http://www.globalaffairs.ru/articles/8297.html
"Россия в глобальной политике" Ист.:"Московские новости"
Недавно американский журнал "Форин полиси" и политический Центр за американский прогресс провели опрос, в итоге которого Россия возглавила список "союзников, чья деятельность в наименьшей степени отвечает интересам национальной безопасности Соединенных Штатов". Я не принадлежу к числу тех, кто готов вернуться к конфронтации с США, но все-таки подумал: а если в России опросить экспертов-специалистов, можно ли ждать иного результата, чем тот, который высветил американский опрос? Очевидно, нет. Так, значит, происходит, мягко говоря, взаимное отчуждение. Что же привело к этому?
В западных СМИ России предъявляют целый ряд претензий: демонстрация новой ракеты, возвращение к круглосуточному дежурству в воздухе стратегических бомбардировщиков, заявление о выходе из ДОВСЕ, совместные военные учения стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), среди которых Россия, Китай и ряд центральноазиатских стран – бывших республик СССР. Каждая из этих мер имеет свое объяснение, но я в данном случае хотел бы подчеркнуть только одно: все они приняты в ответ на американские шаги.
Начнем с расширения НАТО. В нем теперь состоят и бывшие советские прибалтийские республики. Сегодня в открытую говорят о следующих этапах расширения с вовлечением Грузии и Украины. Какими бы мотивами ни оправдывалось расширение НАТО, оно означает приближение военного блока вплотную к границам России. При этом расширение этого союза сопровождается фактическим отказом Вашингтона от тех ограничений, которые были официально зафиксированы в Основополагающем акте, подписанном в том числе и президентом США в 1997 году в Париже. Согласно этому документу, на территории новых членов НАТО не должны размещаться не только ядерное оружие, но на постоянной основе и значительные вооруженные силы. Между тем уже объявлено о создании американских баз в Румынии и Болгарии, где будут размещены по 5 тыс. солдат и офицеров.
Американское руководство и ведущие средства массовой информации на Западе неустанно повторяют, что шаги США в военно-политической области имеют не антироссийскую направленность, а служат борьбе с международным терроризмом и со странами, его поддерживающими, особенно с теми, кто рвется к ядерному оружию. Но давайте посмотрим, как ситуация видится с нашей, российской, стороны.
После трагического 11 сентября 2001 года, когда президент Буш объявил войну терроризму, Россия заняла недвусмысленную позицию поддержки США. И не только на словах. В частности, Москва помогла США получить военно-воздушные базы в бывших среднеазиатских республиках СССР для переброски войск в Афганистан и снабжения их всем необходимым. Создание этих баз было преподнесено американским руководством как сугубо временное явление. Однако вскоре о сроках ликвидации этих баз, находящихся вблизи России и Китая, попросту забыли.
В 2002 году США вышли из Договора по противоракетной обороне, по которому Советский Союз и Соединенные Штаты отказывались от использования национальных систем ПРО. Договор сковывал две страны и в развитии наступательных ядерных вооружений.
Соединенные Штаты приступили к замене на некоторых баллистических ракетах сухопутного и морского базирования ядерных боеголовок на высокоточные обычные боеголовки, сопоставимые с ядерными по разрушительной силе. Они наводятся на цель с использованием космической навигационной системы. Уже начались соответствующие испытания. Даже если допустить, что такая модификация осуществляется для использования в антитеррористических целях против стран-"изгоев", она не может не вызывать опасений за безопасность России. В случае запуска таких ракет ни одна радиолокационная станция (РЛС) не определит, оснащены ли они ядерными или неядерными боеголовками. А если их траектория будет пролегать вблизи нашей территории, то есть серьезный риск глобального ядерного столкновения.
Не мудрено, что в таких условиях особое беспокойство в России, особенно среди военных, вызывает настойчивое решение США разместить элементы ПРО на территории Польши и Чехии, опять-таки вблизи границ России. Профессор-физик из Массачусетского университета Т. Постол произвел расчеты, опровергающие версию о том, что России нечего этого опасаться. "Если бы я был русским военным экспертом, то у меня не было бы другого выбора, кроме как расценить размещение радара и ракет в Европе в качестве ударной группировки на переднем крае, – утверждает Постол. – Также я бы решил, что компоненты ПРО в Европе явно связаны со всеми остальными, например с радарами в западной части США, нацеленными на Дальний Восток России. То есть вся эта история – лишь составная часть более сложной картины. И я прекрасно понимаю обеспокоенность русских".
Выход из складывающейся ситуации должен быть найден. Тем более что Россия настроена на поиски тех решений, которые могут привести к такому выходу. Например, Москва предложила совместное создание системы ПРО с использованием российских радиолокационных систем. Разве это не путь к снятию опасного раздражителя в российско-американских отношениях? А необходимость подготовить новый договор взамен СНВ-1, срок которого истекает, при сохранении принципа потолков на виды стратегических наступательных вооружений и усовершенствовании механизмов контроля и оповещения. Разве такой подход не поможет установлению взаимного доверия? Россия против обладания ядерным оружием Ирана, Северной Кореи, а для тех стран, которые хотят использовать мирный атом, предлагает создать систему обогащения урана на территории так называемых официальных ядерных государств, которые должны вступить на путь ядерного разоружения. Разве это не альтернатива применению силы против стран, зачисленных в "изгои"? Да, это нелегкий путь, но пройти его можно лишь при российско-американском сотрудничестве. А такое сотрудничество, в свою очередь, может быть достигнуто при устранении с двух сторон тех препятствий, которые нагромоздились за последнее время.
Исходя из позитивного характера встречи с Джорджем Бушем 7 сентября в Сиднее, Владимир Путин сказал: "Это дает мне основание рассчитывать, что и дальше отношения между двумя странами будут развиваться в позитивном ключе".