Чем ближе очередной саммит НАТО, проведение которого намечено на 2–4 апреля 2008 года в Бухаресте, тем запутаннее ситуация с перспективами предоставления Украине (как и Грузии) Плана действий относительно членства в альянсе (ПДЧ). Неясно не только то, обретет ли Украина такой статус, но и будет ли этот вопрос вообще рассматриваться в Бухаресте.
ПДЧ представляет собой процедуру, обязательную для любого государства, которое стремится войти в НАТО. Первый этап – участие в Интенсифицированном диалоге по вопросам членства и соответствующие реформы – официальный Киев уже прошел. Так что формально он может делать следующий шаг по сближению с Брюсселем.
Между тем силы, выступающие за и против интеграции Украины в структуры Североатлантического блока, сейчас поляризуются и в самой Украине, и за рубежом.
Несколько дней назад 10 стран – членов НАТО в послании на имя генсека Альянса Яапа де Хооп Схеффера высказались за то, чтобы не откладывать предоставление Украине и Грузии ПДЧ и положительно решить вопрос уже на саммите в Бухаресте. В составе «десятки» лишь один давний член Альянса – Канада; девять остальных – недавно вступившие в НАТО Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия. Формулируемая ими точка зрения состоит в том, что «поддержка Украины и Грузии способствовала бы укреплению стабильности и безопасности в Европе». Логика такого утверждения обезоруживающе проста: «Очевидно, что Украина и Грузия исповедуют те же ценности, что и трансатлантическое сообщество. Поэтому приглашение начать ПДЧ НАТО является естественным результатом их усилий и реформ», – заявляет секретарь МИД Литвы Жигимантас Павиленис
Как известно, молодые члены НАТО из стран Центральной и Восточной Европы – одна из главных опор политики США на европейском и евразийском направлении. Именно они чаще всего выступают с инициативами, собственное авторство которых Вашингтон по тем или иным причинам предпочитает скрывать. Так было, например, в 2007 году при решении вопроса о численном усилении войск Альянса в Афганистане, против чего возражали старые члены блока. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении к продвигаемому американцами плану размещения в Восточной Европе элементов национальной ПРО.
Однако демарш младонатовцев – это только легкий шумовой эффект по сравнению с тем сигналом, который посылает своим партнерам Вашингтон. Накануне саммита в Бухаресте, а именно 31 марта – 1 апреля, Украину посетит с государственным визитом Джордж Буш. Такой шаг делается впервые за последние восемь лет, и это значит, что Вашингтон готовится совершить на украинском направлении серьезный прорыв. Задача – дожать тех, кто предлагает не форсировать процесс интеграции Украины в атлантические структуры.
Официальный Киев, со своей стороны, продолжает прилагать максимум усилий, чтобы уже на Бухарестском саммите получить согласие на присоединение к ПДЧ. Самым активным образом лоббируют вступление Украины в НАТО премьер Юлия Тимошенко, министр иностранных дел Владимир Огрызко, министр обороны Юрий Ехануров. А дирижирует пронатовской кампанией Виктор Ющенко. За короткое время с начала 2008 года он дважды направлял руководству НАТО обращения с просьбой определить для Украины ПДЧ. Одно из этих обращений, подписанное, кроме главы государства, премьером Юлией Тимошенко и председателем Верховной Рады Арсением Яценюком, вызвало протесты в обществе, спровоцировав парламентский кризис и блокирование работы Рады со стороны оппозиции. Однако украинского президента это не смутило. Он намерен лично прибыть в Бухарест и убедить участников саммита в том, что для перехода Украины к ПДЧ есть все основания.
У идеи скорейшего вовлечения Украины в НАТО есть и влиятельные противники. Разногласия существуют, прежде всего, в самом Североатлантическом блоке. Так, канцлер Германии Ангела Меркель недавно заявила, что членами НАТО могут стать только те страны, в которых такое членство поддерживает значительный процент населения. А поскольку Украина к числу таких стран, мягко говоря, не относится, торопиться с ее присоединением к ПДЧ не следует. Позицию Берлина разделяют и некоторые другие члены Альянса.
Учитывая это, представитель генсека НАТО по Закавказью и Средней Азии Роберт Симмонс, побывавший перед сессией Совета НАТО в России, заявил на пресс-конференции в Москве, что вопрос о ПДЧ для Украины и Грузии на саммите в Бухаресте стоять не будет. Принимаются во внимание при определении повестки Бухарестского саммита, по словам Симмонса, и возражения России. Возможно, накануне смены в России хозяина президентского кабинета Брюссель хотел бы исключить дополнительную напряженность в отношениях с Москвой.
Впрочем, слова чиновника такого уровня, как Симмонс, легко дезавуировать. Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, выступая 7 марта на заседании Совета министров иностранных дел стран – членов НАТО, в очередной раз отметил большую заинтересованность Альянса в сближении с Украиной и Грузией. Косвенно признав отсутствие единства в атлантических рядах, он подчеркнул, что решение о приеме новых стран-членов принимают все 26 государств Альянса на основе консенсуса, но «никакая третья сторона не имеет влияния на решение этого вопроса». Под «третьей стороной» подразумевается Россия.
Не меньшее значение, чем отсутствие единства в Атлантическом блоке, имеют выступления протеста в самой Украине. Месячный парламентский кризис, вызванный письмом трех первых лиц государства на имя Яапа де Хооп Схеффера, завершился принятием Верховной Радой постановления, в котором определено главное условие вступления в НАТО – всеукраинский референдум.
Один из подписантов упомянутого письма – Арсений Яценюк, не имевший полномочий от Верховной Рады на обращение в штаб-квартиру НАТО, фактически дезавуировал свою подпись. В интервью газете «Известия» он уже расценил присоединение Украины к ПДЧ как несвоевременное. Положительное решение проблемы «Украина и ПДЧ» в Бухаресте станет, по его словам, «броском перчатки со стороны НАТО – России».
Лидер Партии регионов Виктор Янукович также настаивает на том, что внутриполитическая ситуация в стране «голосует» против решения о присоединении Украины к ПДЧ, поскольку общество не разделяет устремлений западнически настроенной элиты. Можно принимать участие в отработке системы коллективной безопасности в Европе, не будучи членом НАТО, как это делают, например, Россия, Финляндия или Швеция, говорит Янукович.
Настроения протеста против присоединения Украины к НАТО подогрели недавние сообщения из Косова, где в районе Косовской Митровицы в результате столкновения с сербскими демонстрантами получили ранения сразу 15 украинских миротворцев. Ранее Киев неоднократно заявлял, что в задачу украинских военных в Косове входит защита славянского меньшинства в крае, однако инцидент в Косовской Митровице произошел в результате того, что украинских солдат бросили на подавление выступлений сербов. Получается, что украинскому миротворческому контингенту в Косове отводится совсем не та роль, которая официально провозглашалась. Киев и ранее не скрывал, что участие Украины в миротворческой операции в бывшей Югославии является важной предпосылкой интеграции в НАТО. К слову, Украина – единственная страна, которая, не будучи членом НАТО, активно участвует в его операциях. Вспоминается и обещание Виктора Ющенко увеличить число украинских миротворцев в Афганистане, где Вашингтону уже давно не хватает свежего пушечного мяса.
Чтобы сбить волну возмущения и не позволить общественности по следам событий в Косовской Митровице потребовать вывода украинского контингента из Косова, украинские власти запустили версию о причастности к инциденту... российских спецслужб: сделано, мол, для того, чтобы любой ценой не допустить вступления Украины в НАТО. Однако никакая «конспирология» не отменяет того факта, что вступление в НАТО налагает обязательства на нового члена блока платить по счетам Вашингтона в любой точке мира, которую укажет американский «гегемон».
Что на самом деле ждет украинцев в крепких, как смерть, объятиях НАТО, хорошо сформулировал народный депутат Украины Леонид Грач, заявивший российским журналистам, что от присоединения к Альянсу «в первую очередь выиграют США, которые резко укрепят свои позиции в Евразии, получат возможность активно противодействовать росту влияния России и Китая, окончательно утвердятся на постсоветском пространстве в качестве главного геополитического игрока. Определенные выгоды могут получить Турция и Польша, которые, воспользовавшись украинским кризисом, смогут укрепить свой статус ведущих региональных держав».
В эти дни Украина переживает момент истины. В попытках определить внешнеполитическую ориентацию страны на длительную перспективу схлестнулись противоположные политические и общественные силы. Дни, остающиеся до Бухарестского саммита, покажут степень зрелости украинского общества и наличие (или отсутствие) возможности примирить интересы части западнической политической элиты и широких масс населения, ратующих за невступление Украины в военные блоки. Угроза целостности и суверенитету Украины исходит не с востока, не со стороны вчерашнего «старшего брата». Расколом Украинского государства грозит нагнетаемое противоречие между настроениями основной части народа и прозападной ориентацией «оранжевых» верхов.
Юрий РУБЦОВ
Источник: "Фонд Стратегической Культуры"
* * *
Предстоящий 31 марта и 1 апреля визит президента Джорджа Буша на Украину привлекает особое внимание в связи с тем, что он непосредственно предшествует саммиту НАТО в Бухаресте, на котором, возможно, будет дан старт процессу интеграции Украины в Североатлантический альянс. Процесс этот должен начаться с присоединения Киева к Программе действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).
Надо идти в НАТО, надо
Перспективы вступления страны в НАТО вдохновляют антинатовские силы на Украине на акции протеста, так что американского президента ожидает "горячий прием". Например, лидер маргинальных прогрессивных социалистов Наталья Витренко предлагает: "Встретим Буша 31 марта и заявим ему "Yankee, go home!". Она же посоветовала "взять с собой в Америку Ющенко, Тимошенко и Яценюка, пусть они там вместе разводят пчел и баранов!".
Давно уже известно, что по вопросу о членстве Украины в НАТО существует раскол как внутри страны, так и в рядах Североатлантического альянса. На Украине против НАТО выступают, кроме партии Витренко, коммунисты и Партия регионов, пользующиеся преимущественной поддержкой в Восточной Украине и в Крыму. За членство в альянсе выступают партии "оранжевой" коалиции и блок Литвина. Впрочем, Виктора Януковича Ющенко тоже недавно отнес к сторонникам НАТО, и тот, что любопытно, это утверждение пока не опроверг. Ющенко также подчеркнул, что за последние два года число сторонников членства в НАТО на Украине удвоилось, увеличившись до 36%.
Сторонники членства Украины в НАТО надеются, что за те минимум пять лет, которые, по их расчетам, отделяют Украину от полноправного членства, удастся с помощью мощной пропагандистской кампании убедить большинство украинцев в необходимости вступления в НАТО.
Партия регионов после проигрыша парламентских выборов находится сейчас далеко не в лучшем положении. Она никак не может избавиться от призрака "широкой коалиции" с "Нашей Украиной" и в то же время никак не может определиться со своей программой в качестве главной оппозиционной партии. К тому же одна из ближайших соратниц Януковича, Раиса Богатырева, оставшись формально членом Партии регионов, фактически вступила в команду Ющенко, заняв пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины. В этом качестве ей приходится поддерживать вступление страны в Североатлантический альянс.
Pro et contra
В НАТО за присоединение Украины выступают США, Канада, Англия и девять восточноевропейских стран. Последние вместе с Канадой направили так называемое "Письмо 10" в адрес генсека НАТО с просьбой поддержать присоединение Украины к ПДЧ. Против же членства Украины в альянсе выступают Франция и Германия, главный аргумент которых звучит так: "не надо раздражать Россию".
Президент Путин ясно дал понять, что вступление в НАТО Украины и Грузии вызовет резкую реакцию Кремля, вплоть до нацеливания российских ракет на территорию новых членов альянса.
Виктор Ющенко недавно заявил: "Очень хотелось бы, чтобы Россия в деле наших стремлений, прежде всего к ПДЧ, а потом к НАТО, вела себя так, как по отношению к Болгарии. В этом случае Москва прекрасно поняла мотивы Софии, которая хотела вступить в ЕС и НАТО, несмотря на то, что Болгария считается дружественным государством и стратегическим партнером России". Однако в Москве членство Киева в НАТО воспринимают гораздо болезненнее, чем членство Софии. Это хорошо понимают и Буш, и Ющенко.
Самый важный визит
Официальная цель нынешнего визита Буша в Европу, в том числе и в Украину состоит в том, чтобы "содействовать продвижению свободы и демократии и укрепить НАТО для противодействия вызовам XXI века". Самым важным в его европейском турне представляется визит в Киев. Здесь предстоит получить убедительные аргументы в пользу украинского членства в НАТО, а также заверить Ющенко и других "оранжевых" союзников, что Америка сделает все, чтобы обеспечить североатлантическую интеграцию Украины.
По словам Ющенко: "Визит президента США является интересным в том смысле, что украинская сторона может еще раз доказать свои аргументы, почему для нас это решение является таким знаковым, таким необходимым". В ходе переговоров будет обсуждаться программа североатлантической интеграции, а также развитие американо-украинских отношений в 2008-2009 годах, причем для Украины будет создана отдельная дорожная карта, касающаяся режима торговли, космоса, утилизации боеприпасов, ряда технических программ, авиации и сотрудничества в ядерной энергетике.
Интересно, что 17 лет назад, в начале августа 1991 года, отец нынешнего президента, Джордж Буш-старший во время своего визита в Киев говорил, что США будут поддерживать свободу, но не независимость Украины, а призывы к отделению от СССР назвал "самоубийственным национализмом". Всего через три недели после этого Украина провозгласила свою независимость.
Сегодня ситуация совсем иная. Предстоящая смена администрации в Белом доме ничего не изменит в этом курсе американской политики, поскольку за интеграцию Украины в НАТО выступают все три претендента на президентский пост. Кроме того, они выступают за более жесткий курс в отношении России, которую они открыто обвиняют в отходе от принципов демократии, стремлении к экспансии на постсоветском пространстве и использовании энергоносителей в качестве политического инструмента.
Нынешняя американская администрация особенно активно поддерживает вступление Украины в НАТО. И визит Буша в Киев призван продемонстрировать эту поддержку всем участникам бухарестского саммита. Неслучайно в США принят специальный закон о поддержке членства Украины и Грузии в Североатлантическом альянсе. Обе эти страны в составе НАТО видятся в Вашингтоне некоторой гарантией против отдаления от политики альянса Турции, где постепенно растет влияние исламских фундаменталистов.
В этом случае Украина и Грузия могут играть существенную роль для тылового обеспечения американских и британских войск в Ираке и операции НАТО в Афганистане, равно как и любых возможных будущих операций на Ближнем и Среднем Востоке и на Балканах. Пока что о возможности использования этих стран против России речи не идет. Такое развитие событий возможно в будущем только в случае широкомасштабной российской экспансии в странах СНГ, что представляется крайне маловероятным.
Дайте Украине палец, чтобы она смогла откусить побольше
Секретариат президента Ющенко полагает, что нет никаких причин, чтобы Украина не получила на саммите позитивный ответ о присоединении к ПДЧ. Скорее всего, так и будет. Ведь отказ в присоединении к ПДЧ после того, как поступила просьба об этом со стороны первых лиц Украинского государства, будет нарушением принципиального положения Североатлантического договора, что НАТО открыто для членства всех стран, признающих ее устав и отвечающих критериям демократии.
Отказ Украине мог быть истолкован как свидетельство того, что эта страна не вполне демократична и сильно повредить стабильности "оранжевой" коалиции. Главное – это то, что такое решение фактически продемонстрирует, что Россия имеет значительное влияние при решении внутринатовских вопросов, в частности, такого важного, как прием в организацию новых членов. В Брюсселе такого допустить не могут. Да и американский голос в НАТО наиболее весомый по сравнению с голосами других стран. Поэтому на бухарестском саммите следует ожидать присоединения Украины к ПДЧ, пусть и сопровождающегося определенными оговорками со стороны отдельных членов альянса и требованием в сжатые сроки выполнить определенные условия. Ведь для такого решения достаточно простого большинства голосов стран – членов НАТО.
Другое дело, что присоединение к ПДЧ – это получение кандидатского статуса, но не членства в НАТО как такового. Для того чтобы вступить в НАТО, Украине потребуется, прежде всего, привести свою армию к североатлантическим стандартам. А сделать это довольно не просто, учитывая то, что пока она живет скорее по советским стандартам, начиная от уставов и кончая вооружениями.
Несколько лет назад один известный американский политик вогнал в краску весь цвет украинского генералитета, когда спросил, на каком языке отдаются команды в украинской армии. Оказалось – на русском. Тогда Американец посоветовал для начала перевести на украинский первые 10 из 100 самых распространенных команд, и сначала освоить их, и вот так постепенно продвигаться по пути украинизации армии.
Хотя в этом отношении, по всей видимости, достигнут значительный прогресс. Но остается еще изменить уставы, вооружение, военную промышленность. Конечно, Америка и Западная Европа будут помогать, но все равно процесс займет 5-10 лет. Раньше этого времени Украины в НАТО не будет. Киеву остается надеяться, что к тому времени энергетическая зависимость Западной Европы от России ослабнет. Иначе Москва может попытаться сагитировать кого-нибудь из малых членов альянса, например, Грецию, проголосовать против приема Украины. Ведь вопрос о полноправном членстве в НАТО, в отличие от присоединения к ПДЧ, решается консенсусом. Впрочем, к тому времени консенсус насчет НАТО может возникнуть и на Украине.
Борис Соколов
Источник: "Штаты 2008"
КОММЕНТАРИЙ
Немаловажным фактом в связи с саммитом НАТО в Бухаресте можно считать
подачу официальной заявки Ирана на членство в ШОС. Трудно было бы согласиться с тем, что Иран предпринял подобный шаг без предварительного его согласования с Китаем и Россией. Таким образом согласие России и Китая на столь решительный шаг Ирана можно считать попыткой сдерживания американской государственности в ее экспансионистской политике на пространстве бывшего СССР.
Очевидно, что если только такой размен произойдет (Украина и Грузия получат ПДЧ в НАТО, а Иран станет членом ШОС), то политическая обстановка вокруг Ирана предельно накалится и трудно ожидать в этом случае от американской государственности каких-то взвешенных действий.
Остается надеяться, что реальная угроза приема Ирана в ШОС,(которая в значительной мере предоставляет Ирану гарантии безопасности), а также и негативное отношение к приему в НАТО Украины и Грузии со стороны Германии и Франции окажет свое сдерживающее влияние и США придется отложить предоставление Украине и Грузии программы по вступлению в альянс, ограничившись словами поддержки.