В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Европейское и американское направления движения всемирного джихада

Д.А. Нечитайло

В настоящее время в Европе происходит укоренение субкультуры, представляющей собой синтез нигилизма, культа силы и экстремизма, ведущей к отчуждению от остального общества. Формируется идеология протеста, молодежь «кочует» в поисках себя от хип-хопа до исламского фундаментализма. Большинство молодых людей из мусульманских районов-гетто многих европейских городов заимствуют образцы поведения, свойственные «уличной культуре», одеваясь как рэперы, употребляя наркотики и алкоголь, просматривая джихад-видеофильмы, устанавливая изображение бен Ладена в качестве заставки на мобильных телефонах, увлекаясь афро-американскими клипами с гангстерскими сюжетами.

Все большую популярность приобретают группы «Fun-da-mental» и «Blakstone» в Великобритании, «Medine» во Франции, «Zanka Flow» в Нидерландах, исполнители которых поют о джихаде в стиле рэпа (джихад-рэп). Восходящей звездой «джихад-рэпа» является сын имама мечети в Финсбэри-парке Абу Хамзы Аль-Масри — Мухаммад Камил Мустафа по прозвищу «аль-Ансари», который недавно создал группу «Львы пустыни». Его песни посвящены борьбе с неверными. Например, «…я рожден, чтобы быть солдатом, «калашников» на моем плече, да будет мир с ХАМАСом и «Хизбаллой», это путь Всевышнего.., мы на джихаде, я защищаю свою религию священным мечом…»

Власти Лондона опасаются роста популярности молодежных движений под названием «Мусульманские ребята». Одна из таких группировок действует на юге британской столицы и состоит из нескольких сотен человек, занимающихся криминальной деятельностью — от разбоя до торговлей наркотиками. Члены группы — это уроженцы Великобритании, чернокожие молодые люди африканского или карибского происхождения. Они не обладают даже базовыми знаниями по исламской религии. Для них ислам – это лозунги, призывающие к войне, подбитая американская техника в Ираке. Это всего лишь извращенное идеологическое оформление их протеста. Стиль их одежды, их сленг больше свойственны сверстникам из «черных американских» кварталов. В интервью корреспонденту одной из британских газет представители группировки рассказали, что молятся два раза в день: первый раз перед очередным преступлением, чтобы Всевышний защитил их, когда они находятся за территорией своего квартала, а второй раз после совершения преступления, прося прощения у Аллаха за содеянное. При этом молодые люди силой оружия заставляют принимать ислам своих сверстников. Два года назад они казнили 24-летнего жителя страны за то, что он отказался принять их «веру».

Сильнейшим фактором сплочения является дискриминация по этническим, религиозным мотивам и этнорасовые предубеждения. Вольная или невольная самоизоляция от коренного населения, деятельность мусульманских организаций, жилищная сегрегация при незнании или недостаточном знании местного языка, дискриминация создают для них психологическое гетто и сильно сдерживают усвоение ими новых жизненных правил и представлений.

В стремлении отомстить обществу, в котором для молодых людей не находится достойного места, они отвергают принятые в нем мораль и нормы поведения, отказываются считать себя гражданами принимающей страны, прибегают к противоправным действиям, пополняют ряды криминальных групп. Специалисты приходят к заключению, что к исламу как к последнему прибежищу обращается часть иммигрантской молодежи, не нашедшая места в жизни, а также «новые мусульмане» из представителей среднего класса, стремящиеся подчеркнуть свою самость часто лишь в знак протеста против их неприятия западным обществом, ради самоутверждения. Среди молодых людей отмечается возрождение интереса к религии, нередко в ее неортодоксальных, фундаменталистских и экстремистских формах.

Довольно поверхностное представление об исламе в молодежной среде позволяет различным радикальным исламистским силам использовать такие группировки в своих интересах, внедрять в них авторитетных, прошедших «горячие точки» муджахедов.

Радикальный ислам в Европе распространялся традиционно в городской среде. Мусульмане-иммигранты исторически оседали в крупных и средних городах. Однако за последние несколько лет наметилась тенденция к перемещению радикальных исламистских структур в сельскую местность. Особенно это свойственно южно-европейским странам (Испании, Италии, Франции), где на сезонных сельскохозяйственных работах заняты выходцы из Северной Африки. Здесь в сельских районах создаются молельные дома, в которых проповедь читают радикальные имамы. Пользуясь тем, что на периферии мало мечетей и минимален контроль со стороны малочисленных отрядов полиции, салафиты активизируют свою деятельность. Недавно французские власти раскрыли в Тулузе исламистскую сеть, занимающуюся переправкой добровольцев в Ирак. Она была связана с сирийцем из селения Артигат. Его община жила изолированно, следовала строгим предписаниям шариата. Некоторые мусульмане Тулузы привозили сюда молодых людей, чтобы они провели часть времени в среде «чистого ислама».

В июле текущего года в Италии была проведена спецоперация под названием «Хамам», в ходе которой были арестованы Мустафа аль-Курчи — имам одной из небольших деревень около Перуджи, и Мухаммад аль-Абси — имам мечети из деревни Пьер Антонио. Операция «Хамам» началась через два года после того, как около Багдада был обнаружен мобильный телефон гражданина Туниса А. Учтати. По данным бельгийской полиции, на А. Учтати был зарегистрирован другой номер, которым пользовался один из участников группировки, причастной к теракту в Мадриде в 2004 г. Аль-Курчи обучал своих сторонников тактике ведения боевых действий в условиях городской местности. Все необходимые методические материалы члены ячейки получали из Интернета. Затем на различных форумах Всемирной сети проходили обсуждения тех или иных приемов ведения боевых действий. После этого их отрабатывали на тренировочной базе, расположенной около мечети. Один из высокопоставленных представителей итальянских спецслужб Антонио Манганелли заявил, что в отличие от «Коза ностры» с ее четкой централизованной структурой, имеющей отделения в разных странах, «Аль-Каида» стала в настоящее время «торговой маркой» для многих структур движения всемирного джихада, вдохновляемых ею для совершения терактов. Ячейка строго руководствовалась идеологией ведения глобальной борьбы, согласно которой каждая группировка должна вести борьбу, исходя из имеющихся возможностей. При обыске на квартире аль-Курчи было обнаружено около 60 различных химических компонентов для производства взрывчатых веществ. Их отличительной особенностью была легкодоступность.

Все большую популярность в молодежной среде Боснии приобретают иностранные добровольцы, принимавшие участие в боевых действиях на стороне мусульман в начале 90-х гг. и затем решившие остаться в стране. В настоящее время 1500 бывших добровольцев из мусульманских стран, прибывших в начале 90-х гг. поддержать своих братьев по вере в борьбе против сербов, получили гражданство и постоянно проживают в стране. Многие из них являются представителями так называемого движения арабских афганцев. Власти Боснии заявляют, что мусульманская община не смогла на протяжении полутора десятка лет противопоставить что-либо радикальной исламистской идеологии, которую принесли с собой иностранные муджахеды. Особенно они активизировали вербовочную работу после вторжения США в Афганистан и Ирак. В начале этого года в некоторых районах радикалы от ислама стали оказывать давление на имамов мечетей, отказывающихся принять их идеологию.

По данным спецслужб страны, деятельность радикалов в Боснии финансируется из стран Западной Европы. В частности, по заявлению верховного муфтия Боснии Мустафы Черича, таким центром стала Австрия. Он попросил власти ряда европейских стран предпринять шаги по нейтрализации центров по поддержке радикалов в Боснии. Властями была назначена специальная комиссия по изучению этой группы мигрантов. В ходе расследования у 620 человек были обнаружены фальшивые документы, многие разыскиваются у себя на родине за совершенные преступления. Был поднят вопрос о депортации их на родину.

К одним из первых, кого власти намерены выдворить, относится тунисец Камал бин Али (Абу Хамза), один из лидеров салафитов Боснии и организатор недавних беспорядков против умеренных мусульман страны. Известно, что он получил боснийское гражданство во время войны, когда был полевым командиром муджахедов, женился на боснийке. По данным спецслужб страны, Абу Хамза в составе 20 муджахедов из радикальной египетской группировки «Джамаа аль-Исламйя» прибыл в г. Зеницу в 1992 г. Он жил в Боснии, используя семь имен по фальшивым египетским или йеменским документам. Известно, что в Тунисе он заочно приговорен к 13-летнему заключению. Некоторые члены его группы уже отбывают заключение в тюрьмах Боснии за различные преступления. Он был связан с радикальным имамом г. Зеницы Ю. Баршичем, после смерти которого занял его место и начал проповедовать радикальные исламистские идеи. Во время своих проповедей Ю. Баршич сам неоднократно заявлял, что его деятельность финансируется радикальной группировкой, находящейся в Вене, которая возглавляется М. Порчей. Другой гражданин Австрии, Н. Имамович, основал в боснийской деревне Горния Маочя радикальную исламистскую общину. В октябре этого года при попытке теракта против американского посольства Вене был арестован босниец Асим Цейванович. Он попытался пронести на территорию посольства пакет, начиненный взрывчаткой и иголками. На его квартире было обнаружено еще 2 кг взрывчатых веществ. Цейванович был связан с другим исламистом, М. Джуджичем, который был организатором теракта. В свою очередь, Джуджич был связан с Ю. Баршичем.

Еще одной тенденцией становится активизация радикальных исламистских группировок в странах Восточной Европы, особенно в тех, которые недавно вошли в Евросоюз или скоро станут его членами. Эти страны привлекательны тем, что спецслужбы в них не имеют серьезного опыта противодействию деятельности радикальных исламистских группировок, есть черный рынок оружия и поддельных документов, а также существует возможность перемещаться в другие страны Евросоюза, довольно высок уровень коррупции, что создает радикалам от ислама большую свободу действий.

Следует отметить активизацию антиамериканской пропаганды. Одним из ключевых деятелей современного исламистского движения является Адам Гадан по прозвищу Аззам аль-Амрики. Известно, что он американец и ему около 30 лет. Он регулярно выступает с обращениями, ориентированными прежде всего на англоязычную аудиторию. Эксперты называют его еще англоязычным рупором «Аль-Каиды» или бен Ладена. Так, критикуя политику Белого дома, он говорит: «Буш, ты думал, что запомнишься в истории как президент, который провел серию успешных кампаний против мусульман? Напротив, ты канешь в лету как президент, который не только впутал свою нацию в серию безуспешных и кровавых конфликтов в исламском мире, но и направил США в их смертельный марш, к дезинтеграции и развалу…» Обращаясь к администрации Белого дома и широкой американской общественности, он призывает вывести солдат, военных советников и инструкторов из мусульманских стран — «от Афганистана до Занзибара». «До тех пор пока на территории мусульман будет оставаться хотя бы один американский шпион или солдат, у нас будет оправдание для продолжения оборонительного джихада против вашей нации и народа». Кроме того, Аззам аль-Амрики призывает США «прекратить военную, политическую, экономическую помощь 56 вероотступническим режимам мусульманского мира и передать их судьбы в руки воинов ислама. Если это не будет выполнено в достаточном объеме, то для нас этого будет достаточно для продолжения борьбы и убийств американцев». Он требует от Запада не вмешиваться в образовательные школьные и информационные программы исламского мира, запретить все трансляции, которые порочат ислам, мораль и ценности мусульман. Следующими требованиями аль-Амрики являются: освобождение мусульманских заключенных из тюрем и лагерей, невмешательство в создание истинно исламского государства, призванного объединить мусульман всего мира. Любое невыполнение этих условий, по словам Аззама аль-Амрики, будет основанием для применения «живых бомб» и совершения терактов против граждан США и других западных стран. Таким образом, он акцентирует внимание широкой аудитории на том, что действия всемирного движения джихада являются прежде всего ответом на политику, проводимую странами Запада в отношении мусульман. Он вселяет в каждого гражданина стран Запада уверенность в том, что именно от него зависит, будет он убит или нет. Ориентированная на широкую публику, пропаганда подразумевает проведение антивоенных демонстраций, митингов, маршей протеста в надежде на то, что это окажет необходимое давление на правительства стран для последующего вывода своих войск с территорий мусульманских стран. В противном случае граждане Запада становятся законной мишенью для совершения терактов.

Недавно на одном из радикальных сайтов появилась публикация о так называемой стратегии одинокого волка. Автор статьи задает вопрос: «Что пугает ФБР и лишает его ночью сна и спокойствия днем?» – это «одинокие волки» «Аль-Каиды». Он говорит о членах спящих ячеек, «бродящих по улицам западных городов» с «обманчивой внешностью». По его мнению, именно такие одиночки больше всего беспокоят ФБР. «Любому известно, что тот, кто отлично подготовлен, профессионален и опытен, может свободно перемещаться с наименьшим риском быть задержанным спецслужбами. Действительно, провал одного повлечет за собой разгром всей ячейки. Одинокий же волк никогда не будет беспокоиться о том, что его предадут».

Автор пишет о том, что может способствовать выживаемости муджахеда, если он находится в США. Во-первых, великолепное знание разговорного языка, уличного жаргона. Во-вторых, внешность, которая никогда не должна выдать в нем принадлежность к арабскому или вообще мусульманскому миру. В-третьих, желательно знание испанского языка, так как араб легко может выдать себя за латиноамериканца. Рекомендуется использовать иностранное имя. Автор также советует приобрести фальшивые документы непосредственно в США, где, по его словам, они дешевые и высокого качества. Они понадобятся для приобретения оружия, приборов ночного видения и т.д. В-четвертых, «одинокому волку» следует жить не среди «белых», а селиться в «черных» кварталах. Однако, предупреждает автор, эти районы «кишат» наркодилерами и, соответственно, возрастает риск быть задержанным во время рейдов, проводимых спецслужбами. В-пятых, обязательно отличное владение компьютером и Интернетом, а также навыками их безопасной эксплуатации. В-шестых, умение обнаружить наблюдение спецслужб и уйти от него. В-седьмых, пользоваться оружием американского производства, изготавливать пояса смертников, взрывные устройства для установления их в автомобилях.

Эта работа служит продолжением той стратегической линии, которую наметил известный идеолог всемирного радикального ислама Абу Мусаб ас-Сури, с поправкой на американскую действительность. Напомним, что в январе 2005 г. ас-Сури опубликовал трактат под названием «Призыв к всемирному исламскому сопротивлению», в котором он приводит собственное стратегическое видение вселенской борьбы. В «Призыве» Ас-Сури намечает основные черты «муджахедов четвертого поколения». В частности, он призывает к дальнейшей децентрализации движения джихада, более того, он настаивает на упразднении организационного аспекта. Он призывает действовать согласно принципу «система, но не организация» (Низам! Ля танзим!) Ас-Сури вводит метод «индивидуализации джихада», который обеспечит гибкость при проведении террористических акций. Отсутствие системы подчинения, иерархии создает сложности для обнаружения отдельных боевиков, а также предотвращения террористических акций. Создается видимость организационной структуры, системы подчинения и контроля. В отличие от террористических групп, в которых существует элемент организационной структуры, в концепции Ас-Сури подобные элементы отсутствуют вообще. В ситуации отсутствия определенного фронта Ас-Сури призывает бойцов воевать повсеместно. Важную роль он отводит мусульманам, выросшим на Западе. Он также заявил, что, если бы ему пришлось инструктировать участников теракта 11 сентября, то он бы посоветовал им взять на борт самолета оружие массового поражения. Он также говорит, что применение ОМП против США остается сложной, но выполнимой задачей. По мнению ас-Сури, уничтожение США возможно путем проведения так называемых стратегических операций с использованием ОМП – ядерного, химического или биологического. «Муджахеды должны получить это оружие любым путем, сотрудничая с кем угодно, у кого оно уже есть».

Интернет-сайты, связанные с «Аль-Каидой», в основном ориентированы на широкую аудиторию пользователей и сфокусированы на идеолого-теологическом аспекте. Их главной целью является пропаганда культуры джихада и привлечение в ее ряды как можно большего числа добровольцев. Сайты «Исламской армии Ирака» (ИАИ) апеллируют не только к традиционной мусульманской аудитории, но и к аудитории пользователей из стран Запада. Таким образом, создается зеркальное отображение арабоязычных сайтов. Например, в разделе «Военные операции» обозначены точное время и место нападения на американские подразделения. Нередко на кадрах с близкого расстояния демонстрируются подбитая техника и уничтоженные военнослужащие. В разделе «Filmed Operations» и «Media Releases» предлагается «скачать» англоязычные пропагандистские фильмы. Предлагаются также английские переводы политических заявлений с комментариями. Медиаорганизация «Аль-Барак», связанная с «Исламской армией Ирака», размещает операции снайпера, связанного с ИАИ, по прозвищу «Аль-Джуба», который якобы несет ответственность за почти 700 убитых американских солдат. В начале 2007 г. муджахедами была найдена «Flash card» американского военнослужащего, на которой имелась аудио- и видеоинформация о положении дел в Ираке, записанная самим же военнослужащим. В дальнейшем она была использована исламистами для создания пропагандистского материала о безнадежности ситуации и бессмысленности пребывания американских войск в стране. Безусловно, эти материалы апеллируют не только к американскому общественному мнению, но и к мусульманскому сообществу США, которое в своем подавляющем большинстве не владеет арабским языком. В своей пропаганде исламисты стремятся использовать недовольство широкой общественности США американской военной миссией в Ираке.

Вместе с тем в самих США также наблюдается рост численности радикальных исламистов. Некоторые граждане страны на стороне исламистов принимают участие в боевых действиях в различных «горячих точках» и впоследствии могут быть использованы для совершения терактов в США. В недавнем интервью «Аль-Джазире» один из лидеров сомалийского «Союза исламских судов» Шейх Хасан аль-Харси заявил, что среди его муджахедов есть и американцы. Один из них — Абу Мансур, который является военным инструктором.

Махмуд Фарук Брент (Махмуд аль-Мутаззим) из штата Огайо прошел подготовку в военно-тренировочном лагере радикальной пакистанской исламистской группировки «Лашкаре Тойба». Затем он вернулся в Балтимор, где и был арестован в августе 2005 г. В свою очередь, он был связан с Тариком Шахом, который снабжал всем необходимыми исламистов военно-тренировочного лагеря в одном из горных районов США. В радикальную исламистскую ячейку входил также Сейфулла Чапман, бывший морской пехотинец, позднее приговоренный к 65 годам тюремного заключения. В ходе следствия ФБР удалось выяснить, что в США действует несколько групп, члены которых были подготовлены в Пакистане. Одной из них являлась «Группа джихада в Вирджинии», в которую входили 11 человек. Руководил ею Али ат-Тамими, сын юриста из иракского посольства. Известно, что когда ему было 15 лет, его семья переехала в одну из стран Персидского залива, где он проявил интерес к исламу, там и познакомился с салафитской идеологией. После возвращения в США он защитил диссертацию по биологии. Кроме того, он преподавал ислам, активно сотрудничал с «Исламской ассамблеей Северной Америки». Группировка финансировалась одной из стран Персидского залива. В ее задачи входила пропаганда салафитской версии ислама, особенно в тюрьмах. Пригодились связи Ат-Тамими в студенческой среде, где он вербовал своих сторонников, практически открыто проповедовал радикальные исламистские идеи, призывал к уничтожению американских военных. Ат-Тамими поддерживал контакты с радикальным египетским идеологом Абд ар-Рахманом Абд аль-Халидом и переводил его работы на английский язык. Затем члены группировки прошли подготовку на военно-тренировочных базах исламистов в Пакистане. В будущем их предполагалось использовать для совершения терактов внутри США.

Как сообщает сайт «Кампус уотч», руководимый известным политологом-востоковедом Дэниэлом Пайпсом, исламистские организации пытаются усилить свое влияние в университетах США. Они используют ситуацию, сложившуюся в американских университетах, когда подбор учебных дисциплин напрямую зависит от спонсорских денег. Многочисленные «благотворительные фонды», базирующиеся в странах Персидского залива, переводят средства для финансирования курсов исламоведения в американских университетах. После этого местные мусульманские общины направляют в университет своих активистов, исполняющих роль своего рода «контролеров политкорректности» на занятиях. Если кто-либо из преподавателей допускает критическое осмысление исламских норм, они немедленно поднимают скандал и срывают занятия. Затем исламские активисты предупреждают университетское начальство, что спонсор немедленно прекратит финансирование, если такой-то профессор не изменит своих взглядов или не будет уволен. В результате есть вероятность превращения «курсов исламоведения» в американских университетах в арену антиамериканской и антисемитской пропаганды.

С конца 80-х гг. в США проявляет активность радикальная группировка «Хизб ут-Тахрир». Известными ее руководителями являются палестинцы Ияд Хилали и Мухаммад Малкави, программист из Чикаго. Длительный период времени у себя на родине они были членами этой организации. По мнению Хилали и Малкави, число их сторонников могло быть гораздо больше, однако они избрали в своей идеологической работе режим жесткой конспирации. Например, ее членам запрещается произносить название организации. Недовольство последователей «Партии освобождения» вызвал запрет со стороны Хилали и Малкави на использование Интернета в качестве средства связи и пропаганды. В действительности же причиной запрета стало то, что основатели организации в США боялись возникновения в стране новых ячеек, деятельность которых они не смогут контролировать. Тем не менее сторонники идей «ХТ» проигнорировали рекомендации лидеров и начали вести активную проповедническую работу во Всемирной сети. Новое поколение американских последователей «Партии освобождения» через интернет-магазины продает обувь, одежду с символикой организации. Стали создаваться хип-хоп группы, в названии или репертуаре которых фигурируют исламистские лозунги. Пропаганда осуществляется через различные интернет-чаты. Параллельно свою работу ведут Ияд Хилали и Мухаммад Малкави. Последователем последнего стал Джалиль Абд аль-Адиль, профессор клинической психологии университета Иллинойса. Хилали приобрел многочисленных сторонников в мелких мечетях и молельных домах Нью-Йорка, особенно в «черных» кварталах.

Таким образом, рассматривая Вашингтон в качестве врага № 1, исламисты стремятся перенести военные действия на территорию самих США. При этом они делают ставку как на группировки, действующие автономно, так и на отдельных муджахедов, так называемых одиноких волков, способных в рамках общей стратегии борьбы «Аль-Каиды» совершить теракты в США, не получая прямого приказа от кого-либо. Следует отметить, что как в Европе, так и в США существует почва для появления такой категории радикалов. Вероятна также попытка применения ими ОМП любого типа. Со своей стороны, пропагандисты уже усилили психологический эффект от возможных будущих терактов, возложив всю ответственность за их последствия на граждан тех государств, чьи правительства отправляют свои войска для оккупации Ирака и Афганистана.


Источник: "Институт Ближнего Востока РАН"

 Тематики 
  1. Радикальный исламизм   (241)