В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

СМИ о внешней политике Китая

ЛОНДОН, 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Под заголовком "При Ху Цзиньтао главной проблемой для внешней политики Китая стал сам Китай" агентство Рейтер распространила на прошлой неделе следующий аналитический материал своего корреспондента Криса Бакли, переданный из Пекина:

При председателе КНР Ху Цзиньтао Китай превращается во все более блестящего политического игрока, но его внешнеполитической деятельности зачастую вредит неспособность разболтанного чиновничества оправдывать ожидания международного сообщества.

Под шумные рассуждения в СМИ о "подъеме Китая" Пекин в своей посреднической роли в различных кризисах – от Дарфура до Северной Кореи – навлек на себя критику западных держав, предпочитающих более жесткий подход, но заслужил и похвалу как зрелая держава, готовая идти на компромисс и даже посредничать в целях достижения урегулирования.

И все же, в период, когда руководители Коммунистической партии Китая готовятся провести в октябре свой съезд и оставить Ху Цзиньтао еще на пять лет на посту генерального секретаря партии, напряженность, возникшая в связи с проблемой опасности для здоровья экспортной продукции, конкуренцией за ресурсы и угрозами для экологии, выявила тот факт, что Пекин не вполне готов решать те трудные проблемы, которыми приходится заниматься "звездам" мировой арены.

Эта напряженность еще раз подчеркнула, что соперничающие между собой министерства и организации Китая частенько не могут соответствовать амбициозным ожиданиям международного сообщества, исходящего из возможностей этой страны.

"Это проблема управления, она упирается в слабость институтов, – сказала Сьюзан Ширк, бывший американский дипломат и автор книги "Китай: хрупкая сверхдержава". – Я полагаю, что проблема управления будет сохраняться и впредь в условиях роста его мощи".

Недавно китайские руководители исключили всякие проявления самоуверенности, вновь подчеркнув, что вследствие бедности их страны и ее слабостей Китаю следует играть более скромную роль в мире, что позволит этой стране надолго избавиться от необходимости заниматься решением трудных мировых проблем.

Нахождение баланса между растущим международным влиянием и тратой сил и нежеланием брать на себя лишние обязанности будет одной из определяющих проблем во внешнеполитической повестке дня Ху Цзиньтао в предстоящие годы.

"Проблема заключается в том, что существующая в Китае система слишком раздроблена и децентрализована, поэтому встает этот большой вопрос: как Китай сможет координировать свою деятельность перед лицом ожиданий международного сообщества, – говорит Чжэн Юннянь из Ноттингемского университета в Британии. – Центральное руководство прекрасно осознает это, но трудность в том, как с этим бороться".

В последние пять лет китайские дипломаты все более искусно ведут себя в ходе эпизодических стычек за столом переговоров.

Американский посланник Кристофер Хилл высоко оценил проявленную китайскими дипломатами ловкость при выработке соглашения о ядерном разоружении с долго сопротивлявшейся Северной Кореей.

Пекину воздали должное за то, что он убедил Судан принять миротворцев ООН в нестабильном Дарфуре. Напряженность в отношениях с соседней Японией ослабла с прошлого года, когда состоялся обмен визитами между тогдашним премьер-министром Японии Синдзо Абэ и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао.

В Африке, Латинской Америке и в других регионах Китай стал проводить новый курс, и теперь целые толпы чиновников отправляются в страны, где они с упорством коммивояжеров предлагают заключать деловые сделки, вести переговоры о свободной торговле и развивать прочную дружбу.

Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао сочли своим долгом удостаивать своим присутствием различные региональные форумы, иногда игнорируемые другими руководителями высшего звена.

Но когда американские аналитики разразились тревожными комментариями относительно дипломатического наступления Китая, Пекин озаботился тем, что его высокая активность приводит к "чрезмерной ответственности", которую правительство не может или не должно нести.

"Некоторые люди несут к порогу Китая любую существующую или возникающую в мире проблему", – писал недавно Ма Чжэнан, руководитель аналитического отдела министерства иностранных дел Китая.

В феврале премьер Вэнь Цзябао постарался охладить риторику о подъеме Китая, подчеркнув, что Китай все еще остается на ранней стадии своего экономического развития.

"Именно благодаря тому, что мы не размахиваем своим знаменем и не взваливаем на себя международное лидерство, мы оказались способными расширить для себя пространство для маневра в международных делах", – сказал Вэнь Цзябао в своем выступлении, которое министерство иностранных дел назвало программным политическим заявлением.

Вэнь Цзябао задал риторический вопрос, следует ли менять эту позицию, когда Китай сталкивается с растущим числом требований со стороны других стран. "Ответ может быть только отрицательным – что бы ни было, нет никакой причины менять эту политику", – заявил он.

Как по сигналу, на Китай обрушились жалобы и скандалы по поводу некачественной продукции, что выявило хрупкость фундамента его уверенного международного имиджа.

Чиновники пытаются наверстать упущенное после потока международных жалоб и предупреждений со стороны Вашингтона об опасных для здоровья продуктах питания, игрушках, шинах и других экспортных товарах.

Проблемы, возникшие в связи с неудовлетворительной защитой прав интеллектуальной собственности и загрязнением окружающей среды, причиняющем ущерб соседям, подчеркнули несоответствие между растущим международным влиянием и инертным или некомпетентным внутренним управлением.

В большей мере, чем большинству крупных стран, руководителям Китая приходится управлять хитросплетениями всей вертикали бюрократии, разделенной между партийными и правительственными чиновниками, которые зачастую не склонны работать вместе, делиться информацией или уступать свои полномочия.

Там, где иностранные аналитики могут усмотреть четко рассчитанный план с целью получения новых источников нефти и других ресурсов, сами китайские эксперты видят часто проявляющуюся скрытую борьбу за место в политическом "фургоне", рассказал Бонни Глейзер из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

"Урегулирование слишком многих проблем зависит от сиюминутных решений, а не от отлаженного и систематизированного процесса, – считает Ши Иньхун из Народного университета Пекина. – Это еще как-то срабатывало, когда мы еще не были такими преуспевающими, но теперь это устарело".

Ху Цзиньтао признает наличие этой проблемы.

В августе 2006 года он созвал необычно многочисленное "рабочее совещание", на котором основное внимание было уделено поиску наилучших методов координации внутренней и внешней политики – встреча, которую теперь китайские дипломаты называют переломной.

Но, возможно, потребуется определенная глубокая политическая реорганизация, проведению которой Ху Цзиньтао пока противится, прежде чем государственные институты страны начнут соответствовать ее международному имиджу.

"Возможно, Китаю придется пройти через этот этап, – сказал Чжэн Юннянь из Ноттингемского университета. – Продвижение вперед требует реальных внутренних реформ. В долгосрочной плане это обернулось бы благом, но на такие перемены требуется время".


К ПРОБЛЕМЕ ТАЙВАНЯ

ЛОНДОН, 24 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Оказавшийся в изоляции Тайвань изо всех сил стремится привлечь к себе мировое внимание и добивается приема в ООН, что явно обречено на неудачу, испытывая глубокое разочарование от того, что могучий и влиятельный Китай, его сосед и соперник, а также хозяин Олимпийских Игр будущего года, обошел его на всех направлениях, передает корреспондент агентства Рейтер в Тайбэе.

Китай, самая многонаселенная страна мира и четвертая крупнейшая экономика, в октябре проведет 17-й съезд Коммунистической партии /КПК/, в очередной раз привлекая к себе внимание всего человечества, в то время как президент Тайваня Чэнь Шуйбянь предпринимает лихорадочные усилия, пытаясь претворить в жизнь повестку дня, содействующую отделению Тайваня от материкового Китая.

Пекин претендует на суверенитет над самоуправляемым Тайванем со времени окончания гражданской войны в Китае в 1949 году и пообещал вернуть этот демократический остров с населением 23 млн человек под управления материка, если потребуется, с помощью силы.

"Чэнь Шуйбянь находится в весьма отчаянной ситуации, – говорит Ли Чжаоцзе, профессор из Университета Цинхуа в Пекине. – Он стремится загнать в угол Китайскую Народную Республику".

Но, по мнению аналитиков, у Чэнь Шуйбяня связаны руки.

Он добивается проведения в марте референдума по вопросу о вступлении в ООН, хотя вопрос о членстве в ООН даже не подлежит обсуждению.

Китай признан 170-ю странами мира против всего двух десятков в основном бедных стран, признающих Тайвань. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил 18 сентября, что его аппарат просто не имеет юридической возможности принять к рассмотрению заявку от Тайваня на прием в ООН.

Председатель КНР Ху Цзиньтао заявил президенту США Джорджу Бушу в этом месяце, что следующие два года будут периодом "повышенной опасности" в Тайваньском проливе, разделяющем две стороны.

Как заявили китайские аналитики, Китай будет вынужден реагировать, если референдум состоится, даже несмотря на то, что заявка Тайваня на членство в ООН обречена на провал. Вашингтон, самый влиятельный союзник Тайваня, также выразил свое отрицательное отношение к тому, что Тайвань пытается нарушить статус-кво.

Но Тайвань старается поднять как можно больше шума, представляя себя в роли жертвы запугивания со стороны Китая, и на прошлой неделе почти 250.000 человек приняли участие в демонстрации в поддержку безнадежной заявки Тайваня на прием в ООН. Чэнь Шуйбянь даже выступил на видео- конференции, транслировавшейся через спутник связи, рекламируя свои планы в отношении ООН американской аудитории.

"Конечно же, заявка на прием не имеет ничего общего с тем, чтобы действительно стать членом ООН, – сказал Ральф Косса, председатель Тихоокеанского форума Американского цента стратегических и международных исследований. – Я полагаю, что это главным образом связано с проблемой идентичности Тайваня".

Чэнь Шуйбянь также привлек международное внимание, потребовав проявления уважения от Китая, прежде чем Китай сможет включить Тайбэй в список городов, по которым пройдет маршрут Олимпийского огня. На проходящих переговорах Тайвань настаивает на том, что это не подразумевает, что Тайвань входит в состав Китая.

А позднее в этом месяце партия Чэнь Шуйбяня скорее всего постарается принять резолюцию, отменяющую юридические положения, связывающие Тайвань с Китаем, и, возможно, будет ратовать за принятие новой антикитайской конституции.

"Судя по всему, президент Чэнь Шуйбянь рассчитывает на то, что Китай не решится произвести запуск настоящих ракет в условиях, когда близится проведение Олимпийских Игр в Пекине", – сказал Сид Голдсмит, бывший директор американского консульства, а ныне работающий в Тайбэе журналист, пишущий на политические темы. По утверждению Тайваня, материковый Китай нацелил на него сотни ракет.

Аналитики не ожидают никаких перемен в отношениях даже после съезда партии, на котором Ху Цзиньтао, теперь полностью взявший в свои руки политику в отношении Тайваня, как ожидается, еще больше укрепит свою власть.

Но Ху Цзиньтао сталкивается и с другими проблемами в преддверии Олимпийских Игр, включая скандалы, связанные с безопасностью продуктов питания, растущие цены, коррупцию и загрязнение окружающей среды, и поэтому он стремится избежать возникновения полномасштабного кризиса в отношениях с Тайванем.

По мнению политологов, Китай получит первую возможность пересмотреть свою политику в отношении Тайваня скорее всего после президентских выборов на этом острове в 2008 году.

Оппозиционный кандидат от националистов Ма Инцзю считается фаворитом Китая, хотя Китай никогда не заявлял о своих предпочтениях, и представитель Националистической партии /Гоминьдан/ заявил на прошлой неделе, что он не заметил никаких признаков того, что Пекин поддерживает Ма Инцзю.

Но исторический визит лидеров националистов в Китай в конце 2005 года положил конец десятилетиям враждебности между коммунистами и националистами и способствовал началу дискуссий о расширении экономических связей. Партия Гоминьдан, некогда управлявшая всем Китаем, поддержала воссоединение в конечном итоге, если Пекин примет демократию.

Главный соперник Ма Инцзю на выборах Фрэнк Се, высказываясь по китайско-тайваньским отношениям, никогда не отклонялся от давней политики своей партии, предусматривающей большую независимость от Пекина.

Но в качестве возможного преемника Чэнь Шуйбяня, которого Китай заклеймил как возмутителя спокойствия, стремящегося постепенно добиться независимости в течение срока его полномочий, Фрэнк Се, видимо, столкнется с более прохладным отношением со стороны Пекина

 Тематики 
  1. Китай   (650)
  2. Тайвань   (27)