http://www.rian.ru./analytics/20070515/65505904.html
Объединение церквей: опасность политической приватизации
Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА Новости.
Праздник Вознесения Господня, который в этом году приходится на 17 мая, будет ознаменован важным событием в истории православия. В этот день состоится подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Русской Православной церковью Заграницей (РПЦЗ). (Кроме этого архаичного названия со слитным написанием последнего слова, на официальном сайте РПЦЗ употребляется еще и именование «Русская Зарубежная Церковь», но аббревиатура уже привычна). Как сказал Патриарх Алексий II, это событие продлит пасхальные торжества. В храме Христа Спасителя при открытых царских вратах митрополит Лавр и зарубежные священники впервые причастятся из одной чаши со священнослужителями РПЦ.
Предстоящее событие комментируется с разных точек зрения. Обсуждается, в частности, какие последствия будет иметь подписание Акта для организации приходской жизни РПЦЗ, не произойдет ли в ней раскола. В ближайшие годы Зарубежная Церковь останется «самоуправляемой частью поместной Русской Церкви», но долго ли продлится такая автономия – большой вопрос.
Другие комментаторы более склонны к весьма пафосному толкованию Акта, употребляют (как, впрочем, и я сам) слово «исторический» и прочую высокую лексику.
Что ж, событие, действительно, историческое. И именно поэтому оно требует трезвой оценки. Оно, конечно, начинает нечто новое в истории православия. Но при этом оно не сводится к делам церковно-административным и даже церковно-каноническим. В известном смысле можно говорить о новом этапе в истории русского рассеяния, о признании не только Русской Православной Церкви, но и нынешней России центром притяжения всех людей русской культуры и русского языка. Поэтому представляется вполне обоснованным интерес светской власти к церковному объединению. У многих сложилось впечатление – по-моему, верное – что оно может быть названо президентским проектом. Владимир Путин, похоже, видит в нем свою историческую миссию.
И это не самое плохое для главы государства – примирить прежде непримиримых.
Признавая право клириков и прихожан РПЦЗ на собственную позицию по всем церковным и светским вопросам, следует признать, что Зарубежная Церковь никогда не была единственным центром духовной жизни русского рассеяния. Более того, наиболее значимая часть богословского и гуманитарного наследия Русского Зарубежья создана людьми, которым она была враждебна. Известна также политическая ангажированность зарубежников, прежде всего, их монархизм. То есть РПЦЗ представительствовать за все Зарубежье не может, да никогда к этому и не стремилась.
И все это делает восстановление канонического общения весьма значимым событием. Воссоединение России и рассеяния началось давно, и сейчас в нем принимает участие та его часть, которая даже в девяностые годы порой вела себя конфронтационно по отношению к РПЦ и светской власти России. Ныне этой власти предстоит избежать соблазна политизации этого процесса. Она свою миссию выполнила. Эту миссию можно называть как угодно – национальной, духовной, гуманитарной. Но только не политической.
Однако от политики никуда не деться. Это касается и современности, и отношения к истории. В нынешней России есть люди во власти, которые рассматривают клерикализм как идеологию, полезную для управления страной. Именно клерикализм, а не православие – православие идеологией быть не может. И потому политико-культурное наследие РПЦЗ кажется им весьма привлекательным. Но, во-первых, отношение к Церкви как к политическому инструменту совершенно неприемлемо для РПЦ. А во-вторых, нынешнее поколение клириков Зарубежной Церкви вовсе не обязательно станет проводником прежних политических традиций. И они возвращаются в Россию вовсе не с политическими целями.
Что же касается отношения к историческому наследию как РПЦ, так и РПЦЗ, то оно требует открытого обсуждения. 19 мая патриарх Алексий II вместе с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове. Храм был совместно заложен ими три года назад. Это событие будет ответом на многолетние требования Зарубежной Церкви об осуждении Русской Православной Церковью преступлений большевизма.
Но воссоединение происходит в стране, где, кроме власти, существуют и другие политические силы. И они тоже склонны рассматривать Церковь, в частности Зарубежную Церковь, как инструмент. И зарубежникам предстоит каким-то образом определить свою позицию по отношении к такой части своей истории, как сотрудничество ряда ее иерархов, клириков и прихожан с гитлеровским режимом.
Это становится весьма актуальным в связи с событиями, происшедшими в Москве накануне Дня Победы. Представители одной известной политической организации вознамерились 9 мая возложить цветы к памятной плите возле храма Всех Святых на Соколе. Там давно обустроен белогвардейский мемориал, что не вызывает никаких негативных реакций. Сосуществование в одной стране памятников участникам гражданских войн, воевавшим друг против друга, вещь, в общем-то, нормальная, примеры тому есть и в других государствах. Но на плите, которую хотели почтить 9 мая, высечены фамилии военных преступников, некоторые из которых были казнены в 1947 году, и спустя пятьдесят и более лет в реабилитации им было отказано (группенфюрер фон Паннвиц, Краснов, Шкуро). Есть там имена власовцев, нашедших убежище на Западе, бывших советских офицеров, перешедших на сторону гитлеровской Германии.
Чтобы предотвратить чествование, плиту расколотили кувалдой. Метод спорный, хотя мотивация понятна. Но это событие вызвало очень бурную дискуссию на просторах интернета. И сторонники восстановления плиты с именами тех, кто, в частности, в составе XV корпуса кавалерийского корпуса СС, особого отличился в решении «сербского вопроса», порой апеллировали к авторитету Зарубежной Церкви.
Разумеется, речь не может идти об исторической ответственности. Другое дело – ответственное отношение к собственной истории. Не истории РПЦЗ, а национальной истории. Примирение и воссоединение двух частей Русской Церкви происходит в обстановке, когда навык различения добра и зла, о котором говорил апостол Павел, у многих людей в России отсутствует. Иначе как объяснить то, что эсэсовская плита стоит на своем месте с 1994 года, а ее сохранение каким-то образом увязывается с национальным примирением?
Таков контекст того события, которое произойдет в день Вознесения Господня. И, судя по всему, оно будет трактоваться по-разному. Попытки политической приватизации воссоединения неизбежны. Но его значения это не умалит.
КОММЕНТАРИЙ
Воссоединение патриаршей и зарубежных частей Русской православной церкви, несомненно, станет значительным историческим событием в церквовной жизни, но, вместе с тем, оно может очень сильно повлиять и на политические события в России, на саму государственную идеологию.
Современная российская государственность за время от начала своего существования (1991г) так и не смогла выработать внятной идеологии. Пресловутая "роль личности" настолько доминировала в государственной жизни, что чуть было не окончилась для российского государства, в первые годы его существования,полным распадом. Сейчас угроза распада государственности преодолена, или, по крайней мере, не столь актуальна как ранее, но вот идеологический вакум, как и прежде, не заполнен.
Зарубежная часть Русской православной церкви, помимо церковного, хранит и идеологический аспект русской культуры дореволюционной России, относясь к советской истории лишь как периоду торжества богоборчества, совершенно не принимая во внимание социальные достижения советского периода.
В 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской православной церкви», приняты, видимо, именно с расчетом на будущий диалог с зарубежной церковью, отчего ключевыми вопросами социальной концепции стали не социальные проблемы общества, а взаимоотношения церкви и государства. Декларации "священство выше царства" и намерение активно противостоять государственному богоборчеству, были бы актуальны в начале 60-х, но не сегодня.
Вот этот мощный идеологический заряд, вносимый зарубежной церковью в социально-общественную жизнь российского общества, может также легко подчинить себе и его политическую жизнь. Государством может быть заимствован этот идеологический заряд в своих текущих политических целях. Конечно, он укрепит российскую государственность, и, похоже, именно этого опасаются такие ненавистники России, как Бжезинский. Но насколько эта идеология будет содействовать решению насущных проблем российского общества, насколько способной она окажется объединить не только православную церковь, но и все российское общество, этот вопрос остается открытым.
Вместе с тем, ясен и еще один момент, воссоединение частей Русской православной церкви, в любом случае, будет значительным препятствием на пути глобалистских планов, как в отношении России, так и в мире и этому можно только радоваться, как и всему, что ставит преграду на пути построения мира под эгидой бездуховной концепции либерал-космополитизма.