|
Причины провала Уго Чавеса с референдумом по конституции
Впервые с момента прихода к власти в 1999 году президент Венесуэлы Уго Чавес потерпел поражение на избирательных участках. Большинство венесуэльцев, принявших участие в общенациональном референдуме по конституционной реформе, которая должна была обеспечить ускоренный переход страны "к социализму XXI века", высказались против проекта лидера "боливарианской революции".
Референдум состоялся в воскресенье, 2 декабря. Президент напрямую связывал свой политический и экономический курс с радикальной реформой конституции, направленной на построение в Венесуэле "собственного самобытного социализма". Теперь Чавес после завершения второго президентского срока в 2013 году должен будет покинуть высший государственный пост. Его поправка о снятии всех ограничений на участие действующего главы государства в выборах была отвергнута большинством венесуэльцев. Отвергнуты были и другие изменения в конституцию, которая, кстати, была принята в первый срок правления Чавеса.
Согласно оглашенным 3 декабря председателем Национального избирательного совета /НИС/ Тибисай Лусеной данным после подсчета 88 проц. голосов, против президентской реформы высказались 51,7 проц. венесуэльцев, участвовавших в референдуме. Проект Чавеса поддержали 49,29 проц. избирателей. В голосовании, по данным НИС, приняли участие 55,1 проц. от 16 млн венесуэльцев, имеющих право голоса. Низкая явка избирателей по сравнению с президентскими выборами минувшего года – тогда в голосовании участвовали более 74 проц. избирателей – оказалась на руку оппозиции.
Следует отметить, что объявление результатов голосования затянулось в связи с тем, что незначительная разрыв заставил НИС принять решение провести подсчет почти 90 проц. голосов, который установил бы победителя. Ранее НИС уже через два часа после закрытия участков распространял первый бюллетень с предварительными итогами электронного голосования. Однако в "патовой ситуации" оглашение первых результатов, которые могли оказаться противоположными итоговому подсчету голосов, крайне осложнило бы и без того напряженную обстановку, сложившуюся в связи с проведением референдума.
Накануне референдума представители блока движений и партий, объединившихся под лозунгом: "Нет реформе", заявляли, что не допустят подлога при подведении итогов голосования. Лидеры наиболее активного нового движения студентов частных университетов и колледжей объявляли, что признают лишь "законную победу" противников реформы. В свою очередь Чавес неоднократно предостерегал оппозицию от попыток объявить результаты конституционного референдума нелегитимными или спровоцировать массовые беспорядки.
К чести президента он без промедления признал свое поражение сразу после объявления данных НИС. "Мы признаем решение, которое принял народ", – заявил Чавес в выступлении перед своими сторонниками в президентском дворце "Мирафлорес". Чавес подчеркнул, что разница в голосовании была "микроскопической", но было правильным сразу признать результаты референдума, так как окончательный подсчет голосов уже не мог изменить ситуацию. "Сегодня мы не смогли одержать победу", – сказал Чавес, добавив, что не отказывается от своего долгосрочного проекта. На протяжении последнего года он постоянно утверждал, что только социализм может обеспечить свободу независимость, социальное и экономическое развитие Венесуэлы. Лозунг: "Родина, социализм или смерть!" стал непременным атрибутом на всех массовых мероприятиях, даже на парадах и торжественных церемониях в вооруженных силах страны.
Шаг президента, который признал результаты референдума, несомненно, является позитивным моментом – таким образом Чавес по крайней мере на сегодняшний день снимает остроту обвинений в тоталитаризме. Если ярые противники венесуэльского лидера США, а также Испания и Колумбия, отношения с которыми в последние месяцы обострились, делают упор "на победе народа и демократии над тоталитарным социалистическом проектом", то большинство стран Латинской Америки говорят о том, что исход референдума и независимость НИС от исполнительной власти свидетельствует о демократическом характере политической системы, установившейся в Венесуэле. Это, по оценкам экспертов, упростит ратификацию парламентами Бразилии и Уругвая протокола о вступлении Венесуэлы в качестве полноправного члена в Южноамериканский общий рынок. Вместе с тем, Чавесу будет сложнее претендовать на лидерство в процессах южноамериканской интеграции, продвигать в рамках этого блока радикальные идеи, не получившие поддержки в его собственной стране.
Поражение на референдуме с минимальным разрывом должно пойти на пользу, потому что заставит глубоко проанализировать причины случившегося, сказал Чавес в телефонном интервью государственному телевидению на следующий день после голосования. За реформу конституции проголосовали лишь 4,3 млн сторонников действующего президента. Оппозиция получила поддержку 4,5 млн голосовавших. Таким образом, около 3 млн избирателей, голосовавших за Чавеса на президентских выборах в декабре 2006 года, не приняли участие в референдуме. Это и предопределило поражение, считает он. На выборах год назад победивший тогда Чавес получил поддержку 7,3 млн избирателей.
Пропрезидентские и оппозиционные политологи лишь начинают детальный анализ причин, приведших к поражению одной и победе другой стороны. Оппозиции, впервые за долгие годы укрепившей свои позиции, предстоит сделать выбор между продолжением жесткой конфронтации с президентом в попытке отстранить его от власти до окончания полномочий главы государства в 2013 году и диалогом с целью повлиять на выработку курса демократического развития страны. Правда, последнее в большей степени зависит от самого президента, который до настоящего времени в категорической форме отказывался от сотрудничества с оппозицией, причисляя не только ее лидеров, но и инакомыслящих из собственного стана к врагам "боливарианской революции".
Среди просчетов пропагандистской кампании, которая была поручена вице-президенту страны Хорхе Родригесу, можно назвать ослабление мобилизационной схемы, использовавшейся ранее при обеспечении активного участия сторонников президента в электоральных процессах, шаблонность агитационных акций, упор на идеологические кампании, которыми в течение года злоупотреблял президент, что привело к усталости население от информационного шума правительства. Родригес фактически не справился и с формированием Единой социалистической партии Венесуэлы /ЕСПВ/, учредительный съезд которой сначала назначался на 15 августа, потом был перенесен на 2 ноября и до настоящего времени так и не состоялся. Партийное строительство пришлось вести параллельно с подготовкой к референдуму. В результате Чавес был вынужден констатировать, что на референдуме было получено менее 6 млн голосов, хотя, по словам Родригеса, кандидатами в члены ЕСПВ записались именно столько венесуэльцев.
Немаловажную роль сыграла и неспособность правительства, губернаторов и местных властей динамично решать социальные проблемы бедных и малообеспеченных слоев населения, составляющих ядро электората президента, остановить рост преступности в бедных кварталах крупных городов. Чрезмерное укрепление президентской вертикали власти, предусмотренное реформой, которая ослабляла власть и ограничивала контроль над финансовыми потоками губернаторов и мэров, запрещала их переизбрание, вызвало недовольство в среде казалось бы преданной президенту "революционной политической элиты". Местные власти "без энтузиазма" провели подготовку к референдуму, а порой намеренно содействовали поражению президентской реформы.
Самоуверенность президента, которой воспринимал любые, даже незначительные проявления инакомыслия среди своих союзников, как предательство, оттолкнуло от него партию "Мы можем", которая принесла на ему декабрьских выборах более 700 тыс. голосов. В результате генеральный секретарь Исмаэль Гарсиа и два губернатора этой партии присоединились к стану противников реформы. "Многие говорили нам, что не одобряют реформу конституции, но продолжают поддерживать и не предадут Чавеса, а поэтому просто не пойдут на голосование", – объяснил Гарсиа низкую явку сторонников президента на референдум. Это высказывание практически перешедшего в оппозицию партийного лидера, подтверждает утверждения о том, что лично Чавес, если и потерял с декабря минувшего года часть своего электората, то не столь значительную часть, как можно предположить, исходя из итогов референдума.
Недооценена была и роль народившегося движения студентов частных вузов и колледжей, которые внесли свежую струю в находившуюся в стагнацию оппозицию. Попытки противопоставить напористому и образованному поколению оппозиционных студенческих лидеров "боливарианское студенчество" не принесли желаемых результатов.
Вместе с тем, главный объективный фактор в провале президентского социалистического проекта, как представляется, назвал сам лидер страны. Венесуэльское общество оказалось не готовым к переходу на социалистический путь развития, что стало причиной поражения на референдуме по конституционной реформе, заявил Чавес. Он не исключил, что столь радикальное предложение было вынесено на референдум преждевременно. "Мы сделали ошибку, выбрав неправильный момент. Возможно, мы еще не созрели для социализма. Надо стать более зрелыми и продолжать строить наш социализм", – признал он. При этом Чавес продолжает настаивать на том, что построение социалистической модели общества остается стратегической целью его правительства.
Михаил Макеев
Источник:"Компас" ИТАР-ТАСС
|