина(2). Однако конфликты будут всегда и везде, и умелое их разрешение с пользой для национальных интересов страны является важнейшей функцией любой эффективно действующей государственной власти. Решение стратегических задач, стоящих перед Россией, возможно только при устойчивой политической конструкции, которую, безусловно, обеспечит тандем Президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина.
______________________
1 Экспортная нефть России пойдет за рубли // ГТРК Голос России, 5 мая 2008 г.
2 http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3309578,00.html?maca=rus-yandex_new_comments-325-xml
Андрей АРЕШЕВ
Источник: "Фонд Стратегической Культуры "
КОММЕНТАРИЙ
Западная пресса комментируя предстоящую смену власти в России с ностальгией обращается к событиям начала 90-х годов, проводя ложные параллели между "реформаторами" в окружении Горбачева и "либералами" в окружении Медведева и противопоставляя их "реакционным коммунистическим силам", которые, якобы, находят свой современный аналог в "силовиках" во главе с Путиным. Таким образом делается попытка моделирования политического противостояния конца 80-х, начала 90-х годов, закончившегося распадом СССР.
Совершенно очевидно, что с метаисторической т.з. современная ситуация не имеет ничего общего с событиями времен перестройки. Нам уже приходилось обращать внимание на ложность параллелей между современной ситуацией и событиями 1991 года в связи с заявлениями Б. Березовского о подготовке им "революции" в России (см.
"Еленин (Березовский) и "Другая Россия"). Неудивительно, что эти планы Березовского теперь уже выглядят не более чем блеф, но еще совсем недавно западные сми пересказывали их как наиболее вероятный сценарий смены власти в России.
Первична метаистория, но не политика, лишь отражающая некоторые аспекты метаисторической ситуации. И если политическая ситуация 1991-1993 года отражала метаисторическое противостояние различных сил, воспринимаемое нами как политическая борьба различных форм государственности, то современная ситуация лишена подобного метаисторического содержания, потому и ожидания каких-то политических неистовств и непримиримой борьбы явно неуместны. "Непримиримая оппозиция", как политическое орудие государственности США, что уже очевидно, не имеет никакой поддержки в российском обществе и потому связанные с ней ожидания каких-либо революций явно завышены. Внутриполитическая ситуация в России стабильна и ее дестабилизация если и возможна, то лишь как воздействие из вне.