В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Довольно одной холодной войны

В наши дни попытки понять Россию через призму британских и американских СМИ чреваты головной болью. С одной стороны, если вы недавно перелистывали деловые страницы Wall Street Journal или New York Times, вам известно, что Россия – один из ведущих развивающихся рынков мира и что экономика России росла с 2000 г. в среднем на 7 процентов в год. С другой стороны, если вы обратитесь к заголовкам на международные темы или редакционным статьям, вы прочтёте, что президент Владимир Путин занят разгромом демократии и возрождением Советского Союза.

Хотя американцы никогда не упускают возможности отметить рост и экономическую свободу в Китайской народной республике, гораздо более открытое и свободное общество России подвергается в западных СМИ более строгим оценкам. Отчего? Не оттого ли, что полки гипермаркетов по всей Америке не ломятся от товаров из России? Или просто из-за того, что (как на то намекают отдельные русские циники) американцы и европейцы ожидают одного от тех, кто внешне похож на них самих, и совсем другого от азиатов, африканцев и арабов? А, может статься, американское восприятие России до сих пор предопределяется набором стереотипов, сохранившихся со времён "холодной войны", и более свежих картинок России девяностых в роли Дикого Востока – экзотического захолустья, где основными статьями экспорта выступают невесты по заказу и беспощадные мафиози?

Как утверждают сторонники новой "холодной войны", Россия помогает Ирану создавать ядерную бомбу. В действительности, российские специалисты оказывают Ирану помощь в строительстве атомной электростанции с использованием слабообогащённого урана, но были вынуждены не раз прерывать работу в Бушере на берегу Персидского залива из-за неоплаченных Тегераном счетов. В ответ на эти задержки Тегеран обвиняет Москву в том, что она поддаётся давлению со стороны Вашингтона.

В этом году президент Путин предложил президенту Бушу использовать базы в Азербайджане и на юге России для размещения совместной системы противоракетной обороны, чтобы противостоять угрозе иранского ракетного удара по Европе. Однако администрация Буша продолжает настаивать, что размещение стационарных перехватчиков в 2000 милях от Ирана, на территории Польши и Чехии, имеет смысл, хотя предложенные взамен участки гораздо ближе к границам Ирана. И хотя многие члены администрации Буша, скорее всего, не верят в то, что коварный экс-кэгэбэшник Путин всерьёз намерен следовать своим обещаниям, им стоит припомнить, что в 1980-е гг. именно их герой Рональд Рейган первым выступил с предложением поделиться противоракетной технологией с русскими.

Многие из тех консервативно настроенных аналитиков и консультационных агенств Вашингтона, которые ликовали по поводу крушения СССР, в значительной степени остаются на автопилоте, когда речь заходит о постсоветской России, скорее пытаясь отыскать признаки возврата к старым добрым дням "Империи Зла", нежели добросовестно принимая произошедшие в стране перемены. С другой стороны, многие либерально настроенные демократы, кажется, видят в девяностых годах, когда между президентом Клинтоном и Борисом Ельциным завязалась настоящая дружба, золотой век российской демократии, а не десятилетие упадка, мошенничества, гиперинфляции и хаоса, каким оно запомнилось большинству россиян.

Ситуацию усугубили миллионы долларов осуждённого олигарха Михаила Ходорковского, которые были выплачены пиар-агенствам в Вашингтоне и Лондоне с целью создания небольшого, но шумного антироссийского лобби по обе стороны Атлантики. Благодаря их усилиям Ходорковский из российской версии Кена Лэя (основатель комании Enron) превратился в политического диссидента. Та же финансируемая олигархами в изгнании пиар-машина настаивает на том, что за убийством Александра Литвиненко (бывший сотрудник ФСБ, умерший в прошлом году в Лондоне от отравления радиоактивным веществом) стоит Кремль, а не многочисленные личные враги, имевшиеся у него в России и за её пределами. Те самые люди, которые в девяностые годы пугали нас бесхозным ядерным арсеналом России, теперь утверждают, что террористы и уголовники не в состоянии приобрести и нескольких грамм полония без содействия государства.

Воины новой "холодной войны" не только видят руку Кремля за каждым сенсационным убийством в России и за её пределами, но и любят доказывать, что Россия использует свои огромные запасы нефти и газа как политическое оружие для запугивания бывших советских республик вроде Грузии, Беларуси и Литвы. В действительности, все эти страны вынуждены платить более высокую цену за энергоносители потому, что российская газовая монополия "Газпром" не в состоянии больше субсидировать соседей России поставками дешёвого газа. Те страны, которые издавна поддерживают отличные отношения с Москвой, – в частности, Армения и Азербайджан, – в этом году платят за российский газ даже больше, чем Украина, отношения которой с Москвой в последние несколько лет были довольно напряжёнными.

Всё вышесказанное вовсе не свидетельствует, что у России нет подлинных, и весьма ощутимых, проблем, которые несут угрозу её незрелой демократии и наметившемуся экономическому подъёму. Ожидается, что в 2008 г. население страны сократится на 700 000 человек, что приблизительно равно населению Остина в Техасе. Это означает, что, даже несмотря на очень высокий уровень грамотности населения, российские компании испытывают сложности с наймом достаточного числа талантливых управляющих для поддержания своего роста. И хотя крупные города России продолжают расти, всё больше народа покидает сельскую местность из-за высокого уровня смертности и отсутствия перспектив. Россия импортирует 40 процентов мясно-молочной продукции, что в условиях растущей мировой инфляции на товары повседневного спроса ставит под удар обычных граждан. Каждый год в России фиксируется больше абортов, чем рождений, а наиболее работоспособная молодёжь призывается из малых городов и деревень в армию.

Чем может помочь в решении этих невыдуманных проблем Америка? Первый шаг – отказаться от глупого суждения о том, что ослабление России якобы в американских интересах. Это особенно важно в условиях усиления граничащего с безлюдными российскими просторами Китая и тягостной истории исламского экстремизма и этнического сепаратизма на Кавказе.

Второй шаг – прекратить зацикливаться на "руке Кремля" и сосредоточиться на развитии торговли, предпринимательства и филантропии на местах и на уровне корпораций. Если мы можем развивать их с Китаем – страной, которая не уважает свободу вероисповедания и подвергает усиленной цензуре Интернет, – то почему не с Россией, правительство которой не повинно ни в том, ни в другом?

Как и во многих других вопросах, когда дело касается России, частный сектор американского общества оказывается на голову выше средств массовой информации и политических элит, особенно в том, что касается реальных изменений. Раз уж некоторые американские политики и аналитики находят поводы для оптимизма в раздираемом войной Ираке, наверняка они смогут перенести часть этого оптимизма и на Россию.


Источник: "InoСМИ.Ru"

Оригинал статьи: "World Politics Review"

 Тематики 
  1. Информационные войны   (97)