Вечное
411 то, что существует во все времена: оно было раньше и не погибло ныне.
Бог
бессмертное существо, довлеющее себе в блаженстве: он – вечное бытие, причина рождения природы блага.
Становление
движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть.
Солнце
небесный огонь, единственное, что может быть видимо одними и теми же [существами] от утренней до вечерней зари; это – звезда, зримая днем, существо вечное, одушевленное, величайшее.
Время
движение Солнца, мера пути.
День
путь Солнца от восхода к закату, свет, противоположный ночи.
Заря
начало дня, первое сияние, исходящее от Солнца.
Полдень
время, в которое тени, отбрасываемые телами, достигают наименьшей длины.
Вечерняя заря
конец дня.
Ночь
тьма, противоположная дню, похищение Солнца.
Судьба
путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния.
Старость
убыль одушевленности, совершающаяся с течением времени.
Дыхание
движение воздуха вокруг Земли.
Воздух
элемент, все движения которого в пространстве естественны.
Небо
тело, охватывающее собой все чувственные вещи, кроме самого высшего воздуха.
Душа
то, что само себя движет, причина жизненного движения существ.
Потенция
самодовлеющая творческая сила.
Зрение
способность различать тела.
Кость
мякоть мозга, уплотненная теплом.
Элемент
то, что объединяет и разъединяет все сложное.
Добродетель
наилучшее состояние [души], свойство смертного существа, достойное хвалы само по себе; предрасположенность считать благом то, чем обладаешь; справедливое отношение к законам; состояние, заставляющее крайне серьезно говорить о предмете беседы; состояние, направленное на благочиние.
Разумность
самодовлеющая творческая потенция, направленная к счастью человека; знание добра и зла; состояние, помогающее судить о том, что следует и чего не следует делать.
Справедливость
умиротворенность души в самой себе и упорядоченность частей души как друг по отношению к другу, так и в целом; распределительная способность, уделяющая каждому свое по достоинству; способность, благодаря которой тот, кто ею обладает, предпочтительно избирает кажущееся ему справедливым; способность подчиняться в жизни закону; равенство в общежитии; способность повиноваться правильным законам.
Рассудительность
(sophrosyne) – воздержность души по отношению к естественно возникающим в ней вожделениям и к наслаждениям; слаженность и уравновешенность души в отношении естественных радостей и печалей; гармоничность души в деле руководства и подчинения; самодовлеющее действие в соответствии с природой; стройность души; логическая связность души в вопросах прекрасного и постыдного; способность, 412 благодаря которой тот, кто ею обладает, с осторожностью избирает что нужно.
Мужество
способность души не поддаваться страху; воинская отвага; знание воинского дела; стойкость души перед лицом страха и опасности; смелость, полезная разуму; бесстрашие в ожидании смертного часа; охранительная способность к правильным умозаключениям в опасности; сила, уравновешивающая опасность; сила, укрепляющая в доблести; умиротворенность души в отношении вещей, представляющихся на основе верного рассуждения ужасными и дерзновенными; избавление от смутных представлений относительно опасности; воинская опытность; стойкость в исполнении закона.
Выдержка
(egcrateia) – способность быть терпеливым в печали; следование правильному суждению; неодолимая сила истинного убеждения.
Самодовление
(autarceia) – совершенство в обладании благами; способность, благодаря которой ее обладатели управляют сами собой.
Хладнокровие
умаление справедливости и пользы; умеренность при договоренностях; логическая упорядоченность души в отношении к прекрасному и постыдному.
Терпеливость
(carteria) – выносливость в печали во имя прекрасного; выносливость в трудах ради прекрасного.
Отвага
отсутствие ожидания зла; неустрашимость перед лицом наступившего зла.
Беспечальностъ
способность не впадать в печаль.
Трудолюбие
способность завершить избранное дело; добровольная терпеливость; безупречная способность к труду.
Совестливость
(aidos) – добровольный отказ от дерзости, явно справедливый и направленный к наилучшему; добровольное восприятие наилучшего; стремление избежать справедливого порицания.
Свобода
власть над жизнью; независимость во всем; возможность жить по-своему; щедрость в использовании имущества и владении им.
Бескорыстие
должное отношение к наживе; должное приумножение имущества и владение им.
Кротость
усмирение гневных порывов; симметрия частей души.
Скромность
добровольная уступка тому, что представляется наилучшим; упорядоченность движений тела.
Блаженство
(eydaimonia) – благо, составляющееся из всех благ; самодовлеющая способность хорошо жить; совершенная добродетель; самодовлеющая полезность живого существа.
Величие
(megaloprepeia) – чувство собственного достоинства, основанное на особой возвышенности суждения.
Проницательность
одаренность души, благодаря которой ее обладатель точно судит о том, что подобает каждому; острота ума.
Порядочность
искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера.
Калокагатия
(calocagathia) – способность избирать наилучшее.
Великодушие
утонченное использование обстоятельств; величие души, соединенное с разумом.
Человеколюбие
удобоуправляемое свойство характера любить человека; способность людей к добрым делам; благожелательное отношение; памятливость, направленная к благодеянию.
Благочестие
справедливое отношение к богам; 413 добровольная склонность к служению богам; правильное представление о почитании богов; знание того, как надо почитать богов.
Благо
то, что существует ради него самого.
Свобода от страха
состояние, позволяющее не бояться.
Бесстрастие
состояние неподвластности волнениям.
Миролюбие
спокойствие перед лицом воинственной враждебности.
Легкомыслие
беззаботность души; бесстрастие и негневливость.
Изобретательность
настрой на достижение своей цели.
Дружба
единомыслие относительно прекрасного и справедливого; свободный выбор сходной жизни; согласованность мнений относительно свободного выбора и действий; единомыслие относительно образа жизни;доброжелательное общение; соучастие в благих делах и в испытаниях.
Благородство
добродетель возвышенного нрава; восприимчивость души к словам и делам.
Выбор
правильная проверка.
Доброжелательство [выбор]
привязанность человека к человеку.
Родство
родственные отношения.
Единомыслие
одинаковое отношение ко всему существующему; созвучие мыслей и восприятий.
Любовь
(agapesis) – совершенное признание.
Искусство государственного правления
знание прекрасного и полезного; творческое знание справедливости в государстве.
Товарищество
привычная дружба, бывающая среди ровесников.
Благомыслие
(eyboylia) – врожденная сила суждения.
Вера
(pistis) – правильное восприятие вещей такими, какими они представляются самому человеку; постоянство нрава.
Правдивость
способность утверждения и отрицания; знание истинного.
Воля
целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением; благоразумное стремление согласно природе.
Совет
предшествующее действию другого человека указание относительно того, каким образом следует поступить.
Своевременность
успешное использование момента, удобного для действий или испытаний.
Осторожность
избегание зла; забота о безопасности.
Порядок
единообразие в устройстве всех взаимосоотносящихся вещей; соразмерность во взаимоотношениях; причина упорядоченности всех взаимосвязей [в познании].
Внимание
устремленность души к познанию.
Одаренность
быстрота в учении; врожденная доброкачественность; природная добродетель.
Понятливость
одаренность души, помогающая быстрому восприятию.
Закон
решение спорных дел, осуществляемое властью.
Правый суд
решение спора о справедливом и несправедливом.
Законность
повиновение правильным законам.
Хорошее настроение
радость по поводу дел благоразумного человека.
Почесть
дарование благ, обретаемых путем доблестных свершений; добрая слава, уготованная добродетелью; форма величия; соблюдение доброй славы.
Усердие
настойчивость в выборе образа действия.
Милость
добровольное благодеяние; плата добром за добро; своевременная услуга.
Единодушие
единство мнений у правителей и подчиненных по поводу того, как надо править и подчиняться.
Государство
общность множества людей, достаточно сильная для процветания; узаконенное сообщество многих людей.
Предусмотрительность
готовность к 414 определенным будущим событиям.
Совещание
рассмотрение будущих событий, как они произойдут.
Победоносность
сила, одолевающая в борьбе.
Сообразительность
сила и ясность суждения о мыслимом предмете.
Дар
обмен любезностью.
Благовременье
лучшее время для обретения пользы; время, содействующее благу.
Память
способность души сберегать хранящуюся в ней истину.
Здравомыслие
(ennoia) – стройность мысли.
Мышление
(noesis) – первоначало знания.
Священная чистота
воздержание от погрешений в отношении богов; врожденная почтительность в служении богу.
Прорицание
знание, проясняющее дело без доказательства.
Искусство прорицания
умозрительное знание того, что происходит и может произойти со смертным существом.
Мудрость
беспредпосылочное знание; знание вечных вещей; умозрительное знание причины существующего.
Философия
постоянная жажда знания бытия; способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением.
Знание
(episteme) – восприятие души, в отношении которого рассудок (logos) бессилен; способность восприятия какой-либо вещи или многих вещей, не подвластная рассудку; истинное рассуждение (logos), непоколебимо закрепленное в разуме (dianoia).
Мнение
(doxa) – восприятие, поддающееся воздействию рассудка; стремление разума (logistice phora); мысль (dianoia), впадающая под влиянием рассуждения (logos) то в ложные представления, то в истинные.
Ощущение
(aisthesis) – стремление души; движение ума; сообщение, делаемое телом душе и направленное к пользе людей: из него рождается в душе внеразумная (alogos) познавательная способность, исходящая от тела.
Опытность
(hexis) – навык души, помогающий нам определять качества людей.
Звук
истечение из уст, вызванное размышлением.
Речь
(logos) – звук, воспроизводимый в письме и обозначающий каждую существующую вещь; говорение (dialectos), состоящее из имен и глаголов без напевности.
Имя
неделимая часть речи, истолковывающая обозначенное согласно его сущности, а также толкующая все то, что не имеет собственного названия.
Речение
(dialectos) – человеческий голос, воспроизводимый в письме, и некий общий толковательный знак, без напевности.
Слог
воспроизводимый в письме член человеческой речи.
Определение
предложение (logos), состоящее из родового и отличительного признаков.
Свидетельство
доказательство того, что неясно.
Доказательство
истинное рассуждение, основанное на умозаключениях; доказательное рассуждение на основе предвидения.
Звуковой элемент
неделимый звук речи; первопричина, в силу которой прочие звуки являются звуками.
Полезное
причина благоденствия; причина блага.
Выгодное
годящееся для блага.
[Прекрасное
благо].
Благо
– причина благополучия живых существ; причина всего, что направлено само на себя; то, из чего проистекает все, долженствующее быть избранным.
Мудрое
(sophron) – украшение души.
Законное
упорядоченность закона, способная творить справедливость.
Произвольное
то, что вызывает само себя; 415 избираемое само собою под воздействием завершенной мысли (dianoia).
Свободное
повелевающее собой.
Умеренность
середина между избытком и недостатком, коя довлеет себе благодаря искусству.
Мера
середина между избытком и недостатком.
Награда
воздаваемая добродетели почесть, к которой стремятся ради нее самой.
Бессмертие
одушевленное бытие и вечное пребывание.
Благочестивое
почитание божества, ему угодное.
Празднество
время, священное согласно законам.
Человек
существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях (logoi).
Жертвоприношение
принесение жертвы богу.
Молитва
обращенная к богам просьба людей о благах или о том, что представляется благом.
Царь
согласно законам, неограниченный властитель; распорядитель государственного устройства.
Правление
забота обо всем.
Власть
опека (epitrope) закона.
Законодатель
творец законов, согласно которым должно управляться государство.
Закон
государственное постановление большинства, не ограниченное определенным временем.
Основоположение
принцип, не требующий доказательств; итог рассуждения.
Постановление
общественное решение, не ограниченное определенным временем.
Государственный муж
(politicos) – человек, сведущий в управлении государством.
Город
место обитания множества людей, подчиняющихся общим постановлениям; масса людей, живущих по одному и тому же закону.
Гражданская добродетель
установление правильного государственного устройства.
Воинское искусство
опытность в войне.
Военный союз
сообщество для войны.
Безопасность
предотвращение вреда.
Тиран
правитель, руководящий городом по своему разумению.
Софист
охотник за благородными и богатыми молодыми людьми, состоящий у них на жалованье.
Богатство
имущество, достаточное для благополучной жизни; изобилие средств, направленное на укрепление счастья.
Вклад, внесенный на хранение
даяние, основанное на доверии.
Очищение
отделение худшего от лучшего.
Побеждать
одолевать в споре.
Хороший человек
тот, кто способен платить другому добром.
Воздержный
обладающий умеренными страстями.
Владеющий собой
тот, кто с помощью правильного суждения одолевает противоборствующие части души.
Порядочный человек
абсолютно честный; тот, кто обладает собственной добродетелью.
Тревога
печальная мысль, не имеющая под собой разумного основания (logos).
Невосприимчивость
медлительность в учении.
Деспотия
справедливая неподотчетная власть.
Пренебрежение к философии
состояние человека, ненавидящего рассуждения.
Страх
душевное потрясение, вызванное ожиданием беды.
Гнев
(thymos) – резкая вспышка без рассуждения (logismos); возмущение порядка неразумной (alogistos) души.
Потрясение
страх из-за ожидания беды.
Лесть
отношение, направленное на удовольствие, но лишенное высшего блага; общительность, направленная на удовольствие, но преступающая меру.
Злоба
(orge) – побуждение страстной части души к мести.
Дерзость
(hybris) – несправедливость, ведущая к бесчестью.
Невоздержность
неудержимое влечение 416 (вопреки правильному суждению) к тому, что мнится приятным.
Вялость
избегание трудов.
Трусость
препятствие для настойчивости.
Первоначало
(arche) – первичная причина бытия.
Клевета
внесение разлада между друзьями с помощью слова.
Благоприятное время
момент, в какой должно испытывать или совершать все, приносящее пользу.
Несправедливость
презрение к законам.
Нужда
недостаток благ.
Стыд
страх перед ожидаемым бесчестьем.
Хвастовство
притязание на благо или блага, которыми не обладаешь.
Погрешность
действие, противоречащее правильному рассуждению.
Зависть
огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в настоящем или бывших у них в прошлом.
Бесстыдство
терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.
Наглость
чрезмерная и неположенная отвага перед лицом страхов.
Честолюбие
душевное состояние расточительности, ведущей ко всевозможным неразумным расходам.
Дурные задатки
врожденная порочность нрава и природный изъян; врожденный недуг.
Надежда
ожидание блага.
Неистовство
(mania) – состояние, губительное для здравого восприятия.
Болтливость
неразумная безудержность речи.
Противоположность
наибольшее расхождение, какое случается у однородных вещей в связи с каким-либо видовым отличием.
Невольное
то, что совершается помимо разума (dianoia).
Обучение
способ попечения о душе.
Воспитание
передача выучки.
Законодательное искусство
умение создать хорошо организованное государство.
Внушение
наставительное слово, основанное на убеждении; речь, произносимая для отвращения от проступка.
Помощь
препятствие для существующего или возможного зла.
Кара
лечение души, совершившей проступок.
Потенция
мощь в деле и слове; способность, обладатель которой могуществен; природная сила.
Спасать
оберегать кого-либо от вреда.
Общая характеристика. Среди неподлинных сочинений Платона есть одно, обладающее большой историко-философской значимостью, о котором можно одновременно сказать и что оно совершенно неподлинно, и что оно очень близко самому Платону. Безусловная неподлинность этого сочинения явствует уже из одного того, что это есть словарь платоновских терминов, в то время как ни Платон, ни его философско-литературное окружение не могли ставить себе такие абстрактно-научные задачи.
С другой стороны, надо помнить, что подобного рода лексикография началась уже с Аристотеля, который в V книге своей "Метафизики" дает не что иное, как именно анализ терминологии тогдашней философии. Но псевдоплатоновские "Определения" составлены отнюдь не в стиле лексикографии Аристотеля. Эта последняя представлена в нарочито дифференцированно-понятийном виде, в то время как "Определения" дают анализ каждого термина скорее в глобальном виде или с точки зрения его семантики. Сейчас мы увидим, что высокая историко-философская ценность "Определений" от этого не страдает. Однако сделаем сначала общее введение к этому трактату.
В "Определениях" предпринята попытка дать сжатую формулировку 186 понятиям, охватывающим разные стороны человеческой мысли и жизни. Все определения можно приблизительно разделить по темам, связанным с бытием космоса, божеством, вечностью, временем, судьбой. Главным понятием оказывается "душа" с ее потенциями и ощущениями (зрение, слух и т. д.), определяются также составные части добродетели (разум, справедливость, рассудительность, мужество и др.), многочисленные свойства человеческого характера (кротость, скромность, порядочность и т.д.), нравы, взаимоотношения людей (дружба, единомыслие, любовные влечения и др.), их общественные, государственные, семейные, религиозные обязанности и, наконец, такие важные понятия, как мнение и ощущение, знание, мудрость и философия. Все эти определения никакому формальному разделению не поддаются (и не перечисляются, как это бывало часто, например, в сборниках сентенций, в алфавитном порядке).
Однако бессистемность определений исчезает, если принять во внимание контекст произведений Платона. Вполне твердо можно сказать: в "Определениях" сформулированы те понятия, которыми оперирует Платон в своих диалогах. Вся проблематика Платона и его школы находит в "Определениях" законченное выражение, и с точки зрения соответствия развитию диалогических тем и мотивов представленные здесь понятия вполне поддаются упорядочению, обретая своеобразную систематичность, и свидетельствуют о достаточно продуманной логике мысли автора.
Каждое из определений, выходя за рамки автономности, как бы обрастает идейно-художественной плотью, составляя зерно разных типов диалектической беседы главного платоновского героя – Сократа. Перед нами обобщение тех понятий, к точной дефиниции которых стремится приобщиться Сократ в спорах с софистами, и споры эти иной раз так и не находят окончательного завершения и разрешения. Автор платоновской школы пытается в "Определениях" прийти к неоспоримым формулам понятий, вызывавших некогда в диалогах Платона бесчисленные словесные прения и потоки красноречия их участников.
Сделаем теперь несколько конкретных замечаний относительно отдельных терминов, которые рассматриваются в "Определениях", и попробуем наметить их историко-философское значение. Картина здесь получается до чрезвычайности пестрая.
Определения малоценные. Этот раздел поясняемых терминов чрезвычайно обширен.
Прежде всего бросаются в глаза определения, которые вовсе не являются определениями или вообще ничего не говорят. Если "прекрасное" определяется как "благо" (414 E) без всяких дальнейших подробностей, то, очевидно, это не есть определение, поскольку "благо" тоже требует для себя определения, и оно, заметим, в дальнейшем дается. Таково же определение "дара" как обмена любезностью (414 A) или "своевременности" как использования удобного момента (413 C) и "благоприятного времени" как момента, удобного для принесения пользы (416 A). Ничего не говорит и определение "мудрого" как украшения души (414 E), или "неистовства" как губительного состояния (416 A).
Далее, имеется большое число определений, построенных по принципу тавтологии, или по типу логической ошибки idem per idem, когда дается только внешнее, описательное разъяснение термина, основанное на более или менее случайных признаках. "Вечное" – то, что существует во все времена (411 A). "Беспечальность" – способность не впадать в печаль (412 C). "Единомыслие" – одинаковое отношение ко всему сущему (413 B). "Единодушие" – единство мнений (413 E). "Нужда" – недостаток благ (416 A). Таковы же "погрешность", "зависть", "болтливость", "надежда", "невольное", "обучение", "воспитание", "внушение", "помощь", "кара", "спасать" (416 A).
Таковы же определения из области личной жизни в физиологическом, психологическом и социальном аспектах: "старость", "дыхание", "зрение" (411 C), "изобретательность" (413 A), "осторожность", "внимание", "одаренность", "понятливость" (413 D), "хорошее настроение", "усердие" (413 E), "предусмотрительность", "память" (414 A), "опытность" (414 C), "тревога" (415 D), "невосприимчивость", "страх", "потрясение" (415 E).
Среди терминов из области нравственности различаются термины положительного характера: "отвага", "трудолюбие" (412 C), "бескорыстие", "кротость" (412 D), "проницательность" (412 E), "бесстрастие", "миролюбие" (413 A), "доброжелательство", "выбор" (413 D), "правдивость" (413 C), "милость" (413 E), "полезное", "выгодное" (414 E), "воздержный", "владеющий собою", "порядочный человек" (415 D), "стыд" (416 A) – и термины отрицательного характера: "лесть", "злоба", "дерзость" (415 E), "отсутствие самообладания", "вялость", "трусость", "хвастовство", "бесстыдство", "наглость", "честолюбие", "дурные задатки" (416 A), куда в известном смысле может относиться и "пренебрежение к философии" (415 E).
Таковы же некоторые из терминов, обозначающие более специальные взаимоотношения между людьми: "родство" (413 B), "товарищество" (413 C), "вклад, внесенный на хранение" (415 D); среди них – термины юридического и военного характера: "правый суд" (413 D), "законность", "почесть" (413 E), "победоносность" (414 A), "законное" (414 E), "законодатель" (415 B), "государственный муж", "гражданская добродетель", "воинское искусство", "военный союз" (415 C), "деспотия" (415 E), "клевета", "несправедливость" (416 A). К этому же типу относятся и термины из религиозной жизни: "предвидение", "искусство прорицания" (414 B), "бессмертие" (415 A), "празднество" (415 A), "жертвоприношение", "молитва" (415 B) – и из области астрономии, например: "день", "заря", "полдень", "ночь" (411 B).
Имеется ряд очень слабых определений, которые удивляют случайностью привлекаемых признаков: "калокагатия" (412 E), "легкомыслие" (413 A), "совещание", "благовременье" (414 A) и др. Некоторые из такого рода определений звучат, кроме того, и весьма банально: "человеколюбие" (412 E), "свобода от страха" (413 A), "сообразительность" (414 A), "свидетельство" (414 E).
С известной точки зрения вообще все приведенные сейчас определения имеют банальный и обывательский характер.
Совсем другого типа те определения, в которых можно усмотреть реальную сущность предмета, хотя покамест еще достаточно одностороннюю.
Определения не очень понятные. Переходя к тем определениям, в которых можно видеть более основательный логический метод, необходимо отметить сначала такие определения, которые только внешне построены логично, а на самом деле покамест еще просто лишены понятности или содержат в себе противоречие. Если термин "мышление" определяется как "принцип науки" (414 A), то здесь не известно еще ни что такое "принцип" (arche), ни что такое "наука", или "знание" (episteme). Если в термине "знание" сначала устанавливается независимость знания от логоса (причем, как это понимать, неизвестно), то потом утверждается, что знание есть все-таки логос, а именно истинный логос, закрепленный в разуме (414 C). Тут не понятно ни то, что такое логос, ни то, что такое истинный логос, ни то, что такое дианойя (что нужно опять-таки переводить либо как "разум", либо как "рассуждение"), при помощи которой осуществляется истинный логос. Все это определение из-за непонятности и сбивчивости его основных признаков вообще очень трудно считать определением. Совершенно непонятны определения терминов "величие" (412 E), "дружеское расположение" (413 B). В "небе" вопреки всей античности и Платону, оказывается, нет воздуха (411 C), так что воздух выше самого неба. Что же касается "воздуха", то он определяется как естественное передвижение по пространству (411 C), т.е. воздух здесь оказывается уже внутри неба.
Последующие определения более удачны.
Односторонние определения. "Благо" определяется как то, что существует ради него самого (413 A), "благородство" -как возвышенный нрав (413 B), "священная чистота" – как воздержание от погрешений в отношении богов (414 AB); все такого рода определения не тавтологичны и не банальны и не непонятны, но только односторонни. Таковы же определения терминов: "здравомыслие" (414 A), "свободное", "благочестие" (415 A), "власть", "правление" (415 B), "софист" (415 C), "хороший человек" (415 D).
Определения с правильным перечислением признаков, но без их сведения воедино. В термине "бог" правильно указываются те признаки, которые и у Платона, и во всей античности считались необходимыми, но не дается сведения таких признаков в одно целое: вечность, самодовление в блаженстве, порождение блага, бессмертие (411 A). В термине "становление" правильно указываются признаки "движения к бытию" и оттенки этого движения, но не указывается непрерывность (411 A). В определении термина "самодовление" также нет сведения определяющих признаков (412 B). Интересно, что термин "благо" встречается в трактате два раза. Одно употребление этого термина мы сейчас только что указали как одностороннее. Но в другом случае (414 E) "благо" определяется гораздо шире – и как причина существующего, и как его цель, и как его самодовление. Эти правильные, с точки зрения Платона, признаки не сведены воедино в некую целостность. К этой же группе определений относятся термины: "время" (411 A), "справедливость" (411 D), "хладнокровие" (412 B), "свобода", "скромность" (412 D), "порядочность" (412 E), "слог" (414 D), "произвольное" (415 A), "потенция" (416 A).
Определения с правильным, перечислением признаков с их сведением воедино. К этой группе можно было бы отнести такие термины, как "судьба" (411 B), в определении которой не без тавтологии основное значение указывается точно – "путь от неведомого к неведомому". В термине "дружба" (413 AB) устанавливается несколько признаков, но один из них трактуется как более общий – единомыслие относительно образа жизни. Сюда же можно отнести и термины: "солнце" (411 AB), "выдержка" (412 B), "блаженство" (412 DE). Так, например, "солнце" определяется признаками, которые легко сводятся воедино: это – одушевленное вечное огненное существо, всюду и всеми видимое.
Точные определения через род и видовой признак, но без подробностей. Эта группа определений в основном является не чем иным, как аристотелизмом, хотя отдельные черты таких определений, несомненно, наличны и у Платона. Уже термин "определение" (414 D) так прямо и говорит о роде и видовом признаке. Таковы и "доказательство" (414 E), "умеренность", "мера" (415 A). В известном смысле сюда можно относить и термин "основоположение" (415 B). Весьма близкими к установлению логического смысла являются также определения терминов "имя", "речение" (414 D), "звуковой элемент" (414 E). В этих трех терминах родовым понятием является членораздельный звук, а видовым признаком – наличие осмысления.
Если к объективной области бытия относятся "потенция", "элемент" (411 C) и "порядок" (413 D), то в разбираемой группе определений довольно много терминов, относящихся и к субъективной человеческой жизни. Таковы "душа" (411 C), "терпеливость" (412 C), "великодушие" (412 E), "благомыслие" (413 C), "вера", "воля" (413 C), "мнение", "ощущение" (414 C), "человек" (415 A).
Общественно-политическая деятельность человека тоже не осталась без внимания в анализируемой нами сейчас терминологии: "искусство государственного правления" (413 B), "совет" (413 C), "государство" (413 E), "награда" (415 A), "закон" (415 B).
Точные определения через род и вид, но с подробностями. Необходимо сказать, что к этой группе определений относятся определения не только логически точные, но и имеющие разного рода весьма ценные подробности. Из всех групп определений эту группу необходимо считать наиболее совершенной.
Сюда мы бы отнесли скорее такие термины, как "разумность" (411 D), "рассудительность" (411 E) и "мудрость" (414 B). С античной точки зрения и с точки зрения Платона, мудрость действительно есть прежде всего беспредпосылочное умозрительное знание вечных предметов, направленное также и к разумному осмыслению всего существующего. Правда, здесь не очень понятен момент беспредпосылочности, отнесенный у самого Платона ("Государство" VI 510 B) к той первой ипостаси, которая "запредельна сущности" (там же, VI 509 B), т. е., надо полагать, выше и самой мудрости. "Рассудительность" (софросина) действительно есть уравновешенная и гармоническая слаженность естественных побуждений человеческой души, обладающая характером самодовления. "Разумность" определяется так же, как и "мудрость", но с добавлением признака жизненной практики. В двух последних определениях нужно считать очень ценными указанные здесь более подробные признаки. Отметим, что наряду с такими весьма ценными имеются определения (например, определение терминов "мышление" и "знание"), которые дают весьма неясную и противоречивую картину.
В этой группе мы находим и ряд терминов нравственного характера: "добродетель" (411 D), "справедливость" (411 DE) и "мужество" (412 AB). Здесь мы обратили бы особое внимание на термин "справедливость", в определении которого подчеркивается ярко выраженный у Платона момент гармонии всех добродетелей.
В виде достойного завершения этой наиболее ценной группы определений появляется термин "философия" (414 B). В качестве ее основного признака выставляется стремление человеческой души к самодовлеющей истине при помощи ее разумного устроения.