Отношения США и Индии с самого начала были достаточно сложными. Вашингтон, например, по-прежнему исключает Индию из числа "цивилизованных стран", страдающих от терроризма. В послании президента Буша от 2007 года в числе стран, страдающих от терроризма, упомянуты: Афганистан, Ливан, Палестина, Испания, Израиль, Великобритания, Пакистан и Ирак. Но Индия, где кашмирское подполье регулярно устраивает взрывы, а, периодически, проводит резню индийских крестьян, в этом списке отсутствует.
Конфронтация гигантов
Особым предметом озабоченности США в последние годы оставались внешняя политика Индии. Особенно ее крепнущие связи с Ираном, которые она не скрывает, откровенно демонстрируя свою независимость от Вашингтона. Тегеран и Дели заключили долгосрочное соглашение, длительностью 25 лет, о поставках 5 миллионов тон сжиженного природного газа ежегодно. Обе страны кооперируют свои усилия в рамках соглашения 2000 года по созданию и использованию Транспортного Коридора Север-Юг, вместе с Россией и присоединившимися в дальнейшем Белоруссией и Казахстаном. Это соглашение впервые соединило индийский крупнейший на полуострове Индостан порт Мумбаи через иранский Бандер-Аббас и Каспийское море с Россией и незамерзающими европейскими портами на Балтике. Эта магистраль начала работу в 2003 году. С её введением в строй путь из Индии в ЕС стал короче на две трети.
Индия и Иран также имеют соглашение об использовании индийским флотом иранских военных баз в случае войны с Пакистаном. Не надо обладать большой фантазией, чтобы понять, что в случае, если на стороне Пакистана выступит США, помощь Ирана придется ещё более кстати. Своими отношениями с Ираном Индия также дает понять США, что американская традиционная дружба с Исламабадом будет дорого стоить США, а расплата придет в виде дальнейшего углубления индийско-иранской дружбы.
Случаи американского эмбарго на поставку различных товаров в Индию трудно и перечислить. Это и авиадвигатели, и микросхемы, и научно-техническая информация. Фирма Cirrus недавно была лишена экспортной лицензии за утечку двойных технологий в Индию, а её сотрудники индийского происхождения находятся под следствием по обвинению в шпионаже. Специальное волокно, необходимое для ракетных двигателей, используемых в индийской космической программе, также было запрещено к экспорту в Индию. Об этом случае поведал сам бывший индийский президент Абдул Калам. А ранее, в 1993 году, США добился от России запрета на передаче Индии технологии криогенных ракетных двигателей (хотя к моменту подписания этого соглашения Россия уже передала Индии 85% документации).
Особым предметом озабоченности американского Сената и администрации регулярно становилось "положение с правами человека" в Индии. На менторские упреки Дели по поводу "неоколониализма", "несправедливого миропорядка" и "милитаризма" США регулярно отвечали расследованиями "нарушений гендерных и религиозных свобод" и "кастовых ограничений". Популярным стал и запрет на выдачу виз в США индийским политикам, якобы виновным в нарушениях "прав человека" и "национализме". Особенно громким был отказ на право въезда в США главному министру штата Гуджарат Наредре Моди в 2005 году. В последнее время арсенал имиджевой войны американцев против Индии пополнился обвинениями в распространении СПИДа, хотя эта болезнь попала в Индию именно через США.
Трудное движение к диалогу
Не все, однако, так просто. Политика никогда не определяется только идеологемами и обывательскими настроениями и страхами, хотя те и влияют на её формирование.
В 2004 году президент США Джордж Буш-младший, сделав резкий поворот от политики ядерного эмбарго к сотрудничеству. Вашингтон и Нью-Дели объявили о новой политике "стратегического сотрудничества", основанного на "общих ценностях", таких, как демократия, плюрализм и уважение к закону. 18 июля 2007 лидеры обеих держав встретившись между собой, заявили, что намерены трансформировать их взаимоотношения в рамках "глобального партнерства". Как было заявлено, Соединенные Штаты и Индия "будут работать вместе, чтобы достичь глобального лидерства в области взаимного согласия и общих интересов", таких как установление стабильности, демократии, процветания и мира во всем мире. Американская администрация пошла дальше, пообещав Индии помочь стране стать "ведущей мировой силой 21-го столетия".
Несмотря на сопротивление Конгресса, администрация Буша выразила готовность сделать для Индии определенные исключения в процессе присоединения страны к ядерному клубу. По замыслу инициаторов "Соглашения-123", Индия должна будет поставить под контроль МАГАТЭ лишь гражданскую часть своей ядерной программы. В настоящее время аналогичные соглашения США имеют примерно с 25 странами. Таким образом Индия вошла бы в ядерный клуб и клуб поставщиков ядерного топлива, хоты и не получила бы полновесного статуса признанной ядерной державы, который имеют пять членов Совета Безопасности ООН.
Опасения противников соглашения сводятся к тому, что становясь партнером США, Индия оказывается втянутой в американские геополитические игры, не получив взамен полного статуса признанной ядерной державы. История с провалом "Соглашения-123" свидетельствует, что в индийско-американских отношениях имеется дополнительный пласт фактов, не находящих удовлетворительного объяснения.
Так, после встреч в формате "треугольника" Россия Китай Индия, Дели начинает переговоры с США о возможном сотрудничестве в рамках "четырехугольника" (США, Япония, Индия, Австралия). Начав морские маневры с Тегераном в 2003 году, Дели переходит к проведению аналогичных учений с союзниками США. А проведя крупнейшие совместные учения флотов Индии и США, – впервые начинает серию морских и сухопутных маневров с Китаем, договорившись продолжать эту практику на постоянной основе. Закупив подержанный американский десантный корабль ("Трентон"), индийцы тут же подписывают контракт с Россией о поставке трех новых фрегатов. После очередного визита индийских гостей в Тегеран обязательно следует визит в Тель-Авив. Это перечисление симметричных политико-дипломатических шагов можно легко продолжить.
В свою очередь США после разрекламированных уступок Индии, придают Исламабаду статус "главного союзника США, не члена НАТО". А непосредственно после предоставления разрешения на экспорт в Индию современного вооружения, подписывают миллиардные контракты с Пакистаном на поставку истребителей-бомбардировщиков, "умных" бомб и ракетных систем, зная при этом, что они будут направлены отнюдь не против террористов, а против "самой населенной демократии".
В последние месяцы, после того, как была осознана невозможность реализации в обозримом будущем программы присоединения Индии к ядерному клубу, американо-индийские отношения испытывают трудные времена. Это сказалось и на карьерах политиков, участвовавших в ее подготовке. Некоторые из них вынуждены были подать в отставку. Так ушел со своего поста Николас Бёрнс, третий человек в американской внешней политике, ответственный за формирование курса в отношении Индии и Ирана. Буквально через пару дней после этого его индийский партнер по переговорам, бывший посол в США Роберт Сен также подал в отставку.
Будущее отношений Индии и США
Прогнозируемая смена вашингтонской администрации с республиканской на демократическую ничего хорошего для Индии не сулит. Как отмечают индийские наблюдатели, семейство Клинтонов известно сдержанным отношением к Индии. Именно президент Клинтон ввел эмбарго после индийского ядерного испытания. Барак Обама настроен ещё более антииндийски. Это можно объяснить влиянием исламским влиянием его биологического и приемного отцов, а также воспитания в исламской стране. Обама, напомним, был инициатором внесения поправок в так называемый "Акт Хайда", значительно ужесточающих требования к Индии по ядерной проблеме. Впрочем, его поправки приняты не были.
Ближайшее будущее американо-индийских отношений туманно. Одно можно прогнозировать уверено: взаимоотношения двух крупнейших мировых демократий и дальше будут представлять собой смешение идеологизированной дружбы, цивилизационного отторжения и голого прагматизма.
Игорь Джадан
Источник:"Штаты 2008"