В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Эрдоган: "Мы готовы нанести удар в Ираке"

"Терпение турецкого народа уже на исходе. Слишком много солдат погибло в результате атак КРП (Курской рабочей партии). Теперь, чтобы защитить наших граждан, мы предпримем все возможные меры, включая и военную операцию за пределами наших границ. Борьба с терроризмом стала приоритетом моего правительства".

У Реджепа Тайипа Эрдогана теплое рукопожатие, типичное для политических лидеров, привыкших встречаться с сотнями людей. И в эти тяжелые дни он выглядит безмятежным и спокойным, как всегда, наполненным внутренней силой, поддерживающей его в наиболее напряженные моменты. Но в этом интервью его высказывания, обычно очень взвешенные, передают довольно определенный сигнал.

Того требует момент. Сегодня турецкий премьер находится в Соединенных Штатах и обсуждает с Джорджем Бушем, отдавать или нет приказ 100 тысячам солдат, уже готовых перейти границу с Ираком. Завтра вечером Эрдоган приедет в Италию и здесь даст объяснения своим решениям. Прежде чем отбыть из Стамбула в Вашингтон и Рим, глава турецкого правительства дал это интервью газете Repubblica.

В беседе он затрагивает не только курдский узел, но и вопрос о геноциде армян, споры с США и трудности со вступлением в Европейский союз.

- Господин президент, обстановка на севере Ирака обостряется с каждым днем. Как вы воспринимаете ситуацию последних часов?

– Я вижу, что террористическая организация КРП продолжает покупать оружие, пополнять финансы за счет нелегальной деятельности, обучать своих боевиков, вести пропаганду через радио и телевидение. Но, самое главное, она совершает террористические акты против гражданского населения и сил безопасности, просачиваясь через границу.

- Именно здесь, в Стамбуле, на только что завершившейся конференции по Ираку правительство Багдада взяло на себя обязательство вместе с американским правительством уничтожить лагеря КРП. Вам этого достаточно?

– Мы неоднократно выражали нашу обеспокоенность не только им, но и многонациональным силам, обеспечивающим безопасность в Ираке. Но до сегодняшнего дня не было сделано ни одного конкретного шага. Турция выступает за территориальную целостность Ирака и хочет, чтобы трудности, которые переживает иракский народ, были преодолены. Но террористическая угроза, исходящая из этого района, является важной проблемой в наших отношениях.

- И что теперь?

– Нужно устранить эту проблему. Ирак обязан предотвращать эти террористические атаки. Об этом говорится во многих соглашениях.

- Таким образом, вы считаете возможным военный рейд за пределами ваших границ?

– Терпение турецкого народа достигло предела из-за понесенных потерь. Только за последние недели террористы из КРП убили более 40 человек, мирных граждан и солдат. Такое положение вещей вызвало гнев. Борьба с террористической организацией, на счету которой за последние 23 года более 35 тысяч погибших, стала приоритетом для нашего правительства.

- На какие шаги вы готовы пойти?

– Мы предпримем все возможные меры, как и любая другая страна, которая ответственно относится к защите своих граждан. Наш парламент большинством голосов в 90% предоставил мандат моему правительству на осуществление любых шагов, соответствующих сложившейся ситуации, вплоть до операции за пределами национальных границ. И, поскольку правительство прекрасно ориентируется в данном направлении, мы искренне надеемся, что Ирак незамедлительно выполнит свои обязательства и устранит террористическую угрозу.

- Кризис разразился с принятием в Соединенных Штатах резолюции о геноциде армян. Насколько это угрожает вашим отношениям с Вашингтоном?

– У нас вызвало раздражение решение, принятое комиссией по иностранным делам американской Палаты представителей. Этот документ не только ставит под угрозу отношения с другом и союзником, но и является контпродуктивным с точки зрения наших усилий по нормализации отношений между турками и армянами.

- Какова ваша позиция по этому вопросу?

– Как известно, природа событий 1915 года все еще не выяснена до конца. Армянские круги и те, кто их поддерживают, заявляют, что Закон о перемещении, принятый тогдашним правительством, был сознательным актом, направленным на уничтожение всех армян. С другой стороны, многочисленные известные турецкие, американские и европейские ученые утверждают, что все это нельзя расценивать как геноцид, этот закон был мерой, предпринятой в целях обеспечения безопасности в военный период.

- В любом случае, вы не допускаете, что этот узел может предоставить Турции возможность повернуться лицом к своей истории?

– Но нам хорошо известно, что две страны по-разному воспринимают события тех времен. Более того, мы знаем, что оба народа – как армяне, так и турки – проявляют большую чувствительность к этому вопросу. Именно поэтому Турция прилагает усилия к тому, чтобы оценку этому периоду дали ученые, а не парламенты.

- Что вы предлагаете?

– Еще в 2005 году я предложил главе Армении изучить нашу общую историю через изучение конкретных архивных документов турецкими, армянскими, а если необходимо, то и иностранными учеными. Однако же наше предложение до сих пор рассматривается. До сегодняшнего дня Армения не дала положительного ответа на это предложение. Решение американской комиссии оказалось неудачным. Мы надеемся, что возобладает разум и проект закона не будет рассматриваться в Палате представителей.

- Вы приезжаете в Италию в тот момент, когда отношения между Турцией и Европой находятся в очень деликатной стадии. В последние пять лет ваше правительство предприняло серьезные усилия для вступления в ЕС, в том числе и осуществляя реформы. Всего этого будет достаточно, чтобы побороть недоверие европейцев?

– На пути вступления могут встретиться серьезные трудности. Мы решительно настроены на то, чтобы достичь поставленных целей, стать полноправными членами ЕС. Все эти пять лет мы упорно работали. За эти годы мы достигли большего, чем за предшествующие 50 лет.

- Турки все еще верят в положительный ответ европейцев на просьбу о принятии в ЕС€

– Безусловно, обескураживающие заявления некоторых европейских партнеров вызывают чувство неудовлетворенности у народа. Хотя, с другой стороны, на данном этапе и не все с уверенностью говорят о преимуществах вступления Турции в Европейский союз. Наиболее сдержанным я говорю: мыслите широко. Необходима хорошая доза храбрости и осознанное усилие, чтобы освободиться от внутренних предрассудков. И обе стороны, Турция и Европа, от этого только выиграют.

- А вы лично с кем больше согласны, с Романо Проди или с Сильвио Берлускони?

– Италия – наш большой помощник в европейском процессе. В ходе моего визита в Рим мы придадим новый импульс уже довольно развитым отношениям. У меня лично прекрасные отношения как с предыдущим, так и с нынешним председателем совета министров Италии.

- Но, по мнению Анкары, европейский процесс – это не только вопрос времени?

– Вступление Турции является частью глобального видения Евросоюза. Имеет значение то, что обе стороны, Европа и Турция, хотят воспользоваться имеющейся возможностью, чтобы ковать общую судьбу, а это доказательство того, что союз культур вполне реален.

- Для вас приемлемо то, что Турция может стать полноправным членом ЕС только в 2015-2020 годах или, как говорят некоторые, в 2025-2030?

– Мы должны продолжать и дальше налаживать сотрудничество. Качество нашего вступления не менее важно, чем длительность пути к полноправному членству. Еще многое предстоит сделать, и Турция должна противостоять сложным вызовам. Но и для европейских правительств это тоже вызов. Не будем забывать, что основополагающим фактором остается поддержка со стороны турецкого общественного мнения. Европейские лидеры должны направлять ободряющие сигналы, чтобы сохранять и оживлять поддержку со стороны народа. Разумеется, это не означает, что мы равнодушны к срокам.

- Но у вас никогда не возникало ощущения изолированности Турции по некоторым вопросам, таким как Курдская рабочая партия, армянский вопрос, разногласия с Европой, а теперь еще и с США?

– Нет, я не вижу повода для изоляции. Мы являемся членами НАТО с 1952 года, мы являемся стратегическими партнерами с Соединенными Штатами, мы – страна-кандидат на вступление в Европу, которая ведет переговоры о полноправном членстве. Мы – демократическая страна, плюралистическая, со светской политической системой и свободным, крепким рынком. Придавая первостепенное значение международной солидарности в борьбе с терроризмом после 11 сентября, Турция не осталась и не останется одинокой в своей борьбе против КРП. Только твердое следование обязательствам в деле борьбы с терроризмом может обеспечить его полное поражение.

Источник:"InoPressa/la Republika"


 Тематики 
  1. Турция   (147)