В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Саммит НАТО в Ноордвейке

НОРДВЕЙК /Нидерланды/, 26 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Мария Федорова, Александр Коновалов/. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер предостерег Россию от "необратимых" по его мнению, шагов по приостановлению участия в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе /ДОВСЕ/. Об этом он заявил на пресс-конференции в голландском Нордвейке, где состоялись его встреча с российским министром обороны Анатолием Сердюковым и неформальное заседание Совета Россия-НАТО.

Отвечая на вопросы журналистов о том, как он относится к тому, что на первом ноябрьском пленарном заседании Государственной Думы РФ 6 ноября, возможно, будет рассмотрен президентский проект закона о приостановлении Россией ее участия в ДОВСЕ , Яап де Хооп Схеффер выразил надежду, "что этого не случится".

По его словам, "НАТО считает этот договор одним из краеугольных камней европейской безопасности". "Мой совет всем участникам ДОВСЕ: пожалуйста, не делайте необратимых шагов", – заявил он.

Ранее комитет Госдумы по международным делам рекомендовал нижней палате принять закон о приостановлении участия России в ДОВСЕ. Принятие такого закона требует указ главы государства о моратории РФ на исполнение ДОВСЕ от 14 июля 2007 г. Действие Договора будет приостановлено по истечении 150 дней со дня получения государствами-участниками ДОВСЕ уведомлений о подписанном президентом РФ указе, то есть 12 декабря.

* * *

Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер считает конструктивным сотрудничеством с Россией, несмотря на "имеющиеся расхождения позиций по Косову, ДОВСЕ и ПРО". Об этом он заявил на пресс-конференции в голландском Нордвейке, где состоялись его переговоры с российским министром обороны Анатолием Сердюковым и неформальное заседание Совета Россия-НАТО.

Де Хооп Схеффер отметил "позитивную атмосферу", в которой проходили эти встречи. "У нас была очень хорошая встреча с Сердюковым", – сообщил он. Генсек отметил, что в целом дух сотрудничества России и НАТО за прошедшее время изменился "от очень негативного" до конструктивного.

Он выразил удовлетворение взаимодействием России и НАТО по борьбе с наркотрафиком в Афганистане, которое планируется продолжить. В качестве удачного примера сотрудничества глава Североатлантического альянса привел также участие сторожевого корабля Черноморского флота России "Ладный" в средиземноморской антитеррористической операции НАТО "Активные усилия" в сентябре этого года. Такая операция регулярно проводится в Средиземном море с октября 2001 г. Она стала ответом альянса на трагические события 11 сентября в Нью-Йорке. В декабре 2004 г к операции присоединился Черноморский флот ВМФ РФ. Военные корабли России и НАТО вместе патрулируют Средиземное море.

По словам де Хооп Схеффера, все участники Совета Россия-НАТО подтвердили важность открытого диалога во имя плодотворного сотрудничества.

* * *

Участники проходившей в течение двух дней в Нордвейке встречи министров обороны стран НАТО определили предварительную повестку дня предстоящего в апреле следующего года саммита Североатлантического альянса в Бухаресте. Вопросы противоракетной и кибер-защиты, энергетической безопасности выделены как направления, по которым необходимо провести серьезную работу в рамках подготовки к будущей встрече в верхах.

Одним из итогов встречи в Нордвейке стало решение глав оборонных ведомств альянса о сокращении Сил быстрого реагирования /СБР/. Изначальное предназначение СБР – быть готовыми случае необходимости в течение 5 дней предстать в количестве 25 тыс человек. Численность, до которой будут сокращены СБР пока не называлась. Однако, как заверил на итоговой пресс- конференции генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, при этом "концепция СРБ не изменится, она останется прежней: в случае необходимости силы быстрого реагирования НАТО будут готовы выполнить все миссии, какие необходимо". По словам генсека, в связи с сегодняшним решением министров военным советникам альянса дано поручение как можно скорее представить свои предложения по его практическому осуществлению.

Министры "пожертвовали" численностью СБР во многом ради сохранения 40-тысячного контингента НАТО в Афганистане, на чем настаивало руководство альянса и представители Пентагона. По словам генерального секретаря НАТО, в настоящее время укомплектованность действующих под эгидой НАТО Международных сил по содействию безопасности в Афганистане /ИСАФ/ "составляет 90 процентов от необходимого". При этом он особо подчеркнул, что в этой связи "нет никаких причин употреблять такие слова, как "кризис", как это делают, в частности, голландские СМИ".

В ходе встречи в Нордвейке со стороны ряда европейских партнеров по НАТО прозвучали предложения об увеличении их воинских контингентов в составе ИСАФ, в первую очередь – на юге Афганистана. 9 из 26 стран- участниц альянса рассматривают возможность дополнительной отправки своих военных в Афганистан.





"Комментарий Леонида Ивашова " специально для KM.RU

В четверг в голландском городе Ноордвейк прошел неформальный саммит НАТО на уровне министров обороны. В нем принял участие и российский военный министр Анатолий Сердюков. Ожидать от этой встречи каких-то прорывных решений не приходилось. Я знаком и с механизмом принятия решений в самом НАТО, и с механизмом консультаций Альянса. Пока в этой организации полностью доминируют Соединенные Штаты. Они, по сути дела, управляют здесь всеми процессами.

Говоря о работе совместного Совета Россия – НАТО следует вернуться к Основополагающему акту между РФ и НАТО, который был подписан в мае 1997 года. Он предполагал три уровня отношений. Первое – это консультации по интересующим стороны проблемам (прежде всего связанным с европейской безопасностью), второе – это совместные решения по эти же вопросам, и третье – совместные действия. Так вот все прошедшие десять лет отношения между РФ и Альянсом находятся на уровне консультаций. К совместным решениям стороны так и не подступились, а к совместным действиям, как говорится, тем паче. Поэтому ожидать, что мы вдруг перейдем на уровень принятия совместных решений (будь то по ПРО, Ирану или другим вопросам), не приходится. Европейцы несамостоятельны, а американцы не хотят пускать Россию на уровень принятия совместных решений в Европе. В этом заключается основное противоречие.

Габала США неинтересна, потому что она будет наблюдать за их же силами

Что такое компромисс в вопросах противоракетной обороны? Для России он заключается в том, что американцы откажутся от своих планов по развертыванию элементов своей ПРО в Восточной Европе. Это единственное решение, которое может удовлетворить российскую сторону. Американцев же удовлетворит только то решение, при котором они развернут систему ПРО в Европе. Такие диаметрально противоположные позиции сторон исключают какое-либо компромиссное решение.

Предложение Владимира Путина о совместном использовании Габалы продемонстрировало активность российской стороны в деле поиска компромисса. Естественно, американцы от этого варианта отказались. Габалинская РЛС им неинтересна, потому что она будет наблюдать за их же силами. А им нужно заглядывать вглубь нашей территории и вести детальную радиолокационную разведку. Без соответствующего радара американские ракеты-перехватчики будут плохо работать. Да, они могут заменить его космической группировкой, поставить радары на Кавказе или использовать надводные радиолокационные системы. Однако радар в Чехии способен в деталях разглядеть все перемещения наших ракетных войск до Урала (старты ракет и их будущие траектории). Это важно для того, чтобы установить контроль над российским ракетно-ядерным потенциалом. А ударные средства в Польше необходимы для того, чтобы поражать наши ракетно-ядерные силы крылатыми ракетами на старте и с помощью космического эшелона поражать их на траектории полета вторых ступеней наших ракет. Так что им очень нужен этот наземный эшелон.

Американцы никогда не соблюдают достигнутых договоренностей

Наконец, то, что развертывается в Польше, просто противоракетами назвать сложно. Потому что это качественно новая система с дальностью поражения цели на расстоянии 5700 км и на высоте 1300 км (это ближний и средний космос). К тому же следует иметь в виду, что каждая подобная ракета несет на себе до 40 отдельных поражающих элементов. Таким образом, одна такая ракета может «накрыть» одну нашу ракетную дивизию. В этом заключается большая опасность для нас. Вот почему США не хотят отказываться от этой идеи.

Последние предложения Роберта Гейтса (которые, правда, были почти дезавуированы Джорджем Бушем) сводятся к следующему: «Мы будем развертывать свои противоракетные системы, а вопрос об их боевом оснащении решим только после того, как урегулируем иранскую проблему». Хитрость состоит в следующем. Во-первых, американцы никогда не соблюдают достигнутых договоренностей, если в результате этого они получают преимущество, а противная сторона не может их нейтрализовать. Тогда они просто берут и нарушают взятые на себя обязательства. Так было, например, с СНВ-1. США допускали серьезные нарушения договора, и сколько наши инспекционные группы их ни выявляли и ни писали претензий, американцы только кивали: дескать, разберемся. Однако потом ничего не исправляли. Например, договор СНВ-2 они заставили нас выполнить почти полностью. А потом взяли и не ратифицировали. Или возьмем договор по ПРО от 1972 года. И так далее.

То есть верить американцам на слово нельзя. Завтра они пристыкуют к перехватчикам боеголовки, а когда Россия предъявит свои претензии, скажут: «Мало ли что вам Гейтс обещал, это его личное мнение». Причем он может даже не быть в отставке. Просто американцы, как всегда, скажут: «Ситуация изменилась».

Мне приходилось много проводить времени на переговорах с ними. Когда американцам говоришь: «Вы же обещали и даже подпись под проектом документа имеется», – они отвечают: «Господин генерал, ситуация изменилась». Есть еще один политический подвох. Если мы согласимся работать вместе с американцами против Ирана (с которым у нас сейчас устанавливаются хорошие деловые связи), то мы сразу вызовем недовольство у наших партнеров. Это означает согласиться на совместную работу над проектом, который априори направлен против Ирана.

И последнее соображение. Есть такой анекдот. Лиса предложила свинье делать совместный бизнес – производить свиную тушенку. Так вот американцы тоже говорят: «Давайте вместе работать». Но подождите, это невозможно: у нас-то своих программ по ПРО нет, мы ничего не развертываем. А американцы хотят, чтобы Россия помогала им своими технологиями создавать ПРО, которая направлена против России. То есть, с одной стороны, предложение вроде бы выглядит заманчиво, но оно абсолютно неприемлемо для России. Ни с политической, ни с технологической точки зрения. А экономической выгоды для нас и вовсе никакой нет.

НАТО готовится к Drang nach Osten?

Теперь что касается ответных шагов со стороны России. Например, ДОВСЕ. Единственное, о чем мы можем сожалеть, – что тянули с мораторием до 2007 года с 1999 года, когда он был подписан. Россия с тех пор привела свои фланговые силы в соответствии с записанными в договоре ограничениями. Кроме того, мы оставили военные базы в Грузии. А натовская сторона, наоборот, ни одно из своих обязательств не выполнила. Новые члены Альянса так и не были охвачены рамками этого договора. А вместо того чтобы хотя бы поддерживать базовый уровень вооружений (который был прописан в первоначальном варианте договора), страны НАТО, наоборот, нарастили свои группировки в Европе. Где-то на одну треть по некоторым видам вооружений. Объясняют это тем, что в НАТО вступили новые страны. При этом заверяют, что они нам не угрожают. Всего в НАТО на сегодняшний день 26 тысяч танков.

Я недавно был в Италии и задал натовским военным такой вопрос. Гитлер пошел на Восток, имея 4,5 тысячи танков, а у НАТО сегодня их 26 тысяч. Скажите, где такая махина может быть применена? Неужели она поплывет через Атлантику или через Средиземное море, а может, двинется к Северному полюсу? Нет, у этой армады только одно направление – на Восток. Новый Drang nach Osten.

То же самое можно сказать и по артиллерии, самолетам и боевым вертолетам. Нацеленность в нашу сторону очевидна. Поэтому нам нет никакого смысла соблюдать тот договор, который страны НАТО отвергают. Более того, они даже наращивают свои силы в тех же странах Балтии. Здесь вообще может быть развернуто сколько угодно единиц боевой техники. Так что с нашей стороны было бы безумием соблюдать этот договор.

Что касается Договора о ракетах малой и средней дальности. Я бы не спешил его разрушать. Главным следствием этого соглашения стало то, что американские Першинги ушли из Европы. Выйти из этого договора в условиях, когда у нас почти полностью разрушена кооперация и не хватает производственных мощностей по выпуску ракет средней дальности (а у американцев есть возможность наращивать их производство, а также есть желание столкнуть Россию с Европой), нельзя. То есть мы можем заявить о своем выходе, но не сможем материально реализовать это решение. Американцы же получат возможность развернуть свои ракеты средней дальности в Европе, и мы опять получим 5-7 минут подлетного времени. Даже если мы развернем необходимое количество ракет, до Америки все равно не достанем. Под удар попадут Лондон, Берлин и другие европейские столицы.

Кстати говоря, никаких проблем уничтожить элементы ПРО в Чехии и Польше у нас не будет. Можно использовать авиационное оружие – те же крылатые ракеты НПО Селезнева и туполевские носители. Кроме того, есть мощные крылатые ракеты у нашей ударной авиации. Следует развернуть комплекс «Искандер» и по договоренности с Белоруссией пододвинуть его поближе.


 Тематики 
  1. НАТО   (232)