Владимир Путин принял решение о поддержке кандидатуры Дмитрия Медведева, когда немецкий политолог Александр Рар уже сдавал в набор книгу о преемниках президента и истории передачи его власти. У эксперта (директора по программам России в Германском совете внешней политики) еще есть пара дней, чтобы завершить летопись с учетом последних событий. В исследовании «Russland gibt Gas» («Россия дает газа» или «Россия газует») автор книги «Владимир Путин – «немец» в Кремле» доказывает, на самом деле в России в последние два года шли праймериз, аналога которым не было в мировой политической истории. В интервью корреспонденту «Росбалта» известный эксперт высказывает свое мнение относительно того, почему Путин из двух первых вице-премьеров предпочел именно Медведева.
- Господин Рар, о чем в целом Ваша книга, и какова ее идея?
– В первую очередь, это книга о преемственности и о том наследии, которое Владимир Путин оставляет во внутренней и во внешней политике. Эта книга была написана в 2007 году, поэтому в ней очень четко рассматривается конкурентная борьба – российские праймериз. В России происходили именно праймериз между Ивановым и Медведевым – во всех деталях. Я думаю, что здесь Россия продемонстрировала международному сообществу, как можно проводить избирательную кампанию достаточно конструктивно – чтобы это были не просто лозунги и слова, а конкретные дела. Мне кажется, что Иванов и Медведев (и я это описываю достаточно подробно) получили шанс использовать все данные им возможности в рамках национальных проектов. Медведеву поручили выстроить социальную сеть, а Иванову – промышленные инновации – налаживание двигателей для подъема России до уровня энергетической державы.
Праймериз проходили в режиме работы двух преемников, и экономика от этого выиграла. А в других странах во время избирательной компании ничего не действует – экономические процессы ослабляются, даже парализуются. Все думают только о том, как себя выдвинуть, как получить голоса, и все достигается популистскими методами. В России же дешевого популизма не было. Этим самым Россия дала достаточно интересный урок мировой общественности – пример того, как можно осуществить переход власти с пользой и конструктивно.
Также это книга о том, как Россия отвоевала себе место великой энергетической державы на мировой арене – со всеми плюсами и минусами, потому что минусы тоже есть. Энергетический потенциал великой державы накачал России мускулы, которыми она не всегда конструктивно пользуется. Где-то она ведет себя неуклюже и провоцирует страхи перед новой российской опасностью или неоэнергетическим империализмом. Я в книге стараюсь развеять эти страхи.
- А кто еще фигурирует в книге кроме Медведева и Иванова? Есть другие преемники?
– В книге фигурирует и Зубков, и другие участники построения в новой России, но не в качестве кандидатов. Я лично не верил, что Зубков может им быть. Он играет свою роль на определенном этапе. Книга нацелена на отдельные личности в российском истеблишменте. В ней очень много представителей власти. Они представлены, как успешно действующие на политической арене актеры. Во время визитов очень многих российских политиков путинского окружения в Германию – визитов, которые организовывал в том числе и я – на людей можно было близко посмотреть и определить их воздействие на общую политику и экономику России.
- Если имели место праймериз, то как велся подсчет голосов, и каковы результаты?
– Во-первых, судьей был сам Путин. У Кремля были свои планки, своя информация, свои закрытые источники. Особенно важными были поездки обоих вице-премьеров в провинции, их разговоры с губернаторами и то, какое они производили впечатление на местные элиты – я думаю, это было определяющим. По данным, которые у меня есть, и Иванов, и Медведев набрали поровну достаточно большие симпатии в народе, и каждый мог всерьез рассматриваться в качестве кандидата в президенты после этих праймериз. Причем праймериз длились не пару месяцев, а два года. То, что в последний момент был выбран один, а не другой – это уже было личным решением президента. Почему он это сделал, он пока еще не сказал. Думаю, надо этим закончить книгу. В России больше не будет единоличного лидера, такого, каким был Путин.
- Почему же, по-вашему, выбран именно Медведев, а не Иванов?
– Это пока не совсем понятно. Путин во многом был человеком переходного периода. В своем мышлении и в понимании мира он связан с той Россией, которая перестала существовать в 1991 году. И он принял радикальное решение – назначить на пост президента человека гораздо более молодого, чтобы с ним пришла молодая элита, которая не жила во взрослом возрасте в советское время. Это шанс для России использовать свой потенциал без стереотипов, без багажа прошлого – шанс жить сегодняшним днем, а не прошлым. Думаю, это была одна идея. А во-вторых, сам Путин понимал, что будет трудно выдвигать на пост президента очередного силовика – человека, который инстинктивно будет желать контролировать, а не созидать.
Полагаю, что в новых условиях Медведев будет встроен в партийную систему или, по крайней мере, будет соблюдать партийную дисциплину и проводить скорее партийную, нежели свою собственную программу. Во власти он будет не соперничать, а помогать и поддерживать, а руководить процессом в чем-то будут и другие люди, такие как Сергей Иванов, Дмитрий Козак и другие достаточно опытные теперь политики, пришедшие во власть вместе с Владимиром Путиным и выстраивавшие с ним Россию в последние годы.
Источник: "РОСБАЛТ"