Активная фаза избирательной кампании в Армении идет уже несколько месяцев и вступает в свой кульминационный этап. Практически целый год республика находится в предвыборной суматохе (с небольшим перерывом в летние месяцы). На примере Украины с ее досрочными выборами, противостояниями между различными ветвями власти и внутри них, перманентно сменяющими друг друга политическими кризисами, отчетливо видны цели подлинных режиссеров этого «праздника демократии»: как можно сильнее расколоть общество, заставив отдельные его группы бороться друг с другом, максимально ослабить и дискредитировать институты государственного управления и на этой волне добиться смены внешнеполитического курса страны, над которой ставится «эксперимент». Разговоры о возможном вступлении Украины в НАТО в 2009 году уже приелись; более того, на Западе особо и не скрывают, что весь спектакль с внеочередными парламентскими выборами был затеян едва ли не единственно для того, чтобы втащить Украину в западный военный блок.
Аналогичную картину мы имеем в Армении, хотя здесь выборы и не досрочные. Предвыборную кампанию можно было бы считать вполне цивилизованной, если бы не акции одного из кандидатов, которые носят крайне шумный агрессивно-злобный и истеричный характер. Можно только поражаться тому разнообразию грязных приемов, которые продемонстрировали за прошедшие недели «граду и миру» экс-президент Левон Тер-Петросян и его команда (при этом поддерживающая его политическая сила – АОД – оказалась после мартовских выборов 2007 года вне стен армянского парламента). Вряд ли можно согласиться с утверждениями некоторых экспертов о стесненности Тер-Петросяна в средствах. Стоимость одних только DVD-дисков с откровениями бывшего армянского президента, распространяемых в Ереване, может исчисляться сотнями тысяч долларов. Бывший президент заговорил практически языком Березовского, да и в прессе (не только армянской) можно прочитать немало любопытного о связях между окружением экс-президента и одиозным олигархом. О других источниках финансирования остается лишь догадываться: по тому, например, какие дифирамбы в адрес Тер-Петросяна расточают различные турецкие отставные политики и дипломаты. «…Армения нуждается в новом правительстве. Посмотрим, поймет ли армянский народ это, как понимает Тер-Петросян», – пишет, например, газета «Заман». «Добрые намерения президента Тер-Петросяна в отношении Турции были оценены, и я думаю, что сегодня на Кавказе могла бы быть лучшая ситуация для всех, если бы в свое время его политика смогла бы возобладать», – полагает Оздем Санберк, бывший советник по вопросам внешней политики премьер-министра Турции Тургута Озала. «Добрые намерения», напомним, заключались в последовательном разграблении экономики Армении, разрушении производственных инфраструктур, в последовательном ослаблении внешнеполитических позиций республики. И сегодня Тер-Петросян, согласно собственным признаниям, ни в чем не изменился.
Так что агиткампания экс-президента опирается на весьма значительные финансовые и организационные ресурсы, получаемые в том числе извне, а команда набрана из самых одиозных личностей. Это и Вано Сирадегян, в бытность которого главой МВД под крышей этого ведомства была сколочена группа наемных убийц и бандитов (выступая на «малой родине» Сирадегяна, в селе Коти, Тер-Петросян объявил, что его избрание будет означать автоматическое возвращение Вано в большую политику). Это и экс-министр иностранных дел Александр Арзуманян, работавший в начале 1990-х послом Армении в ООН и полностью проваливший эту миссию, – единственным «достоинством» Арзуманяна можно считать его американскую супругу Мелиссу Браун. Это и бывший премьер-министр республики Грант Багратян – армянская реинкарнация Егора Гайдара. Это и «герои» апрельских беспорядков 2004 года Арам Саркисян и Степан Демирчян, упорно пытающиеся эксплуатировать трагедию 27 октября 1999 года – расстрел в армянском парламенте, в результате которого погибли брат премьер-министр Вазген Саркисян (брат Арама) и бывший первый секретарь ЦК Компартии Армении Карен Демирчян (отец Степана).
В ходе людного митинга сторонников Тер-Петросяна 9 февраля (на этот митинг, по некоторым сведениям, жителей из глубинки привозили в Ереван автобусами – не каждому кандидату такое под силу!), делались сенсационные «открытия», согласно которым подлинной причиной событий 1999 года стало намерение Р.Кочаряна и С. Саркисяна «сдать» Азербайджану Мегринский район Армении. Накануне газета "Айкакан Жаманак", возглавляемая еще одним крикуном-«оппозиционером» Николом Пашиняном, напечатала якобы попавший в ее руки договор о сдаче Мегри в обмен на Карабах и Лачинский коридор. На поверку документ оказался банальным «планом Гоббла», подробные описания сути которого (вместе с картами) появлялись в том числе и в российской прессе, а фотокопия «договора» – плохо состряпанной фальшивкой. Заметьте, что «мегринской картой» размахивает политик, еще несколько месяцев назад утверждавший, что Мегринская дорога не является дорогой экономического развития (а, следовательно, как и сам район, не представляет никакой ценности). Именно на юге Армении в последние месяцы реализуются значимые для республики коммуникационные проекты (газопровод Иран – Армения, строительство участков современных автотрасс в этом высокогорном районе со сложным рельефом и др.). Даже самые последовательные критики армянских властей не могут обвинить их в попытке изолировать Армению от Ирана – а ведь именно к этим последствиям приведет вероятная потеря Мегри. И опасность такой потери резко возрастет в случае успеха авантюры, затеянной бывшим президентом, известным своей склонностью к определенного рода «компромиссам». Одним из них, видимо, можно считать намерение резко сократить национальную армию. Односторонний вывод подразделений Армии обороны НКР с территорий буфера безопасности вокруг НКР поставит районы Зангезура, и в первую очередь Мегри, в крайне уязвимое положение. С другой стороны, если предположить, что железная дорога Тбилиси – Ахалкалаки – Карс будет продолжена до Нахичевани, у Азербайджана и тех, кто его поддерживает, может возникнуть соблазн полностью завершить транспортно-коммуникационное окружение Армении, окончательно превратив ее в изолированный анклав. Все это представляет прямую угрозу армянской государственности, и, не исключено – входит в планы сил, столь активно поддерживающих Тер-Петросяна, у которого нет иных целей, кроме жажды реванша за проигранные президентские выборы в 1996-м и бесславную отставку в 1998 году. Попытки дестабилизации и умышленного обострения внутриполитической ситуации в стране целиком совпадают со стремлениями ряда геополитических сил, заинтересованных в изменении внешнеполитического курса Армении.
Спустя 10 лет фигура Тер-Петросяна не объединила, а скорее, наоборот, разобщила оппозиционные армянские партии и группировки. Помимо него, баллотируются и Артур Багдасарян, и Вазген Манукян, и Арташес Гегамян, и другие кандидаты. Все они борются скорее друг с другом. По-прежнему продолжаются споры между лидером Национально-демократического Союза Вазгеном Манукяном и Левоном Тер-Петросяном по поводу исхода скандальных президентских выборов 1996 года. Арташес Гегамян обвиняет экс-президента в предвыборном плагиате, использовании в предвыборной программе его, гегамяновских идей, а председатель Народной партии Тигран Карапетян на собственном телеканале скорее поддерживает, пусть и косвенно, Сержа Саркисяна. Слухи об объединении с Артуром Багдасаряном оказались несостоятельными, как и о поддержке Тер-Петросяна со стороны парламентской партии «Наследие» и ее лидера Раффи Ованнисяна. Да и сам электорат Тер-Петросяна в принципе не может быть многочисленным. Он представлен членами АОД и их семьями, определенной частью молодежи и интеллигенции прозападной ориентации (в том числе прошедших стажировку в зарубежных центрах). Еще есть несколько бизнесменов и лидеров небольших партий и организаций разного толка, для которых такой шаг обусловлен причинами внутреннего порядка, либо личной обидой на власть. Многие из них, имея смутные представления о Realpolitik, желают всячески дистанцироваться от так называемого «карабахского клана» (при том, что на руководящие посты в Армении назначаются отнюдь не только выходцы из Нагорного Карабаха).
Все это побуждает Тер-Петросяна в популистских целях заигрывать со всеми, кто считает себя обиженными действующей властью, и активно апеллировать к западным структурам. Подписывая различные обращения, сопровождаемые громкими заявлениями (наподобие: «Мы уже победили», «Ереван за нас», «Нас поддерживают 99 процентов работников силовых структур» и т.д.), сторонники бывшего армянского президента фактически призывают международные организации оказать давление на официальный Ереван – вне зависимости от реального результата выборов. «Мы уже победили! – кричал 9 февраля на очередном митинге формальный лидер АОД Арарат Зурабян. – А 19 февраля осталось только зафиксировать нашу победу». И это не просто слова – подготовлен даже некий сценарий действий.
Так, уже 20 февраля Тер-Петросян (не имеющий, согласно всем без исключения социологическим опросам, шансов даже на выход во второй тур1) должен объявить о массовых нарушениях во время выборов, вне зависимости от итогов. Накануне, ночью 19 февраля, начинаются массовые провокации на избирательных участках: как это может происходить, мы видели в ходе драк в Талине и Арташате. 20 февраля часть «Еркрапа» (организация ветеранов карабахской войны) и несколько мелких группировок объявляют о незаконности выборов, признают победителем Тер-Петросяна, присягают ему на верность, а неожиданно объявившийся Вано Сирадегян издает приказ ко всем сотрудникам МВД о переподчинении их «законному президенту». 8 февраля в газете «Айкакан жаманак» появилось очередное подметное обращение, призванное втравить во внутриполитическое противостояние еще и Службу национальной безопасности РА. Таким образом организуется классическая ситуация двоевластия с последующими попытками захвата зданий силовых министерств и вооруженных столкновений в Ереване при участии военизированных структур АОД. При этом организаторы переворота могут попытаться заручиться поддержкой посольства США и других западных миссий.
Состояние неурегулированного конфликта с Азербайджаном должно удерживать общество от крайностей перед лицом противника, который может воспользоваться внутренней неразберихой. Конечно, социально-экономическое положение Армении остается сложным, ряд острых проблем не разрешены до сих пор. Однако, как бы критически ни относились многие к действующей власти, все прекрасно помнят, что творилось в республике в «славные» 1990-е годы, – неспроста именно у Тер-Петросяна наивысший из всех кандидатов «антирейтинг».
Правильный выбор внешнеполитических ориентиров как никогда важен для армянской государственности. Кандидат в президенты от Республиканской партии Армении, премьер-министр Серж Саркисян выступает за поддержание курса Армении на сотрудничество со всеми центрами силы (Россия, Европа, США). Такая внешнеполитическая линия критикуется его конкурентами, однако то, что они предлагают взамен, альтернативой не является.
Победа Саркисяна вполне устраивает как Россию, так и Запад. Он видится прагматичным и сильным политиком, имеющим неплохой ресурс популярности, умеющим находить общий язык с государственными руководителями и Запада, и Востока, способным обеспечить дальнейшее развитие армянского государства в трудных геополитических условиях. Что касается сотрудничества с Россией, то оно имеет приоритетный характер, и власти республики прекрасно отдают себе в этом отчет.
Начиная с 2000 года и по состоянию на октябрь 2007 года, российские инвестиции в реальный сектор экономики Армении составили почти 1 миллиард долларов, или треть всех иностранных инвестиций в республику. Осуществляются различные проекты в сфере энергетики – в частности по поиску и разработке урановых месторождений Армении и участию в строительстве нового атомного энергоблока. Интенсивно обсуждаются новые масштабные проекты в добывающей и обрабатывающей отраслях армянской промышленности, что способно вдвое увеличить товарооборот между двумя странами. РАО РЖД приобретает концессию на Армянской железной дороге (с перспективой соединения железнодорожных сетей Армении и Ирана). В случае дестабилизации обстановки в Армении эти планы, несомненно, будут положены под сукно, более того, некоторые эксперты высказывают предположение, что Москва в этом случае пересмотрит свое отношение к «непредсказуемой» республике. Как это скажется на внешней безопасности Армении, ее экономике, показывающей в последние годы неплохие темпы роста, – ясно без комментариев.
В 1991 – 1996 гг. Армению покинули почти 700 тыс. ее постоянных жителей. Второго пришествия «Свидетелей Левоновых», да еще навязанного стараниями внешних «доброхотов», страна может не пережить.
___________
1 Согласно данным британской организации «Популюс», 50.7% граждан Армении, имеющих право голоса, проголосовали бы за Сержа Саркисяна, 13,4 % – за Артура Багдасаряна и 12,6% – за Тер-Петросяна.
Источник:"Фонд Стратегической Культуры "