|
Реформа бундесвера в ФРГ
В Мюнстере завершился крупнейший в истории бундесвера уголовный процесс. Несколько офицеров и унтерофицеров признаны виновными – шестерых бывших инструкторов бундесвера суд приговорил к лишению свободы условно и денежным штрафам за издевательства над 163 новобранцами в учебном центре имени барона фон Штайна в городе Кесфельд /федеральная земля Северный Рейн- Вестфалия/. Как сообщил старший прокурор Вольфганг Швеер, группа младших офицеров в рамках подготовки новобранцев к зарубежным операциям без санкции руководства бундесвера провела учения для их ознакомления с условиями захвата в заложники и попадания в плен.
Из новобранцев делали "настоящих мужчин". Для этого в ходе учений в отношении новичков были применены пытки. Молодым солдатам завязывали глаза и в наручниках вывозили на грузовике в расположение части, где в подвалах казармы инсценировались допросы с пристрастием. В ходе "дознания" солдат обливали холодной водой, заливали им в рот воду, пытали электрическим током от полевой радиостанции, били ногами. "Они задавали мне разные вопросы, а не получив требуемого ответа, били меня головой о стену, – рассказал в суде один из испытуемых. – Потом меня швырнули в угол, заставили встать на колени, пускали в лицо дым, затем шею чем-то обожгло. Возможно, о нее погасили окурок". Примечательно, что большинство потерпевших не считают экзекуцию чем-то ужасным. Более того, несколько пострадавших назвали инцидент самым ярким впечатлением за все время пребывания в учебном лагере. Поэтому ни один из новобранцев не счел нужным пожаловаться начальству. Вся история получила огласку совершенно случайно лишь два с половиной года спустя. Как заявила защита, осужденные также не осознавали незаконности своих действий.
Подозрения в издевательствах над подчиненными были выдвинуты против 38 инструкторов. Многих из них сразу уволили из бундесвера. Уголовные дела были возбуждены против командовавшего ротой капитана и 17 унтер-офицеров. К 22 месяцам условно приговорены двое бывших командиров учебных взводов, которым пришла в голову идея издать письменный приказ о подготовке вчерашних школьников к военным действиям в "реальных условиях". Бывший обер-фельдфебель, который пытал подчиненных электричеством, осужден на 16 месяцев условно, другой фельдфебель получил 10 месяцев условно. Командиру роты, где произошел инцидент, и еще одному унтер-офицеру придется заплатить штраф в размере 7,5 тыс. евро. Осужденных обязали также возместить судебные издержки в размере 300 тыс. евро – по 50 тыс. евро на каждого. Несколько подсудимых были оправданы, так как выполняли приказ. Военнослужащие, приговоренные к году лишения свободы, даже условно, автоматически увольняются из рядов бундесвера.
Первые приговоры по "кесфельдскому делу" были вынесены в Мюнстере 27 августа. Тогда судьи приговорили бывшего унтер-офицера бундесвера к лишению свободы на 1,5 года условно за нанесение тяжких телесных повреждений подчиненным в том же учебном центре. Его коллега – бывший унтер-офицер германской армии из Кесфельда – за "неуставные отношения с подчиненными, унижающие их честь и достоинство", приговорен к штрафу в размере 2400 евро. Четверо их сообщников из числа инструкторов бундесвера в возрасте 28 и 29 лет признались в издевательствах над подчиненными, но сослались на обязанность выполнять приказы, и были оправданы. В качестве смягчающих обстоятельств суд принял также заверения пострадавших, которые, по их словам, добровольно дали согласие на "экзекуцию". Через эту "процедуру" прошли 163 новобранца, которые в суде выступили в роли потерпевших. В ходе процесса, который продолжался около года, следователи допросили более 200 свидетелей.
Устав бундесвера запрещает проведение занятий с новобранцами в экстремальных условиях, максимально приближенных к боевой обстановке. Варианты попадания солдат в заложники проигрываются исключительно перед отправкой солдат-контрактников за рубеж для участия в миссиях в "горячих точках". Такие учения проводятся в присутствии психологов в двух специально оборудованных армейских спеццентрах в Магдебурге и в Вюрцбурге Призывники-срочники за рубеж не направляются и в таких учениях не участвуют.
Только в 2004 году военнослужащие германской армии подали 6154 жалобы на действия сослуживцев, подпадающие под определение "неуставные отношения" или нарушение конституционных прав военнослужащих, сообщил уполномоченный бундестага по вопросам бундесвера Райнхольд Роббе. Аналогичные жалобы поступали руководству бундесвера и в 2005, и в 2006, и в 2007 годах. В большинстве случаев жалобы были вызваны проявлениями неприязни к гомосексуалистам, а также выпадами право-радикального и расистского характера. Но были зафиксированы и более драматичные эпизоды и не только в Кесфельде. Самый печальный инцидент произошел во время боевых стрельб в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия. Во время учений ефрейтор расстрелял офицера и затем покончил жизнь самоубийством. Однако дело так и не было расследовано, так как участники инцидента были мертвы, а следствие не располагало информацией о возможных конфликтах между жертвами.
Недавно суд Ганновера за избиение сослуживцев приговорил к 11 месяцам условно фельдфебеля одной из воинских частей, дислоцированной в федеральной земле Нижняя Саксония. В одном из подразделений группа солдат в состоянии алкогольного опьянения развлекалась так называемой "игрой в почки". Вся "забава" сводилась к тому, что участники "игры" лупят чем попало друг друга по почкам, пытаясь доказать свою выносливость. В результате один из претендентов на звание "самого крепкого парня взвода" попал в госпиталь с разрывом селезенки, где был прооперирован и по состоянию здоровья демобилизован из вооруженных сил.
"В бундесвере с 1950-х годов действует правило, в соответствии с которым командир не имеет права даже прикасаться к подчиненным без их на то согласия. Даже поправить противогаз на голове солдата командир имеет право, предварительно спросив у подчиненного разрешение", – прокомментировал ситуацию вокруг "неуставных отношений" в германской армии председатель Союза военнослужащих бундесвера Бернхард Гертц. Воинский устав бундесвера предоставляет возможность военнослужащим подавать жалобы, игнорируя субординацию. Солдат может жаловаться непосредственно генеральному инспектору вооруженных сил, в Германский союз военнослужащих бундесвера /своего рода "армейский профсоюз"/ или уполномоченному бундестага по делам военнослужащих – гражданскому лицу, которое осуществляет надзор за соблюдением прав человека в армии. На сайте бундесвера будущим новобранцам дают практические советы, как действовать в случае злоупотреблений. В случаях нарушения их законных прав германским солдатам разрешено обращаться с жалобой к начальнику любого ранга вплоть до министра обороны, а также в полицию, органы юстиции, к армейским священникам.
Кроме того, Конституция ФРГ предоставляет солдатам и офицерам германской армии право игнорировать приказы вышестоящего начальства, если они противоречат закону или моральным представлениям военнослужащего. "Никто не может против своей совести быть принужден к военной службе с оружием", – говорится в статье 4 Основного закона. Устав бундесвера так же, как и уставы других армий мира, требует от военнослужащих соблюдать военную дисциплину. Нарушителю грозит трибунал. Но Конституция выше устава. Основной закон предоставляет гражданам право отказаться от службы с оружием в руках и от выполнения приказов, которые противоречат их совести.
Этим правом, в частности, воспользовался подполковник транспортных войск Юрген Розе, отказавшись участвовать в мероприятиях по отправке в Афганистан самолетов-разведчиков "Торнадо". Согласно мандату, эти самолеты собирают разведанные не только для международных сил по стабилизации /ИСАФ/, но и для антитеррористической операции "Длительная свобода", которая проводится под командованием США. "Этой операцией ФРГ втягивается в наступательную войну", – обосновал офицер в письме в адрес министерства обороны свой отказ выполнить приказ. На основании этого заявления он был переведен из транспортных войск в административный отдел. "У военных тоже есть право действовать по совести, – заявил Юрген Розе в интервью еженедельной газете "Цайт". – 30 лет назад я присягал стоять на страже закона ФРГ. Если закон нарушается, то я как гражданин ФРГ имею право этому противодействовать". По мнению Розе, приказ об отправке "Торнадо" в Афганистан противоречит закону о правовом положении солдат бундесвера и "вступает в конфликт с собственной совестью".
Первый громкий прецедент отказа подчиниться приказу был создан в апреле 2003 году перед началом войны в Ираке. Тогда майор бундесвера Флориан Пфафф по идейным соображениям отказался принять участие в работе над компьютерной программой для службы тыла, отметив, что она в принципе может использоваться для обеспечения грузоперевозок во время проведения операций войск США в Ираке. За неподчинение он был разжалован до капитана. Вскоре Федеральный административный суд в Лейпциге, рассмотрев апелляцию "отказника", восстановил его в прежнем звании, обязав командование возложить на майора обязанности, которые "не противоречили бы его морально- этическим взглядам".
В последние годы в бундесвере на 40 проц. выросло число военнослужащих, которые отказываются брать в руки оружие уже после призыва. В 2006 году 2269 солдат германской армии отказались служить с оружием в руках. В 2005 году было зафиксировано 1639 подобных инцидентов.
В связи со скандалами вокруг "неуставных отношений" в германской армии ряд политических сил страны выступили за отмену всеобщей воинской повинности. При этом они выдвинули предложение строить армию исключительно на профессиональной основе. На протяжении ряда лет партия "Союз 90/"зеленые" добивается отмены воинской обязанности и выступает за профессиональную армию, которая, по ее мнению, будет эффективнее и дешевле. Их точку зрения разделяют правозащитники. По их мнению, всеобщий призыв оправдан лишь в случае необходимости защиты от внешней угрозы, как это было, например, в годы "холодной войны". Политические же интересы не могут служить поводом для ограничения личной свободы граждан в форме призыва в армию. Комментируя дискуссию о возможности отмены всеобщей воинской повинности, газета "Фрэнкишер таг" пишет: "В спорах по этой проблеме, которая до сих пор оставалась запретной для дискуссий, по крайней мере в СДПГ и ХДС/ХСС, неожиданно наметился прогресс. Уже называют, в том числе и конкретные сроки отмены воинской повинности и гражданской службы. Это не может не радовать, так как воинскую повинность как всестороннее вмешательство государства в личную свободу молодых людей давно невозможно объяснить ни вызовами для безопасности, ни пограничным окружением ФРГ, в которое входят исключительно дружественные государства. Одновременно следует поразмыслить о будущем альтернативной гражданской службы. Избегая дискуссии о полном отказе от нее и о проведении реформ в ее структурах, пора приступить к обсуждению вопроса о том, каким образом возможно на добровольных началах найти применение горячему желанию молодежи принять участие в социальных проектах".
"Всеобщая воинская повинность, а вместе с ней и гражданская служба в Германии будет отменена, – убеждена газета "Файнэншл таймс Дойчланд". – Когда точно федеральное правительство решится на этот шаг, пока неизвестно. Но уже сегодня очевидно, что это – вопрос нескольких лет. По оценкам некоторых благотворительных объединений, последний немец, проходящий гражданскую службу, вернется домой самое позднее в 2010 году. Число молодых людей, которые избрали гражданскую службу как альтернативу службе в армии и предпочитают провести год в больницах, социальных учреждениях и домах для престарелых, значительно превышает число призываемых в ряды бундесвера на основании закона о всеобщей воинской повинности. Вместо того, чтобы помогать профессиональному персоналу, они вынуждены вопреки всем законам выполнять за них всю работу по причине нехватки квалифицированных кадров. Не имея специальной подготовки, они не соответствуют предъявляемым требованиям". По мнению газеты "Остзее- цайтунг", "политики слишком тщательно замалчивали эту проблему, хотя все сознавали, что в результате отмены всеобщей воинской повинности придет конец в том числе и альтернативной гражданской службе. Из Берлина не последовало никакой реакции ни на распад восточного блока, ни на стремление европейских соседей осуществить переход к формированию своих вооруженных сил на профессиональной основе. Всеобщая воинская повинность стала основой для сохранения гражданской службы. Решение необходимо найти, и в результате широкой дискуссии нужно создать "батальоны" добровольных помощников для работы в социальных учреждениях".
За сохранение всеобщей воинской повинности традиционно выступает министерство обороны ФРГ. Аргумент остается неизменным: в результате сокращения численности армии уменьшатся объемы участия ФРГ в миротворческих миссиях за рубежом, что приведет к снижению влияния страны в мире. "Бундесвер превращается в боевую мобильную армию, – комментирует "Берлинер курир". – В этой связи возникает один единственный вопрос: зачем? Раньше был провозглашен принцип, требовавший "защиты от нападающего врага на рубежах нашей страны". Теперь речь идет о том, что бундесвер должен быть готов отразить атаки врага в любой точке, где бы он не появился. О каком враге идет речь? Где этот враг'' В Кабуле или бог знает где еще? А мы этого действительно хотим? И нужна ли нам для этого всеобщая воинская повинность? Нет, мы этого не хотим и нам не нужна воинская повинность".
С учетом новых задач бундесвера, изложенных, в частности, генеральным инспектором бундесвера Вольфгангом Шнайдерханом, всеобщая воинская повинность представляет собой анахронизм. Этой точки зрения придерживаются ряд военных и гражданских экспертов. Бывший министр обороны Петер Штрук не поддерживал предложения об ее отмене и создании чисто профессиональной армии. При этом он высказывал опасения, что без воинской повинности бундесвер может превратиться в "армию наемников" наподобие Французского легиона. Его преемник на посту главы оборонного ведомства Франц-Йозеф Юнг придерживается аналогичной точки зрения.
В свою очередь Вольфганг Шнайдерхан предложил приступить к реализации ряда мер по реструктуризации вооруженных сил ФРГ. По указанию руководства оборонного ведомства страны он разработал концепцию радикального сокращения численности бундесвера и обновления всей системы боевой подготовки. С начала ХХ века германская армия традиционно делилась на три вида вооруженных сил. Как отмечает газета "Вельт", согласно реформе деление армии на сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы будет отменено. С точки зрения Шнайдерхана, в современных условиях вооруженные силы должны подразделяться на три группы – боевые оперативные части, миротворческие силы для участия в зарубежных миссиях /например, в Косово/ и силы поддержки. В задачу последних войдет тыловое обеспечение, обучение кадров и защита отечества. В качестве первого шага Шнайдерхан предложил передать командование отдельными видами вооруженных сил в подчинение оперативного штаба в Потсдаме, отмечает "Вельт". Тем самым инспекторы видов вооруженных сил будут лишены своих полномочий. Впоследствии предлагается полностью упразднить командования отдельных видов вооруженных сил.
Как сообщил Шнайдерхан в одном из интервью еженедельнику "Штерн", программа обучения рядового состава в соответствии в "изменившимися задачами и спектром применения" бундесвера должна предусматривать "боевую подготовку в условиях, близких к реальному бою", а также "подготовку к высоким длительным физическим и психологическим нагрузкам". Генеральный инспектор выступает за "усиленную подготовку" военнослужащих к участию в зарубежных миссиях в составе германских контингентов в том числе на Балканах, в Афганистане, Африке. В то же время он высказывается против привлечения германских военнослужащих к новым зарубежным военным миссиям.
В рамках реформы бундесвера в ФРГ предполагается сократить две дивизии сухопутных сил, сообщил еженедельник "Шпигель". В итоге вместо семи дивизий в распоряжении министерства обороны останется лишь пять. Предполагается проведение таких структурных преобразований, которые позволили бы при необходимости задействовать в любой точке мира до 35 тыс. миротворцев – костяк реструктурированного бундесвера. Для осуществления ежегодной ротации, по мнению экспертов минобороны, необходим резерв численностью до 100-140 тыс. хорошо обученных военных профессионалов.
Игорь Деев, корр. ИТАР-ТАСС в Берлине
Источник: "Компас"
|