HAARETS. Сильван Шалом – депутат Кнессета от партии "Ликуд", занимал посты министра иностранных дел и министра финансов.
Продолжаются переговоры постоянных членов Совбеза ООН и Германии, в ходе которых планируется выработать резолюцию о введении дополнительных санкций против Ирана. Как и в прошлые годы, США и Евросоюз расходятся во взглядах на эту проблему с Россией и Китаем – противниками ужесточения санкций в отношении Тегерана.
Причины расхождений очевидны. Россия при президенте Владимире Путине вернулась к политике советских времен, в соответствии с которой друзья Америки – это враги России, и наоборот. Так Иран стал близким союзником России. И на Китай в данном вопросе рассчитывать не приходится, ибо он полностью зависит от иранских энергоносителей, причем эта зависимость значительно возросла за последние 10 лет в связи с бурным ростом китайской экономики. Несколько лет назад Китай и Иран подписали соглашение, согласно которому в течение 30 лет Иран будет снабжать Китай природным газом, а тот выплатит ему 75 млрд долларов – это крупнейший контракт такого рода в истории.
Следует задать себе вопрос: есть ли смысл дожидаться согласия России и Китая, или нужно просто не обращать внимание на мнение этих стран по данному вопросу? По-моему, дожидаться нет никакой необходимости: такая политика неэффективна, она не позволит добиться желаемого результата, а именно – заставить Иран отказаться от ядерной программы.
Российско-иранской торговлей можно пренебречь – она приносит Ирану всего лишь 2% общего внешнеторгового оборота. Стало быть, участие России в режиме санкций не повысит экономическое давление на Иран. С другой стороны, Китай напрямую не вмешивается в международные споры и непосредственного влияния на них не оказывает. Эта страна никогда не наложила вето ни на одну резолюцию ООН, если та не затрагивает ее интересов. Кроме того, ее зависимость от Ирана перевешивает.
Ждать смысла нет. США и Евросоюз способны достичь ясного и твердого решения, которое немедленно можно было бы претворить в жизнь. Большая часть международной торговли Ирана завязана на США и страны Евросоюза, и решение об ужесточении санкций окажет на него мощное и жесткое воздействие. Иран и без того испытывает затруднения, связанные с экономическим давлением. Недавняя инициатива нескольких американских штатов, в которых было запрещено пенсионное страхование за счет капиталовложений в компании, работающие в Иране или числящие его среди своих партнеров, уже дает результаты. То же самое можно сказать и о недавнем решении ряда европейских и американских банков закрыть кредитные линии иранским компаниям и международным корпорациям, которые имеют деловые контакты с Ираном или работают в этой стране.
Эти инструменты экономического удушения уже вызвали значительное волнение в иранском бизнес-сообществе: многие предприниматели испытывают страх из-за нависшего над ними карающий меча международного сообщества. В Тегеране принято решение о переводе значительной доли государственных депозитов из долларов в золото: правительство готовиться к грядущим тяжелым временам.
Экономические сложности Ирана становятся очевидны. Одно из осязаемых последствий – решение о рационировании топлива (не более 100 литров в месяц на каждую единицу частного транспорта). Имея в своем распоряжении одно из крупнейших в мире нефтяных месторождений, Иран вынужден перерабатывать сырье за рубежом. Рационирование топлива привело к ожесточению, вызвало волну протеста и спровоцировало сотни поджогов заправочных станций. Кроме того, беспокойство Тегерана в последнее время вызывают студенческие волнения, которые подчеркивают сложное положение властей. Бесспорно, санкции работают. По-моему, это лучшее решение из всех возможных.
Иран кардинально отличается от "Хамаса", "Хизбаллы", "Исламского джихада" и даже Сирии тем, что ставит под угрозу само существование Израиля. Следовательно, Израиль должен делать все возможное, чтобы не позволить Ирану создать ядерный потенциал. Израиль может и должен готовиться к любому варианту развития событий. Впрочем, альтернативы ясны. Военный вариант проблематичен, сложен и чреват опасностями. Безусловно, доклад, опубликованный американскими спецслужбами, связал руки президенту Джорджу Бушу и серьезно ограничил его возможности по организации удара по иранским ядерным объектам.
Как следует поступить Израилю – вот в чем вопрос. В 1981 году его ВВС нанесли удар по иракскому ядерному реактору в Осираке, но сегодня сложилась совсем другая ситуация: у Ирана значительно больше ядерных объектов, чем в 1981 году было у Ирака. Кроме того, Иран находится дальше от Израиля, чем Ирак, и, чтобы добраться до него, израильским истребителям придется пересекать воздушное пространство соседних дружественных государств, что само по себе является проблемой.
Все это, впрочем, не значит, что Израиль не должен осуществлять необходимые приготовления к военному варианту. Израиль должен быть готов к любому сценарию. Но следует понимать, что санкции – это значительно лучшая и реалистичная альтернатива. Экономические санкции позволяют оказывать давление, и были случаи, когда их применение заставляло режимы капитулировать. Санкции сработали в ЮАР при апартеиде, сработали в Ливии при диктаторе Муаммаре Каддафи и вскоре позволят добиться кардинального пересмотра политики Северной Кореи.
Твердость международного сообщества в этом вопросе и ужесточение санкций против Ирана заставят капитулировать и эту страну. Ей придется отказаться от амбициозной программы по созданию ядерной бомбы.
Источник:"ИноПресса "