|
Публичная и реальная политика
ВАШИНГТОН, 25 сентября. /Корр.ИТАР-ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Современные отношения между США и Россией достигли "критической точки и далее могут развиваться в каком угодно направлении" в зависимости от пути, который выберут Вашингтон и Москва. Такое мнение выразил директор одной из крупнейших вашингтонских научно-исследовательских организаций – Центра имени Вудро Вильсона, частично финансируемого правительством США, бывший конгрессмен Ли Гамильтон. Он выступил в понедельник вечером на торжественном ужине, который по случаю 200-летия установления дипломатических связей между Россией и США устроил Фонд Карнеги.
С точки зрения Гамильтона, на сегодняшний день отношения между двумя странами, "возможно, являются самыми плохими с момента падения Советского Союза". "Новое похолодание" – вот термин, который используется для того, чтобы охарактеризовать их состояние", – полагает влиятельный американский эксперт.
Тем не менее, подчеркнул он, "каким бы сложным мы ни находили текущее состояние дел /в двусторонних контактах/, оно все же представляет собой драматическое улучшение по сравнению с глубокой враждой эпохи "холодной войны". За период, прошедший со времени распада СССР, Москве и Вашингтону удалось "добиться многого", отметил Гамильтон. В числе таких достижений он назвал, в частности, сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, взаимодействие, направленное на урегулирование ядерных проблем Ирана и КНДР, укрепление международных режимов нераспространения.
На взгляд Гамильтона, Россия, "возможно, не является сверхдержавой, однако она вернулась на мировую арену в качестве международного игрока". То, что она "возрождается в качестве глобальной державы", еще не означает угрозы в адрес США, констатировал бывший законодатель.
Он призвал администрацию Буша "взаимодействовать с Россией по широкому кругу вопросов, углубляя сотрудничество в областях, где имеется согласие, одновременно защищая национальные интересы" США. "История американского участия во внутренних делах России в 1990-е гг. не носит позитивного характера, и россияне с небольшим энтузиазмом смотрели бы на перспективы возвращения этих дней", – признал Гамильтон. Американскому правительству, убежден он, "необходимо отказаться от подстрекательской риторики, избегать чтения лекций и уходить от политики, опирающейся на конкретных личностей" в отношениях с властями России. "Такой курс также требует признания нами российских интересов, – заявил руководитель Центра имени Вудро Вильсона. – Мы должны всячески стараться учитывать позицию Москвы по таким вопросам, как /окончательное определение статуса/ Косово и расширение НАТО, интегрируя Россию в экономические механизмы и механизмы обеспечения безопасности".
КОММЕНТАРИЙ
В той,или иной степени подобной позиции, нацеленной на сотрудничество и взаимный учет интересов, придерживаются в своих публичных высказываниях многие эксперты американской политики, включая Г. Киссенджера и З. Бжезинского. Однако российско-американские отношения не становятся от этого лучше, но обостряются год от года. Не улучшает эти отношения даже публичные заверения в дружбе между двумя президентами.
Складывается впечатление, что разумные высказывания и демонстрации дружеских чувств менее всего имеют отношение к сфере реальной политики, в которой доминируют взаимная подозрительность, хитрость, экспансионизм и агрессивность. Современная политика стала еще более зависимой от факторов метаисторических, в которых доминируют принципы великодержавной государственности, затмившие собой все иные подходы во взаимоотношениях обществ.
|