http://www.islam.ru/pressclub/analitika/sudevim/
Независимый Исламский Информационный канал "islam.ru"
Абдулла Ринат Мухаметов, к. полит. наук
«Суверенная демократия» в исламском мире.
Исламский мир на наших глазах качественно меняется. Уходят в прошлое президенты и монархи, зависшие между собственным народом и западными, а до распада СССР и восточными, патронами. На смену им идет новый политический феномен, пока плохо изученный и не получивший адекватной оценки.
Сегодня очевидно, что т.н. «исламисты» в ближайшее десятилетие войдут во власть (если уже не вошли) в большинстве мусульманских стран – от Индонезии до Марокко. Они предлагают проект модернизации без вестернизации, т.е. экономические и социально-политические реформы с учетом внутренних особенностей мусульманского общества и его развития.
Для лучшего понимания этого явления в России его стоит рассматривать как вариацию того, что у нас называют «суверенной демократией». И там, и здесь речь идет о формировании государства современного типа, впитавшего основные социально-политические, экономические и технологические достижения последнего времени, но сохраняющего суверенитет и внутреннюю специфику в глобализирующемся мире.
В таком, широком, смысле «суверенная демократия» – собирательное название для самостоятельно вызревших политических явлений и процессов. Это не только ответ на агрессивную политику США и неолиберальную глобализацию, но попытка обществ, имеющих собственную глубокую политическую традицию, адаптироваться и успешно развиваться в современном мире.
Это проект модернизации, но его конечная цель не интеграция с непонятными перспективами в западную цивилизацию на сепаратных условиях. Наоборот, он задействован с тем, чтобы выйти из-под контроля Вашингтона, Лондона или кого-либо еще.
«Суверенная демократия» никому никем не экспортируется. Она самостоятельно вырастает на конкретной национально-государственной почве. Вместе с тем, это не исключает появление своего рода интернационала «суверенных демократий», их координации в ответ на давление из вне.
За «суверенной демократией» в разных странах, как правило, стоят одни и те же широкие социальные слои. Это средний класс, но не в западной, а местном понимании. В России – т.н. «путинское большинство», в исламском мире – городской средний класс и те, кого принято называть трудовой интеллигенцией – студенчество, инженеры, интеллектуальная и профессиональная элита, недовольная нынешним распределением доходов.
У Запада на данный счет свое видение. Он все активнее внедряется в процесс переформатирования исламского мира, пытаясь курировать и направлять в нужное ему русло очередной «поход исламистов во власть». Огромный мусульманский мир надо как-то менять, реформировать – и без «исламистов», являющихся самой массовой и одной из наиболее влиятельных сил в регионе, тут не обойтись.
Отчет в этом все больше отдают себе в Европе и Америке. После провала силовой стратегии американских неоконсерваторов на Ближнем Востоке, как в начале 90-х прошлого века, происламиские политические силы вновь, скорее всего, попытаются удушить в стальных объятиях.
Да, к сожалению, вероятность успеха западных стратегов велика. На их стороне высочайший уровень политтехнологий, силовое, экономическое, информационное превосходство против зачастую откровенной наивности происламских кругов, пусть даже концентрирующих в своих руках пассионарный заряд миллионных масс.
Многие мусульманские лидеры достаточно легко «разводятся». Не понимают, а, может, и не хотят понимать, когда Запад им льстит, снисходительно намекая, что, мол, вы тоже серьезные люди, с которыми можно иметь дело…
Однако все-таки есть шанс того, что те, кто в Соединенных Штатах и Европе взялся за реализацию стратегии «приручения исламистов», на этот раз просчитаются. С приглашением ХАМАС в Кремль на этом пространстве, где ранее оперировал только Запад, неожиданно появилась Россия.
Москва еще очень сдержанно действует в данном направлении. Чувствуются серьезные предубеждения самого разного толка (от национал-патриотических до либерал-западнических) и стереотипы советского востоковедения в отношении т.н. «исламизма», сказывается «антитеррористическая» инерция чеченской войны и «крестового похода», объявленного Бушем в 2001 г.
На самом же деле в «исламской суверенной демократии» для России нет ничего пугающего. Партии с религиозным уклоном действуют во многих странах мира: христианские демократы в Европе, индуистские партии в Индии, в «Израиле» сразу несколько иудейских партий и т.д. Они не вызывают в нашей стране негативных эмоций. Значит религиозный характер «исламистов» сам по себе не проблема.
Стратегия современных происламских партий – мирная, умеренная, ненасильственная исламизация общества и его институтов, политическое лавирование, реформы и эволюционное поступательное развитие, а не революционный взрыв. Основная задача таких политических сил трансформистского толка сегодня заключается в том, чтобы заложить основы подлинно исламского просвещенного общества современного типа.
В массовом сознании, да и в научных кругах, принято ассоциировать Шариат, и в целом исламский политический режим, с судопроизводством в соответствии с мусульманским правом и внешним видом представительниц прекрасного пола. Особый акцент делается на отсечении кистей рук, казнях, не вдаваясь в специфику и условия их применения, и на платках. К сожалению, даже для многих мусульман, не говоря уже про людей со стороны, исламский порядок этим ограничивается.
Между тем, исламский порядок – не только и не столько шариатские суды. Последние – результат длительного и глубинного реформирования, формирования основ подлинно мусульманского общества.
Пока же не будут созданы необходимые условия, не будет обеспечен действительно исламский социальный климат, не будет достигнут определенный уровень развития – введение шариатского судопроизводства в соответствии с правилами того же Шариата недопустимо. Так, известно, что во время серьезных экономических проблем, повлекших за собой перебои с продуктами питания, праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) ввел мораторий на отсечение рук.
Подобных условий в Шариате большое множество. Если человек пойман на воровстве, но выясняется, что он, например, не имел объективной возможности заработать, т.к. в государстве не была решена должным образом проблема занятости, – отсечение руки в отношении него не применяется.
Основными целями Шариата, как подчеркивается во всех книгах по мусульманскому праву, является – обеспечение безопасности, защита прав, имущества и нравственности людей, создание условий для нормальной жизнедеятельности. Пока этого нет (а в большинстве стран исламского мира, к сожалению, это так) исламское судопроизводство немыслимо. Перед тем, как спрашивать с людей по Шариату, сначала надо создать условия для жизни по Шариату.
В этой связи программы большинства современных происламских партий сосредоточены, прежде всего, на необходимости создания условий для экономического роста и повышения благосостояния людей, обеспечения социальной справедливости, демократизации общественной жизни, создания эффективной и бесплатной системы всеобщего образования и здравоохранения, борьбы с коррупцией, клановостью и т. д. Такая трансформация «исламистов» – результат их исторического развития в XX-XXI вв.
Перечисленные пагубные явления, разъедающие исламский мир, явно не совместимы с мусульманскими ценностями. Они также, а может и в большей степени, противоречат Шариату, чем, например, короткие юбки или реклама пива, но почему-то многие приверженцы Ислама на это обращают мало внимания.
Пока данные проблемы не решены, ни о каком исламском порядке говорить нельзя. Без преодоления этих болезней не будет заложено даже основ исламского социального устройства.
Исламские порядок ведь не в том, чтобы на каждом углу называть свое государство исламским, дополняя это пропагандистскими шоу, а в том, чтобы уровень развития и жизни людей действительно соответствовал требованиям Ислама. На этом сегодня сходятся наиболее видные и последовательные происламские лидеры и организации.
Что касается маргинальных радикальных групп, то их влияние зависит напрямую от успеха «суверенной исламской демократии» – смогут ли умеренные конструктивные мусульманские деятели взять под свой контроль основные рычаги управления, и насколько успешно они будут реализовывать свою политику. В этом и залог того, выдвинет ли, в конце концов, исламский мир некую концепцию, созданную на основе базовых положений своей религии, а не навязанных из вне ценностей (а только такая концепция имеет шанс на успех), которая позволит ему прийти к взаимодействию с другими частями мирового сообщества в целях реформирования международного порядка на основе сбалансированности, многополярности и цивилизационного диалога.
Российский фактор здесь немаловажен. В интересах Москвы поддержать и перехватить у Запада роль куратора нового «похода исламистов во власть». Это вполне реально – после приглашения ХАМАС и Мюнхенской речи В. Путин лично пользуется огромной популярность в происламских кругах в мусульманских странах.
Рука Москвы крайне необходима происламским силам, которые сегодня вынуждены играть с Западом только потому, что нет других вариантов повлиять на диктаторские режимы в их странах. Так что углубление Москвы в мусульманское поле встретит серьезное понимание.
С другой стороны, это укрепит позиции Москвы в мировой политической игре и самое главное – лишит Запад важного козыря, который планируется задействовать против России, чтобы столкнуть ее с миром Ислама. В Соединенных Штатах и Европе зреет идея переложить на РФ ответственность за исламофобию 2000-х и по возможности за всю кровь, пролитую в мусульманских странах после 11.09. К этому, при необходимости показать «антиисламскую сущность» «деспотичной варварской страны», добавят многовековую историю русско-турецких войн, две чеченские кампании и, кстати, дискриминацию мусульман в ряде регионов нашей страны.
З. Бжезинский в книге «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство» прямо обвинил Россию в том, что она использовала теракты в Нью-Йорке для того, чтобы втянуть Вашингтон в свою войну с Исламом. Из этого следует, что Москва и лично В. Путин, первый позвонивший Бушу после крушения зданий ВТЦ, должны отвечать за «глобальную антитеррористическую кампанию» не в меньшей, а, может, даже и большей, степени, чем американские неоконсерваторы.
Первый экзамен «суверенной демократии» в мусульманских странах предстоит вскоре в Турции. Лидер происламской Партии справедливости и развития Реджеп Эрдоган выступает сегодня как один из знаменосцев нового «похода исламистов во власть». Его успех или не успех во многом скажется на всем феномене.
От того, как поведет себя Россия в данной ситуации, помимо прочего, зависит и судьба недавно заключенных с Турцией энергетических контрактов. Четкая поддержка мусульманских «суверенных демократов» должны быть продемонстрирована как можно скорее. Времени, чтобы не упустить исторический шанс, осталось совсем не много.
КОММЕНТАРИЙ
Изложенная в данной статье "исламская" версия "суверенной демократии" представляется более осмысленной и конструктивной, в возможностях противостояния либерал-космополитизму, нежели современная российская версия.
В отличии от российской версии, "исламская" не предполагает вписывания в глобализирующийся мир "на сепаратных условиях", а нацелена на создания международного объединения ("интернационала" в статье) стран "суверенной демократии", как альтернативы глобалистскому проекту запада.