http://www.politcom.ru/
"Политком"
Вынул зонтик из кармана
Татьяна Становая
Встреча президентов США и России закончилась вчера сенсацией. Владимир Путин предложил американцам совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию в Азербайджане и отметил, что в этом случае Москва могла бы отказаться от нацеливания своих ракет на Европу. Тем самым, российский шаг поставил США в весьма неудобное положение. Азербайджанская альтернатива, по мнению военных экспертов, не является адекватной заменой элементам ПРО в Чехии и Польше, и США не станут отказываться от своих планов. С другой стороны, сразу напрямую отказать американцы не могут: это показало бы их неспособность идти на компромиссы с Россией, которая в свою очередь вместо ожидаемой истерики делает сильный имиджевый ход – протягивает США руку дружбы.
Путин хорошо подготовился к сенсации. В СМИ не было ни одной утечки о готовящемся предложении, которое поступит Джорджу Бушу. При этом Россия уже успела заручиться согласием Азербайджана, отношения с которым в последнее время не складываются. Напомним, что Россия не поставляет в Азербайджан газ из-за отказа Ильхама Алиева блокировать поставку голубого топлива в Грузию. Кроме того, Азербайджан активно сближается с Западом, проявляя все больше интереса к альтернативным маршрутам транспортировки азиатского газа. И тем не менее, несмотря на такой не совсем благоприятный фон российско-азербайджанских отношений, России удалось заручиться поддержкой Алиева. Тема ПРО оказалась центральной на саммите, хотя в действительно не входила в формальную повестку дня. Больше всего наблюдатели ждали встречи Путина и Буша. Российский президент вновь повторил, что Москва считает новую ПРО угрозой собственной безопасности (ранее Россия допустила гипотетическую возможность перенацеливания своих ракет на объекты в Европе). Однако дальнейшее обострение означало бы тупик, тем более что ни Россия, ни США не принимают обоюдных доводов соответственно в пользу и против ПРО. Положение России в этом плане было хуже, так как реальных рычагов противодействия планам США у нас практически нет.
В этих условиях Кремль мог либо и дальше продолжить свою мюнхенскую риторику, либо сделать предложение, которое заставило бы США как минимум реагировать на позицию Москвы. И это предложение не замедлило появиться. «У нас есть собственные идеи, я их подробно изложил президенту США. Первая, чтобы совместно использовать арендуемую нами РЛС в Азербайджане «Габала», – сказал вчера Путин по итогам встречи с Бушем. – Это снимет необходимость, позволит не менять нашу позицию по ненацеливанию своих ракет, а наоборот создаст условия для совместной работы».
Габалинская РЛС, находящаяся на севере Азербайджана на отрогах гор Большого Кавказского хребта, является ключевым элементом системы раннего оповещения ПВО России. Габалинская радарная системя, построенная в стратегически важном месте еще в советские годы, способна контролировать воздушное пространство над Европой, частью Ближнего Востока, Китаем, Австралией и частью африканских стран. «Мы можем это сделать в автоматическом режиме, и вся система, которую можно будет создать, будет закрывать не только часть Европы, а всю Европу без исключения, – продолжил президент России. – Это также будет исключать возможность падения частей ракет на европейские страны, потому что они все будут падать в море или в океан».
США выразили готовность изучить предложение Путина. Советник Джорджа Буша по национальной безопасности Стивен Хэдли назвал предложение Путина «смелым» и «интересным». Однако, как стало известно «Коммерсанту», предложение Владимира Путина о переносе системы ПРО из Европы в Азербайджан не стало неожиданностью для Джорджа Буша – эта инициатива начала обсуждаться российскими и американскими экспертами как минимум за две недели до вчерашнего дня.
По информации источников «Коммерсанта», близких к Белому дому, на саммите G8 в Германии Владимир Путин фактически обнародовал свое же предложение по ПРО, сделанное им Джорджу Бушу в телефонном разговоре от 28 апреля 2007 года. Это достаточно интересно. Потому что ранее газета также со ссылкой на свои источники сообщала, что администрация Буша крайне удивлена резким нарастанием критики в адрес США спустя несколько дней после разговора 28 апреля. Газета указывает, что в марте-апреле Россия и США весьма плотно сотрудничали и обсуждали варианты создания совместной системы безопасности с участием ЕС и России. «Изменение во взглядах на сотрудничество с США по ПРО в Кремле произошло где-то в самом начале мая. Часть окружения президента России смогла убедить Владимира Путина в том, что предложениям США доверять нельзя. С этого момента,– считает собеседник «Коммерсанта», близкий к американской администрации,– Кремль начал делать заявления, которые сильно удивили Белый дом».
Возможно, что причиной «разворота» стало вовсе не давление силовиков, а отсутствие продвижения в рассмотрении предложений России по использованию территории Азербайджана для ПРО. Россия могла резко ужесточить тактику, дабы усилить публичный эффект от запланированного обнародования идеи об использовании Габалинской РЛС: на фоне сопротивления России европейской ПРО и «глухоты» США новая идея ставила Штаты в неудобное публичное положение и заставляла бы оправдываться. Если предположить, что переговоры по поводу Габалинской РЛС ведутся уже две недели, то обещание США «подумать» не является новостью и в действительности не меняет ситуацию. «Мы договорились с Джорджем, что наши специалисты приступят к этой работе как можно быстрее, – отметил Путин. – Мы надеемся, что эти переговоры не послужат ширмой, чтобы начать односторонние действия. Я об этом Джорджу сказал». Тем самым, предложение Путина направлено на решение лишь одной задачи: отсрочить реализацию США планов установки элементов ПРО в Европе и выиграть время. Возможно, расчет России строится на том, что в США стартует предвыборная кампания, и чем ближе дата выборов, тем сложнее Бушу будет выбивать деньги на европейскую ПРО. Кроме того, появится время и для того, чтобы еще раз попытаться сыграть на разногласиях в Европе.
КОММЕНТАРИЙ
С большой долей уверенности можно предположить, что полного отказа от размещения средств ПРО в Европе не произойдет, т.к. цель и назначение этого ПРО – контроль над ядерными силами России и включение Европы в орбиту будущего противостояния.
После обсуждений, саммитов, конференций и резолюций все постепенно вернется на круги своя. Возможно, что точкой начала новых переговоров по поводу размещения ПРО в Европе станет окончание выборной компании 2008 года в России и США. До этого времени президенты отложат решение столь сложных вопросов и их активным обсуждением займется политикум в России и США.