http://www.inopressa.ru/ft/2007/09/20/10:11:41/Moscow
InoPressa, Financial Times
Газпром" и другие компании из стран, не входящих в Евросоюз, смогут владеть европейскими энергоактивами только на жестких условиях, которые вчера были предложены Еврокомиссией.
Этот шаг вызвал острое неприятие в Москве. В Кремле беспокоятся, что "Газпром", подконтрольная государству энергетическая компания и крупнейший поставщик газа в Евросоюз, в своих планах европейской экспансии может столкнуться с ограничениями.
Константин Косачев, глава думского комитета по международным делам, сказал: "В той степени, в какой нас будут пытаться не пускать в какие-то отрасли рыночной западноевропейской экономики, в той же степени и мы будем вынуждены ограничивать доступ для наших зарубежных партнеров в соответствующие стратегические отрасли российской экономики".
Вчера вечером в энергетических компаниях пытались осмыслить подтекст одобренного документа. Буквальный его смысл в том, что "Газпром" больше не сможет владеть контрольными пакетами предприятий, в собственности которых находится транспортная и распределительная инфраструктура, – таких, как немецкая RWE или английская National Grid.
Настоящий шаг Еврокомиссии отражает новую стадию борьбы за обеспечение ответного проникновения европейских компании на российский рынок энергоносителей, где они встречаются с ограничениями. Это предложение является частью пакета мер, направленных на либерализацию европейских энергетических рынков. Оно стало ответом на жалобы, что в некоторых областях энергетического сектора конкуренция затруднена.
План предполагает, что крупные европейские энергопроизводители, например французская EdF и немецкая Eon, должны будут либо продать свои активы по транспортировке и распределению энергоресурсов, либо передать контроль над ними независимым компаниям. Это делается для того, чтобы дать возможность новым участникам рынка выжить в конкурентной борьбе.
Неевропейским компаниям, которые владеют акциями нефтепроводов или энергосетей, также придется выполнять эти условия. Кроме того, те страны, из которых происходят данные компании, должны будут предоставить европейским концернам симметричные условия доступа на свои рынки энергоносителей.
Представляя новый план, члены Еврокомиссии дали понять, что основная ее задача – создать равные условия конкуренции, то есть подчинить неевропейские компании тем же рыночным правилам, которым подчинены их европейские конкуренты.
Жозе Мануэль Баррозу, председатель Еврокомиссии, сказал: "Речь идет о равных условиях. Этот проект не направлен против какой-либо страны. Мы хотим, чтобы внутренний европейский рынок функционировал по честным, открытым правилам".
В "Газпроме" заверили, что концерн является надежным поставщиком и разделяет стремление Евросоюза обеспечить долгосрочную стабильность поставок энергоносителей. "Газпрому" есть что сказать по поводу регулирования энергетического сектора европейской экономики, и мы уверены, что наш голос будет услышан", – добавили представители компании.
Пока неясно, что произойдет с уже имеющимися у "Газпрома" европейскими активами. "Газпром" не владеет контрольными пакетами акций в европейских компаниях-транспортерах энергоносителей, однако в его собственности находятся, среди прочего, большие доли немецкой Wingas и польской Europolgaz.
В не опубликованном Еврокомиссией документе, который оказался в распоряжении Financial Times, говорится: "Существуют опасения, что страны Евросоюза могут оказаться уязвимым перед лицом третьих стран, которые стремятся доминировать на европейском рынке газа, не только в смысле контроля над поставками этого энергоносителя, но и посредством приобретения инфраструктуры".
Проект закона должен быть одобрен большинством стран-членов Евросоюза и Европарламентом.
КОММЕНТАРИЙ
Довольно нелепо в этом свете выглядит "стратегическое партнерство" России и ЕС, ранее ширко анносированное российской властью, особенно если рассмотреть эти меры, принимаемые еврокомиссией приминительно к проекту СЕГ. Газпрому в этом случае придется продать свои активы, связанные с транспортной инфраструктурой, т.е. с самим трубопроводом.
Если Еврокомиссии хочется вести эти игры в "либерализацию" рынка энергоресурсов, то зачем все это нужно России. С экономической т.з. подобное могло бы иметь хоть какой-то смысл в условиях превышения предложения (энергоресурсов) над спросом, тогда либерализация рынка могла бы содействовать конкуренции и повлиять на снижение цен. Но вот в условиях все возрастающего дефицита энергоресурсов заботы о "либерализации" рынка выглядят просто нелепо. Впрочем, не так уж нелепо. Если вспомнить содержание пресловутого протокола к энергетической хартии, которую категорически отказалась ратифицировать Россия, то становится очевидным, что забота еврокомиссии о "либерализации", есть не что иное как тот же самый протокол, предусматривавший продажу трубопроводной системы России, как условие энергопоставок в Европу.
Не исключено, что к 2010 году, когда будет закончено строительство трубопровода, Газпрому предложено будет его продать "независимым компаниям", независимым от России, разумеется, но весьма зависимым от ЕС. Если учесть также, что правительство России собирается к этому времени (2010 год) перейти на рыночные цены для внутрироссийского рынка, то становится вообще непонятной необходимость СЕГ. Зачем же вкладывать сейчас финансовые ресурсы в трубопроводы, которые не будут принадлежать России и зачем продавать газ ЕС, когда цены для внутреннего рынка России будут те же, а газификация для российских регионов гораздо более необходима, казалось бы, для российского государства, нежели возможность быть постоянно шантажируемым ЕС, на предмет соответствия все новым и новым "требованиям законодательства ЕС".
Стратегические метания российской государственности от попыток выстраивания стратегического партнерства с США, после событий 9/11 и их итога в виде "оранжевых" революций на всем пространстве СНГ, до стратегического партнерства с ЕС, в итоге уже сегодня полностью обессмысливающем для России основной проект этого партнерства – СЕГ, сигнализирует о неадекватных представлениях и завышенных ожиданиях российской власти в отношении западного мира, спаянного отношениями евроатлантической "круговой поруки". России требуется сосредоточиться на своих внутренних проблемах: социальных, экономических, политических и оставить необдуманные игры в глобальные "стратегии", руководствуясь в большей мере соображениями безопасности и экономической целесообразности.