Планы Турции провести трансграничную операцию в Северном Ираке
Контреррористическая операция Турции в Северном Ираке стала в последнее время острой и привлекающей к себе внимание темой в отношениях Анкары и Вашингтона.
Несмотря на озабоченность союзников по НАТО, Турция продолжает заявлять, что планы эффективного военного удара по базам Курдской рабочей партии /КРП/ в Северном Ираке остаются злободневными. "Турецкая армия готова к трансграничной операции в Северном Ираке и ждет директив правительства", – заявил недавно начальник генштаба генерал Яшар Бююканыт.
Комментируя мнение о потерянном для подобных действий времени, он отметил, что "провести трансграничную операцию еще не поздно". Бююканыт также добавил, что "не видит необходимости переговоров" с властями Иракского Курдистана. "Как военным нам нет пользы от переговоров с Масудом Барзани /президентом Иракского Курдистана/ или другими курдскими представителями", – заявил генерал.
Эту позицию можно посчитать принципиальной для Турции, которая, мягко говоря, расстроена отсутствием каких-либо мер против КРП со стороны властей североиракского региона. А если вспомнить резкие заявления премьер- министра Тайипа Эрдогана, фактически обвинившего власти Иракского Курдистана в покрывательстве боевиков, то отказ общаться с ними вполне понятен.
Вместе с тем, США призывают Турцию повременить с вводом войск в соседнюю страну и Вашингтон – не Барзани, и не считаться с его мнением Анкара не может. Официально Соединенные Штаты изначально были против каких- либо действий Турции на территории Северного Ирака, но, видимо, понимая решимость республики победить терроризм "любой ценой", несколько смягчили свою позицию, допустив проведение точечных операций в соседней стране.
5 ноября в Вашингтоне прошли важнейшие переговоры Эрдогана с Дж. Бушем по вопросам борьбы с КРП. Этой встрече предшествовал форум глав МИД стран- соседей Ирака в Стамбуле, где эта тема обсуждалась при участии и госсекретаря Кондолизы Райс. И если форум в Стамбуле не принес, по оценкам наблюдателей, практических результатов, кроме обещаний Багдада бороться с боевиками, то переговоры в Вашингтоне стали небольшим прорывом.
Турецкие журналисты, передавая информацию о переговорах, так оценили позицию Буша: "сначала обмен разведывательной информацией, потом трансграничная операция". Этот обмен разведданными о деятельности КРП в Северном Ираке, а точнее их предоставление Анкаре, имеет два аспекта. Первый, довольно зауряден. Вашингтон стремится потянуть время и, возможно, отложить военную операцию в Ираке. Второй более утилитарен. Получив конкретные данные о местоположении и деятельности боевиков КРП, Турции не нужно будет реализовывать масштабный ввод войск в Северный Ирак, она сможет провести лишь определенное число точечных операций, основанных на данных разведки. Это полностью отвечает требованиям США, которые, опять же официально, не хотят полного блокирования силами турецкой армии северных областей Ирака. По крайней мере, это один из выводов, который можно сделать из заявлений американского руководства.
Как отмечают аналитики турецкого Центра евразийских стратегических исследований /АСАМ/, вероятно, у американо-турецких договоренностей есть еще
более глубинный и скрытый смысл, о котором пока говорить рано и который не разглашается общественности. О том, что можно сказать открыто, Эрдоган заявил после нескольких часов переговоров с Бушем. "Турция использует все права, гарантированные ей международным правом, против сепаратистской террористической организации в Северном Ираке, которая угрожает территориальной целостности и безопасности страны", – сказал он. По словам премьера, "Турция приняла решение провести военную операцию, а не находится на пороге войны". Эрдоган при этом не допустил малейшей возможности, что этот шаг станет "причиной бед" на юго-востоке Турции и в стране в целом.
Премьер довольно жестко прокомментировал уже набившее оскомину предложение США возобновить трехстороннюю /США, Турция, Ирак/ работу спецпредставителей по борьбе с терроризмом. "Не нужно предлагать Турции уже испробованные механизмы борьбы с КРП. Мы не получили результатов от испробованных прежде и отнимающих время механизмов борьбы и не намерены впредь терять время", – заявил Эрдоган. Этот своеобразный демарш, однако, не стал сенсацией. Турция изначально скептически отнеслась к такому предложению, которое, как представляется, было не больше чем очередным зондажем почвы.
Касаясь собственно предоставления разведданных, Эрдоган заявил, что, "если эта мера не принесет результатов, то Турция сделает все, что требуется", то есть проведет масштабную трансграничную операцию против КРП в Северном Ираке. Это заявление свидетельствует и о том, что Турция, несмотря на сотрудничество США, оставляет за собой право действовать против террористов в этом регионе самостоятельно. Подтверждением этого стало выступление начальника турецкого генштаба Бююканыта, который заявил, что армия "не собирается останавливаться" только на сотрудничестве с США в сфере обмена разведданными, а "сделает все, что требуется" в борьбе с терроризмом.
По мнению аналитиков центра АСАМ, США выступили с еще одним заявлением, которое вынуждает их оказывать эффективное содействие Турции в борьбе с КРП. Вашингтон заявил, что КРП является "общим врагом" для США, Турции и Ирака. Признание этого факта, по мнению наблюдателей, обязывает бороться с боевиками.
Возвращаясь к теме предоставления разведданных, стоит остановиться на еще одном бытующем мнении, которое заключается в том, что своим согласием делиться подобной информацией США фактически поддержало борьбу Турции с КРП, причем не собираясь останавливать Анкару даже от широкомасштабных решений этой проблемы, то есть от ввода войск. И хотя подобная возможность не подкреплена официальными заявлениями, некоторые наблюдатели, считают ее вполне реальной.
Иракский Курдистан – это самый нефтеносный регион Ирака, представляющий исключительную важность для США, который Штаты хотят в определенной степени контролировать. Между тем, судя по спорам в Конгрессе США по вопросу целесообразности дальнейшего присутствия в Ираке американских войск, на которое расходуются крупные бюджетные средства, Вашингтон, вероятно, ищет своеобразного посредника в регионе. Это посредник обойдется намного дешевле и сможет помочь Америке удаленно контролировать Северный Ирак. Этим посредником и может стать Турция.
Вместе с тем, исходя из государственной позиции Анкары, высказанной Кемалем Ататюрком, – "мир дома, мир во всем мире" – вряд ли Турция останется в Ираке в роли жандарма после окончательного вывода оттуда войск США. Обусловлено это тем, что суннитская Анкара не станет ввязываться в возможное вооруженное столкновение с шиитским Курдистаном. Турецкие войска, по мнению некоторых аналитиков, нужны США в Северном Ираке именно на период вывода войск, который может продлиться не один год. Именно в этот период Америке будет недосуг вплотную заниматься проблемами безопасности и контроля. В то же время, сохраняющееся военное присутствие США будет останавливать Иракский Курдистан от возможных вооруженных выпадов против Турции. Задачей последней в Северном Ираке, и это стоит отметить, будет исключительно защита своей территории от атак КРП.
Что же касается продолжающейся борьбы Анкары с курдскими боевиками, то в настоящее время в приграничных с Ираком областях дислоцировано несколько десятков тысяч военнослужащих, авиация, артиллерия, тяжелое вооружение. Практически без перерыва армия проводит спецоперации и рейды в горах близ границы, где скрываются боевики. Продолжается разминирование территории, в том числе, по данным местной прессы, и на территории Ирака. Генштаб Турции заявил, что полностью готов к проведению трансграничной операции и ждет только соответствующего распоряжения правительства. По данным военного ведомства, в течение нынешнего года турецкая армия уничтожила более 260 боевиков, еще 230 взяты живыми либо сдались добровольно.
ИТАР-ТАСС
* * *
ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ С ИРАКОМ
АНКАРА, 14 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Кирилл Жаров/. Четыре турецких военнослужащих погибли и девять – получили ранения 13 ноября в результате вооруженного столкновения с курдскими сепаратистами на границе с Ираком. По информации местных властей, ожесточенная перестрелка произошла в горах Габар в провинции Ширнак, когда группа боевиков из Курдской рабочей партии /КРП/ открыла огонь по военнослужащим.
В провинции проводится широкомасштабная операция по нейтрализации нападавших. Перестрелки продолжаются. Поступают данные о крупных потерях среди боевиков. Экстремисты блокированы в горных районах юго-восточной Турции, но их ликвидация затруднена из-за особенностей рельефа местности.
Ранее поступили сведения о серии ударов турецкой авиации по целям в Северном Ираке. Истребители ВВС обстреляли здание в иракском населенном пункте Вансора, где, по данным турецкой разведки, скрывались экстремисты из КРП. В этом строении находился полицейский участок. Он расположен вблизи границы и был построен еще во времена правления Саддама Хусейна. После поражения целей турецкие истребители вернулись на авиабазу в провинции Хаккяри. Данные о возможных потерях среди террористов уточняются. Между тем, премьер-министр Турции Тайип Эрдоган пока никак не прокомментировал эти сведения, заявив, что "не располагает информацией".
Местное телевидение сообщило, что турецкая авиация нанесла удары по ряду деревень в Северном Ираке близ границы с Турцией. Вместе с тем, представители иракского руководства заявили, что в этих населенных пунктах никто не проживает и там нет экстремистов, поэтому в результате обстрелов пострадавших нет. Турецкие власти, со своей стороны, уточнили, что цели ВВС находились в буферной зоне приграничной области.
Турецкая армия продолжает удерживать в изоляции линию границы с Ираком, чтобы не допустить перехода боевиков в ту или другую сторону. По заявлению начальника генштаба генерала Яшара Бююканыта, армия полностью готова к трансграничной операции и только ждет соответствующего распоряжения правительства. Пока приказ о начале операции отдан не был, однако Эрдоган в понедельник дал понять, что "сроки начала трансграничной операции в Северном Ираке приближаются".
Cм. также на эту тему:
"Большой Ближний Восток и стратегия Турции"