Анализ хода визита белорусского президента в Сочи, атмосферы встреч, а также некоторых озвученных в российских и белорусских СМИ итогов неформальных бесед белорусского лидера с российским руководством, позволяет говорить о том, что в Сочи поставлена жирная точка на сильно затянувшемся кризисном периоде в белорусско-российских отношениях.
Характер последней белорусско-российской встречи в верхах подтверждает правильность наших прогнозов в материале «Сухой остаток» официального визита В.Путина в Минск. Часть вторая. Подведение итогов» от 24 декабря 2007 г.:
«Мы предполагаем, что одним из возможных итогов последней белорусско-российской встречи в верхах стала договоренность между лидерами о том, что белорусская сторона берет последний трехмесячный тайм-аут перед окончательным определением с перспективами построения Союзного государства. Поэтому и цена на газ носит такой неопределенный (в годичной перспективе) характер».
Главное, что обратило на себя внимание в ходе последнего визита белорусского лидера в Сочи – это принципиальное изменение формы, стиля и тона общения между белорусским лидером и тех представителей российского руководства, с которыми он в эти дни имел возможность неформально пообщаться. Налицо смена прежней напряженной и тяжелой атмосферы общения на непринужденную и доверительную, как это и должно быть между близкими партнерами и друзьями.
Встреча в Сочи убедительно показала, что кризис 2006-2007 гг., финальной точкой которого стал официальный декабрьский визит президента России В.Путина в Беларусь, в отношениях между нашими странами позади: лидерам наших стран действительно удалось расчистить накопившиеся проблемы в преддверие выборов следующего российского президента. Данный вывод мы делаем, опираясь не только на нашу оценку встреч лидеров наших стран в Минске и в Сочи, но и на анализ некоторых событий и тенденций во внутриэкономической жизни республики в последние полтора месяца.
На наш взгляд, за прошедший с декабря 2007 г. период стороны смогли решительно убрать со стола переговоров прежнее недоверие и непонимание и уже стали активно работать над новой повесткой дня в белорусско-российских отношениях. Об этом же говорит и активизация белорусско-российских отношений в конце января – начале февраля, когда в Минске побывали министр иностранных дел России С.Лавров и председатель Счетной палаты России С.Степашин. Результаты этих визитов и сделали возможной последнюю встречу лидеров Беларуси и России в новом доброжелательном психологическом формате.
В частности, по итогам визита С.Лаврова, когда стороны публично подтвердили достижение договоренностей во внешнеполитической области и приняли Совместную программу деятельности, можно было говорить о достижении между двумя странами согласия по принципиальным моментам двустороннего сотрудничества.
Со своей стороны, мы не можем не обратить внимания на данный факт и не приветствовать выход лидеров и, в целом, руководства двух братских стран из состояния двусторонних отношений, которое можно охарактеризовать – «ни мира, ни войны».
После встречи президентов Беларуси и России в Сочи оппоненты курса белорусского государства на Союз с Россией опять начнут разглагольствовать о потере суверенитета и о выпадении из мира европейских ценностей. И опять будут не правы.
Политика Беларуси на мировой арене за прошедшие годы стала действительно многовекторной. Об этом говорит не только список основных внешнеполитических партнеров Беларуси в мире – Россия, Китай, Иран, Венесуэла, страны СНГ, но и предстоящее добавление к ним главного экономического локомотива Европейского союза – Германии, которая является одной из основных стран «западного» цивилизационного проекта.
Мы убеждены, что в ближайшее время европейский вектор белорусской дипломатии начнет интенсивно развиваться. И основная ставка в этом диалоге белорусским руководством сделана на Германию как на ту страну, которая выступает за то, чтобы Беларусь была стабильным звеном Европы и не заинтересована в разыгрывании в Беларуси сценариев политической и экономической дестабилизации по примеру Украины или Грузии.
Поэтому для нас наибольшую важность представляет не то, есть или нет западное направление в белорусской внешней политике, а в рамках какого доминирующего внешнеполитического тренда, с кем и как это сотрудничество осуществляется.
Конечно, Милинкевич и кампания предпочли бы в качестве основного внешнеполитического партнера Беларуси в Европе Польшу и стоящих за ними США, что гарантировало бы превращение Беларуси в очередную горячую точку на постсоветском пространстве, а им важную роль в борьбе «синеокой Беларуси» с «поднимающим голову российским империализмом». В этом случае, при разыгрывании сценария радикальных белорусских националистов под патронажем их заокеанских спонсоров, втягивание внешними силами Беларуси в конфликт с Россией по грузинскому сценарию на фоне массовой люмпенизации населения стало бы исключительно вопросом времени.
Нам же представляется, что при осознанном и четко заявленном руководством республики доминировании российского вектора и ранее наработанных направлений во внешней политике республики (Китай, Иран), наиболее оптимальным для Беларуси партнером на Западе является Германия и тот блок стран «Старой» Европы, которые поддерживают взвешенный немецкий внешнеполитический подход. В условиях возможного раскола Евросоюза по линии Север-Юг на условно Средиземноморскую группу (во главе с Францией) и Балтийскую (во главе с Германией), данный подход белорусского руководства выглядит вполне логичным.
Германия была и остается одним из самых крупных внешнеторговых партнеров Беларуси – по итогам 2007 г. внешнеторговый оборот двух стран составил более 10 млрд. долларов. Если же Германия станет основным внешнеполитическим партнером Беларуси в Евросоюзе – это, без сомнений, станет большим достижением белоруской дипломатии.
Результаты визита белорусского лидера в Сочи тем более важны, что достигнуты они в ходе неформального визита, что только повышает их значимость и указывает на имеющийся огромный неиспользуемый потенциал в белорусско-российских отношениях.
В связи с произошедшим потеплением белорусско-российских отношений, на фоне открывающихся социально-экономических и политических перспектив, серьезности стоящих перед нашими народами и странами геополитических, геоэкономических и военно-стратегических вызовов, становится особенно очевидной надуманность и даже провокационность вопроса о властных полномочиях белорусской и российской элит внутри единого Союзного государства – работа найдется для всех. Важно работать системно, с учетом всего комплекса стоящих проблем, вызовов и имеющихся для их решения ресурсов.
Юрий Баранчик
Источник:"Империя.by"