|
Великобритания в поисках новой внешней политики
ЛОНДОН, 27 сентября. /Корр.ИТАР-ТАСС Виталий Макарчев/. Новое руководство правящей Лейбористской партии спешит как можно скорее отказаться от значительной части наследия бывшего лидера и премьер- министра Тони Блэра и многое начать с начала. Это подтвердила проходящая сейчас в Борнмуте ежегодная конференция лейбористов.
Примечательно, что Блэр, возглавлявший последних 13 лет партию, не присутствует на нынешней конференции, которая превратилась в триумф нового лидера и премьера – Гордона Брауна.
Под "ревизию" попал и внешнеполитический курс Блэра. Выступивший на конференции в минувший вторник министр иностранных дел 42-летний Дэвид Милибэнд объявил о "второй волне внешней политики нового лейборизма". При этом он был вынужден признать ошибки эпохи Блэра, заявил, что Великобритания "несет на себе шрамы" ошибок, которые были совершены во внешней политике в предыдущее десятилетие.
Как заметил ведущий аналитик корпорации Би-би-си Ник Робинсон, Милибэнд прибыл в Борнмут, чтобы похоронить внешнюю политику Блэра.
Тем не менее, на полный разрыв с внешнеполитическим наследием блэризма ни Дэвид Милибэнд, ни Гордон Браун пойти не могут, так как, находясь в правительствах Блэра, они поддерживали и войну в Югославии, и авантюру в Ираке.
Однако следует признать, что сейчас Милибэнд делает принципиальный шаг в сторону от блэризма.
Глава МИД признал, что ставка на военную силу не оправдала себя. "Хотя мы выиграли войны, однако выиграть мир оказалось значительно сложнее>, заявил Милибэнд.
"Урок состоит в том, что есть военные победы, однако нет военного решения", – признался он, добавив, что Великобритания за прошедшие 10 лет усвоила этот урок.
Пытаясь закрыть иракскую главу, Милибэнд заявил, что война в Ираке привела к расколу как в Лейбористской партии, так и стране в целом. "Это было важным решением и страсти с обоих сторон были подлинными и доступными для понимания. Однако какой бы ни была правота и ошибки, а было и то и другое, мы должны концентрироваться на будущем", – подчеркнул министр.
Определяя новый курс Лондона в отношении Ирака, Милибэнд заявил: "Мы должны работать со всеми соседями Ирака для консолидации суннитов и шиитов, не допустить раздела Ирака, что распространилось бы на весь Ближний Восток".
Милибэнд также признал, что "хороших намерений" недостаточно для того, чтобы добиться мирного решения конфликта. Он привел в качестве доказательства свои встречи с пакистанской молодежью во время недавней поездки в Исламабад. "Миллионы людей в мусульманском мире считают, что Запад стремится к доминированию, а не к оказанию помощи", – отметил Милибэнд.
В этих условиях Великобритания должна установить связи с умеренными мусульманскими кругами, добиваться принятия Турции в Евросоюз и поддерживать демократию в Пакистане и Афганистане, а также выступать за создание палестинцами своего государства, заявил глава МИД.
Как считают специалисты, "вторая волна" внешней политики лейбористов означает отказ от знаменитой Чикагской доктрины Тони Блэра /изложена им в речи в апреле 1999 г/, которая провозглашала право Запада на проведение интервенций, в том числе и военных, по защите гуманитарных принципов во время кризисов в третьих странах.
Впервые на практике эта доктрина была применена к Сербии во время гражданской войны в Косово.
Нынешнее выступление Милибэнда стало показателем того, что новое руководство Лейбористской партии полностью отказалось от Чикагской доктрины. Однако пока еще не ясно, какова же новая концепция внешней политики Великобритании.
Как отметила в этой связи в своей передовой газета "Таймс", новая внешняя политика, которую предлагает Милибэнд, походит на ту, что проводят неправительственные организации, как Международная амнистия или Оксфам. Упор будет сделан на ООН как ведущей силы для обеспечения "лучшего поведения" во всем мире.
А будущие битвы будут вестись с бедностью, изменением климата, а также за сердца и умы людей.
Как представляется, Милибэнд и Браун исповедуют подход, согласно которому есть "старая" внешняя политика, основанная на конкуренции государств за влияние, и "новая", которая стоится на взаимозависимости стран по таким вопросам как защита окружающей среды и борьба с терроризмом. В этом подходе есть как доля правды, так и значительная доля беспечности.
Опасность "второй волны" заключается в том, что внешняя политика Великобритании будет излишне "красивой" и излишке "мягкой". Лейбористам по- прежнему потребуется подход Блэра, когда за улыбкой торчат зубы, пишет "Таймс".
В свою очередь, уже упоминавшийся Ник Робинсон считает, что Милибэнд, возможно, не говорит всего, что в действительности думает. Не исключено, что он пытался создать у тех левых лейбористов, которые протестовали против войны в Ираке, впечатление, что у внешней политики Брауна-Милибэнда не будет ни войн, ни мессианской риторики о насаждении демократии, ни игнорирования ООН.
КОММЕНТАРИЙ
Корректировка внешнеполитического курса проходила не только в Британии, но и во Франции и в Германии, но также и в самих США. И везде наметились тенденции отказа от применения грубой военной силы в пользу борьбы за "сердца и умы людей". Кроме этого, налицо явная консолидация европейских стран и США. В самих США также очень озабочены тем, что в мире явно растут не только антиамериканские, но и антизападные настроения. Именно этому призвана противодействовать политика "борьбы за сердца и умы людей".
Продвижение либерал-космополитизма в мире будет, видимо, проходить имено через чередование силовой политики американской государственности и европейских партнеров по коалиции, с политикой "борьбы за серца и умы людей", осуществляемой силами спецслужб тех же государств, насаждением прозападных политических режимов (на языке пропаганды это означает "поддержку демократии").
Выступая на предвыборном митинге лидер президентской кампании республиканской партии Р. Джулиани предложил принять в НАТО такие страны как Индия, Япония, Израиль, с целью консолидации всего "демократического альянса наций". Ни одна из вышеназванных стран публично не отвергла эту инициативу.
Таким образом, исподволь, но с видимой постоянностью, формируется новое противостояние, носящее глобальный характер. "демократический альянс наций" против "авторитарных режимов", являющееся ничем иным как просто идеологическим прикрытием политики активного сдерживания России и Китая. Очень жаль, что в русле этой политики движется и Индия.
|