В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Объятия "Страха": Польша спорит о "темных" страницах своей истории

Публикация книги Яна Томаша Гросса "Страх", обвиняющей поляков в антисемитизме, вызвала нешуточный скандал в Польше. О своей позиции посчитали нужным заявить представители польской католической церкви и научного сообщества. Книгой заинтересовалась прокуратура.

Польское издание "Страха" появилось немногим более двух недель назад. Однако это было ожидаемое событие: на английском языке книга вышла еще в 2006 году.

По сообщениям, уже после того, как стало известно о намеченном выходе польской версии (летом прошлого года), книга попала в поле зрение прокуратуры.

Тогда у власти были оба брата Качиньские. Полагают, что они хотели устроить нечто вроде показательного процесса. При этом автора обвинили бы в клевете на польский народ.

Но и при нынешнем правительстве книга вызвала большой резонанс. Теперь Яну Гроссу может грозить до нескольких лет лишения свободы за оскорбление поляков.

Ян Гросс и "Соседи"

Ян Гросс – еврей, родившийся в послевоенной Польше. После волнений 1968 года и кратковременного заключения он покинул Польшу. Гросс обосновался в США, и сейчас он преподает историю в Принстоне.

"Страх" – не первая его скандальная книга. В 2001 году были опубликованы "Соседи". Там речь шла о погроме в польском городке Едбавне.

Тогда – в июле 1941 года – в Едвабне было убито по разным данным от 340 до 1600 евреев. В годы существования ПНР это преступление по понятным причинам замалчивалось.

Книга Гросса об этом трагическом событии вызвала настоящий шок у многих поляков. Она заставила президента Александра Квасьневского принести извинения еврейскому народу. К этому шагу бывшего президента до их пор в Польше относятся неоднозначно.

"Страх": поляки соучастники Холокоста?

Книга "Страх" посвящена тому, как складывались отношения между поляками и евреями уже после войны. Гросс описывает антисемитские настроения поляков после немецкой оккупации и Холокоста.

В "Страхе" анализируются послевоенные антиеврейские погромы в Польше, кульминацией которых стали события в городе Кельце 4 июля 1946 года. Тогда, в ходе самого большого в послевоенной Европе погрома, было убито 37 и ранено 35 евреев.

Гросс фактически вменяет полякам в вину патологический антисемитизм. По сути, он делает их соучастниками Холокоста.

Автор книги приводит типичное, по его мнению, высказывание поляков времен немецкой оккупации: "Мы должны благодарить Гитлера за то, что он избавил нас от евреев". Он также цитирует фрагмент рапорта одного из лидеров подполья своему руководству в Лондоне. Согласно ему, большинство поляков в годы войны были антисемитами.

Истоки такого отношения поляков к евреям Гросс видит в государственном антисемитизме, который был свойственен официальной политике Польши в период между двумя мировыми войнами.

Гросс также обвиняет в антисемитизме католическую церковь и польское духовенство. По его мнению, для польских священнослужителей характерен "теологический каннибализм".

У Гросса есть миссия. Он ставит перед своей книгой серьезные задачи. Он хочет "открыть глаза" польскому обществу. Показать полякам, что "общая душа народа оказалась поражена каким-то злом, которое коснулось не только самих жертв, но также тех, кто им причинил это зло".

Дебаты вокруг "Страха"

Книга "Страх" вызвала бурную реакцию, а ее автора обвинили в провокации. "Страх" назвали книгой, далекой от научных стандартов, а самого Гросса окрестили "вампиром от историографии". В то же время нашлись и те, кто поддержал его.

Резко против книги выступила польская католическая церковь. Ее высшие иерархи обвинили Гросса в том, что он играет на руку антипольским и антисемитским настроениям. Ему также поставили в вину манипуляцию историческими фактами.

Представители церкви с возмущением отвергли обвинения в антисемитизме в свой адрес.

Они также указали на то, что невозможно понять польско-еврейские послевоенные отношения, если упустить из вида такой важный элемент, как роль коммунистического режима. Польские церковные деятели в такой форме намекнули на то, что многие евреи в то время поддержали коммунистический режим. В итоге они стали жертвами не национальной, а политической борьбы.

Этот момент отмечают также многие польские историки и разного рода общественные деятели, задетые "Страхом" за живое.

Именно коммунистические власти, по мнению некоторых из них, виноваты в создании стереотипа об "антисемитах-фашистах". Они использовали это определение для дискредитации бойцов Армии Крайовой, своих политических соперников. Однако потом оно стало ассоциироваться с поляками вообще.

Также отмечается, что евреи далеко не всегда были жертвами в послевоенной Польше. В развернувшейся после опубликования книги Гросса полемике стали появляться контраргументы. Так, говорят, например, что после войны сами евреи были виноваты в смерти от 3500 до 6500 поляков. Именно столько людей, по утверждениям, было расстреляно по доносам со стороны евреев или работников секретных служб, имевших еврейское происхождение.

Припоминают евреям и службу в годы войны в частях вермахта. По некоторым сведениям, порядка 150 тыс. людей, имевших еврейские корни, воевали на стороне Германии.

Гросса обвиняют и в том, что он пишет исключительно о судьбе евреев в годы войны и игнорирует тот факт, что поляков тогда погибло тоже около трех миллионов человек.

Британский историк Норман Дэвис заявил, что работа Гросса – публицистика, а не научное исследование.

Гросс прав?

Однако часть польского общества поддержала Гросса. По большей части, это сторонники левых взглядов.

Они увидели в его книге вызов пропагандируемому правыми националистами образу поляка. По мнению националистов, поляк может быть либо героем, либо жертвой. В этом образе нет места негативу, говорят левые.

Защитники Гросса утверждают, что антисемитизм – это обратная сторона представлений о собственной национальной исключительности, свойственной польской ментальности. По их мнению, не стоит идеализировать собственную историю и надо быть готовым к тому, что в ней есть и черные страницы.

Они предлагают рассматривать книгу "Страх" как приглашение к разговору на непростую тему.

Однако резкость выводов Гросса может заставить многих поляков от такого приглашения отказаться.

Алексей Тимофейчев,Варшава
Источник:"BBC"


 Тематики 
  1. Польша   (75)