Восемь претендентов примут участие в первом круге президентских выборов, который пройдет в Сербии 20 января, но реальная борьба развернется между нынешним главой государства Борисом Тадичем и заместителем председателя Сербской радикальной партии /СРП/ Томиславом Николичем. Их шансы на победу, если верить социологическим опросам, примерно равны, однако судьба президентского мандата будет решаться в начале февраля во втором туре голосования. По мнению социологов, оба фаворита наберут в это воскресенье примерно по 20 проц голосов, а в соответствии с действующим законодательством избранным считается тот кандидат, за кого проголосует более половины /минимум 50 проц плюс 1 голос/ граждан, вышедших на избирательные участки.
Всего в списках Республиканской избирательной комиссии – около 6,7 млн сербских граждан, имеющих право голоса. Вместе с тем, активность на выборах, по оценке социологического агентства ЦеСИД, не превысит 60 проц. И это в лучшем случае: 33 проц респондентов твердо заявляют, что не будут голосовать, еще 16 проц по этому вопросу окончательно не определились. Так что в конечном счете явка может составить около 50 проц.
Сербы устали от бесконечных политических баталий, многие из них растеряны и дезориентированы. Евросоюз, к которому абсолютное большинство из них /свыше 70 проц – по данным опросов/ все последние годы стремились как к земле обетованной, начал проводить в отношении Белграда двусмысленную политику. Подписание соглашения о стабилизации и ассоциации, парафированного в ноябре прошлого года, первоначально планировалось на 28 января. Однако сначала эту возможность под сомнение поставил сам Белград. Премьер-министр Воислав Коштуница не скрывал возмущения намерением ЕС отправить в Косово собственную миссию взамен Миссии ООН с задачей воплотить в жизнь пресловутый "план Ахтисаари", гарантирующий автономии "контролируемую независимость". Затем проблемы возникли и внутри самого ЕС: Голландия заявила, что блокирует подписание стабилизационного соглашения, дающего "зеленый свет" присоединению Сербии к этой организации, поскольку Белград якобы плохо сотрудничает с Гаагским трибуналом и до сих пор не выдал ему бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича.
Ситуацию дополнительно усложняют как традиционное разделение общества на "западников"и "патриотов" /последние тяготеют к СРП и под влиянием событий вокруг Косово все в большей степени готовы делать ставку на Россию/, так и катастрофически низкое доверие сербов к национальному политическому классу. Как показывают социологические опросы, партиям и политикам сегодня склонны доверять не более 20 проц респондентов.
Постоянные выяснения отношений с Вашингтоном и Брюсселем ослабили позиции прозападно ориентированного президента Тадича и его шансы на переизбрание. В ведущихся с начала прошлого года политических баталиях его голос миротворца звучал одиноко. Неубедительно выглядели и попытки президентской Демократической партии /ДП/ доказать, что вступление в ЕС и защита сербских интересов в Косово – два отдельных и взаимно не обусловленных процесса. Возобладала точка зрения премьера Коштуницы и его Демократической партии Сербии /ДПС/, и именно в предложенной ими редакции 27 декабря прошлого года Народная скупщина приняла резолюцию, провозгласившую борьбу за сохранение Косово и Метохии в составе Сербии основным приоритетом всех государственных структур и должностных лиц. При этом условием подписания стабилизационного соглашения с ЕС объявляется отказ Брюсселя от действий, нарушающих суверенитет Сербии над Косово.
Тем не менее, президент Тадич и министры, представляющие в правительстве ДП, последовательно проводят собственную политику, призванную, по их убеждению, провести Сербию в тихую европейскую гавань между Сциллой и Харибдой в лице Приштины и здешних радикалов. В результате исполнительная власть все больше напоминает двухголовую птицу, страдающую сильной мигренью. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно обратиться к официальному сайту правительства в Интернет. "Сербия не согласится, чтобы при помощи Миссии ЕС из Косово делали лжегосударство", – гласит опубликованное 17 января на сайте заявление премьера. Он призывает ЕС отказаться 28 января от принятия решения об отправке миссии в Косово. Рядом – заявление вице-премьера Божидара Джелича /ДП/ о том, что "подписание соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС является наивысшим национальным приоритетом". Джелич, уполномоченный курировать евроинтеграционные процессы, выражает надежду на то, что соглашение станет фактом 28 января. Комментарии, как говорится, излишни.
Все здесь, за исключением этнических албанцев, да Либерально-демократической партии Чедомира Йовановича /он тоже борется за пост президента, но эти хлопоты окажутся напрасными: за него сейчас готовы голосовать не более 3 проц избирателей/ – против независимости Косово. Однако в борьбе за это далеко не все готовы поступиться хорошими отношениями с ЕС и окончательно рассориться с США.
ДПС в президентской гонке прямо не участвует, но поддержит кандидата, выдвинутого партнером по "Народному блоку" – партией "Новая Сербия" /НС/. Ее лидер Велимир Илич, ныне министр инфраструктуры в правительстве Коштуницы, – один из самых острых критиков действующего президента, их личные отношения носят откровенно неприязненный характер. Отказавшись от поддержки Тадича – по крайней мере, в первом круге выборов, и демонстративно сделав ставку на абсолютно "непроходного" Илича /опросы сулят лидеру НС около 4 проц голосов/, Коштуница принял очень тяжелое решение, ставящее под вопрос судьбу его собственного правительства. Главная интрига выборов сейчас в том, на чью сторону Коштуница и Илич встанут во втором круге.
По итогам прошедших в январе 2007 г парламентских выборов блок ДП-НС набрал около 16,5 проц голосов, сильно отстав как от СРП, так и от ДП /соответственно 27 и 23 проц/. Но при практически равных шансах на победу у Тадича и Николича в намеченном на 3 февраля втором туре голоса сторонников "Народного блока" могут сыграть решающую роль. Равно как и электората соцпартии, выставившей на выборы собственного кандидата Милутина Мрконича, которому, впрочем, социологи сулят скромный результат в 4 проц.
Президентская партия, рассчитывавшая на поддержку Коштуницы, не скрывает своего разочарования, отдельные ее функционеры уже ставят под вопрос стабильность коалиционного правительства. Что касается радикалов, то их фаворит Николич сейчас заявляет о том, что победит еще в первом туре, 20 января, хотя социологи такую возможность исключают. Кто окажется прав, станет известно в ближайшие дни.
Впрочем, судя по всему, и Николич серьезно думает о возможности прямого противостояния с Тадичем в начале февраля. Как сообщили его сопартийцы, кандидат в президенты Николич получил приглашение прибыть с визитом в Москву от главы Совета Федерации Сергея Миронова, и "скорее всего, воспользуется им 28 января". Иными словами, как раз в интервале между первым и вторым турами. Не приходится сомневаться, что лидер радикалов, ратующий за установление прочных союзнических связей с Россией не только в политической, но и в экономической и оборонной сферах /вплоть до создания российских военных баз на территории Сербии/, использует московскую площадку, чтобы продемонстрировать неизменность своей позиции и заработать дополнительные очки накануне решающего голосования. На предыдущих президентских выборах он опередил Тадича в первом туре, проиграв однако во втором, поскольку на помощь кандидату Демократической партии пришел электорат Коштуницы, Илича и Йовановича. Сейчас Николич сделает все, чтобы избежать повторения сценария пятилетней давности.
Впрочем, свидетельства "особых отношений" с Россией крайне важны и для действующего главы государства. Именно поэтому протокольное, по сути, поздравление с 50-летием, направленное на днях Тадичу президентом РФ Владимиром Путиным, дало здесь повод для многочисленных комментариев и толкований со стороны ДП и оппозиции. А 17 декабря текст послания стал основой для нового предвыборного постера Бориса Тадича, занявшего целую полосу в ведущей белградской газете "Политика".
Каким бы ни был исход президентской гонки, новый глава государства во взаимодействии – или в противостоянии с правительством Коштуницы – будет решать все те же старые проблемы, важнейшая из которых – Косово, чьи лидеры обещают провозгласить независимость непосредственно по завершении выборов в Сербии. Последний из упоминающихся в Приштине сроков – февраль.
Андрей Нарышкин
Источник:"ИТАР-ТАСС"