http://www.vremya.ru/2007/128/5/183200.html
"Время Новостей"
Вчера в Турции прошли досрочные парламентские выборы. Первоначально волеизъявление было намечено на ноябрь, однако майское фиаско с выборами президента спутало все карты. По конституции Турецкой Республики главу государства избирает парламент. Не сумев договориться о единой кандидатуре на этот пост, депутаты сочли за благо переизбрать сам высший законодательный орган.
Более 42 млн избирателей продемонстрировали высокую явку, явно горя желанием определить политическое будущее 75-миллионной страны. Во избежание повторного голосования каждому на указательный палец ставили метку стойкой краской. На 550 мест в парламенте претендовали свыше 7,3 тыс. кандидатов от 14 партий и около 700 независимых кандидатов. Если партийные выдвиженцы должны были преодолеть десятипроцентный барьер, то их соперники по одномандатным округам от этого ценза освобождены.
Опросы на выходе с избирательных участков в Турции запрещены, но социологические исследования, проведенные накануне завершения кампании, показали, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) рискует частично утратить позиции. Пять лет назад она завоевала 352 места, а теперь вправе была рассчитывать на порядка 310. Ее главный оппонент левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП) Дениза Байкала по прогнозам набирала до 135 мест. Она поддерживает переговоры о вступлении Турции в Евросоюз, но одновременно играет на чувствах избирателей, недовольных завышенными, по их мнению, требованиями Брюсселя к Анкаре. Ультраправой Партии националистического движения Девлета Бахчели социологи прочили до 85 мест.
Прогнозы также предполагали появление в парламенте не менее трех десятков депутатов – формально независимых, но шедших на выборы от Партии демократического общества (ПДО). Она выражает интересы турецких курдов, численность которых, по разным оценкам, колеблется в пределах от 13 до 25 млн человек. Хотя власти подозревают, что в ПДО сильны позиции запрещенной Курдской рабочей партии, вполне возможен диалог ПСР со сторонниками курдской автономии, благо, что и те и другие убежденные сторонники членства Турции в ЕС.
Теперь президент Ахмет Недждет Сезер поручит победителю сформировать правительство, которому для получения вотума доверия в меджлисе надо заручиться поддержкой простого большинства в 276 голосов. Если вотума не будет, то поручение будет переадресовано лидеру партии, занявшей второе место. Затем в течение 40 дней депутатам надо избрать нового президента, иначе парламент будет распущен и туркам придется голосовать снова. Желая избежать повторения весеннего политического кризиса, оппозиция предложила поискать президента вне стен меджлиса среди независимых политиков. Она рассматривает возражения лидера ПСР и нынешнего премьера Реджепа Тайипа Эрдогана против этой идеи как свидетельство его намерения провести в президенты представителя ПСР, и так уже контролирующей парламент и кабинет министров.
В конце апреля парламентарии от ПСР попытались сделать главой государства главу МИДа и сына имама Абдуллаха Гюля, однако им не удалось собрать требуемых двух третей голосов, после чего конституционный суд объявил недействительным избрание Гюля президентом. У президента Сезера, в прошлом возглавлявшего конституционный суд, сложились сложные отношения с Эрдоганом, в 1998 году в судебном порядке признанным виновным в разжигании межконфессиональной и межнациональной розни. Сезер тесно связан с генералитетом – тот считает себя главным хранителем традиций основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка и потому премьера тоже недолюбливает.
По мнению центристской оппозиции, победа ПСР может обернуться отходом от светских основ государственности, заложенных Ататюрком в первые десятилетия ХХ века. Премьер Эрдоган, ныне придерживающийся умеренных исламских взглядов, такие пессимистические прогнозы решительно отрицает. Предложенные им досрочные выборы ЕС поддержал, а турецких военных от вмешательства в политику предостерег.
В мае парламентское большинство преодолело президентское вето на законопроект с конституционными поправками к выборной системе. В середине июня Сезеру пришлось вынести их на общенациональный референдум. Предложено всенародное избрание президента на пять лет вместо нынешних семи с возможностью переизбрания на такой же срок, депутатов – на четыре года вместо пяти. Парламентский же кворум определяется всего в одну треть депутатов – 184 человека. Референдум состоится не раньше, чем пройдут 40 дней после парламентских выборов.
«Власть меняет политиков. Турция для России – сосед, приоритетом в сотрудничестве с которой стали торгово-экономические отношения, хотя в 1990-е годы были серьезные ощущения исходящей от нее исламистской угрозы», – сказал «Времени новостей» директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. По его словам, сотрудничество Эрдогана с курдскими депутатами «может привести к предоставлению самому крупному турецкому нацменьшинству некоей формы представительства и даже самоуправления, что даст Анкаре больше шансов в переговорах с ЕС».