В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Позиция Франции по вопросу возвращения в интегрированную военную структуру НАТО

Николай Морозов, корр. ИТАР-ТАСС в Париже

Франция готовится к полному возвращению в НАТО, ставя однако для этого два условия: возобновление Европейской политики в области безопасности и обороны /ЕПБО/ и обновление Североатлантического альянса.

В конце августа президент Николя Саркози призвал к "очень мощным инициативам" Франции, чтобы придать новый импульс европейской обороне. Он выразил также пожелание, чтобы Франция заняла "все свое место" в НАТО. "Они оба /НАТО и европейская оборона – прим. ИТАР-ТАСС/ идут вместе", – подчеркнул Саркози.

"Я убежден, что европейская оборона не продвинется, если мы не изменим наше политическое поведение в НАТО", – заявил министр обороны Франции Эрве Морен в ходе 5-го летнего университета обороны, который проходил 10-11 сентября в Тулузе. "Наш приоритет – поддержать и оживить европейскую политику безопасности и обороны, – утверждал он. – Мы слишком часто привередничаем и торгуемся, как если бы мы хотели создать впечатление, будто стремимся помешать преобразованию НАТО".

"Вопрос о возвращении Франции в интегрированную военную структуру НАТО отныне поставлен официально", – отмечала в этой связи в среду 12 сентября "Монд". "Форма постановки вопроса в Елисейском дворце, в министерствах обороны и иностранных дел свидетельствует о воле нового правительства сблизиться с США". "Однако Париж ставит два фундаментальных условия, – продолжала газета. – Возвращение Франции в НАТО может произойти лишь параллельно со значительным продвижением в области Европейской политики в области безопасности и обороны. Во-вторых, НАТО должно предпринять серьезное обновление, взяв на вооружение новую стратегическую концепцию. Рассуждение таково: если Франция перестанет быть неудобным союзником, европейские партнеры прекратят, может быть, тормозить прогресс европейской обороны".

"Францию, конечно, готовы принять в НАТО, хотя все идет пока хорошо" в области военного сотрудничества, заявил в среду представитель генерального секретаря НАТО по печати Джеймс Аппатурай.

Вопрос о возвращении Франции в интегрированные военные структуры НАТО вставал в последние годы неоднократно. Он станет одной из главных тем "Белой книги" в области обороны и национальной безопасности, которая должна быть готова к марту 2008 года. Проблема была подробно проанализирована и в докладе о глобализации, который бывший глава МИД Юбер Ведрин подготовил и вручил 5 сентября президенту Саркози. Однако, если социалист делал вывод, что Франция ничего не выиграет от этого шага, то Морен очевидно выступает за возвращение Франции в НАТО при определенных условиях.

Впрочем, выступая в Тулузе, глава военного ведомства взвесил "за" и "против" возможного демарша. Так, возвращение в НАТО позволит Франции "влиять на процесс обновления и, соответственно, – реагировать на новый стратегический контекст", а также на проводимые НАТО военные операции, в которых участвует страна. В настоящее время Франция, по сути, находится в НАТО, но не извлекает из этого "всех выгод, в частности, в области влияния и командных должностей". Возвращение имеет и свои риски, отметил Морен. Так, "можно опасаться, что со временем мы будем полагаться на НАТО в вопросах национальной обороны, как это делают некоторые наши европейские соседи. Риск – это меньшая суверенность. Это также может быть ослабление нашей международной позиции, которая может казаться подчиненной".

Франция покинула интегрированное командование НАТО в 1966 году по решению генерала де Голля, который желал сохранить независимость страны в военных вопросах, в частности, по отношению к американцам. На политическом уровне полное возвращение Франции в НАТО станет резким разрывом с французской внешней политикой, которая проводилась с 1966 года, считает военный эксперт Брюно Тертре. Однако видеть в этом шаге только "атлантизм нынешнего президента было бы, по его мнению, "упрощением".

Франция уже сделала "полшага" к НАТО в 1996 году, пишет АФП, но этот дипломатический маневр провалился, так как Франция вновь вошла в военный комитет НАТО, но реинтеграция не стала полной. В частности, Париж не получил ответственного поста, которые по традиции получают американские офицеры.

Сегодня Франция – единственная союзная страна, которая располагает военной миссией в Штабе объединенных сил НАТО в Европе в Монсе /Бельгия/. 120 французских офицеров, которые с 90-х годов работают в Монсе, а также в Норфолке /атлантическое командование на восточном побережье США/, в Неаполе /Италия/ или Брунсуме /Нидерланды/ "включены", а не "интегрированы" в персонал НАТО и не могут быть перемещены без согласия Парижа. Франция сегодня является третьим по значению финансовым вкладчиком в операции НАТО, в которых она участвует, и пятым /после США, Великобритании, Германии и Италии/ во всех операциях в целом.

При желании Франция может "подтолкнуть" эту дискуссию на предстоящем весной 2008 года саммите НАТО в Бухаресте. Ее однако может осложнить кампания по выборам президента США в ноябре 2008 года, и некоторые дипломаты считают, что более реалистичным было бы вести эти переговоры с преемником Джорджа Буша.

Между тем, Франция сохраняет особую позицию по ряду вопросов, связанных с будущим Североатлантического альянса. Париж, например, настаивает на дискуссии о "границах НАТО": он против включения в альянс Грузии и Украины. Франция хочет, чтобы альянс сосредоточился на своих основных – военных – задачах, а не становился "глобальной" политической организацией, подменяющей ООН. Париж задается также вопросом о необходимости сил быстрого реагирования НАТО, насчитывающих 25 тыс. человек, которые символизируют желаемую Вашингтоном "глобализацию" альянса.

Поскольку и президент Саркози, и министр обороны Морен связали возвращение в НАТО с "оживлением" европейской политики в области безопасности и обороны, дипломаты не исключают "второй встречи в Сен- Мало". В этом городе на севере Франции в декабре 1998 года прошел франко- британский саммит, положивший начало ЕПБО. Возобновление этой политики должно означать укрепление военного планирования и командования Евросоюза, в частности, путем придания постоянного характера Центру операций ЕС, а также развитие европейской боевой мощи и оснащенности современными вооружениями. В настоящее время британцы при молчаливой поддержке американцев блокируют укрепление Центра операций и Европейского агентства обороны.

Планируемое возвращение Франции в НАТО критикует социалистическая оппозиция в лице одного из лидеров этой партии Пьера Московиси, который расценил его как выражение "атлантических симпатий" Саркози в вопросе о НАТО, а также об Ираке, Афганистане и Иране. Реинтеграция Франции в военные структуры НАТО "стала бы большой ошибкой против свободы Франции и независимости европейской Европы", заявил также почетный председатель Республиканского и гражданского движения Жан-Пьер Шевенман. В результате Франция "должна будет подчиняться решениям, принятым в Вашингтоне", – сказал он. Оборона Франции "не будет больше основываться на собственных силах". "Мы будем вовлечены в конфликты, в которых другие будут принимать решения за нас". "Мы будем вынуждены взять на себя ответственность за стратегию противостояния с Россией, Азией и арабским миром, в полном противоречии с интересами Франции и Европы", – отметил он.



КОММЕНТАРИЙ

Вопрос о вступлении в НАТО стал актуальным не только для Франции, но также и для Швеции и Финляндии. Недавно министр обороны Финляндии проговорился в Вашингтоне о том, что главной угрозой Финляндии является "Россия, Россия и еще раз Россия". Президент Финляндии вынуждена была дезавуировать слова министра обороны и объявить их "личным мнением министра", но факт сам по себе симтоматичен.

Военные альянсы под руководством США расширяются и в АТР. Австралия, Япония и Индия готовы к совместным с США военно-стратегическим планам. Миру навязывается очередное глобальное противостояние. Поскольку "война с терроризмом" стала тяготить американское руководство и плохо сказывается на отношении США со странами Ближнего Востока и мусульманским миром в целом, то сценарием следующего глобального противостояния измысливается "борьба со злом" в лице авторитаризма, олицетворяемого Китаем и Россией.

Под этим предлогом предполагается замена действующих международных институтов, прежде всего ООН, где, с т.з. американского руководства, недопустимо сильно влияние "авторитаризма". Замена ООН предполагается путем расширения компетенции НАТО не только как военного блока, но и как "ассамблеи демократий". Таким образом решения о начале совместных военных действий "демократий" во имя мира и свободы будут приниматься не путем сложных процедур и полемик в Совете Безопасности ООН, а путем закулисных переговоров внутри разбухшего НАТО.

Американская великодержавная государственность еще далеко не исчерпала своих возможностей, как считают многие, и готова к очередной глобальной авантюре. И то как государства проводившие политику нейтралитета в сложнейшее время и даже бывшие лидером "третьего мира", с легкостью готовы броситься в очередную авантюру США, показывает, что за этой политикой, полной иррационализма, стоят мощные трансфизические силы, способные затмить в человеческом сознании все доводы разума.


 Тематики 
  1. Франция   (101)
  2. НАТО   (232)
  3. ЕС   (529)