Несмотря на то, что накануне анонсировалось, что президенты РФ и Франции обсудят проблему Косово и обменяются мнениями относительно ядерной программы Ирана, на поверку оказалось, что В.Путин и Н.Саркози сконцентрировались на вопросах торгово-экономических отношений двух стран.
Выступая в МГТУ им. Баумана, куда французский лидер направился после окончания переговоров в Кремле, Н. Саркози заявил, что Франция намерена выйти на уровень стратегического партнерства с РФ в сфере энергетики и самолетостроения.
"Надеюсь, мы больше не конкуренты, а партнеры", – подчеркнул президент Франции. И добавил, что его страна "готова работать с Россией в рамках других проектов, помимо строительства самолета.
Напомним, что в конце сентября состоялась презентация среднемагистрального самолета Sukhoi Superjet-100, призванный заменить устаревший лайнер Ту-134. Осенью следующего года новый самолет запустят в серию. Sukhoi Superjet-100 производится холдингом "Сухой".
Французы заинтересованы и далее участвовать вместе с РФ в проектах в сфере высоких технологий.
Кроме того, Н.Саркози предложил "укрепить сотрудничество между нашими инженерами в области атомной энергетики". "Наш долг – сотрудничать в энергетике", – подчеркнул он.
Глава французского государства выразил надежду, что российские студенты будут учиться во Франции, а французские – в России.
В совместные планы двух стран входят запуски ракетоносителей "Союз" с французского космодрома "Куру", а также сотрудничество в строительстве скоростных автомагистралей и железных дорог. В свою очередь, французский концерн Renault намерен удвоить производственные мощности в РФ.
Расширение торгово-экономического сотрудничества двух государств, а также расширение списка совместных инвестиционных проектов – беспроигрышный сценарий развития отношения между Москвой и Парижем.
В настоящий момент Франция является если не аутсайдером, то точно не входит в число основных стратегических партнеров РФ в Евросоюзе, оставаясь за бортом пятерки лидеров по показателям взаимного товарооборота. Ведущие позиции здесь принадлежат Германии, затем идут Нидерланды и Италия. Однако, объем экономических связей между двумя странами вырос за последние 5 лет в 3 раза. В прошлом году товарооборот достиг 13 млрд долл.
Вместе с тем Москва не удовлетворена структурой российско-французских торговых отношений, так как 82 проц экспорта РФ во Францию составляет углеводородное сырье, и только 7,5 проц продукции химической промышленности, 6 проц – цветной и черной металлургии.
Импорт Франции в РФ более диверсифицирован: около 45 проц его объема составляет продукция машиностроения, 24 проц – продукция химической промышленности, 15 проц – продовольственные товары.
В то же время, Франция поддерживает ряд ограничений на ввоз российских товаров в страны ЕС. Париж в свое время инициировал антидемпинговые процедуры по введению ограничений для импорта продукции черной и цветной металлургии из РФ, а также приветствовал механизм квотирования поставок товаров ядерного цикла из нашей страны.
Франция также занимает протекционистскую позицию по допуску сельхозпродукции на рынке ЕС и считает, что РФ следует выровнять экспортные и внутренние цены на газ.
Вот и в ходе нынешнего визита Н.Саркози остановился на вопросах, связанных с развитием энергетики РФ. Отметив исключительные темпы экономического роста в России, он сказал, что наша страна "должна подумать о будущем, когда будет меньше газа и нефти, но необходимо будет поддерживать дальнейшее экономическое развитие". "Вот почему я говорю о сотрудничестве", – продолжил Н.Саркози.
По его мнению, "Европа нуждается в России, а России, я позволю себе это здесь сказать, нуждается в Европе".
Что ж, следует констатировать, что в Москве Н.Саркози предпочел высказываться о РФ вполне дипломатично, что, возможно, объясняется на редкость теплым и дружественным приемом французского президента в Москве. После вчерашней беседы в Ново-Огарево президенты двух стран даже перешли на "ты".
Между тем, не стоит рассчитывать на то, что Н.Саркози после его "излияний" следует записывать в поклонники России и нынешней политики Кремля.
Бесспорно, у Парижа и Москвы остаются разногласия по многим международным вопросам и, в частности, по Ирану. Это следует из заявлений В.Путина касательно ядерной программы Тегерана, сделанное в среду на пресс-конференции по итогам переговоров президентов РФ и Франции. Глава российского государства, в частности, отметил, что Россия готова "кооперативно" работать с ЕС по иранскому ядерному вопросу. "У нас нет объективных данных, что Иран стремится к производству ядерного оружия, и мы исходим из того, что у него нет таких планов", – подчеркнул В.Путин. При этом он добавил, что "Россия согласна с тем, что "Иран должен обеспечить открытость своих ядерных программ, и мы согласны, что в последнее время Иран делает шаги в этом направлении".
Справедливо заметить, что ростки нового политического альянса между Москвой и Парижем должны быть подкреплены расширением торгово-экономического сотрудничества двух стран. Первый визит в РФ Н.Саркози собственно это и продемонстрировал.
Понятно, что той теплоты, которая отличала отношения Кремля с прежним президентом Франции Жаком Шираком, не будет с нынешним хозяином дворца на Елисейских полях. Н.Саркози прагматичный и даже циничный политик, который последовательно продвигает свое лидерство в ЕС и не гнушается двусмысмысленных заявлений. Вот и сегодня он коснулся вопроса стратегического сотрудничества Парижа и Вашингтона, сказав, что он "друг США, но это не означает, что у меня нет разногласий с США, друг не означает вассал". Но тут же подметил, что "сегодня мир не может быть ведом одной страной. Каждая страна имеет право на существование".
Хочется верить, что после нынешнего визита в Москву, Н.Саркози будет более аккуратен в критических замечаниях в адрес РФ в вопросах политики Кремля на международной арене. А ведь еще в конце августа он "козырял" антироссийскими заявлениями во время выступления на конференции в Париже перед французскими послами.
"Россия возвращается на мировую сцену, злоупотребляя своими главными козырями, прежде всего нефтью и газом, причем делает это с определенной брутальностью", – подчеркнул Н.Саркози. Он высказал сожаление относительно того, что РФ "ведет себя подобным образом" в тот момент, когда "весь мир, особенно Европа, надеется на важный и позитивный вклад Москвы на разрешение международных проблем". Кстати, эти жесткие заявления в отношения Кремля Н.Саркози сделал уже после того, как впервые встретился с В.Путиным на саммите "восьмерки" в Петербурге и во всеуслышание признался, что попал под обаяние российского президента.
Отправляясь в Москву с визитом, Н.Саркози пообещал быть предельно "откровенным" во время переговорах с В.Путиным. Остается только понять, где в высказываниях французского президента, как говорится, кончаются слова и начинается правда.
Источник:
ПРАЙМ-ТАСС
КОММЕНТАРИЙ
Политические элиты Франции и Германии очень озабочены сокращением международного влияния своих стран. Слишком уж очевидно в последнее время, что в важнейших вопросах международной политики и Франция и Германия вынуждены следовать за политикой США. Эту же самую озабоченость американизацией внешней политики показывают и опросы населения Франции и Германии. В этих условиях и Саркози и Меркель усилили свою антироссийскую риторику, адресуя ее тем общественным слоям, которые озабочены потерей международного влияния своих стран. Публичная критика России со страниц ведущих СМИ должна показать, что и Франция и Германия еще могут на что-то влиять.
Но в этой своей публичной критике ни Саркози, ни Меркель не могут зайти за ту черту, где последствия этой критики могут сказаться на развитии экономических связей Германии и Франции с Россией. Поэтому и наблюдаем эти парадоксы: с одной стороны критика России, с другой наращивание экономического сотрудничества. Причем, Франция и Германия являются конкурентами в области энергетики на российком энергетическом рынке.
Несмотря на всю антироссийскую риторику Саркози французский Total стал первой иностранной компанией, допущенной к освоению ресурсов штокмановского месторождения, причем произошло это вскоре после того, как Меркель отвергла предложения Путина, в котором Германии отводилось место основного европейского газового дистрибьютера запасов штокмановскогоо месторождения. Саркози преподнес Меркель хороший урок прагматизма, ценой которого стало усиление роли французских энергетических компаний на российском рынке. Такой же обидный удар получила Гемания в лице Меркель и в Ливии, где фрацузский "президент-солнце" смог добиться стратегического сотрудничества в области освоения газовых месторождений.
Так что в своих заявлениях для прессы и Меркель и Саркози продолжают взаимное единоборство за право лидерства в ЕС, которое подразумевает и демонстрацию своего влияния на Россию и демонстрацию лояльности по отношению к США, но также и успешность в деле развития экономики. Очередной экономический раунд предстоит теперь вести Меркель на встрече деловых и политических кругов "Россия-Германия", где германский канцлер должна будет закрепить за германскими компаниями (которые уже обеспокоены ростом влияния своих французских партнеров) право лидерства в отношениях с Россией.