|
Новости Евросоюза
О "ПАТРУЛИРОВАНИИ" ИНТЕРНЕТА
ЛОНДОН, 3 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Виталий Макарчев/. Правительства стран Евросоюза берут на вооружения новейшие технологии, которые позволяют им осуществлять "тайные операции" в мировом Интернете за пределами собственных национальных государственных границ. Об этом сообщила выходящая в ЕС американская газета "Интернэшнл геральд трибюн".
Принимаемые сейчас странами Запада законодательные акты открывают возможности для их спецслужб проникать в сети других стран в целях получения информации, которая может иметь отношение к национальным интересам. В первую очередь это касается сведений о деятельности международных террористических групп.
Издание сообщает, что сейчас разработана версия вируса, которая позволяет иностранным государствам получить информацию с компьютеров, расположенных на территории других государств.
Одновременно Еврокомиссия разработала специальный законопроект, разрешающий властям вводить ограничения на поступления через Интернет информации из других стран, а также закрывать вэб-сайты, расположенные на территории иностранных государств.
"Интернэшнл геральд трибюн" сообщает, что законопроект, который фактически вводит систему "патрулирования" мирового Интернета, выносится на обсуждение заседания Совета министров ЕС, которое пройдет 6 ноября этого года.
ЗАВЕРШЕНО СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА НОВОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ДОГОВОРА
БРЮССЕЛЬ, 3 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Денис Дубровин/. Межправительственная конференция ЕС завершила согласование проекта нового конституционного договора. Согласно распространенному заявлению председательствующей в ЕС Португалии, согласование текста договора закончилось на уровне экспертов, в рамках мандата, принятого на саммите ЕС в июне этого года. Основные его тезисы являются переработанной и упрощенной версией проекта евроконституции, процесс ратификации которой был остановлен после провала референдумов во Франции и Нидерландах в 2005 г.
Проект нового базового договора Евросоюза предусматривает масштабную реформу руководящих институтов сообщества, которые должны быть адаптированы к новому составу ЕС. Количество стран-членов сообщества с 2004 по 2007 г выросло с 15 до 27 государств. Этот документ, в частности, предусматривает сокращение количества еврокомиссаров, введение поста президента ЕС и верховного представителя по внешней политике, который фактически станет министром иностранных дел сообщества.
Теперь проект конституционного договора должны одобрить министры иностранных дел сообщества на заседании Совета ЕС 15 октября в Люксембурге, после чего он будет вынесен на неформальный саммит глав государств и правительств ЕС в Лиссабоне 18-19 октября. Европейские политологи считают, что следующие этапы обсуждения будут достаточно сложными, поскольку ряд стран ЕС, в первую очередь Великобритания и Польша, недовольны отдельными положениями этого договора. Не исключено, что Лондон потребует дополнительных гарантий возможности выхода Великобритании из общеевропейского механизма принятия решений в судебной и юридической сферах. В свою очередь, Варшава будет настаивать на дополнительных уступках со стороны остальных стран сообщества за согласие на переход к системе "двойного большинства" при подсчете голосов в Совете ЕС, которая значительно снижет "вес" Польши при голосовании.
Международная конференция по энергетической безопасности Европы
/Денис Дубровин, корр. ИТАР-ТАСС в Брюсселе/
В Брюсселе в пятницу 27 октября прошла Международная конференция по проблемам энергетической безопасности Европы. Ее организаторами выступили Эгмонтский институт международных отношений /Бельгия/, Кентский университет /Британия/, Общеевропейский институт /Финляндия/. Участвовали генеральный секретарь Секретариата Энергетической хартии А.Мернье, представители Европейской комиссии, международного секретариата НАТО, правительственные эксперты Канады, Норвегии, специалисты Оксфордского и Гарвардского университетов, ряда исследовательских центров Бельгии, Финляндии, Голландии, Австрии, России.
В центре дискуссии оказались вопросы сотрудничества между Россией и странами ЕС в сфере энергетики. Внимание к "российскому фактору" было дополнительно усилено тем, что конференция прошла вскоре после обнародования Еврокомиссией проекта директивы по дальнейшей реформе энергетического сектора Евросоюза, предусматривающего обязательное дробление активов европейских энергоконцернов и введение мер по защите европейской энергетической инфраструктуры от установления над ней иностранного контроля.
Выступая на конференции, посол РФ в Бельгии Вадим Луков призвал западных экспертов отойти от "сверхполитизированного" подхода к проблемам сотрудничества с Россией в энергетической сфере. "Подобный подход непродуктивен, поскольку на первом плане в нем – не экономические, а так называемые геополитические соображения, которые на поверку оказываются слегка отретушированными стереотипами времен "холодной войны". В результате реальные – и растущие – возможности совместно укрепить энергобезопасность стран Европы искусственно занижаются", – сказал он.
Посол указал на то, что в российской энергетике в последние годы развивается долгосрочная тенденция, которая важна для наших зарубежных партнеров: увеличение экспортного потенциала отрасли за счет роста общего производства энергоресурсов при торможении роста их внутреннего потребления.
Если в 2000 году для экспорта было доступно 514 млн. тонн условного топлива, то в 2020 году, согласно прогнозам российского правительства, будет 760 млн. тонн, или на 47,9 проц. больше. Таким образом, роль России как поставщика энергетических ресурсов на международный рынок в обозримой перспективе будет весьма значительной, причем в период, когда проблема энергообеспечения европейской экономики обострится. "Зеленая книга" ЕС по энергетике, принятая в апреле 2006 года, прогнозирует увеличение доли импортной нефти в структуре ее потребления в Евросоюзе до 90 проц. к 2020 году, увеличение доли импортного газа до 70 проц. к 2020-2030 годам и рост зависимости от импорта угля до 70 проц. к 2020 году.
Вадим Луков подчеркнул, что "в систему целей России в сфере международного энергетического сотрудничества не входит использование поставок энергоресурсов для политического давления".
Подтверждением того, что Россия не использует поставки газа в страны СНГ в политических целях, является, в частности, то, что за последние годы доля этого региона в экспортном балансе "Газпрома" сократилась почти вдвое. Встает вопрос: если бы "Газпром" действительно был инструментом внешней политики России, то разве сокращался бы экспорт газа в страны СНГ? Ведь тем самым сужается возможность влияния России на своих соседей в энергетической сфере.
Много говорится об "энергетическом шантаже" членов ЕС со стороны России. Но как тогда объяснить следующий факт: зависимость стран Центральной и Восточной Европы от поставок газа из России на уровне от 60 до 100 процентов не помешала им вступить в НАТО, против чего всегда возражала Россия, а Польше и Чехии – вести переговоры о размещении у себя американской противоракетной обороны, против чего выступает российская сторона? Если следовать теории "энергетического шантажа", то наиболее зависимыми от России в политическом плане должны быть страны Балтии /более 80 проц. зависимости от импорта российского газа/, Польша /65 проц./, Финляндия /100 проц./. Разве это имеет место в действительности?
В последнее время раздаются призывы к введению дискриминационных ограничений на российские инвестиции в топливно-энергетический сектор ЕС. Повод – "отсутствие взаимности в допуске компаний западных стран в топливно-энергетическую отрасль России". Так ли это? Вот реальный баланс взаимных капиталовложений России и западных государств, прежде всего стран ЕС. Накопленные прямые инвестиции российских компаний в странах ЕС /во всех секторах/ на конец 2006 года составляли 5,85 млрд.долл. Накопленные прямые инвестиции стран ЕС в России на конец 2006 года – 46,08 млрд. долл., т.е. в 7,9 раза больше.
При этом главный объект инвестиций – именно российский ТЭК /и это при всех рассуждениях в странах ЕС и в США о "выдавливании" иностранного капитала из этой отрасли/. В 2005 году Экссон Мобил инвестировала в России 2,65 млрд. долл., Роял Датч Шелл – 1,3 млрд. долл., Бритиш петролеум – 1,4 млрд. долл., Коноко Филипс – 1,5 млрд.долл. В январе-сентябре 2006 г. в российский ТЭК иностранными фирмами было вложено 4,45 млрд.долл. Иностранные фирмы реализуют сейчас в России 13 проектов в нефте- и газодобыче.
В 2005 году объем добычи нефти иностранными компаниями в России /с учетом их доли в смешанных фирмах/, по оценке российских экспертов, составил 57,8 млн. тонн. На очереди – масштабная добыча газа в рамках проекта "Сахалин-2", в котором участвуют компании из ЕС. Между тем российские компании, как известно, не участвуют в добыче углеводородного сырья в ЕС. Именно поэтому российская сторона и предлагает в качестве равноценной компенсации обеспечить недискриминационный доступ наших компаний к распределительным сетям стран ЕС. В чем же несправедливость российской позиции – с учетом явного дисбаланса в инвестиционном присутствии бизнеса двух сторон в топливно-энергетической отрасли друг друга?
Российский посол отметил, что в западной прессе в последнее время часто высказывается мнение о ненадежности России как партнера Евросоюза по долгосрочному энергетическому сотрудничеству. Причины выдвигаются разные: от уже упоминавшегося тезиса об "энергетическом шантаже" до скорого истощения запасов газа и нефти в нашей стране и склонности России сменить партнерство с ЕС на сотрудничество с азиатскими потребителями энергоресурсов.
Те, кто использует подобные аргументы, чтобы представить Россию в качестве "ненадежного поставщика", вредят долгосрочным интересам самих стран ЕС, – подчеркнул российский дипломат. Как будет выглядеть Евросоюз в глазах российских политиков и делового мира, если наши компании не станут допускать по политическим мотивам в газовый сектор экономики ЕС€ Если наши партнеры в странах Евросоюза будут и дальше повторять, что необходимо уменьшить зависимость ЕС от российских поставок газа, скорее найти пути транзита газа в обход России? Можно с уверенностью сказать: все это создаст в России имидж Евросоюза как ненадежного партнера. Впрочем, видимо, на это и рассчитывают конкуренты "Газпрома", надеющиеся сократить газовую торговлю между ЕС и Россией. Проблема, однако, в том, что сами они мало что могут предложить газовому рынку Европы – падающую добычу газа в Северном море, поставки дорогого сжиженного газа из политически нестабильных районов Ближнего Востока или из Австралии, заявил дипломат.
|