Состоявшийся буквально в последение дни 2007 года визит премьер-министра Японии Ясуо Фукуды в Китай продемонстрировал стремление двух стран продолжать движение в направлении улучшения отношений. Это первый приезд нынешнего главы японского правительства в КНР после того, как он занял пост премьера в сентябре 2007 года. Ясуо Фукуда неоднократно заявлял, что намерен продолжить курс на нормализацию отношений с соседней страной.
Начало этому процессу положил предыдущий премьер Синдзо Абэ, которому удалось остановить "похолодание" в отношениях с Китаем, серьезно испорченных при Дзюнъитиро Коидзуми. Последний под аккомпанемент гневных протестов со стороны Пекина регулярно посещал храм Ясукуни, который во многих странах Азии считается символом японского милитаризма.
Надо сказать, что на дружелюбные шаги со стороны Токио Пекин ответил взаимностью. Фукуде, который заявил здесь о намерении строить личные отношения взаимного доверия с китайским руководством, что в перспективе "позволит народам двух стран лучше понять друг друга", был оказан весьма теплый прием. В ходе четырехдневного визита 27-30 декабря состоялись его переговоры с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао, после чего была проведена совместная пресс-конференция глав правительств двух стран. Впервые с 1986 года для премьер-министра Японии был организован банкет от имени председателя КНР. В ходе встречи Ясуо Фукуды с Ху Цзиньтао было заявлено о желании сторон повысить уровень взаимовыгодных отношений сотрудничества. Выступление Фукуды в Пекинском университете транслировалось по центральному китайскому телевидению.
Визит японского премьера был направлен не столько на достижение конкретных договоренностей или разрешение проблемных вопросов, сколько на поддержание заданной его предшественником положительной динамики и позитивного настроя. Как пишет в этой связи газета "Чайна дейли", "визиты руководителей двух стран друг к другу не обязательно должны превращаться в возможность помпезного подписания различных контрактов". Именно поэтому в делегации Фукуды не было огромного количества представителей деловых кругов, которые обычно сопровождают, к примеру, европейских лидеров во время поездок в Китай.
С практической точки зрения итоги поездки японского премьера в КНР весьма скромны. В результате переговоров с главой Госсовета КНР Вэнь Цзябао были подписаны всего три документа о сотрудничестве, касающиеся борьбы с глобальным потеплением, разработки новых источников энергии, а также расширения молодежных обменов. В контексте общего улучшения атмосферы взаимного доверия существеннее оказалось подчеркнуть на самом высоком уровне важность дальнейших шагов в направлении выведения отношений на качественно новый уровень. Гораздо большее внимание, нежели подписание контрактов, со стороны местных наблюдателей привлек состоявшийся между главами правительств КНР и Японии после совместного завтрака в резиденции "Дяоюйтай" товарищеский бейсбольный матч. Дружественный обмен бросками символично закрепил позитивные результаты переговоров. Примечательно, что игра не была включена в график поездки премьер-министра Японии. По сообщениям из источников в МИД КНР, она была организована по просьбе Фукуды, который предложил идею китайскому коллеге. Это говорит о решимости японского премьера использовать визит для налаживания неформальных отношений с китайским руководством.
Японский премьер также побывал в портовом городе Тяньцзине, где принял участие в открытии нового завода автоконцерна "Тойоты". В график визита Фукуды в Китай вошло и посещение родины Конфуция – города Цюйфу, в провинции Шаньдун. Этот последний пункт поездки местная печать окрестила "мудрым решением" японского премьера, которое позволит ему завоевать доверие китайской общественности. Некоторые наблюдатели назвали посещение храма Конфуция главой японского правительства попыткой "морально искупить" походы Дзюнъитиро Коидзуми в храм Ясукуни, которые так сильно раздражали Пекин.
Приезд Ясуо Фукуды в Китай, несмотря всю кажущуюся прозрачность целей этой поездки, вызвал у наблюдателей немало вопросов. Почему именно сейчас? Что мешало сторонам начать движение в сторону потепления отношений еще несколько лет назад? Часто упоминавшиеся в качестве препятствий для этого нерешенная проблема совместной разработки газовых месторождений в Восточно-Китайском море и походы Дзюнъитиро Коидзуми в храм Ясукуни выглядят не слишком убедительно, учитывая растущие объемы двусторонней торговли и всю важность отношений двух стран для поддержания мировой и региональной безопасности. Вряд ли можно дать однозначный ответ на поставленные вопросы. С осторожной уверенностью можно однако предположить, что обе страны явно пришли к пониманию важности укрепления двусторонних отношений.
Если состоявшаяся в октябре 2006 года поездка предыдущего японского премьера Синдзо Абэ в Китай "разбила лед", а визит на Японские острова премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао его "растопил", то Ясуо Фукуда, по образному выражению сторон, совершив поездку в Китай, "привез весну" в отношения между Токио и Пекином. Примечательным является также тот факт, что именно Япония сделала первый шаг и проявила инициативу в деле улучшения связей. Это дает повод ряду экспертов полагать, что реверансы в сторону Китая объясняются не только желанием вывести отношения на качественно новый уровень, но и решить за счет сближения с Пекином ряд внутренних проблем. Не последнюю роль, возможно, сыграло в данном случае стремление не отстать от партнеров в рамках "треугольника" отношений Япония – КНР – США.
Иван Каргапольцев
Источник: "ИТАР-ТАСС"