Независимый эксперт, бывший протоиерей Грузинской патриархии ВАСИЛИЙ КОБАХИДЗЕ: "Церковь уже не играет роль примирителя, но как учреждение поддерживает правительство Саакашвили"
"Портал–Credo.Ru": Отец Василий, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II высказался за установление в Грузии конституционной монархии и за возведение на грузинский престол потомков рода Багратиони. Как Вы можете прокомментировать эту позицию Илии II в свете сегодняшних событий в Грузии, возможного ухода с поста президента Михаила Саакашвили? Между прочим, в случае победы на досрочных выборах 5 января 2008 года оппозиция обещает ликвидировать пост президента...
Василий Кобахидзе: Вначале небольшая поправка. В феврале этого года я снял с себя сан и священником не являюсь.
Грузию можно назвать православной Саудовской Аравией – человек, снявший с себя сан и публично критиковавший Католикоса-Патриарха Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Илию II, считается изменником Родины и предателем нации.
Что же касается самих вопросов, хочу заметить, что это не новое заявление со стороны Грузинской патриархии и лично Илии II, потому что и иерархи, и рядовые священнослужители, и официальные газеты и журналы, и официальное телевидение, и радио Грузинской патриархии уже несколько лет ведут пропаганду этой идеи, сакрализуя династию Багратиони и вообще монархию. Идея восстановления монархии как единственной формы православной власти в Грузии уже давно укоренена в сознании прихожан ГПЦ.
Когда Патриарх сделал последнее заявление по этому вопросу, конечно, это было прямой поддержкой грузинской оппозиции и ее лозунга: "Грузия – без президентской власти!", т.е. без Саакашвили.
– Насколько возможна реализация этой инициативы Илии II?
– Как показали последние события, Грузия – довольно нестабильное государство, где членство в православной Церкви играет такую же роль, как членство в компартии в советские времена. Грузинская патриархия с помощью политических элит приобрела символический политический капитал, и Католикос-Патриарх Илия II считается "отцом нации". Особенно в свете последних событий, когда он приобрел роль примирителя, аксакала, старца всея Грузии. Как раз патриархия была организатором диалога между оппозиций и представителями правительства Саакашвили.
Если Саакашвили останется президентом, то восстановления монархии не произойдет. Если же к власти придет оппозиция, существует очень большая вероятность, что она проведет референдум о восстановлении монархии.
– В случае победы оппозиции на выборах и выполнения ею своего обещания упразднить пост президента, не может ли так случиться, что монархия будет восстановлена сразу же?
– 5 января будут досрочные президентские выборы, а не референдум. Что касается монархии, то на уровне заявлений оппозиции этот вопрос всегда присутствует. Да и Церковь уже внушила большинству своей паствы, что каждый православный христианин должен быть монархистом. Здесь цитируются даже русские святые – в частности, священномученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), который заявлял буквально то же самое.
В глазах народа, благодаря манипуляциям и со стороны правительства, и со стороны оппозиции, самую большую рыбу поймала Грузинская патриархия. Рейтинги и ее, и Патриарха как представителя Бога на грузинской земле, очень возросли. Что же касается реального влияния и политических результатов, если Саакашвили сохранит власть, – а, наверное, так и произойдет, потому что кандидат от оппозиции Леван Гачечиладзе производит впечатление очень карикатурной личности, – то о реальном восстановлении монархии речи не будет.
Когда о восстановлении монархии недавно заявил Патриарх, тогда было ощущение, что оппозиция сильна и может победить. Когда же Илия II, как очень опытный политик, увидел, что Саакашвили – это не Шеварднадзе, и может даже открыть огонь, он сразу же перешел на его сторону. 11 ноября во время воскресной проповеди Илия II заявил, что Саакашвили гениальный человек. В этом плане Церковь уже не столько играет роль примирителя, но как учреждение поддерживает правительство Саакашвили.
Церковь имеет, по вероучению, обязанность печалования за паству, но никто из ГПЦ не вступился за те сотни и сотни человек, которые были неизвестно за что избиты и потравлены газом. Никого не интересует мнение рядовых людей – ни оппозицию, ни Церковь, ни правительство. Они в очередной раз стали "пушечным мясом" для авантюристов-политиков.
– Авантюристами Вы называете оппозиционных политиков или приверженцев Саакашвили?
– Это политики одного типа и, к сожалению, только такая альтернатива и существует.
– То есть вы считаете политическими авантюристами обе стороны конфликта?
– Что касается оппозиции, это чисто политические авантюристы. А что касается правительства Саакашвили, то я думаю, что в некоторые периоды оно идет на политические авантюры. С христианских позиций,по-моему, избиение людей, пускание отравляющих газов и т.д. – это невозможно оправдать, и никто судьбами этих людей не интересуется.
– Какова Ваша собственная позиция по вопросу о восстановлении монархии в Грузии?
– Монархия в Грузии – это абсолютно неадекватная идея, ни с позиций православного богословия, ни с политической и общественной позиций. Это большой урон для демократического развития Грузии – я сторонник того, чтобы Грузия была либеральным демократическим государством европейского типа. Идея восстановления монархии – конституционной или абсолютистской – не имеет значения – это еще и какое-то психическое заболевание, какой-то эскапизм, особенно церковных и околоцерковных людей и политиков. Для последних это пропагандистский трюк, чтобы выставить себя патриотами и т.д. Каждый политик сегодня в Грузии хочет выглядеть истинно православным. Идет соревнование – кто будет большим национал-патриотом.
Источник:
"Портал Credo.Ru"