|
Турция: конституционный суд рассмотрит иск о запрете на деятельность правящей партии
Конституционный суд Турции принял 31 марта к рассмотрению иск генеральной прокуратуры страны от 14 марта о запрещении деятельности правящей Партии справедливости и развития /ПСР/ в связи с ее участием, как считают в прокуратуре, в исламистской деятельности, направленной на ослабление светских устоев государства. По мнению генерального прокурора Абдуррахмана Ялчинкая, деятельность партии премьер-министра Тайипа Эрдогана "нарушает светский характер" развития современной Турции. Ялчинкая требует ввести запрет на ведение политической деятельности в течение пяти лет для 71 члена ПСР, в том числе для Эрдогана и президента Абдуллаха Гюля.
Конституционный суд Турции обладает правом закрыть политическую партию, если считает, что она нарушила закон. В 1998 году этот суд закрыл исламскую Партию благоденствия, отстраненную от власти военными в 1997 году, а в 2001 году – более мелкую Партию добродетели, которая также придерживалась идеологии политического ислама. Если иск по делу ПСР будет удовлетворен, то правящая партия перестанет существовать как политическая организация, а все ее имущество отойдет государству.
Дело о запрете на деятельность правящей ПСР и связанные с требованием прокуратуры политические процессы оттеснили на второй план практически все другие темы текущей политики в Турции. Для ПСР предстоящее в Конституционном суде разбирательство стало, мягко говоря, острой головной болью. Руководящий состав партии обсуждает в последние дни, главным образом за закрытыми дверями, меры которые можно противопоставить инициативе прокуроров.
Центральный исполком ПСР собрался, в частности, на заседание 7 апреля, которое продолжалось без малого шесть часов. Хотя журналисты и общественность ожидали, что итогом дискуссии станет конкретный план действий по отношению к делу о запрете деятельности партии, их надеждам не суждено было сбыться. Как заявил заместитель лидера партии Эрдогана – Денгир Фырат, "было принято решение в первую очередь реализовать шаги в рамках мер по демократизации Турции, что необходимо для евроинтеграции" Анкары. При этом решение вопроса о внесении поправок в положения конституции, касающиеся вынесения запрета на деятельность политических партий, которые ПСР намеревалась передать на обсуждение в парламент, было отложено на более позднее время. Именно эта тема активно обсуждалась в последнее время в турецких СМИ.
Что конкретно включает в себя инициатива ПСР относительно "демократизации", руководство ПСР не уточнило. Пока же, очевидно, планируется реализовать ряд законопроектов, приведя их в соответствие с нормами Евросоюза. Обозреватели газеты "Тудейс Заман" считают, что предложения ПСР могут включать в себя и внесение конституционных поправок. Целесообразность подобных изменений правящая партия может аргументировать требованиями европейского законодательства. Вместе с тем, пока речь идет лишь о прогнозах.
На заседании исполкома ПСР подробно обсуждалась тема иска генпрокуратуры, но это был лишь обмен мнениями. По словам Эрдогана, "была проведена оценка сложившейся ситуации". "Мы обсудили этот вопрос. Однако на заседании речь шла не столько о будущем нашей партии, сколько о будущем турецкой демократии, – отметил Эрдоган. – Ответственность за результат /возможное закрытие партии – прим. ИТАР-ТАСС/ не будет возложена на народ. Продолжится поиск путей разрешения ситуации в рамках демократической политики".
По итогам заседания, отмечает заместитель лидера ПСР Фырат, Эрдогану были предоставлены полномочия предпринимать любые шаги в отношении иска генпрокуратуры. "Естественно, судебный процесс будет продолжаться сам по себе /независимо от мер ПСР – прим. ИТАР-ТАСС/. Однако в интересах нации заранее проанализировать возможные политические и экономические последствия. А задача политиков предпринять все меры по защите стабильности в стране", – заявил Фырат.
Первым ключевым эпизодом рассмотрения дела станет выступление в Конституционном суде представителей ПСР в свою защиту. Это в соответствии с регламентом должно произойти в течение месяца. Вместе с тем, закон предусматривает продление этого срока в случае, если это будет необходимо для ПСР. Некоторые аналитики считают, что судебный процесс может продлиться полгода или даже больше.
Таким образом, ПСР имеет достаточно времени на подготовку документов в свою защиту, а также на проведение законодательных реформ, которые в итоге могут спасти партию от роспуска. Эти шаги – своеобразная "дорожная карта" – продолжают обсуждаться руководством партии. Однако для успешного проведения инициатив партии Эрдогана через парламент необходимо договориться с другими политическими силами, представленными в меджлисе. Оппозиционные Народно-республиканская партия /НРП/ и Демократическая левая партия дали понять, что предложения ПСР не получат их поддержки. Подтверждением этому стал отказ НРП поддержать подготовленный ПСР законопроект об изменении статьи 301 УК Турции, на основании которой граждане преследуются за инакомыслие. 7 апреля ПСР передала в президиум парламента проект поправок в эту статью, касающуюся свободы слова.
301-я статья УК Турции уже на протяжении нескольких лет вызывает недовольство в Евросоюзе, который считает, что она нарушает принципы свободы слова. На основании этой статьи в стране был возбужден ряд нашумевших дел против известных писателей и деятелей культуры, в частности, нобелевского лауреата Орхана Памука, писательницы Элиф Шафак. При этом право самостоятельно инициировать подобное разбирательство практически имеет на основе имеющихся доказательств любая судебная инстанция в стране.
Статья 301 действующего УК гласит, что наказание в виде тюремного заключения на срок от полугода до трех лет может получить лицо публично оскорбившее турецкую нацию, Турецкую Республику, парламент Турции, а также правительство, судебные органы, армию и структуры безопасности. Некоторые местные и европейские юристы считают такие формулировки, в особенности понятие "турецкость" или турецкую нацию, довольно расплывчатыми и не отвечающими соблюдению принципов свободы слова.
"В тексте законопроекта указано, что полномочия возбудить судебное разбирательство по этой статье передаются президенту страны", – отметил государственный министр правительства Турции Джемиль Чичек, объяснив основную суть изменений. Народно-республиканская партия заявила в этой связи, что передача президенту уникального права возбудить иск является "нарушением принципа разделения властных полномочий". Кроме этого, оппозиция уверена, что законопроект стал "итогом внешнего давления" на ПСР со стороны ЕС. Как заявил заместитель главы НРП Онур Оймен, законопроект был разработан, "чтобы приглянуться иностранцам и удовлетворить их". Оймен также обратился с критикой в адрес председателя Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозо, напомнив о сделанном им признании, что он "не знает турецкого законодательства". "При этом он еще и комментирует. Лучше ознакомившись с нашими законами, он сможет делать более здравые комментарии", – подчеркнул Оймен.
Планы ПСР относительно изменения статьи 301 стали причиной разногласий и с Партией националистического движения /ПНД/. Эрдоган рискует не получить поддержки своих законодательных инициатив со стороны ПНД, заявившей, что поддержит ПСР в том случае, если статья 301 УК останется нетронутой.
Вероятно, что и пакет "европоправок", над которым работает ПСР, может стать объектом резкой критики и утверждений о потворствовании "интересам иностранцев" в ущерб национальным. Дело в том, что 10 апреля Анкару посетили Баррозо и комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен. Основной темой их контактов стала евроинтеграция Турции.
После заседания Центрального исполкома ПСР Эрдоган заявил, что в ближайшее время он постарается согласовать с другими политическими партиями, представленными в парламенте, позиции по вопросам законотворческой деятельности и выработать единый подход. Вместе с тем, судя по заявлениям представителей оппозиции, прийти к консенсусу будет сложно.
ПСР в меджлисе обладает 341 мандатом, в то время как для принятия ряда законопроектов, в частности, поправок в конституцию, необходима поддержка 367 депутатов. Именно поэтому ПСР вынуждена вести переговоры с руководством других партий. Когда предложения ПСР получат окончательное документальное оформление, они будут переданы руководству парламентских фракций. Если Эрдогану не удастся заручиться необходимой поддержкой в парламенте, то пакет законодательных изменений может быть вынесен на референдум. Вместе с тем, некоторые местные аналитики говорят и о другом варианте развития событий – если ход судебного разбирательства о роспуске партии и сроки его проведения позволят это, то партия Эрдогана может дать "зеленый свет" досрочным выборам в парламент. У ПСР может появиться шанс улучшить свои позиции в меджлисе, получив более близкое к конституционному большинству /367 голосов/ количество депутатских кресел. Внешне, однако, ПСР, несмотря на критику в свой адрес, по-прежнему заявляет, что "не остановится и продолжит путь".
В целом политический процесс в Турции пока не поддается однозначным прогнозам. Местные наблюдатели довольствуются главным образом заявлениями со стороны ПСР, старающейся не показывать своего волнения и убеждающей, что справится со стоящими перед ней проблемами. Эти заявления появляются, правда, не так уж часто. Со стороны Конституционного суда заявления в связи с иском о роспуске ПСР еще более редки. Между тем, относительная медлительность правящей партии в разрешении сложившейся ситуации несколько смущает, особенно если вспомнить политический кризис весны прошлого года, когда события развивались буквально по часам.
По мнению некоторых местных наблюдателей, нынешняя подготовка Партией справедливости и развития плана внесения "европоправок" в конституцию направлена главным образом на поднятие своего рейтинга, вероятно, в связи с возможностью досрочных выборов в парламент.
Кроме того, перенос внимания на политические реформы может помочь отодвинуть на второй план экономические проблемы в стране. Как отмечают некоторые наблюдатели, в результате процессов приватизации страна оказалась наводнена иностранным капиталом, а доходы государства снизились, результатом чего стало появление проектов об увеличении налогового бремени для рядовых граждан.
Кирилл Жаров, корр. ИТАР-ТАСС в Анкаре
Источник: "Компас"
|