В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

К выборам президента Грузии

В толчее претендентов на высший государственный пост Грузии нежданно возник еще один кандидат — Фазиль Алиев. Этнический азербайджанец, выросший в Тбилиси, одной только своей заявкой на президентское кресло ломает все стереотипы о межнациональном мире и согласии в Грузии и немереной толерантности грузинского общества.

Очередной кандидат выдвигается от Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) и Международного совета азербайджанцев Грузии (МСАГ). В последнем 44-летний Фазиль Алиев председательствует. Таким образом, он будет баллотироваться от всего азербайджанского населения и рассчитывает также на поддержку мусульманского электората Грузии. Здесь имеется в виду, что в Аджарии значительная часть жителей исповедует ислам, его приверженцы рассеяны также в других регионах страны. Уже создана инициативная группа, и в ближайшие дни требуемые для регистрации кандидатуры Алиева на пост президента документы будут предоставлены в центральную избирательную комиссию.

Фазиль Алиев — ветеран национально-освободительного движения, сподвижник первого президента Звиада Гамсахурдия, который в 1990 году назначил его префектом города Гардабани, административного центра района, заселенного преимущественно азербайджанцами. После прихода к власти Эдуарда Шеварднадзе в 1992 году оказался неугодным новому режиму и подался в предпринимательство. Вновь в политику Алиев был призван аджарским лидером Асланом Абашидзе и в 2003 году по спискам его партии стал депутатом парламента. Увы, «розовая революция» перечеркнула политическую карьеру Алиева и, преследуемый новой властью, он был вынужден покинуть родину.

Парадокс: чем больше «демократии» в Грузии, тем меньше в ее политическом спектре и во властных структурах представителей национальных меньшинств. Хотя в совокупности они всегда составляли не меньше трети всего населения. Так, в пору, когда страной правили меньшевики (1918 год), ее население составляло 2,513 тыс. человек, в числе которых грузин было 64,8%. В советское время (1989 год) – 5,400 тыс. и 70,1% соответственно.

Но коммунисты старались хоть как-то обозначить равноправие национальных меньшинств и обеспечивали их представительство во всех структурах власти. При них министрами в Грузии были армянин и русский, крупными хозяйствами руководили азербайджанцы и курды, греки и осетины, они же правили городами и районами.

Удивительно, но никогда так не были защищены права национальных меньшинств Грузии, как в царской «тюрьме народов»! Вот коротенькая заметка из местной газеты «Закавказье» от 14 июля 1907 года: «Из 60 членов тифлисского городского собрания по национальному составу русских — 5, грузин — 7, армян — 41, немцев — 2, евреев — 3, осетин — 1, греков — 1». Эти цифры реально отражают тогдашний национальный состав жителей города.

Сейчас же в грузинском парламенте нацменьшинства представлены «для блезиру» — пальцев рук с лихвой хватит их подсчитать.

К нынешним цифрам официальной грузинской статистики относиться следует с большой осторожностью — как к отражению кривого зеркала из комнаты смеха. Более корректными представляются данные Баку и Еревана, которые полагают, что в Грузии их соотечественников 600 тыс. и 480 тыс. соответственно. Если прибавить к ним еще и несколько десятков тысяч представителей других нацменьшинств, вкупе они опять составят не менее трети населения страны. Присовокупим также, что в грузинских паспортах графа «национальность» аннулирована, ранее специальные комиссии «уточняли» написание фамилий, а теперь вовсе можно выбрать любую понравившуюся. В итоге курды Хосроевы превращались в Хосрошвили, армяне Тамазяны в Тамазашвили, евреи Альперовичи в Алпенидзе и так далее. Причины перемен — не только в желании придать благозвучность фамилии: если она «неправильная», то осложняется карьера и жизнь. Даже если ее носитель в совершенстве владеет государственным языком. Только за 1991 год число «грузинского населения» в одном Тбилиси возросло с 66% до 71%. Нетрудно подсчитать, сколько десятков тысяч армян, греков, ассирийцев, евреев, курдов, русских стали «грузинами» в полуторамиллионном мегаполисе.

Вот здесь-то и начинают «торчать уши» двойных стандартов грузинской демократии по американским рецептам. Уж сколько раз международные организации пеняли Грузии за нарушение прав человека вообще и национальных меньшинств, в частности. Саакашвили для поправки ситуации съездил подучиться в Финляндию, посмотреть на жизнь тамошних шведов. Не дошло до него, однако, что их язык меньшинства (менее 10%) имеет статус второго официального. По таким меркам Грузии надобно перенять опыт и придать аналогичный статус азербайджанскому и армянскому языкам. Увы, в повестку дня даже не ставится вопрос придания им статуса хотя бы регионального. При том что азербайджанцы и армяне в Грузии расселены компактно, в своих регионах составляют подавляющее этническое большинство и преимущественно не владеют грузинским. Хуже того — грузинские «реформаторы» задались целью упразднить школьное образование национальных меньшинств и получение высшего образования на родном языке.

И неудивительно, что впервые в истории Грузии в полный голос заявил о своих претензиях на высший государственный пост представитель нетитульной нации. Победу Фазиль Алиев, конечно, не одержит. По сложившейся практике тбилисской политической тусовки у него непременно обнаружится какой-нибудь ужасный изъян: наркоман, педофил, расхититель... Правда, назвать его «агентом иностранных спецслужб» будет крайне сложно. Не Москвы же. А Баку или Анкары – неудобно, ведь друзья, так сказать, и стратегические партнеры.

Но однозначно то, что при любом раскладе появление на политическом небосклоне кандидата в президенты не грузина — мина замедленного действия. Напомним, что сосуществование Турции и Азербайджана зиждется на принципе «Одна нация — два государства». Грузия же по уши втянута в их партнерство, питаясь крохами с азербайджанского энергетического пирога и цепляясь за приоритетный для нее турецкий рынок. Одним словом, Грузия стала прокладкой между двумя исламскими государствами.

В краткосрочной перспективе не исключается, что Вашингтон в свете последних событий в Тбилиси и ожидаемой передачи власти от республиканцев к демократам потеряет интерес к Грузии и может «перепоручить» ее Турции. Как поведет себя новый «обком», гадать не приходится. Он так раскочегарит «маяк демократии», что грузинским лидером может стать и не грузин. А что, есть же прецеденты в Латинской Америке, президент Фухиморе, например. Так что Фазиль Алиев — проба сил.

Интересно, смекнет ли грузинская прокуратура инкриминировать ему «разжигание межнациональной дружбы»?

Альберт Веналайнен


Источник: "РОСБАЛТ"

 Тематики 
  1. Грузия   (104)
  2. СНГ   (169)
  3. Кавказ   (115)