В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Встреча министров обороны стран ЕС

"Компас" ИТАР-ТАСС

Евросоюз сможет войти в число мировых лидеров только после того, как его немалый экономический вес будет дополнен военной мощью. Эта мысль стала одним из лейтмотивов обмена мнениями на неформальной встрече министров обороны стран ЕС, состоявшейся 28-29 сентября близ города Эвора на юге Португалии. За два дня, проведенных в монастыре "Конвенту ду эшпинейру", который был построен в XV веке а в XXI веке превращен в фешенебельный отель, главы оборонных ведомств 27 стран рассмотрели основные вопросы, волнующие Евросоюз в области обороны и безопасности. Мысль о необходимости усиления военной составляющей союза присутствовала во многих выступлениях .

Хотя формат встречи не предполагал принятия решений, обсуждение было, по словам участников, плодотворным. Наряду с "горячими" проблемами, такими как Косово, Афганистан и Дарфур, требующими оперативной корректировки и постоянного согласования, обсуждались и такие долгосрочные вопросы, как стратегическое взаимодействие ЕС с НАТО и ООН, будущий "План развития возможностей", означающий планомерное наращивание европейского военного потенциала. Присутствие на форуме верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы, прилетевшего с Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, и генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера позволило участникам встречи в Эворе взглянуть на военные перспективы ЕС с концептуальных позиций.

Особое внимание они уделили укреплению сотрудничества в военной области с Африкой и Средиземноморьем. По инициативе Португалии, председательствующей в ЕС во второй половине текущего года, в Эвору были приглашены министры ряда африканских стран. От имени Черного континента диалог вел в основном министр обороны Ганы, председательствующей в Африканском Союзе, а Средиземноморье представляли министры обороны Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании. Представители стран, которые будут председательствовать в Европейском союзе в 2008 году – Словения и Франция, взяли на себя обязательство не забывать этих двух региональных направлений. Наконец, уже после завершения встречи непосредственно в Эворе состоялось заседание "тройки" министров из ФРГ, Словении и Франции с коллегами из Хорватии, Македонии и Турции.

Во вступительной речи председательствовавший на ней министр национальной обороны Португалии Нуну Северьяну Тейшейра задал тон, подчеркнув, что особое внимание будет обращено на военные операции за пределами Евросоюза. "Эта неформальная встреча затронет такие темы, как операции и миссии на западе Балканского полуострова /в Косово и Боснии и Герцеговине – прим. ИТАР-ТАСС/, в Афганистане и Африке", – отметил он.

Как подтвердили представители делегаций ЕС, одним из центральных вопросов на встрече стало обсуждение предстоящей миротворческой миссии Евросоюза в Чаде и Центральноафриканской Республике /ЦАР/. На востоке Чада и в соседней ЦАР планируется уже до декабря разместить на год от трех до четырех тысяч европейских военнослужащих, в основном, французских. Целью миссии, одобренной на прошлой неделе Советом Безопасности ООН, провозглашается защита населения приграничного с Чадом и ЦАР региона Дарфур, принадлежащего Судану.

В этом обширном пустынном районе, площадь которого сопоставима с территорией Германии, уже на протяжении нескольких лет продолжаются вооруженные столкновения между отрядами придерживающихся ислама арабизированных и африканских племен. По данным правозащитных организаций, в результате конфликта в Дарфуре, в котором арабизированное население получает поддержку со стороны правительственных войск, сотни тысяч людей были убиты, до двух миллионов стали беженцами.

Как сообщил на итоговой пресс-конференции первого дня Нуну Северьяну Тейшейра, его коллеги дружно поддержали европейскую военную миссию в Чаде и ЦАР. Он особенно подчеркнул ее полную легитимность с точки зрения международного права, сославшись на решение СБ ООН. В то же время, по таким основополагающим вопросам, как численность военного контингента, доли отдельных стран и сроки его развертывания, ясности добиться не удалось. По словам министра обороны Франции Эрве Морена, численность может превысить 3 тыс. военнослужащих, 1,5 тыс. из которых предоставит Париж, триста – Ирландия, двести – Швеция, по сотне – Бельгия и Польша.

Но, если исходить из осторожных высказываний Нуну Северьяну Тейшейры, кроме этих стран охотников посылать войска в Африку не нашлось. Так, Испания пообещала лишь помочь транспортными средствами, ссылаясь на то, что имеет большой контингент в Афганистане. Что касается Португалии, то она пока не решила, в какой форме будет участвовать. "Обсуждение будет продолжено", – сказал министр.

Обсуждение вопросов усиления военного взаимодействия с Черным континентом будет продолжено. Это произойдет уже 8-9 декабря, когда главы семи десятков африканских и европейских государств соберутся в Лиссабоне на саммит ЕС – Африка. Как говорили члены делегаций, Евросоюз хотел бы, чтоб сотрудничество шло по двум направлениям: во-первых, – помощь в организации по-настоящему эффективных африканских миротворческих сил, способных квалифицированно самостоятельно участвовать в урегулировании конфликтов на Африканском континенте, во-вторых, – содействие в создании дееспособных вооруженных сил и служб безопасности в государствах, переживших внутренние военные конфликты.

Встреча министров обороны стран ЕС и Северной Африки стала первой в истории. Чтобы провести ее, Португалия вспомнила про инициативу "Пять плюс пять", в рамках которой пять североафриканских стран встречались в пятью странами ЕС – Испанией, Италией, Португалией, Францией и Мальтой. Инициатива использовалась и ранее, но не слишком активно. Для Евросоюза она представляла интерес, так как давала возможность обмениваться мнениями с мусульманскими странами Северной Африки без участия Израиля, что позволяло исключить из диалога неизбежную тему арабо-израильского конфликта и сосредоточиться на других вопросах.

Как отметил Нуну Северьяну Тейшейра, Африка и Средиземноморье – два региона, представляющие для ЕС "прямой стратегический интерес". "Угрозы, риски и вызовы международной безопасности носят трансграничный характер, – отметил министр. – Поэтому иметь с ними дело можно только, развивая международное сотрудничество".

Заметное место в первый день встречи в Эворе заняло обсуждение положения в Афганистане. Нуну Северьяну Тейшейра подчеркнул, что эта страна имеет "фундаментальное значение" для международного сообщества в связи с двумя проблемами: терроризмом и нелегальной торговлей наркотиками. В ходе обсуждения проблем Афганистана на встрече поднимался вопрос о необходимости заключения "институционального договора" между ЕС и НАТО – "двумя безусловно необходимыми миру организациями", указал Нуну Тейшейра. Отсутствие такого документа создает "политическую проблему", осложняющую деятельность международного контингента в этой азиатской стране, сказал он. Еще одна сложность для ЕС состоит в том, чтобы объяснить общественному мнению государств, понесших потери в Афганистане, необходимость продолжения пребывания там военного контингента, признал министр.

Верховному представителю ЕС по внешней политике и безопасности Хавьеру Солане пришлось оправдываться за медлительность, с которой Евросоюз действует в Афганистане. Речь, в частности, шла о подготовке афганских инструкторов, которым предстоит обучать новый состав полиции. Хотя Евросоюзу удалось собрать лишь половину из полутора сотен инструкторов, Солана заявил, что тактика себя оправдывает. "Мы учим учителей, а не весь состав полиции", – заявил он. Сославшись на то, что это лишь начало миссии ЕС в Кабуле, он сказал: "Мы хотели бы продвигаться быстрее, но должны продолжать твердо делать то, что делаем, потому что это – место, которое мы не можем покинуть".

Хавьер Солана высказался и по проблеме Косово, которая во весь рост встанет перед ЕС после 10 декабря – даты окончания переговоров между сербами и косовскими албанцами, проходящих при посредничестве "тройки" международных наблюдателей – представителей России, США и ЕС. Как раз накануне дискуссий в Эворе состоялись первая встреча сербов и албанцев лицом к лицу. По мнению Соланы, встреча была вполне успешной. "Я не могу сказать, что в ходе встречи были пройдены многие километры, – отметил Хавьер Солана. – Но она прошла в спокойной, конструктивной атмосфере".

Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности сообщил, что стороны договорились вскоре встретиться в Брюсселе. "Встреч еще будет много", – пообещал он, особо отметив большую роль, которую играет в переговорах "тройка" посредников. Вместе с тем, Солана отказался пояснить, что будет делать Евросоюз в случае, если после окончания срока переговоров 10 декабря стороны не придут к компромиссу, и косовские албанцы в одностороннем порядке провозгласят независимость края от Сербии. "Сейчас мы находимся в процессе переговоров, и пока никто не знает, каким будет результат", – сказал он, предложив, для начала, посмотреть, каковы будут итоги ноябрьских выборов в местные органы власти и парламент Косово, и посоветовал не спешить.

То же самое повторял и Нуну Северьяну Тейшейра. Он указал на необходимость "продолжать оказывать на переговаривающиеся стороны дипломатическое давление" и высказался за исключительно мирное решение. "Только решение, достигнутое путем переговоров, будет хорошим", – сказал министр. Вместе с тем, Нуну Тейшейра признал, что после 10 декабря положение в Косово может серьезно обостриться. Он констатировал, что "следует быть готовым к любому развитию событий".

В целом, неформальная встреча в Эворе подтвердила курс, взятый Евросоюзом на усиление своей военной составляющей. Как неоднократно призывал накануне и в ходе форума Нуну Северьяну Тейшейра, оборона должна стать одним из приоритетов ЕС, что явится естественным развитием Европейской политики безопасности и обороны, принятой в Ницце в 2000 году, и Европейской стратегии безопасности, одобренной в 2003 году. По его мнению, расширение военных возможностей ЕС и укрепление связей между Евросоюзом и НАТО позволит активно действовать, когда разразится очередной кризис.

"Мы должны повысить нашу способность быстро реагировать в случае возникновения кризиса, – указал министр. – Это значит, что мы должны иметь в распоряжении готовые к боевым действиям сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, повысить нашу способность разрабатывать и осуществлять операции и организовать промышленный европейский центр, где центральную роль будет играть Европейское оборонное агентство".

С особым удовлетворением Нуну Тейшейра отметил, что первой на переговорах о новом базовом договоре ЕС, призванном заменить несостоявшуюся конституцию Евросоюза, была обсуждена именно глава об обороне. "Не хватает только признать оборону в качестве приоритета", – отметил он. По словам министра, "все это дополнит НАТО". Португальский министр не забывал, правда, при этом напоминать о необходимости укрепления атлантических связей, поясняя, что растущая военная мощь ЕС и его "способность к автономным действиям" должны лишь пойти на пользу США и остальному "демократическому миру".

"Сегодня оборона – это важный вектор европейской интеграции, – подчеркнул Нуну Северьяну Тейшейра. – ЕС должен превратиться в реальное оборонное сообщество. Только в этом случае Европа станет по-настоящему международным игроком".

Впрочем пока, признает Нуну Тейшейра, процесс движется в этом направлении недостаточно быстро. "Отсутствие действенной солидарности между странами-участницами наносит ущерб эффективности ЕС в борьбе против новых угроз и рисков, – констатировал министр. – Тенденция к ренационализации и застарелая инерция препятствуют эффективному сотрудничеству, даже когда все признают серьезность нашей коллективной безопасности. И даже когда признают, что на эту угрозу можно ответить только совместно".



КОММЕНТАРИЙ

Станут ли эти заботы Брюссельских бюрократов о "усилении военной составляющей ЕС" в действительности мерами, призванными обеспечить безопасность Европы? Реально можно говорить о безопасности Европейских стран только как членов НАТО, в котором безопасность европейских стран обеспечивается стратегическими ядерными силами США. Самостоятельно обеспечить свою безопасность ЕС не в силах. Подобная зависимость от государственности США существует не только у европейских стран, но и у Японии, все более у Австралии, Канады.

В некоторых европейских странах появились опасения, связанные с такого рода зависимостью от США, эти опасения все более возрастают по той причине, что государственность США проявила свою готовность пускаться в военные авантюры, не считаясь даже с мнениями своих союзников и оставляя за собой право превентивного удара по любой точке планеты, если, в представлениях американского руководства, это несет угрозу США. Таким образом, в военные авантюры США, силою союзнических обязательств, как в воронку, могут быть втянуты и европейские государства и государства других регионов.

Какова же роль вооруженных сил европейских стран сегодня, в условиях полной зависимости от США в рамках НАТО? Можно произносить множество слов о "реальном оборонном сообществе", но фактически все выглядит так, что США бомбит (Югославия, Афганистан, Ирак, на очереди Иран), а вооруженные силы ЕС затем патрулируют разбомбленные развалины. И сложившаяся конфигурация евроатлантической круговой поруки не может быть преодолена просто "усилением военной составляющей ЕС". Подобное усиление лишь возложит на ЕС более широкий круг обязанностей в рамках существующей ситуации полной зависимости от США, но не исключит саму эту зависимость.

Казалось бы, что мешает странам ЕС уйти от блокового мышления и включиться в разработку глобальной системы безопасности, с участием основных военно-политических игроков (Россия, Китай, Индия)? Ответ очевиден – в этом случае роль военно-политического блока НАТО будет все более и более уменьшатся и вместе с этим будет уменьшаться и военно-политическое влияние США в мире. Оттого и выдумываются всякого рода страшилки про "ось зла", а в новой версии про "ось авторитаризма", чтобы не допустить саму возможность сотрудничества государств в области глобальной безопасности и навязать всем решения, сохраняющие блок НАТО, как гарант мира и безопасности, в действительности же превращающийся все более в организацию по типу круговой поруки.


 Тематики 
  1. ЕС   (529)
  2. НАТО   (232)