В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Куда направлен белорусский вектор российской политики?

Наверняка у всех, кто сколько-нибудь внимательно следит за поворотами внешней политики России, возникает недоумение по поводу того, что белорусский вектор в этой политике является одним из самых непроработанных, а отношения с Белоруссией – не выстроенными. Хотя, учитывая давно провозглашенные планы строительства Союзного государства, все должно быть как раз наоборот.

Нынешний год, увы, подтверждает, что прогресса на белорусском направлении по-прежнему нет, а траектории движения двух братских стран становятся все более расходящимися. Москва медленно, с оглядкой разворачивается на восток, Минск активно ищет пути на запад. На даже не это наша главная беда и даже не нефть с газом, о нормальных поставках которых никак не удается договориться. Беда в том, что разлом пошел уже через наши души.

Российские СМИ вбивают в головы россиян образ белорусского «нахлебника», приписывая успехи экономики соседнего государства, его социальную стабильность «Газпрому» и нефтеэкспортерам, якобы за бесценок поставляющих углеводороды в республику. В официальной прессе и в изданиях, находящихся в собственности олигархов, трудно найти что-либо позитивное о Беларуси, ее президенте, правительстве. Действует установка глобальных центров власти и Вашингтона – «мочить» «последнего диктатора Европы». Да и без этого российский олигархат не прочь погреть руки на разграблении белорусской экономики, оседлать транзитную составляющую поставок углеводородов в Европу. Чтобы преуспеть в этом и остановить поступательное развитие Республики Беларусь, им важно решить две задачи:

– вбить клин в семейные отношения великороссов и белорусов, поколебать корневые опоры нашего культурно-исторического родства, направить отношения России и Беларуси на «монетаристские» рельсы взаимной конкуренции;

– вытравить из сознания белорусского народа национальные славянские традиции, превратить белорусов в «средних европейцев».

И стараются вовсю. Один из главных замыслов – вывести газовый конфликт на уровень конфликта между народами, на уровень противостояния в сфере общественного сознания. Падение уровня жизни, пусть даже небольшое, вызванное повышением цен на газ, будет усиливать настроения отчуждения.

Стремление белорусов к объединению с Россией падает, а в пользу вступления в ЕС – растет. Независимый институт социально-экономических исследований, зарегистрированный в Вильнюсе, приводит результаты майских 2007 года социологических опросов среди разных групп белорусских граждан. На вопрос «если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз, что бы Вы выбрали?», 47,3 % опрошенных высказались за первый из предложенных вариантов, а 34,7 % – за второй, то есть за вступление в ЕС.

Казалось бы, неплохой результат. Но если говорить о тенденции, то следует заметить, что на рубеже столетий это соотношение было примерно 80 % к 10-12 %.

В группах молодого и среднего возраста еще более разительная динамика:

– до 30 лет: 14,4 % выступают за объединение с Россией и 34,1 % – за интеграцию в Европу (другими словами: в борьбе за умы нового, молодого поколения Россия УЖЕ сильно проигрывает Западу!);

– от 30 до 50 лет: 34,7 % и 48,2 % соответственно.

Отрицать факт мощной информационно-психологической обработки сознания русского и белорусского народов и, прежде всего, молодого поколения с целью возбуждения между ними недоверия, а затем и вражды, было бы не только глупо, но и опасно.

Надо сказать, что те, кто делают ставку на обострение и дальнейшее ухудшение российско-белорусских отношений вполне учли некоторые особенности характеров президентов РФ и РБ и спрогнозировали их шаги. А.Г. Лукашенко весьма возбужденно воспринял недавние шаги «Газпрома» по пересмотру цен за поставки углеводородов и тут же ассоциировал Миллера – Грефа – Вайнштока с Россией. Он очень тесно связал трудности развития белорусской экономики с жесткой экономической политикой Кремля в отношении Беларуси. К тому же намекнул на более «добрых» друзей в лице Уго Чавеса и западных банков. А его фраза, произнесенная в августе нынешнего года («Я в Кремль не поеду и на колено не встану. Выживем»), прозвучала как намек на конфронтацию с В.В. Путиным. Ибо «Кремль» – это не правительство РФ и не «Газпром», это прежде всего – Президент России.

Если реакцией на такие заявления президента Беларуси станет попытка сломать «батьку», принудить его опуститься на колено, доказать, что без Москвы Минск не выживет, такого унижения не примут ни сторонники А.Г. Лукашенко, ни его оппоненты. Белорусское руководство распахнет двери на Запад, европейские банки одарят Минск кредитами, безусловно, оговорив их политическими и экономическими условиями и требованиями изменения социальной политики. Для вступления в ЕС выставят условия приватизации объектов экономики и земли, потребуют остановки предприятий, не отвечающих евростандартам, допуска транснациональных корпораций в Беларусь и проч.

Быстро возникнут «новые белорусы» с олигархической хваткой, основную массу подтолкнут к обнищанию, обзовут неприспособленной к «рынку», во всех бедах еще раз обвинят СССР, Москву и Лукашенко. Только благом для белорусского народа это не будет.

Европейцы все больше утрачивают свою национальную идентичность. Немцы перестают быть немцами, итальянцы пытаются вернуться к итало-римским корням, французов их нынешний президент Саркози подводит под режим американо-сионистского протектората. Повсеместно декларируются «права человека», а вот право нации, народа на собственный выбор, на собственную традицию – под жестким запретом. Такая же судьба рано или поздно ждет Беларусь, если мы от нее отвернемся.

А что Россия получит от возможного альянса Беларуси с Европой? Ничего хорошего, если Россию не отождествлять, конечно, с немцовыми, миллерами и вайнштоками.

Любому государству свойственно стремление обретать точки опоры за пределами своих территорий, создавать сеть надежных друзей и союзников. Нынешние глобальные процессы выявляют еще одну тенденцию: неспособность даже крупных держав мира выстоять перед мощью транснационального капитала. Это вынуждает государства и народы объединяться в рамках культурно-исторических образований, собираться воедино вокруг своего цивилизационного стержня.

Народ Беларуси – самый близкий к русскому по историческому родству. По сути мы – единый народ, сыновья одной земли. Поэтому союз двух государств, тем более в рамках единого Союзного государства, вполне естественен. Но кому-то и в России, и за ее пределами союз русских и белорусов, что называется, поперек горла.

Во-первых, потому, что принцип «разделяй и властвуй» остается доминирующим в подходе Запада к странам бывшего СССР.

Во-вторых, единение России и Беларуси создает прецедент модели, ядра будущей интеграции в рамках Содружества Независимых Государств.

В-третьих, в результате объединения русского и белорусского народов образуется геополитическая основа славянского единства, возникает духовно-общественная сила, втягивающая в сферу своего влияния политические партии патриотической ориентации, национальную элиту двух государств.

Безусловно, подобная перспектива не устраивает ни Запад, ни «пятую колонну» в РФ и РБ, ни крупный капитал национального и транснационального характера.

Потому и переводятся российско-белорусские отношения в расчетно-денежный формат, в плоскость споров о том, кто кого на несколько миллиардов нагреет. Беспроигрышный вариант для недругов нашего единения: понижение зимней температуры в домах белорусов на 1-2С тут же укажет, кто виноват. Конечно, русские, а не Миллер с Вайнштоком.

В то же время любой, даже самый незначительный разворот политики А.Г. Лукашенко в сторону Запада будет подан российскими СМИ как предательство по отношению к России, к русским.

Так вот нас и разводят. С самого начала процесса создания Союзного государства нас здорово надули. Вбросили идею, продекларировали некоторые лозунги, даже написали проект Союзной Конституции, но цельного проекта, переложенного в технологическую последовательность (стратегию), как не было, так и нет.

Во главе объединительного процесса поставлены люди, не способные его организовать, но громче других провозглашающие тосты «за объединение», «за союз», «за вечную дружбу».

Есть в этом невразумительном процессе псевдоинтеграции лишь один положительный пример – министерства обороны обоих государств. Без громких заявлений военные ведомства спланировали и проводят «операцию» по созданию единого оборонного пространства. Все в соответствии с принципами военного искусства: уяснение полученной задачи, оценка обстановки, замысел, решение, постановка новых задач, их реализация и тесное взаимодействие.

В числе того, что уже реализовано:

– разработка концепции единого оборонного пространства,

– формирование совместной коллегии двух министерств обороны,

– единая оценка военно-политической ситуации в районе возможного применения вооруженных сил,

– создание системы военной инфраструктуры,

– объединенная система ПВО с организацией непрерывного боевого дежурства выделенными силами и средствами двух государств,

– координация подготовки войск и штабов, регулярные совместные учения,

– разработка и применение единых принципов военного искусства, нормативов и стандартов, документов по планированию и действиям войск,

– разработка – что самое важное – единой военной доктрины Союзного государства.

Добавлю к этому, что:

– на территории Республики Беларусь размещены и действуют в боевом режиме ряд стратегических объектов ВС России,

– идет непрерывный обмен информацией о воздушной и космической обстановке, о действиях натовских «друзей»,

– белорусские предприятия активно участвуют в разработке, создании и производстве российской военной техники.

И никаких коллизий по поводу оплаты за информацию, за пролеты военной авиации и прочие действия и услуги.

Просто военные решают общую и самую главную задачу – обеспечить безопасность наших народов. Военные не исповедуют рыночные подходы, не рассуждают о либеральной демократии. Они делают свое дело. И в этом совместном служении Отечеству куется боевое братство, крепнет историческая традиция славянского духа.

Может, стоит присмотреться к опыту военных и честным чиновникам в других ведомствам?

Леонид ИВАШОВ
Источник:"Фонд стратегической культуры"




КОММЕНТАРИЙ

Публикация статьи Л. Ивашова, не означает, конечно же, автоматического одобрения всех его высказываний, но на главном в его статье есть смысл остановиться подробней.

Метаисторический аспект этого вопроса еще более актуален, нежели геополитический. Очень часто среди аналитиков и историков можно встретить такую оценку событий, что события 1991 года геополитически отбросили Россию на 300 лет. Вот, например, слова Г. Киссенджера, произнесенные недавно на конференции по инвестициям в Россию:

"По сути геополитически Россия потеряла 300 лет своей истории, вернувшись в своих западных границах во времена Петра I".

Для людей, знакомых с содержанием "Розы Мира", известны и слова Д. Андреева:

"Стало быть, сколь пустыми ни кажутся нашему взгляду войны Анны, Елизаветы и Екатерины, но некоторыми из них преследовалась цель, неясная самим исполнителям, но имеющая метаисторическое оправдание. Благодаря им к XIX столетию государство приобрело те географические контуры, которые совпали в общих чертах с границами сверхнарода. Этим была устранена опасность, так грозно осуществившаяся в истории большинства других культур: опасность дробления на несколько устойчивых государственных единиц, веками раздиравших тело и душу своего сверхнарода кровопролитной борьбой и духовным соперничеством".(Роза Мира 9.1.23)

Т.е. с точки зрения метаистории речь идет не просто о потере территорий, но об опасности "так грозно осуществившейся в истории большинства других культур". А также не просто о "потере 300 лет истории", но о крушении (на момент 1991 года) провиденциального целеполагания цепи событий, воплощавшегося на протяжении 300 лет российской истории.

Развитие взаимоотношений России и Белоруссии должно и стать тем индикатором, который покажет насколько российской государственностью на текущей момент осознана разрушительность ее же курса 80-90-х годов, и возможно ли вообще подобное осознание и возвращение на путь следования провиденциальному замыслу о России.

Пока же все усилия российской государственности направлены на то, чтобы таскать каштаны из огня противостояния Иран-США, более для целей США, нежели собственных, или же изображать "стратегическое партнерство" с ЕС, закрывающего для России свою экономику. Вот если бы, хотя бы толика усилий и изобретательности, проявляемая российской дипломатией и президентом в отношениях с Ахмадинежадом были бы направлены на улучшение взаимоотношений с Лукашенко, то результат не заставил бы себя ждать.


 Тематики 
  1. Россия   (1237)
  2. Белоруссия   (63)
  3. СНГ   (169)