В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Полный текст интервью иранского президента

Российско-иранские отношения "необходимо развивать на максимально высоком уровне и в максимальном объеме". Об этом президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в эксклюзивном интервью спец. корр. ИТАР-ТАСС Михаилу Гусману. Интервью приводится ниже.

- Мы встречаемся накануне приезда в Тегеран Владимира Путина. Как вы оцениваете состояние российско-иранских отношений на современном этапе?

– Я приветствую великий и могучий российский народ, который является хорошим другом иранской нации. Как вы знаете, Иран и Россия – два естественных союзника. С географической точки зрения, а также политической и культурной. Мы – две нации, которые должны быть друг рядом с другом. Многие наши национальные интересы пересекаются, у нас общие желания. Разумеется, в прошлом отношения России и Ирана в различных аспектах находились под влиянием внешних факторов. Однако в настоящее время, я считаю, что наши народы и правительства убеждены в том, что двусторонние отношения необходимо развивать на максимально высоком уровне и в максимальном объеме. Мы смотрим на связи с Россией в долгосрочной перспективе. Мы стремимся к максимально прочным, эффективным связям с Россией и верим, что у российских друзей также есть воля к этому. Мы две очень богатые с точки зрения ресурсов страны и не нуждаемся в чужих ресурсах. То есть и Иран, и Россия могут обеспечить все свои потребности своими собственными силами. Наши страны обладают большим населением, богатой культурой, сплоченным обществом. По типологии наши страны в одной восточной группе, со своими восточными особенностями. Связи между нашими странами и народами выгодны как для нас самих, так и для региона, и мира. Во многих сферах наше сотрудничество было плодотворным и будет таковым. И в обеспечении безопасности на Каспии, сотрудничества в регионе Каспийского моря и в Азии в целом, и на международной арене взаимодействие двух стран может быть очень полезным и эффективным.

- Какие, на ваш взгляд, наиболее перспективные экономические связи?

– Как вы и указали, торговые отношения между Россией и Ираном развиваются. Многое из того, в чем нуждается Россия, производится в Иране, и Иран может удовлетворить потребности России. Много потребностей имеется у Ирана, которые Россия может обеспечить. Существует много обширных сфер для развития торговли. Помимо этого, мы можем очень плодотворно сотрудничать в культурной сфере – язык и литература, искусство и музыка, а также и спорт. Много хороших перспектив для сотрудничества в сфере энергетики. Иран и Россия обладают самыми большими запасами газа, у нас большие нефтяные ресурсы. Наши страны занимают очень выгодное геополитическое положение. Наше сотрудничество выгодно как для Ирана, и России, так и для региона и мира. Это же касается и политической сферы. Мы два естественных союзника, мощь Ирана выгодна России, а мощь России – Ирану. Сотрудничество России и Ирана укрепит мощь обеих стран, и это пойдет на пользу миру и стабильности в регионе и на всей планете. Мы полагаем, что нет никаких ограничений для развития сотрудничества. Что касается науки, то как Иран всегда был колыбелью развития науки и технологий, так и Россия обладает здесь значительными преимуществами, поэтому и в этой области сотрудничество пойдет на пользу обеим странам.

- Вы недавно вернулись из ООН. Как вы оцениваете итоги этой поездки. Что вам удалось, а что, возможно, нет.

– Если вы посмотрите на публикации в международных СМИ, то становится понятно, что произошло. ООН – место проведении политических дискуссий и консультаций, а также для выражения мнений на международной площадке. У иранской нации есть четкое мнение относительно актуальных мировых вызовов и проблем. Мы ясно высказали его и на сессии Генассамблеи, и на переговорах с президентами других стран, и на встречах со СМИ. Полагаю, что наше выступление встретило поддержку, поскольку было основано на справедливости и дружбе, содержало призыв к миру и устойчивой безопасности. Поддержка была очень сильной. Многие это подтвердили как в контактах, так и на переговорах. Это были новые слова, которые принадлежали всем нациям, в том числе, и России. Вообще, свободные и независимые народы придерживаются именно такой позиции, которую я сформулировал на сессии Генассамблеи. Им не слишком нравятся взаимоотношения, установившиеся сейчас в мире, они заинтересованы в том, чтобы произошли принципиальные изменения на благо всех наций. Именно по этой причине мое выступление получило широкое освещение в СМИ. Руководители других государств приветствовали то, что мы можем создать хорошую основу для дальнейшего диалога. Помимо этого мы были намерены пообщаться с американским народом и установить с ним связи. И, к счастью, это произошло. Были практически устранены "железный занавес" и жесткая цензура, которые были созданы правительством США с помощью средств массовой информации, чтобы американский народ оставался в неведении о том, что происходит в мире, о существовании различных точек зрения на этот счет, и установилась двусторонняя связь между нашим и американским народом.

- Вы неоднократно говорили, что ядерная программа – это законное право Ирана, тем не менее, на Западе сохраняется недоверие к Ирану. Я понимаю, что вопросом, который я сейчас задам, мои западные коллеги уже вас замучили, но поскольку это – первое интервью российским журналистам, повторю этот вопрос. Как вы скажете, как президент, как мусульманин, нужно ли Ирану ядерное оружие, имеется ли это в планах вашего правительства.

– Как вы знаете, наша ядерная деятельность осуществляется в рамках норм Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ/, мы действуем на основании законодательства. Наши разработки носят мирный характер и изначально были мирными, и это постоянно подтвердили все доклады МАГАТЭ. Не было замечено ни одного признака отклонения иранской ядерной программы от мирной направленности. Вы знаете, что атомная энергия сегодня является необходимой потребностью для всех стран. Все народы нуждаются в этой экологически чистой и относительно недорогой энергии. Все знают, что ископаемые энергоресурсы подходят к концу, кроме того, они значительно загрязняют атмосферу. Когда запад говорит, что не доверяет нам, это ложь. Тут дело не в доверии. Некоторые западные страны всегда противостояли иранскому народу. То есть они всегда придерживались противоположной и враждебной нам позиции. Они никогда не хотели, чтобы в Иране была свобода и демократия, поддерживали диктаторский режим в Иране, также поддерживали серьезное давление и ограничения на свободу слова и определение своей судьбы. Уже 30 лет мы видим, что они противостоят иранской нации. Они навязали нам 8 лет войны, различные экономические санкции и проводят мощную пропаганду в СМИ против иранской нации. Поскольку они придерживаются враждебной нам позиции, то их суждения неприемлемы. Как и другие члены МАГАТЭ, мы имеем право на использование ядерного топливного цикла. Мы должны соблюдать закон и действуем в соответствии с законом. Наша деятельность полностью основана на наших правах. До сих пор мы не хотели ничего лишнего, но и ничего меньшего, чем это предусмотрено нашими правами. Они стремятся политизировать атмосферу, однако позиционируют свое политическое противодействие как противодействие с распространением ядерного оружия. Это все ложь. В нашей оборонной стратегии нет места ядерному оружию. Мы и не нуждаемся в нем, так как перенесли тяжелейшую агрессию на нашу территорию, я имею в виду навязанную Саддамом /Хусейном/ войну, которую всесторонне поддерживали западные правительства. Иранская нация смогла защитить себя. Сейчас мы гораздо сильнее, чем в то время, а наши западные оппоненты – гораздо слабее. Нам это не нужно. В то же время, с идеологической точки зрения, иранская нация не приемлет оружие массового уничтожения. Мы полагаем, что чем больше оно будет развиваться, тем более будет угрожать миру и спокойствию на земле. Вообще-то, это мы должны испытывать недоверие, поскольку американское и британское правительство испытывают новые поколения ядерного вооружения и нам тоже угрожают. Это мы им не доверяем. Это они нарушают. Это они должны разоружиться. Это они должны уничтожить свое оружие. Они не уничтожили свои вооружения, нарушив тем самым закон. Они представляют собой каждодневную угрозу. И в тоже время предъявляют претензии к нашему обычному ядерному топливному циклу, который нам необходим для наших АЭС. В течение 10 лет мы должны произвести 20 тысяч мегаватт атомной электроэнергии. Это нужно нашей стране. В противном случае нам придется сжечь всю нашу нефть и газ ради электроэнергии. Что же тогда останется народу? Естественно, что мы можем правильным образом распоряжаться своими ресурсами в интересах нашей нации. И если уж кто и должен предъявлять претензии, так это мы. Это мы должны говорить, что вы должны разоружиться и почему вы нарушаете.

Иранская нация – честная, спокойная нация, которая не стремится к напряженности, они злоупотребляют этим и строят свою позицию на претензиях. В то время как это их надо обвинять и это они должны дать ответ. Наш путь к освоению ядерных технологий – абсолютно транспарентен. Это мирный путь на основании закона. Вы же видели, как на протяжении нескольких лет они пытались столкнуть иранское "ядерное досье" с его естественного пути – МАГАТЭ – и перенести его в политизированную атмосферу, чтобы навязывать Ирану то, что им угодно. Однако иранская нация встала сплоченными рядами. Друзья иранской нации оказали содействие. И сегодня иранское ядерное досье находится на рассмотрении в МАГАТЭ. И это правильно. Агентство должно заниматься расследованиями, контролем. У МАГАТЭ всегда есть к своим членам вопросы, на которые они отвечают. Сейчас, например, у МАГАТЭ в 10 раз больше вопросов к европейским странам, чем в Ирану. И там есть даже гораздо более сложные вопросы. Наконец, мы сегодня можем спросить у американцев, по какому праву они испытывают атомные бомбы пятого поколения? С какой целью они это делают? Почему развязывают гонку вооружений? Почему вынуждают других для своей защиты : в Европе идти по пути ядерного оружия. Почему провоцируют противостояние между Востоком и Западом? Вот наши вопросы. В этой связи вы видели, что они пришли в Европу и дислоцировали там свои ракеты, создали угрозу и вынудили Россию предпринять /ответные/ действия. Я уверен, если бы они не установили свои ракеты в Европе, Россия бы не предприняла ответных шагов. Поскольку в регионе шли мирные и стабилизационные процессы, процессы взаимодействия между Россией и Европой, чего не хотели американцы. Американцы вообще не хотят спокойствия. Они ищут свои выгоду в противоречиях и противостоянии. Они увидели, что отношения между Россией и Европой становятся прочными и близкими и пришли и установили свои ракеты. Это естественно, что Россия на это реагирует. И это используется для создания противоречий между Россией и Европой. Наша ядерная деятельность носит абсолютно мирный характер. Я полагаю, что атомная бомба более не эффективна. Сейчас американцы завязли в Ираке. Есть у них бомба. И бомба пятого поколения. Разве их ядерная бомба может спасти их в Ираке? Не может... Современные условия в мире изменились. Появились думающие нации, общественное мнение сейчас определяет, воля народов сейчас определяет... Сейчас Россия снова обрела себя и двигается к своему настоящему положению в мире. Не атомная бомба помогла. Помогли воля, культура, цивилизация российского народа, воля российского правительства. Это послужило причиной возвращения России на свое реальное место в системе международных связей и выходу из положения, когда Запад воздействовал на нее. Этому не атомная бомба помогла. Воля, рвение, культура российского народа помогли ему вновь обрести свое место. Поэтому сегодня атомная бомба – это излишняя затрата средств.

- Сегодня статус Каспийского моря определяется документом, подписанным еще между СССР и Ираном. Какого правового статуса придерживается Иран? Как, по-вашему, должны быть распределены недра Каспия, как должны пройти границы по Каспию, в чем здесь и какова здесь позиция Ирана?

– Мы считаем, что важнее разграничения то, чтобы бассейн Каспийского моря был зоной дружбы и мира, поскольку народы, проживающие в прикаспийском районе обладают общей историей, культурой и интересами. Нам предстоит еще сотни лет жить вместе, в мире и братских отношениях. Каспийское море принадлежит всем нам. Надо произвести справедливое распределение таким образом, чтобы наши дружественные и братские отношения укрепились. Мы не должны позволить каспийскому вопросу превратиться в вызов и причину для беспокойства стран Каспия. Конечно, для разграничения существуют формулы и критерии. Мы думаем, что при помощи доброй воли и заинтересованности прибрежных стран нам вместе удастся придти к взаимопониманию. Уже состоялись хорошие переговоры, достигнуты первые элементы взаимопонимания и, дай Бог, на предстоящей в скором времени встрече глав прикаспийских государств мы проведем еще больше переговоров и, надеюсь, достигнем еще большего взаимопонимания. Фундаментом для нас является справедливое распределение, которое позволит упрочить мир и дружбу в регионе.

- Иран – крупная региональная держава. От позиции Ирана зависит многое в ситуации на Ближнем Востоке. Каковы приоритеты внешней политики Ирана в этом регионе? Каким вам видится ситуация на Ближнем Востоке?

– Как вы указали, иранский народ принадлежит к цивилизации, насчитывающей несколько тысяч лет, с глубокой культурой и возможностью оказывать влияние на международные связи. Как вы знаете, иранская культура, которая является основополагающим звеном восточной цивилизации, воздействует на все отношения в мире. В любом уголке Земли и сегодня просматривается влияние культуры иранской нации, позиции иранской нации. Начиная с Южной Америки, в Азии, Африке. Иран большая страна, также как и Россия. И здесь уже нет ограничений географическим регионом. По причине своего культурного прошлого эти страны обладают глубоким проникновением, как с культурной, так и с политической точки зрения. И вы сегодня видите, что в международных связях обе страны обладают влиянием во всех частях света. Что касается Ближнего Востока, то видно, что этот регион стал жертвой серьезных кризисов, вызванных вмешательством извне. Западные страны постоянно вмешивались в наш регион ради овладения им, ради овладения запасами нефти и газа, его стратегического положения. Особенно за последние сто лет, когда им удалось добиться непосредственного военного и политического присутствия в регионе. Они участвовали в определении его географических границ, вмешивались во внутренние дела стран региона и стали причиной многих проблем. Сегодня самым основным вызовом, сердцевиной вызовов, является Сионистский режим, который был спроектирован Западом, является исполнителем его политики. При помощи этого режима они (западные страны) планомерно распространяют в нашем регионе нестабильность и недоверие. Помимо этого – война в Ираке, война в Афганистане, которые подвергли опасности наш регион. Конечно, те, кто потерпели неудачу в достижении своих целей, сейчас стремятся к углублению противоречий, к тому, чтобы создать пропасть между народами, достичь раздробленности даже внутри одного народа. То же самое они хотят сегодня сделать с Россией. Их выгода в том, чтобы раздробить обширную российскую территорию. Естественно, что иранский народ и народы региона восстают против такой политики и не позволяют ей реализоваться. Да, на каком-то этапе, народы региона были невнимательны, не осознавали всю глубину трагедии, так разросшейся к сегодняшнему дню. Они (Запад) смогли придти, оказывать влияние, соорудить базы, определить зону для своего вмешательства. Но, как представляется, этот период завершился. Самая главная цель, которую мы должны преследовать на Ближнем Востоке – это вопрос безопасности и спокойствия, дружественные и братские отношения между народами, которые сотни лет жили в дружбе. По причине внешнего вмешательства эти дружественные отношения сегодня понесли ущерб. Мы стремимся к тому, чтобы, в первую очередь, в регионе установились безопасность и спокойствие, чтобы народам вернули их права, соблюдали их. Чтобы существующие в регионе конфликты были бы разрешены гуманными методами. У нас есть гуманное предложение по Ираку. У нас есть гуманное предложение для разрешения палестинского вопроса. Есть гуманное предложение для решения афганской проблемы. Также и для установления безопасности и мира в регионе у нас имеется гуманное предложение. Думаю, что народы региона самостоятельно способны установить стабильные мир и безопасность на благо всего мира.

- Иран – многоконфессиональная страна, здесь мирно живут персы, курды, азербайджанцы и арабы, большая армянская община. Как вам удается достичь мира и согласия в вашей стране? Конфессионального мира, прежде всего.

– Как вы отметили, Иран подобен большому саду, в котором присутствуют разнообразные цветы. Хотя все цветы внешне и по запаху различны, но все они из одного сада и в комплексе создают Иран, который представляет собой очень красивый сад. Есть две причины, два фактора национальной сплоченности Ирана. Первая – сам Иран. Все народности (в Иране) в первую очередь считают себя иранцами, а затем азербайджанцами, арабами, курдами, белуджами, туркменами, армянами. Все они, в первую очередь, считают себя иранцами. Иран – это мать, которая объединяет всех своих детей. Все они от одного корня, общего рода. Иран их всех объединяет и любовь к Ирану присутствует в крови всех иранцев, откуда бы они ни были родом, к какому бы племени и вере они ни принадлежали. Это первый фактор. Второй фактор – культура. На иранской земле общая высокая культура. Культурные особенности и основные культурные векторы у всех народностей (Ирана) общие. То есть, сколько бы вы не путешествовали по Ирану, будете видеть, что все иранцы люди верующие, все хотят справедливости, все любят братство, все гостеприимны, все патриоты своей родины, все проявляют уважение к другим, все миролюбивы. Интересно, что все традиции, которые существуют между разными народами, похожи друг на друга. Эти особенности ярко проявляются во всех традициях. Вы видите, что в Иране очень сильны семейные традиции, сплоченность, социальные связи, это оформилось на протяжении истории. Другая особенность всех иранских народов – правдолюбие. Где бы они ни встретили правду, они ее принимают. Правильным и логичным словам противодействия не оказывают. И сами обладают сильной логикой и против сильной логики не пойдут. И все стремятся к прогрессу, к развитию. Это стремление – одна из особенностей народов Ирана. Все стараются ради развития. И сильнее всего стараются ради развития Ирана. Таковы культурные особенности, которые сформировались на протяжении истории и послужили причиной сплоченности иранской нации. У нас в Иране нет разграничений по национальному признаку. Различные народы совершают друг с другом браки, живут вместе, торгуют друг с другом. И все пользуются одинаковыми правами. Если посмотрите, принятые законы всегда предусматривают равные права для всех. Право обучения, заключения брака, жительства, участие в определении своей судьбы в обществе. Опять же благодаря доброжелательному отношению иранцев к чистым меньшинствам для них в Иране предусмотрено больше прав. Например, количество ассирийцев в Иране, наверное, не больше 20 тыс. человек. Тех, кто голосует – около 5 тысяч. Однако у них есть представитель в парламенте, пользующийся всеми возможностями, которыми обладают остальные депутаты. Есть в Иране и евреи. Их количество не достигает 20 тыс. Однако у них есть представитель в парламенте, который пользуется, как и остальные депутаты, всеми возможностями. Однако остальные иранцы должны составлять 150 тыс. чел, чтобы иметь одного представителя в парламенте. Иранский народ не видит в этом ничего плохого и воспринимает в русле той самой национальной сплоченности.

- Какова роль женщины в современном Иране и насколько они пользуются теми правами, которыми пользуются мужчины в вашей стране?

– Женщина – это исключительно ценное создание. Женщина – это воплощение красоты Бога. В Иране благодаря, опять же, культурному прошлому и исламу женщин весьма уважают. Возможно, вам будет интересно узнать, что в иранских семьях, когда Бог дарит родителям девочку, они гораздо более счастливы, чем если у них родится мальчик. В самой семье девочки пользуются гораздо большим уважением, /чем мальчики/. Обычно хозяйством в семье занимаются мальчики, это входит в их обязанности. По этой причине, девочки и жены не обременены этими заботами. Если однажды в иранской семье отец решит отругать своего ребенка, то, возможно, он отругает сына, но девочек обычно не ругают. Девочки и женщины – воплощение любви и доброты. В иранской семье женщины играют очень большую роль. Женщины – это основа семьи, ее сердцевина. В обязанности женщины входит руководство семьей, она – связующее звено между всеми членами семьи. Таким образом, основное руководство в семье – основной ячейке нашего общества – является обязанностью женщины. Они играют действительно выдающуюся роль. Муж и все дети в семье очень уважают мать. Внутри семьи у руля стоит мать, это она руководит семьей. Вам будет интересно узнать, что в Иране мать пользуется большой любовью и уважением. Есть такой обычай: когда дети видят свою мать, они целуют ей руки. Уважение к матери очень высоко, на самом почетном месте всегда сидит именно мать. Дети навещают свою мать и своего отца по различным поводам, отдают дань уважения и дарят им подарки. С социальной точки зрения, роль женщины в Иране очень высока. Понимаете, с социальной точки зрения, женщины занимают очень выдающееся положение. У нас нет никакого закона, который бы создавал различия между мужчиной и женщиной в обществе. То есть, женщина имеет те же права, что и мужчина. Женщины участвуют в парламентских выборах, в общественной жизни: Вообще, вождение – это абсолютно не важно, женщины не считают важным то, что они водят, это обычное для них дело. Сегодня в важнейших исследовательских центрах Ирана многочисленные женщины-ученые выполняют важнейшие научные работы. Многие преподаватели в вузах – представительницы прекрасного пола, 60-70 процентов студентов – девушки, они получают образование в начальных и средних школах. Представлены женщины и в промышленности. Значительная часть наших промышленных работников наших инженеров – женщины. Это же происходит и в торговле. Они владеют имуществом, занимаются бизнесом, торговлей. Они пользуются своими правами, и никто не может их у них отнять.

Да, в нашей стране принято носить хеджаб, однако все далеко не так сурово, как вы думаете. Иранская нация принципиально носит хеджаб, он – часть культуры Ирана. Если и осуществляется некоторый контроль и введены ограничения, то это закон нашей страны, который был введен в законных целях и выполняется. Правда, это очень ограниченный и деликатный закон. Женщины по собственному желанию закрывают себя одеждой и избрали эту традицию, в этом и есть причина их успеха в обществе. Скажем, они легко могут присутствовать на любых собраниях. И будут обращать внимание не на их тело, а на разум. Сейчас у нас в стране два вице-президента – женщины. В различных министерствах женщины выполняют обязанности экспертов очень высокого уровня. Посему роль женщины в Иране очень велика. Как в семье, так и в обществе.


- Ну, теперь за судьбу иранских женщин и я, и, думаю, что телезрители в России могут быть спокойны.

– Конечно! Я думаю, что многие качества иранских женщин могут быть хорошим примером для российских дам, особенно в том, что касается опоры на семью. Иранские женщины имеют очень серьезную привязанность к семье, в частности, уважение к супругу, уважение к детям. В иранской семье очень теплые взаимоотношения, ее члены очень привязаны друг к другу и, когда они собираются вместе, переживают свои лучше мгновения. То есть, лучшие минуты иранской семьи, это те, когда супруги и дети собираются вместе. Это для них как праздник. Я думаю, что это хороший пример для русских женщин, поскольку материнство и семейные обязанности – это очень важно и непросто. И эти качества нельзя привнести извне. Это в природе женщины, никто больше не может играть эту роль. Например, мужчина не способен играть эту роль, ибо она – удел тех, чье сердце полно доброты, любви и доброжелательности, то есть женщины. И именно это в природе женщин. Ни мужчина, ни юноша, ни девушка не могут быть основой семьи, однако женщина может быть и матерью, и супругой, и основой. Конечно, русские женщины обладают такими качествами, которые могут стать примером для иранских дам для улучшения их жизни.

- С 1981 года вы – первый президент, не являющийся духовным лицом. Как вы считаете, является ли это символом определенных перемен в Иране? Если да, то каких?

– Ну, у нас после революции были президенты – не духовные лица. Это покойный шахид /павший за веру/ Раджаи, как, впрочем, и первый президент Банисадр. Он в результате известных событий отдалился от иранского народа и затем президентом был избран шахид /павший за веру/ Раджаи. Он не был духовным лицом. Видите ли, это не критерий для нашего народа при выборе. Если вы под духовным лицом имеете в виду принадлежность к религии и приверженность к религиозным нормам, то это в Иране носит повсеместный характер и не связано с наличием духовного сана. Все мы придерживаемся религиозных ценностей и считаем, что лучшим жизненным путем является приверженность религиозным ценностям. Потому что Всевышний хочет для человека добра, Бог любит человека. Бог хочет, чтобы человек жил счастливо. Когда Бог восхваляется, это – ради человечества, мира, спокойствия, развития. Сегодня также мы уверены, что если человечество желает мира, спокойствия и развития, оно должно вновь обратиться к религиозным учениям. Разумеется, к тем религиозным учениям, которые не подвергнуты искажениям и происходят из правильного источника. Потому что сейчас есть люди, которые пытаются представить свои идеи, неправильные мысли, стремление к властвованию, грубости, карьеризм, агрессию и преступления под личиной веры и религии. В то время, как это не вера. Вера – это чистота, искренность, дружба, справедливость, уважение к людям, любовь к людям, усилия к сплочению людей. Корень всего доброго в поклонении Богу. Поэтому вера, исходящая из правильного источника, лучший путь для жизни всех людей. В Иране все стремятся к этому. Основа исламского режима и иранского народа в следовании этим религиозным ценностям.

- На годы вашей юности пришлись самые эпохальные события современной истории Ирана. Это исламская революция, потом – многолетняя война с Ираком. Изменились ли с годами ваши оценки этих событий и какие самые яркие эпизоды того времени вам запомнились больше всего?

– Как вы и указали, в современную эпоху, в последние 30-40 лет в Иране произошли великие события. Основное событие – победа исламской революции. Без сомнения, исламская революция – предтеча изменений в мире, так как она открыла новую модель жизни. Она открыла новый способ управления миром, новые пути к миру, устойчивой безопасности. Она открыла новый путь для всего человечества, для его уверенности и спокойствия. Мы видим, что исламская революция оказала значительное влияние на отношения в мире, на баланс в регионе и в мире. Что касается навязанной нам войны с Ираком, то мы не хотели ее, она был навязана иранской нации. Иранская нация была и сейчас заинтересована в том, чтобы иметь со всеми дружественные отношения. Однако те две-три страны, о которых я говорил, которые являются врагами Ирана и региона, подстрекнули Саддама /Хусейна/, вооружили его, полагая, что смогут воспрепятствовать публикации идей иранской нации. Они думали, что исламская революция – это очень большой потенциал, огромная энергия, которая стремится высвободиться и распространиться в мире, и хотели предотвратить распространение этой энергии. По этой причине они навязали войну. Это была великая трагедия. Около 200 тыс. моих соотечественников погибли, сотни тысяч людей были ранены. Ирану был нанесен серьезный экономический ущерб. Однако иранская нация, опираясь на свою культуру, цивилизацию и культурное прошлое, превратила эту страшную угрозу в большой трамплин. Иранская нация отстроила себя изнутри и сегодня /твердо/ стоит на ногах. Для меня, как для иранца, который видел все это вблизи, все это важно. Все интересно. Стойкость и сопротивление иранской нации для победы революции, отстаивание своих требований, та сплоченность и единство. И ее сопротивление во время "Священной обороны", которая стала причиной того, что все эти разрушения и убытки превратились в трамплин для иранской нации. Я считаю красивыми все события, естественно, моменты победы гораздо красивее, победа исламской революции, победа в "Священной обороне". Это счастливые мгновения, которые записаны в историю всех наций, все нации уважают их.

- За те два года, что вы президент, вы побывали во всех провинциях страны, выступаете там с многочасовыми речами, вы даже заседания правительства там проводите в разных районах страны. Насколько вы считаете это эффективный способ управления страной? Что вы сами для себя извлекаете от общения с людьми, когда бываете в провинции?

– Видите ли, близкий контакт с народом – необходимый элемент управления страной. Потому что страна принадлежит народу. Страна не принадлежит президенту. Президент также принадлежит народу. Он должен совместно с народом, с его поддержкой строить страну. Действительно, за эти последние два года я, видимо, в Тегеране бывал меньше. Потому что у нас в стране за последние 50 лет утвердилась ошибочная практика, что все должно развиваться в сторону Тегерана. Это послужило причиной того, что большое количество регионов страны стали немного отставать. Кроме того, это приводило к многочисленным трудностям для самого Тегерана. Давление большого количества переселенцев, сосредоточение процесса принятия решений на Тегеране становились причиной проблем для самого Тегерана. Я уверен, что когда нам удастся распределить возможности и разрешить трудности в различных регионах страны, возможности для разрешения проблем Тегерана также расширится. Мы над этим сейчас работаем. Конечно, у меня есть связи с тегеранцами, но они не такие, как это было в мою бытность мэром. Тогда все мое внимание было сосредоточено на Тегеране. Каждую неделю в отдельном регионе Тегерана проводились встречи с населением. Сейчас, к сожалению, это не так часто происходит, но в планах – повторное укрепление этих связей. Страна – она везде страна. Все ее части должны развиваться. И люди, которые находятся в самых отдаленных населенных пунктах, обладают теми же правами, что и проживающие поблизости от администрации президента. Это взгляд, основанный на справедливости, и я думаю, что иранский народ его принимает и оказывает содействие. Сейчас уровень запросов населения к президенту не такой высокий. Население подталкивает на продолжение своей программы и, думаю, это в интересах всего иранского народа, в том числе и жителей Тегерана. Однако помните, что основа успешного управления – отношения между правителями и народом... В Иране все себя считают иранцами и считают, что с точки зрения власти они одинаковы. Власть уделяет им внимание. Та система, которую создали в некоторых странах на Западе, возводит стены между народом и правительством. Они превращаются в разные вещи. Это не свойственно Востоку. Это нам не свойственно. Это не свойственно и России. Это не свойственно и иранскому народу. Мы должны идти вперед вместе с народом.

- Вы несколько лет были мэром Тегерана. Как вы используете этот опыт на посту президента?

– Как вы и указали, управление Тегераном – это большая и сложная задача. В Тегеране проживает более 7,5 миллионов человек. Он занимает площадь более 700 квадратных километров. Это город с развитой промышленностью, обширным сельским хозяйством. Управление Тегераном – очень ценный опыт для того, кто намерен руководить целой страной. С моей точки зрения, самым большим моим достижением во время руководства Тегераном были тесные связи между городскими властями и населением. Мы действительно руководили Тегераном с помощью народа. Поскольку, как вы знаете, у больших городов всегда запутанные сложные проблемы, большие сложности. Посмотрите, к примеру, на Москву – в ее центре многочасовые пробки. Это оказывает давление на нервы людей. Данная проблема не может быть решена без взаимодействия муниципальных властей и населения. Это же касается вопроса о жилье, зеленых зонах, городской экологии, канализации. Без помощи людей эти вопросы не решить. Самым моим лучшим опытом была совместная работа с населением. Мы вместе принимали решения и вместе действовали. Все чувствовали, что принимают участие в управлении городом. И это помогает мне сегодня во время управления государством.

- У меня вопрос о вашей семье, господин президент. Сколько времени у вас уходит, чтобы заниматься семьей? Как часто вы общаетесь? Что вы делаете вместе со своей семьей? Как вы проводите праздники? Ведь и в вашей президентской жизни семья играет большую роль?

– Как я уже сказал, семья в Иране играет очень большую и важную роль. Конечно, на президентском посту у меня очень много работы. Я вынужден меньше времени проводить с семьей. Однако при первой возможности мы собираемся вместе. По различным поводам, в пятницу, в выходные дни, когда появляется время для личной жизни, мы немедленно собираемся вместе. Мы ходим в гости, навещаем родителей и отдаем им дань уважения. Мы собираемся вместе по случаю дней рождений детей, праздников. Мы обычно проводим вместе некоторую часть пятницы.

- Любите ли вы готовить для своей семьи и чем конкретно вы их угощаете?

– Иногда я это делаю. Когда появляется возможность, я это делаю. Я умею готовить многие иранские национальные блюда. Я готовлю все, что они пожелают.

- Как вы считаете, насколько сильна поддержка народом вашего курса и собираетесь ли вы выставить свою кандидатуру на следующих президентских выборах на новый срок?

– Что для меня в моей деятельности на посту президента важно, так это использование всех возможностей для того, чтобы служить иранской нации. Я не думаю о будущем в том аспекте, который вы упомянули. Я не знаю, что произойдет в ближайшие два года. Важно, чтобы мы сегодня использовали каждую секунду, чтобы вести к прогрессу нашу страну. Моя задача в том, чтобы думать о сегодняшнем состоянии страны, заниматься планированием, разрабатывать программы для развития государства в долгосрочной перспективе. Какое решение примет иранский народ через два года – его право. Мы не должны думать об этом с сегодняшнего дня. Мы должны думать о возможностях, которые дала нам сегодня иранская нация, чтобы служить ей.

- Вы два года президент, знаете, что такое власть. Какова для вас на вкус эта штука под названием власть.

– В нашей культуре власть – это обязательство. Обоюдное обязательство между народом и правителями. Каждый из них обладает своими правами и своими обязанностями. По нашему мнению, власть не может быть иной, кроме как служение народу и установление справедливости. Если кто-то сможет служить народу, установить справедливость, власть очень сладка на вкус. Но если будет не такой, то будет горче яда. Сама по себе власть бессмысленна, если не обязуется служить народу, защищать его безопасность, права, его благородство, мир, территориальную целостность страны и устранять препятствия на пути развития народа. И, разумеется, это должно быть при помощи и содействии со стороны народа. Конечно, в некоторых западных странах само властвование приносит некоторым удовольствие. Это, на мой взгляд, деградация.

 Тематики 
  1. Иран   (284)
  2. Россия   (1237)