Сергей Хелемендик – депутат парламента Словацкой Республики и член ПАСЕ – Парламентской ассамблеи совета Европы.
Ящик Пандорры
10 марта 2008 года в Братиславе во время официального визита в Словакию свежепереизбранный президент Чехии Вацлав Клаус сказал, что прецедент Косова открывает ящик Пандорры. Сказал солидно и отважно, имея уже в кармане мандат на великолепное в своей праздной торжественности чешское президентство на будущие пять лет.
Во время избирательной кампании Клаус больше помалкивал и воздерживался от таких сильных выражений – ему на пятки наступал выпущенный, как кролик из цилиндра фокусника, чешско-американский кандидат Швейнар.
Пользуясь своеобразием чешской избирательной системы, в которой президента выбирает парламент из двух палат, Америка со скандалами и грязной подковерной возней продавливала в Чехию своего кандидата. Слава богу, не продавила: то-то позору бы натерпелись братья чехи, в глазах всего мира оказавшись на уровне прибалтийских демократий, где на должности президентов завозят из США провинциальных учительниц и неудавшихся бухгалтеров из числа эмигрантов.
За внешне банальным высказыванием окрыленного отвагой чешского президента Вацлава Клауса стоит уже вполне отчетливо вырисовывающаяся новая глобальная стратегия США. Ее зловещему силуэту и будут посвящены эти заметки.
„Разделяй“ без „властвуй“
Американцы любят фильмы об обезумевших полицейских и шерифах, которые оказываются омерзительными убийцами, серийными маньяками. Возможно, это голос коллективного бессознательного Америки, задыхающейся в проблемах, ей же самой созданных. Но именно в таком виде начинает представать перед миром страна, назначившая саму себя всемирным шерифом.
Иногда может показаться, что вожди Америки выглядят как пироманы, поджигающие всё вокруг себя ради удовольствия, маньяки, убивающие от нестерпимой потребности непременно убить – обязательно блондинку, и чтобы колготки черные. А зачем жечь все вокруг и убивать блондинок, вопрос бессмысленнный, если речь идет о безумце.
Стратегия США теряет на глазах рациональную основу и все больше походит на безумие в чистом виде, на бредовую сверхценную идею. Это уже страшно далеко от благородного британского колониализма с его убедительно реализованным древним и универсальным принципом „разделяй и властвуй“, на котором строится, к сожалению, любая система власти.
Древний принцип предлагает средство – разделяй, и формулирует цель – властвуй. То же самое словацкая народная мудрость объясняет по-крестьянски конкретно и точно: там, где дерутся двое, выигрывает третий. Этим третьим выигравшим Америка надеется оставаться вечно – но увы!
Новая глобальная стратегия США выглядит как натравливание всех на всех, лишенное понятной цели. „Разделяй“ в ней есть – разжигай злобу между всеми и вся, зажигай гирлянды этнических, религиозных, региональных и прочих конфликтов. Но вот вторая часть – „властвуй“ – тает у нас на глазах.
Америка не становится империей
Светлые головы в США, похоже, наконец приходят к пониманию того, что я много лет называю разными словами, иногда грубыми: американцы не властелины, в отличие от своих великобританских предков, а просто банальные грабители, умеющие прийти куда угодно и воспользоваться подавляющим силовым превосходством только и исключительно в целях грабежа. То есть силового отъема собственности.
Америка никогда не станет владычицей мира – понимание этой простой истины уже доступно некоторым американцам, но и они не знают, что с этим пониманием делать. Душат его в себе и страдают, вместо того чтобы успокоиться и жить, как все люди.
У арабов США отнимают нефть, у афганцев – высокогорные плантации так важного для мировой демократии опиумного мака, у сербов – Косово. У Латинской Америки отнимают всегда и все, но все менее успешно – и в этой части мира зреют гроздья гнева невиданных размеров. У России хотелось буденновским наскоком тоже отнять все и сразу, овладеть последней кладовой мира, но с Россией у США получается самый большой прокол, можно сказать, провал.
Принципиально игнорирующие историю янки в лице России столкнулись с цивилизацией, у которой пока еще никто ничего не сумел отнять надолго, с народом, несравнимо более сильным духовно, генетически и биологически. И столкновение это окажется роковым для США, что бы ни щебетали лжеисторики и лжепророки о слабости и вымирании России и русских.
Хвастливые заявления американских гуру о том, что, мол, они взяли когда-то на зарплату пару советских диссидентов – и империя зла развалилась, звучат уже анекдотически и вызывают логичный вопрос: а что, если Газпром воспользуется этим опытом и возьмет на зарплату диссидентов США? А что, если уже взял?
Америка отбирает у мира деньги
Но главное все же не в этом – у всего мира США отбирают деньги силовым, грабительским образом, делают это многие десятки лет. Но мир меняется и все меньше склонен терпеть этот грабеж.
Есть известная метафора о том, что такое доллар США. Это когда американцы печатают у себя дома фантики в виде своих скучных серых денежных знаков, потом рассылают эти фантики по всему миру и наконец получают их назад, причем в каждый фантик завернута еще и конфетка.
К этой метафоре нужно добавить одну важную подробность. Мешки и контейнеры с серо-зелеными фантиками приплывают на авианосцах, прилетают на стратегических бомбардировщиках и ракетах „Томагавк“. Отказать поэтому бывает крайне неудобно.
Но и этому недобровольному кредитованию США всем миром под прицелом американских ракет приходит конец. Потому что весь мир пристально смотрит на Ирак и уже который год размышляет: если янки не могут справиться даже здесь, то какова реальная цена их угроз?
Безыдейный американский неоколониализм
Есть общепринятое мнение о том, что в Америке у власти „неоконы“. Правда аббревиатуру расшифровывают не совсем правильно. Это не неоконсерваторы, а неоколониалисты, приспособившие колониальную традицию своему незатейливому менталитету.
Мое поколение было с детства натаскано на тезисе: американский империализм стремится задушить коммунистическую идею, на страже которой стоит исполинский СССР. Исполин рухнул, и выяснилось, что на самом деле все это была неправда. Это действительно была махровая советская пропаганда, и коммунистическая идея тут не при чем, как и любая другая. Американскому неоколониализму безразличны идеи – ему нужны нефть, газ, черные и цветные металлы.
И если все это достается бесплатно (как во многих случаях так называемой приватизации в так называемых посткоммунистических страна,х), тогда можно вспомнить об идеях и торопливо, скороговоркой озвучить несколько заклинаний на тему благотворной роли рынка и живительной силы конкуренции.
США, впрочем, действительно от конкуренции обычно выигрывают. Если сначала разодрать Югославию на части, потом вбомбить сербов в средневековье, то именно тогда и возникнут идеальные условия для свободной конкурентной среды в бывшей Югославии. Где сербские и американские предприниматели смогут конкурировать друг с другом на равных и справедливых условиях.
Идея свободной конкуренции – флагманский авианосец простодушной американской идеологии. Ее практическое исполнение я наблюдал с близкого расстояния.
В социалистической Чехословакии в городе Кошице в течение десятков лет строился огромный и мощный металлургический комбинат ВСЖ – Выходо-Словенске железярне. Строился стратегически недалеко от границы с СССР как кузница, арсенал на случай войны.
Но советская стратегия войны в Европе лопнула, так и не успев надуться, а комбинат в хозяйственных руках словаков, унаследовавших его после раздела Чехословакии, продолжал производить высококачественную и недорогую сталь. И строптивый в те времена словацкий премьер Владимир Мечиар не торопился отдавать это завоевание словацкой индустрии в руки американцев, в девяностые годы считавших – и надо сказать, обоснованно, – всю Восточную Европу своей вотчиной.
Но пришел год 1998, в Словакии была опробована одна из первых цветных революций, Мечиар потерял власть, и новый проамериканский премьер Словакии Микулаш Дзуринда, еще не успев официально вступить в должность, сломя голову летел в восточную Словакию в город Кошице – отдавать ВСЖ американской ЮС СТИЛ.
Американцы не хотели ждать ни дня, их не интересовали словацкие тонкости передачи власти. Они понимали, что Словакии было бы намного выгоднее отдать комбинат главным конкурентам США на европейском рынке стали – немцам. А еще выгоднее было бы не отдавать никому и продолжать производить хорошую сталь, весьма успешно конкурировавшую и с американской, и с немецкой.
Но вот этого как раз свободная конкуренция хотела меньше всего – и Словакия оказалась слишком слабой страной для такого гиганта металлургии. Словакия, стоило американцам привести к власти своего ставленника, лишилась сначала ВСЖ, потом отдала в чужие руки транзит нефти и газа, „продала“ практически за бесценок нефтеперерабатывающую промышленность и всю энергетику. „Продала“ не только Америке – на этом пиру славно повеселились огромные „европейские“ концерны, с не совсем внятной реальной долей американского капитала.
Братья словаков чехи, имея многовековой опыт подобной „конкуренции“ с немцами, не дергались понапрасну и свою „Шкоду“ отдали „Фольсквагену“ сразу, но кое-что из стратегических запасов „тоталитарного“ советского прошлого все же себе оставили. У чехов остался в стране даже банк, не отданный чужим, настоящий чешский банк! Целый один!
Произошло все это не по причине патриотизма или борьбы за национальные интересы чешских политических элит. Нет, чехам удалось более удачно сыграть на схватке крупных хищников, развернувшейся на земле их когда-то славного чешского королевства. И еще у чехов не было такого открыто субмиссивного проамериканского режима.
Можно ли эти примеры понимать как правило? Можно и нужно. И в других, более „отсталых“ посткоммунистических странах отъем собственности силой у побежденных выглядел еще более грубо и откровенно.
Плоды победы над СССР ушли в черную дыру
В самом деле, можно было бы рассматривать поведение американцев после холодной войны как обычную реализацию права сильного отнять кусок у слабого. Можно было бы, если бы „сильной“ Америке отнятые куски шли впрок. Если бы Америка из всего этого невообразимого объема ценностей и капитала, свалившегося вдруг ей на голову, создала что-то полезное. Хотя бы только для себя.
Но ничего подобного не случилось – сказочные трофеи выигранной холодной войны с советским блоком ушли в Америку как в черную дыру. Как субсидии Запада в Косово. И вместо благоденствия США тонет в кризисах и уже не стесняется откровенно печатать новые деньги и раздавать своим согражданам прямо в руки. Не зря японцы утверждают, что незаработанные деньги не приносят счастья. Правы.
Победив в холодной войне, Америка почему-то еще больше увязла в долгах, и свои долги сделала проблемой едва ли не каждого человека в нашем мире. Включая самых бедных, даже нищих.
Куда же пошли все эти богатства, свалившиеся Америке на голову после распада советского блока? Отчасти, в незначительной доле, но повышение уровня потребления американцев. В основном же – на дальнейшее вооружение и новые войны. Плоды незавоеванной победы в войне над СССР Америка использовала для того, чтобы подготовиться и начать новые войны. Причем главная из них – война за арабскую нефть – оказалась болотом, в котором Америка увязла.
Америка навязывает покоренным народам свой эксперимент
Поведение Америки можно было бы считать разумным, если бы она, подобно своей бабушке, Британской империи, несла завоеванным и покоренным народам свою цивилизацию, свою власть, свои законы. Свой образ жизни. Брала на себя ответственность на века вперед. Делала все то, что в случае многих африканских или азиатских народов на самом деле привело к развитию как самих этих народов, так и преуспевающей метрополии.
Вынесем за скобки рассуждения о справедливости британского колониализма – нельзя искать справедливости там, где ее не может быть ни при каких условиях. Но вспомним: от Британской империи по всему миру остались реальные результаты, не только виллы и газоны, остались законы, парламенты, суды, газеты, полиция, банки. Основополагающие элементы западной цивилизации, в той или иной мере усвоенные страдавшими под игом колониализма народами.
Английский язык, наконец, один из богатейших в мире, дающий и сегодня любому образованному индусу или представителю интеллигенции Замбии естественные и огромные преимущества перед соседями, языка не знающими.
Англичане прошлого – не их сегодняшние жалкие потомки, а люди эпохи Киплинга, – были властелинами и вели себя как властелины.
Людьми власти были и испанские колонизаторы. Более мягкая, ленивая испанская колонизация создала Латинскую Америку как новый, причудливый, но вполне жизнеспособный тип цивилизации.
США же никого не колонизируют – такова главная особенность американского неоколониализма. Америка не несет покоренным народам свою цивилизацию, потому что у Америки цивилизации нет.
Больная цивлизация узколобого прагматизма
С точки зрения цивилизации Америка уже на закате того, что ее самые тонко чувствующие представители называли и называют „крейзи экспиримент“. Не цивилизацию, а именно это свое заветное безумное экспериментирование и приносит США везде и всюду. И везде с одним и тем же результатом – развал всего, что было, хорошего и плохого, пылающие руины. И ничего нового взамен.
Написав эти слова, я вспомнил и явственно увидел, как в кино, американку лет тридцати пяти, имя которой уже не вспомню. Это была не домашняя хозяйка, а дама с высшим образованием. То ли мэриха, то ли депутат городской управы американского города средних размеров. Ее привезли в Эрмитаж, она ходила по Зимнему дворцу русских царей, потрясенная окружавшей ее роскошью, и повторяла лишь две фразы: „Я останусь здесь. Не уводите меня отсюда!“
А когда все же пришлось уйти, простодушно жалела, что все это золото нельзя увезти с собой в свое американское захолустье. Ничего, кроме золота и роскоши, эта представительница расы новых повелителей вселенной в Зимнем дворце не увидела и даже не пыталась увидеть.
Если критики возразят мне, что не все американцы такие, я соглашусь: да, не все, многие, будучи американцами, остаются еще и европейцами, русскими или китайцами. Но такова американская элита, таков, как модно говорить, их политический класс. В Эрмитаже этот политический класс увидит только золото, которое нужно увезти. В Ираке только нефть. В Афганистане только героин. В Средней Азии только газ. В Китае только дешевый ширпотреб.
Хочу еще раз подчеркнуть: у людей в нашем мире не осталось времени разбираться, что полезного принесли англичане в Индию, а что было бессовестным грабительством и варварством. Очевидно, что было и то и другое, но Индия живет дальше, Индия продолжает свой рост, и огромная эпоха британского владычества есть неотъемлемая часть ее истории.
С Америкой же все по-другому. Везде, где ступит нога янки, даже трава расти отказывается. Будь то Вьетнам, Афганистан или Ирак. Америка не владычествует и никогда не будет царить в мире. В ней нет необходимого для этого цивилизационного кода. Нет программы. Матрицы. Америка – больная цивилизация, выросшая на пустом месте, без истории и без корней, одержимая безумными идеями, позволяющая себе экспериментировать с судьбами других народов и цивилизаций потому, что подсознательно саму себя считает жертвой неудачного эксперимента. И мстит за это всему миру.
Америка не стала империей и никогда ею не станет, ибо не несет завоеванным народам свой порядок вещей. Нет его, американского порядка. Есть американский пирог, американская трагедия, американское безумие – но порядка нет.
Суть стратегии США
Безумный эксперимент США сегодня выглядит так: а можем ли мы вооружиться так сильно, чтобы нас не догнал никто, и с помощью этого оружия дальше паразитировать на остальном человечестве? Результат этого безумного эксперимента уже сегодня понятен – нельзя. Не получится. Не может претендовать на военную победу над всем миром страна, молодежь которой позволяет психически больному подростку расстреливать себя в упор как овец из недавно купленных пистолетов до тех пор, пока у подростка не кончится его большой запас патронов.
Янки странные завоеватели. Если хотя бы немного задуматься над чудовищным несоответствием могущества США и слабости Ирака, то вся иракская война не может выглядеть иначе, как приговор Америке как цивилизации. И „победа“ над безоружными и преданными ельциновским режимом сербами также не выглядит убедительно.
Между тем Югославия и Ирак только начало войны Америки со всем миром. Прогнозы развития этой войны будут в следующих главах этого очерка, а пока еще раз остановимся на главном – Америка с маниакальным упорством готовится поливать бензином тлеющие угли конфликтов по всему миру. Америка при этом не имеет плана, в отличие от Китая, Европы или России. Плана нет, но есть стратегия – зажигай! Немного похожая на буйство неуравновешенного подростка.
По большому счету, Америка не знает и не хочет знать, зачем именно нужно разжигать большие и малые войны на Ближнем Востоке, в Азии, на Кавказе или в Европе. Знает только, что нужно зажигать, потому что собственный кургузый исторический опыт внушает Америке – зажигать выгодно.
Есть и вторая сторона американской стратегии, тоже очень простая. Америка стремится вооружиться так, чтобы отнять силой ресурсы у всех. Пусть все мерзнут и подыхают от голода. А мы попируем.
Всех поджигаем – сами вооружаемся. Над этой простой стратегией возвышается наивная детская вера американцев в то, что, раздувая мировой пожар, сами США почему-то не сгорят. Что получится так же, как с Первой и Второй мировыми войнами, в разжигании которых Америка участвовала по мере своих тогда еще скромных сил. То есть Европа и мир будут лежать в руинах, а Америка будет богатеть.
США все больше напоминают Троцкого с его теорией перманентной революции. Разница в том, что теория Троцкого была намного серьезней и нашла множество последователей, а у Америки последователей, скорее всего, не будет.
Троцкий был не только теоретик и мыслитель, это был деятель истории, завоеватель, беспощадный диктатор-философ, начавший и выигравший Гражданскую войну в России ценой чудовищной крови и репрессий. Троцкий делал то, что говорил, и верил во всемирную революцию, в очистительный мировой пожар. Стремясь свершить революцию везде и всюду, Троцкий исходил из развернутого и описанного в его трудах плана, который, к счастью, оказался утопией. А буйство идей философа-революционера было пресечено с помощью простого топорика другим, тоже идейным убийцей...
Продолжение следует.
Источник: "Сергей Хелемендик"