«Воды на всех не хватит» – так можно резюмировать итоги первого Азиатско-Тихоокеанского саммита воды, который завершился в японском городе Беппу. Главным событием мероприятия стало выступление главы ООН Пан Ги Муна, который заявил, что мир стоит на пороге «водных войн». По данным ООН, уже сейчас треть населения Земли живет в районах, где «источник жизни» в дефиците, а 1,1 млрд человек не имеют доступа к безопасной для здоровья воде. Ожидается, что в ближайшие десятилетия положение резко ухудшится.
«Недостаток воды угрожает экономическому и социальному состоянию и является потенциальным источником войн и конфликтов» «По всему миру источники воды по-прежнему засоряются, портятся и приходят в негодность. Последствия этого для человечества крайне тяжелые. Недостаток воды угрожает экономическому и социальному состоянию и является потенциальным источником войн и конфликтов», – подчеркнул господин Пан.
По данным ООН, уже сейчас треть населения Земли живет в районах, где вода в дефиците, а 1,1 млрд человек не имеют доступа к безопасной для здоровья питьевой воде. И эта проблема актуальна не только для жарких стран.
Даже в Европейском регионе доступа к чистой питьевой воде до сих пор не имеют около 100 млн человек. Ожидается, что в ближайшие несколько десятилетий положение резко ухудшится хотя бы потому, что ежегодно запасы пресной воды на планете сокращаются на 2%, а число ее потребителей продолжает расти.
По прогнозам специалистов, первыми под удар водного кризиса могут попасть азиатско-африканские страны. Уже сейчас источником конфликтов в Африке является опустынивание. Суданские кочевники, отступая перед песками Сахары, гонят скот на территорию земледельцев, вытаптывая их урожай.
Конфликты обостряются еще и межконфессиональными различиями, ведь земледельцы в основной своей массе – афрохристиане, а кочевники – арабы или арабизированные чернокожие мусульмане.
Результатом их противостояния могут стать распад ряда государств, включая Судан, и усиление анархии на территории таких стран, как Сомали.
Не застрахована от неприятностей и Северная Африка, являющаяся частью Ближнего Востока. С уходом от власти пожилых лидеров Ливии, Алжира и Египта в этих странах неизбежно усилятся радикальные исламисты.
Придется как-то разрешать и конфликты вокруг водных ресурсов между Турцией и Сирией, Турцией и Ираком, Ираком и Ираном. Маловероятно, что это удастся сделать мирным путем.
Выходом из сложившейся ситуации может стать строительство опреснительных заводов. Сейчас их активно запускают в богатых ближневосточных странах: Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Султанате Оман, Кувейте.
В Омане такой завод соорудили израильтяне, подобное предприятие Россия предлагает построить в Эмиратах. Однако позволить себе такую роскошь могут далеко не все страны.
Именно поэтому ООН настаивает на том, что проблему предстоит решать сообща всем странам. А президент Таджикистана Эмомали Рахмонов даже предложил создать Водное партнерство развитых стран, которое оказывало бы целенаправленную помощь развивающимся и бедным странам, и разместить его центральноазиатский центр в Душанбе. Однако конкретных решений по этому поводу принято так и не было.
Об угрозе «водных войн» футурологи говорят уже давно. По их мнению, конфликты могут наступить даже раньше, чем на Земле закончатся запасы природного топлива.
Более того, в некоторых случаях причины нехватки воды начинают носить уже откровенно гротескный характер. Так, не последнюю роль в этой ситуации играет компания Coca-Cola. Только в прошлом году для производства своей продукции она использовала 290 млрд литров воды. При этом немалая часть предприятий Coca-Cola размещена в малоразвитых странах, чье население и так испытывает проблемы с водными ресурсами.
И хотя официально за последний год корпорация снизила использование пресной воды по всему миру на 5,6%, в ближайших ее планах – освоение подземных рек и хранилищ, которые содержат основной запас пресной воды на планете.
Источник: "Взгляд"