Дорогие Заратуштрийцы!
FEZANA и Совет Мобедов Северной Америки (NAMC) гордятся своим участием в создании книги «Основы религии Заратуштры».
10-летний план, принятый сообществом заратуштрийцев Северной Америки в 1997 г., призван обеспечивать доступность основной информации, необходимой для понимания философии, духовной и ритуальной практики религии Заратуштры. Мобед Фариборз Сохраб Шахзади, дальновидно предчувствовав это, написал книгу, которая полностью удовлетворяет потребность в познании основ религии.
Выражаю отдельную благодарность Ходжесте Мистри, Центру Зороастрийских Исследований в Бомбее, предоставившем текстовые материалы, дополнившие книгу; Фарроху Мистри (FEZANA), отредактировавшему и составившему из отдельных материалов и различных источников одну книгу; эрваду Джалу Бёрди, президенту NAMC и членам Совета за их финансовую помощь и редактирование окончательного текста.
Книга распространяется бесплатно и предназначена для всех, кто находится в поисках религиозного знания. Надеемся, что книга даст Вам возможность познать и понять образ жизни и религию заратуштрийцев. На создание этой книги было затрачено много труда, но я уверена, что в будущем будут изданы и другие подобные книги.
Призываю Вас внести добровольный посильный вклад в Фонд Образования FEZANA, направленный на финансирование других мероприятий, связанных с распространением знаний о нашей религии.
Искренне ваша,
Долли Дастур,
Президент FEZANA
Монреаль, Канада
Июнь 1998 г.
Дорогие заратуштрийские друзья!
Совет мобедов Северной Америки (NAMC) благодарит члена нашего Совета, а также члена Совета иранских мобедов Северной Америки мобеда Фариборза Шахзади, предложившего созданть эту книгу-учебник по религии Заратуштры. Совет также благодарит г-на Ходжесте Мистри, написавшего большую часть текста и его коллегу доктора Фарроха Мистри, внесшего в текст ценные замечания. Совет также благодарит некоторых из своих членов и FEZANA за их деятельное участие в издании книги.
Книга даёт представление о фундаментальных понятиях религии Заратуштры, краткое описание священных текстов, ритуалов, традиции и хронологии, принятых у заратуштрийцев Ирана и Индии. Надеемся, что книга будет служить хорошим начальным учебным пособием для заратуштрийского сообщества.
Трудно дать равнозначный перевод древних священных текстов, подобных нашим, и написанных на языках, ставших уже мёртвыми. Это подтверждается тем, что существует уже более чем 30 различных переводов короткой молитвы Ахунвар, состоящей из 21 слова и более чем 45 различных переводов Гат. Сакральное содержание священных писаний должно быть изложено в наиболее точной форме, позволяющей понять их истинный смысл. Неудивительно, что на сегодняшний день в таком маленьком сообществе как наше существует так много различных их интерпретаций. С учётом этого, в книгу включены разные точки зрения по спорным трактовкам некоторых фундаментальных понятияй, помещённые в Приложении.
Надеемся, что эта книга поможет в изучении основ религии, в чём мы и желаем вам успеха.
Эрвад Джал Н. Бёрди
Президент NAMC
Калифорния
Июнь 1998
Три года назад, молодые заратуштрийцы, посетившие наш летний лагерь, спросили, существует ли в распоряжении Совета иранских мобедов учебник, по которому они могли бы больше узнать о религии Заратуштры. К сожалению, тогда ничего подобного не существовало. Это подтолкнуло нас к подготовке соответствующего материала, необходимого для изучения основ нашей религии в старших классах средней школы или двухгодичного колледжа и освещающего основные вопросы нашей древней и вместе с тем живой религии.
План этой книги был предложен Кайомаршем Мехта, председателем Религиозного комитета образования FEZANA.
Выражаю благодарность Мистри Ходжесте за предоставленный материал из его книги «Зороастризм: этническая перспектива». В итоге получилось, что Ходжесте была написана значительная часть этой книги, за что я отдельно благодарен ему.
Я благодарю его коллегу, Фарроха Мистри из Атланты (Джорджия), который за короткое время перевёл рукописные материалы для этой книги в электронный вид.
Цветочный букет тем прекраснее, чем разнообразнее цветы, поэтому в конце книги помещены примечания других авторов.
Я выражаю мою сердечную благодарность моей жене Манидже (Парси) Шахзади, оградившей меня от разных хлопот, что позволило мне посвятить свободное время написанию книги.
Особенная благодарность мобеду Манучехру Сохрабу Шахзади, вдохновившего меня на написание этой книги и курировавшего всю работу от начала и до конца.
Мобед Фариборз Шахзади
Виехо
Калифорния
Июль 1998
Несколько лет назад мой дорогой друг мобед Шахзади Фариборз обратился ко мне с просьбой разрешить ему использовать некоторые разделы из моей книги «Зороастризм: этническая перспектива» в преподавании религии в Северной Америке. Я был польщен его просьбой и не только дал ему разрешение использовать необходимый материал, но и был благодарен за его стремление продвигать зороастризм на североамериканском континенте.
С этого момента мы стали сотрудничать, и приблизительно 18 месяцев назад он попросил меня написать предисловие для публикации на веб-сайте, что я выполнил с удовольствием. Он также хотел, чтобы я просмотрел материал и сделал все необходимые замечания. То, что мне казалось простой задачей, вылилось в полное редактирование всего текста с введением новых разделов для придания работе законченности. Я стремился не менять существующий формат и стилистику, делавшие материал книги более доступным, и не редактировал приложения Фариборза об иранской заратуштрийской традиции.
Мне известно о существовании различных течений в области религиозного знания, часто вносящих большую сумятицу. Моим намерением было сообщить учёному миру собственные знания, основанные на академической традиции, происходящей из совокупности религиозных текстов, изучение которых даст ищущему понимание традиции и её непрерывности на протяжении тысяч лет.
Спорные социорелигиозные проблемы преднамеренно не освещались, поскольку на начальном этапе изучения прежде всего необходимо иметь представление об основах веры. Только после этого можно делать выводы о верованиях, обычаях, хронологии и культуре заратуштрийского общества, а также высказывать мнение о необходимости реформ или изменения устоев и обычаев веры.
Поскольку религиозный опыт всегда субъективен, книга не должна рассматриваться как единственная точка зрения, и поэтому, в несовершенном мире может появиться много интерпретаций её содержания; подобно множеству ветвей у дерева, что растут от одного ствола, но каждая растет сама по себе.
Я хотел бы благодарить Джани Бхарача, Шехназ и ее сына Фархада Манши за набор текста в электронном виде. Особенная благодарность г-ну Язди Тантра за оперативную помощь нам при пересылке и распечатке текста. Отдельно благодарю своего коллегу Фарроха, координировавшего проект; его убеждённость вдохновляли меня на протяжении всего пути.
Надеемся, что эта книга даст возможность читателю избрать Верный Путь, который он начнёт со словами:
«.... mazdayasno ahmi, mazdayasno zarathushtrish ....»
«... Я почитатель Мудрости, (я) почитатель Мудрости благодаря Заратуштре»
Мира и Света Вам!
Ходжесте Мистри
Бомбей, Индия
Июнь 1998
Внимание!
В книге использованы материалы из различных источников. Книга может использоваться только как учебное пособие для религиозного обучения.
Переиздание для продажи или распространение в любой форме без письменного разрешения авторов запрещено. Данные материалы могут быть воспроизведены в печатной форме только в качестве учебного пособия заратуштрийцев для занятий по религии. Любое иное использование материалов должно проходить лишь с согласия авторов и соблюдения законов об авторском праве.
Книга не является просто сборником большого количества материала, но выдержана в духе учёности. Обо всех неточностях и замечаниях сообщайте авторам, которые учтут это при последующем переиздании книги по адресу:
Mobed Fariborz Shahzadi
P. O. Box 22911
San Diego
California 92192
USA
факс: 949-582-6468
Khojeste Mistree
Zoroastrian Studies
K.R. Cama Oriental Institute Bldg.
Ground Floor
136, Bombay Samachar Marg
Mumbai 400 023, India
Тел.: 91-22-2047990; 91-22-2831511
Эта книга написана для тех, кто начинает изучать религию Заратуштры, с надеждой, что читатель продолжит более подробное изучение нашей религии при ознакомлении с более обширными материалами. Поэтому ссылки на литературу и сопроводительный материал по тексту были опущены, при написании специальных релгиозных терминов использовалась упрощённая транскрипция.
Курсивом выделены специфические релгиозные термины: джашан, седре, кушти, и т. д. Цветом выделены священные тексты: Гаты, Ашем Воху (молитва), Бундахишн и другие традиционные тексты. Имена людей и божественных сущностей имеют обычное начертание: Ахура Мазда, Амеша Спента, и т. д.
Правила написания имени нашего пророка, его религии и ее последователей следуют из соглашения, принятого FEZANA в 1997 г: имя пророка – Заратуштра или Заратушт; наименование религии – религия Заратуштры или Заратушта, наименование последователей религии – заратуштрийцы (зартушти). Другие возможные варианты написания не являются стандартизированными, поэтому в тексте не уделено внимание разногласиям в правописании между иранскими и индийскими авторами. Надеемся, что в своё время этот вопрос будет решён окончательно.
Для удобства преподавателей в книге предусмотрены поля для примечаний по тексту.
Рукопись рецезировалась многими экспертами, и некоторые из них внесли собственные комментарии, включённые в Приложения и отмеченные в соответствующей части текста. Комментарии отражают точки зрения этих авторов, и некоторые из них противоречат основному тексту. Это сделано с целью формирования у читателей собственной точки зрения, и с надеждой, что эти противоречия будут решены должным образом каждым человеком при дальнейшем изучении.
Мы рассматриваем эту книгу как основу знаний по религии, которые со временем будут развиваться. Как и в любой подобной работе, в тексте будут найдены редакционные ошибки. Заранее просим прощения за них и будем благодарны за своевременное выявление и сообщение нам о них, для того чтобы внести соответствующие исправления в последующих изданиях.
И наконец, я благодарен авторам мобеду Фариборзу Шахзади и моему коллеге Ходжесте, Долли Дастур, президенту FEZANA и эрваду Джалу Бёрди, президенту NAMC за предоставление возможности внести посильный вклад в это дело.
Фаррох Мистри
Атланта, Джорджия
Июль 1998
В.-Бундахишн – великий (иранский) Бундахишн .
авест. – авестийский.
гудж. – гуджарати.
пехл. – пехлеви.
до н. э. – до нашей эры.
н. э. – наша эра.
Религия Заратуштры зародилась в Иране и проповедовалась пророком Заратуштрой (греч. Зороастр), жившим примерно три тысячи пятьсот лет назад (около 1500 г. до н. э.)
В течение более чем тысячи лет с 550 г. до н. э. до 651 г. н. э. эта религия имела статус государственной в трёх могущественных иранских империях – Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской.
Заратуштрийцы в настоящее время проживают в различных частях мира, их общее количество составляет приблизительно 130 000 человек – что очень мало для религиозного сообщества.
Пророк – человек, получивший откровение от Бога, призванный вести людей правильным путём.
Основателем нашей религии был пророк Заратуштра (Заратустра, Зардушт) известный грекам как Зороастр.
Его последователи добавляют к его имени прилагательное Ашо (праведный) для выражения уважения и почтения.
Слово «Заратуштра» буквально переводится как «владеющий верблюдами», или, в переносном смысле, как «золотой свет».
Ашо Заратуштра родился в древнем Иране, как предполагается, к северо-востоку от Аральского моря на территории современных Казахстана и Таджикистана. Он получил своё первое откровение в возрасте 30-ти лет, в годы правления царя Виштаспы (Гуштаспы) в Древнем Иране. Согласно традиции, Ашо Заратуштра много лет странствовал в поисках Правды, но безуспешно. Считается, что на 42-ом году жизни он обратил в веру царя Виштаспу и царицу Хутаошу, после чего его религия стала государственной религией страны.
Полагается, что Ашо Заратуштра родился приблизительно 3500 лет назад (примерно за 1500 лет до рождения Христа). У учёных всё ещё нет единого мнения относительно даты и места рождения Ашо Заратуштры. К сожалению, древние иранцы не оставили точной хронологии, поэтому учёные используют лингвистические, археологические, антропологические и литературные данные для оценки приблизительной даты и места рождения Ашо Заратуштры. Согласно традиции, его день рождения празднуется в месяц Хордад или Фравардин, который на гуджарати известен как Хордад Сал или Великий Новый год. Современные учёные помещают дату рождения Ашо Заратуштры между 1500 и 1200 г. до н. э.
Очевидно, что Ашо Заратуштра не мог жить до распада индоиранской общности в 3-ем тысячелетии до н. э., поскольку его священные гимны – Гаты – созданы на древнем иранском языке, именуемом авестийским, существовавший после распада индоиранской общности. Нет никаких оснований полагать, что авестийский язык существовал до 3-го тысячелетия до н. э., когда сама иранская общность только формировалась.
На основании лингвистических данных можно судить о близости авестийского языка и санскрита, что подтверждается сходством Гат по синтаксису, стилю и размеру с Ригведой, которую учёные относят приблизительно к 1800 г. до н. э. Говоря о степени развития языка можно с точностью в несколько сотен лет в обе стороны предположить что Гаты и Ригведа созданы в одно время и имеют общее происхождение.
На основании археологических данных можно предположить, что Ашо Заратуштра не мог жить ранее 2000 г. до н. э., поскольку использование колесниц было освоено иранцами после 2-ого тысячелетия до н. э. Из Гат следует, что Ашо Заратуштра знал о колеснице, к которой он аллегорически обращается в гимнах. (авест. raithim, Ясна 50.6, vaza, Ясна 51.12). Следовательно, можно предположить, что пророк жил в эпоху использования колесниц, то есть, после 2-ого тысячелетия до н. э.
Образы в Гатах соотвтетствуют границе иранского Каменного и Бронзового веков, т. е. до 1500 г. до н. э., когда иранцы научились обрабатывать медь и олово. На основании таких данных трудно точно установить дату рождения Ашо Заратуштры, поэтому с уверенностью можно говорить лишь о периоде между 1500 – 1200 г. до н. э.
Точное место рождения Ашо Заратуштры фактически неизвестно. Поздняя религиозная традиция помещает его родину в Западный Иран (Азербайджан), что противоречит лингвистическим данным, указывающим на его восточноиранское происхождение.
Если предположить, что Ашо Заратуштра жил около 1500 г. до н. э., то место его рождения локализуется где-то в областях Восточного Ирана с культурой бронзового века, т. е. области к востоку от Каспийского моря.
Датой смерти Ашо Заратуштры считается день Хир или Хоршед Роз месяца Дэй (месяц). Согласно пехлевийской традиции, Ашо Заратушт, как полагают, жил семьдесят семь лет и сорок дней.
Родство – Имя [, Значение]
Мать – Дугдова, Дающая молоко.
Отец – Порушаспа, Обладающий серыми конями.
Два старших брата – Ратуштар, Рангуштар.
Два младших брата – Нодарига, Ниведис.
Жена – Хвови, Обладающая добрым скотом.
Три сына – Исатвастра, Урвататнара, Хваречитра.
Три дочери – Френи, Трити, Поручиста.
Распространено традиционное представление, что Заратуштра имел одну жену, Хвови, от которой родились все его дети.
Основой религии Заратуштры является признание единого высшего Творца, что следует из Гат – божественных гимнов пророка Заратуштры. Вера даёт человеку выбор почитать единый вечный источник знания и света.
Заратуштрийцы признают существование только одного Бога Ахура Мазды (пехл. Ормазд, фарси и гудж. Ормуз).
Ахура Мазда, как полагают, является Творцом семи благих сущностей и источник всего благого в мире.
«Ахура» означает «Господь», а «Мазда» – Мудрый. Своё почитание Господа заратуштрийцы выражают в мыслях, словах и делах.
В древнем Иране, когда люди молились многим богам и богиням, но пророк Заратуштра показал превосходство Всеведающего, Вечного Создателя Благих Творений – Ахура Мазды, Мудрого Господа, являющегося Совершенным – Мудрым, Благим и Единственным.
Превосходство Ахура Мазды бесспорно, однако помимо Мудрого Господа существует группа из его шести творений, также достойных хвалы и почитания, известная как Амеша Спента (Бессмертные Святые) и возглавляемая Ахура Маздой. Амеша Спента часто пытались сравнивать с христианскими ангелами, что неверно с точки зрения религии Заратуштры, представляющей собой монотеизм, выражающийся в вере в Высшего Всеведающего Творца и его помощников – Бессмертных Святых.
Заратуштра говорил, что изначально существовали два духа, а именно – Спента Майнью, (Святой Дух Ахура Мазды) и его Враг (Ангра Майнью, Злой Дух):
Да, существуют два изначальных духа, близнецы, которые известны борьбой (между собой). В мысли, слове и действии их два: лучший и дурной..., когда эти два духа сошлись в начале, они создали жизнь и не-жизнь (смерть), и как в конце времен наихудшее существование будет у лживых, но Наилучший Помысел для праведного... (Ясна 30 3.4).
Понятие «близнецов» подразумевает не общее происхождение, а полное противопоставление двух совершенно различных сущностей.
Согласно пехлевийскому Бундахишну Ормазд благодаря своему всеведению создал семь сущностей, чтобы в Конце Времён победить злого духа и его легионы. Время перестанет существовать, как только зло будет побеждено благодаря усилиям Человека. Ахриман, злой дух, несущий смерть является паразитом на благих творениях Ормазда, дающего жизнь. Зло никогда не может быть порождено добром, так же, как темнота никогда не может исходить от света, но может быть побеждена светом; зло является отрицанием добра и изначально противопоставлено ему в мире. Зло не является субстанцией, поскольку если бы было так, оно бы было неразрушимым.
Добро и зло – противоположные сущности в физическом и духовном мирах. Они не должны восприниматься только как проявления человеческого мышления, поскольку человеческое мышление не может создавать или разрушать жизнь и способно меняться в каждом человеке. Эти сущности неосязаемы, их природы определены и неизменны:
Из этих двух духов лживый возжелал творить наихудшее. (Но) Святейший Дух ... выбрал правду... (Ясна 30.5).
Очевидно, что нет причин ограничивать понятие «духа» сферой мышления, по крайней мере на теологическом уровне понимания, исходя из слов Ашо Заратуштры. Зло, конечно, имеет ограниченную власть в физическом и духовном мирах, и Человек, прекраснейшее творение Ормазда, должен сражаться с причиняемым им несчастьем с помощью нравственной просветленности, исходящей от Ормазда.
В 9-ом в. н. э. Мардан Фаррох разработал теологическую концепцию заратуштрийцев, провозгласив, что Ормазд – Господь Мудрый – не может быть источником зла, и не может быть ответственным за злодеяния и несчастья в мире, иначе Он не был бы совершенным Творцом. Мардан Фаррох утверждал, что все несовершенство и зло в мире исходят не от Ормазда. Ормазд является Творцом всего благого и не может совершать зло. Таким образом, «Бог», который одновременно и Творец и Злодей, является непредсказуемым неразумным существом, и в рамках учения религии Заратуштры недостоин почитания и не может считаться Богом. Позиция Мардана Фарроха была предельно ясна: Добро не может быть порождено злом, зло не может быть порождено Добром.
Здесь проявляется основная черта учения Заратуштры о двойственности, единственно точно объясняющей происхождение добра и зла. Фаррох Мардан также осветил коренные различия между этими двумя сущностями и подчеркнул абсолютное превосходство Ормазда. Этот постулат разительно отличается от «традиционного» трансцендентального монотеизма, где непостижимый Бог является причиной добра и зла в мире и понять, объяснить его действия человек не может.
Тот же автор в трактате Шканд Гуманиг Визар пишет: «Страдания и смерть, разрушающие тело, исходят не от Творца, творящего благо. Мудрый Творец не сожалеет и не раскаивается в том, что Он сделал, и никогда не разрушает свои творения, поскольку Он мудр и всезнающ. Это все деяния того, чье знание лживо, чей разум несовершенен и кто неосведомлен о конце мира, знающие же и мудрые не совершают деяния без причины». (Shkand Gumanig Wizar, гл. VIII, ст. 64-69 перевод R. C. Zaehner, The Teachings of the Magi, с. 62-63).
Смысл процитированного отрывка состоит в том, что смерть, отрицание жизни исходят не от Творца Ормазда, а от злого духа – Ахримана. Разрушение и смерть продолжают сокрушать мир, и, казалось бы, зло сильнее Ормазда, ведь если бы Он был всемогущим, то Он должен был бы быть в состоянии препятствовать разрушению и смерти Своих творений. Нигде в гимнах Ашо Заратуштры не говорится, что Ахура Мазда всемогущ: он говорит о Нём как о Всезнающем (Ясна 43.6, 45.3/4). Власть Ахура Мазды является несомненно могущественной (Ясна 43.3, 51.2), но мощь Его во Всеведении, проявляющемся через Мудрость и Знание. Значит ли это, что силы зла сильнее Ахура Мазды в физическом и духовном мире? Нет, ведь жизнь продолжается после физической смерти, страдания и несчастья прекратят существовать, землетрясения, бури, засуха и другие бедствия исчезнут. Мощь и воля Ормазда над хитростями и злодеяниями злого духа через Его всеведение подтвердит себя в конечном итоге. Ормазд – единственный победитель в борьбе с силами тьмы, которые никогда не смогут быть сильнее или равняться по мощи Свету. Долг заратуштрийцев выбрать единственный путь активной борьбы за лучшее будущее, выбрать жизнь, которая сама является благом, дарованным всеведущим Ормаздом, а не слепо полагаться на «всемогущество Бога».
Заратуштра учил, что Ахура Мазду может быть постигнут и воспринят через Благой Помысел (авест. Воху Мана) и познание истины (авест. Аша). Заратуштрийцы, избравшие эти божественные качества, пронизывающего каждую мысль, слово и дело, придерживаются единственно правильного пути в жизни.
Самостоятельный выбор благого пути – единственный способ личного спасения в этом и загробном мире: «что посеешь, то и пожнёшь». Праведная душа обретёт гармонию и мир, тогда как злая душа, избравшая несправедливость, обречена на страшные мучения.
В Гатах, гимнах пророка, Ашо Заратуштра учит о двойственности мира, представленной Благиим Духом (авест. Спента Маинью) и Злым Духом (авест. Ангра Маинью) (Ясна 45.2):
Да, я провозглашу о двух изначальных духах бытия, из которых Святой так сказал тому, который злой: "Ни наши помыслы, ни учения, ни воли, ни предпочтения, ни слова, ни деяния, ни веры, ни души не придут к согласию!
Зло в учении Заратуштры представляет собой осквернение благих творений. Это осквернение не может исходить от Ахура Мазды – Совершенного, а является отрицанием всего, что свойственно благим творениям.
Как сказано в гимнах пророка, человек имеет право на выбор пути, по которому он будет следовать в жизни. Учение пророка не заключается в терминах «можно» или «нельзя», в нём отсутствуют предписания. Смысл учения Заратуштры в том, что человек имеет право выбирать следование по пути благих мыслей, благих слов и благих дел ради полноценной и гармоничной жизни.
Согласно Заратуштре, Ахура Мазда не принимает решение за человека и поэтому не ответственен за чьи бы то ни было ошибки. Ахура Мазда дал всем людям возможность самим делать правильный выбор через познание Амеша Спента – Бессмертных Святых, созданных Ахура Маздой.
Амеша Спента – Бессмертные Святые
Амеша Спента – семь божественных сущностей, каждая из которых выполняет две функции. Они формируют этическую основу религии и опекают семь творений: небо, воду, землю, растения, животных, людей и огонь.
Почитая эти семь творений, человек поддерживает связь с природой и учится быть ответственным за сохранение равновесия между каждым из семи творений Ормазда. Это то, что обычно называют термином экология. Поддержание гармонии этих семи творений является главным религиозным долгом каждого заратуштрийца.
Долг каждого заратуштрийца познать изначальную природу семи Бессмертных Святых. Каждому человеку необходима Мудрость (от Ормазда), чтобы ведать о Благом Помысле (Бахман). Благой Помысел – величайший дар Ормазда человеку, поскольку это способность чувствовать и понимать Наилучшую Правду (Ордибехешт). Соединение Мудрости с Благим Помыслом и Правдой даёт Власть (Шахривар), необходимую для того, чтобы развиваться и рассудительно действовать. Праведные деяния характеризуются Преданностью (Аспандармат), Совершенством (Хордад) и Бессмертием (Амордад). Они призваны к тому, чтобы каждая мысль, каждое слово и каждое дело были направлены на преумножение и созидание через борьбу со всеми формами зла – разрушением, чрезмерностью и т. д.
Каждому из семи Бессмертных Святых посвящены первые семь дней каждого месяца заратуштрийского календаря.
Понимание сущности Амеша Спента является одним из первых шагов в изучении жизненных устоев заратуштрийцев.
Амеша Спента: Ормазд
Значение: Господь Мудрый
Роль: Создатель и защитник Человека – Духа Ахура Мазды
Покровительство: Человек
Очередность создания: 6-ой
Предназначение: Распознавать сущность Мудрости
Посвященный день и месяц: 1-й день 10-го месяца
Амеша Спента: Бахман
Значение: Благой Помысел
Роль: Дает возможность постигать знание, чтобы сделать правильный выбор
Покровительство: Рогатый скот
Очередность создания: 5-ый
Предназначение: Воспринимать, думать и применять истинное знание
Посвященный день и месяц: 2-й день 11-го месяца
Амеша Спента: Ордибехешт
Значение: Правда
Роль: Помогает следовать правильным путем и при этом наделяет познаниями
Покровительство: Огонь
Очередность создания: 7-ой
Предназначение: Насаждать правду и счастье в мире
Посвященный день и месяц: 3-ий день 2-го месяца
Амеша Спента: Шахревар
Значение: Власть желанная
Роль: Независимость и уверенность силу суждения
Покровительство: Небо
Очередность создания: 1-ый
Предназначение: Развивать достойной власти и вершение правосудия в мире
Посвященный день и месяц: 4-ий день 8-го месяца
Амеша Спента: Аспандармат
Значение: Святое Благочестие/Преданность
Роль: Набожность
Покровительство: Земля
Очередность создания: 3-ий
Предназначение: Развивать заботу о мире
Посвященный день и месяц: 5-ий день 12-го месяца
Амеша Спента: Хордад
Значение: Совершенство
Роль: Отражает совершенствование и приведение мира к целостности Ахура Маздой
Покровительство: Вода
Очередность создания: 2-ой
Предназначение: Стремление к успеху
Посвященный день и месяц: 5-ой день 3-го месяца
Амеша Спента: Амордад
Значение: Бессмертие
Роль: Дарует бессмертие семи творениям Мазды
Покровительство: Растения
Очередность создания: 4-ый
Предназначение: Стремление к достижению Совершенного Мира Мазды
Посвященный день и месяц: 7-ой день 5-го месяца
Путь Истины (авест. Аша) – путь, ведущий от заратуштрийца к Ахура Мазде. Человек, избравший этот путь называется ашаван – последователь Аша. Понятие Аша на гуджарати включает в себя четыре значения:
Аша на физическом уровне – Порядок во Вселенной.
Аша на психологическом уровне – Правда как воспринимают ее люди.
Аша на духовном уровне – это выражение Праведности – когда Порядок и Правда дают понимание того, что является Правильным, и поэтому каждый может познать суть вещей.
Аша на божественном уровне отражает гармонию во Вселенной, когда все созданное Ахура Маздой находится в равновесии друг с другом и Человек, самое прекрасное создание Бога, сознаёт, что так должно быть
Если Вы следуете путём Аша, то тем самым отвергаете Ложь, противостоящую Правде. Предназначение заратуштрийца – быть ашаваном, покровителем Правды; следование Аше приведёт к преображению Мира в состояние Совершенства согласно желанию Ахура Мазды, известное как «Сотворение Чуда» (авест. Фрашо керети).
Аша также представляет собой закон прогресса, движения и гармонии, управляющий всем, что является благим и полезным во Вселенной. Сегодня заратуштрийцы добавляют приставку Ашо к имени пророка Заратуштры, данную ему за то, что он был самым праведным человеком, известным иранцам.
Заратуштриец постигает смысл и предназначение каждого из Амеша Спента с помощью добровольного и ответственного выбора, проявленного через мысли, слова и деяния.
Религия Ашо Заратуштры основана на тройном принципе Благих Помыслов, Благих Слов и Благих Дел – Хумата, Хухта, Хварешта.
Хумата означает Благие Помыслы – если заратуштрийца посещают Благие Помыслы, то соответственно, он будет говорить только Благие Слова – Хухта, которые в свою очередь приводят к Благим Делам – Хварешта. Мысли порождают слова, слова предшествуют делам – все они последовательно проистекают одно за другим и зависят лишь от свободного выбора заратуштрийца, который должен противостоять злым умыслам, злословию и злодеянию благодаря дуалистическому учению пророка, противопоставляя им благие помыслы, слова и дела. Когда душа предстанет перед Судом на четвёртое утро после смерти, если среди сотворенного ею больше Благого, то она направляется в гародман – Рай, или если же душа является злой, то она низвергается в дузухт – ад.
Концепция служения Человечеству
Заратуштрийское учение требует, чтобы её последователи помнили о благосостоянии всех людей. Милосердие является главным идеалом заратуштрийца, и поэтому преумножение богатства должно быть направлено на то, чтобы улучшить мир, чтобы создать гармонию в физическом и духовном мирах.
Заратуштриец должен вести активный образ жизни, быть честным и трудолюбивым, чтобы благодаря надлежащим усилиям создавать достаточно богатств и совместно их использовать. Заратуштриец должен обрести радости телесного мира, благодаря чему будет возможно обрести духовное счастье, а не наоборот.
Заратуштриец должен учиться быть счастливым, быть в мире с собой, и делать других счастливыми. «Ushta ahmai, yahmai, ushta kahmaichit ...» (Ясна 43.1). Счастье подразумевает состояние удовлетворенности. Высшее счастье – испытывать удовольствие, давая счастье другим без расчёта на воздаяние. Чем больше каждый даёт, тем больше благословений Ахура Мазды и в телесном и духовном мире он получает.
Акт наделения представляет собой некий как осязаемый, так и неосязаемый дар от себя другому человеку или объекту. Человек создаёт поток энергии, идущий изнутри во вне, создающий своего рода духовный вакуум внутри себя, который заполняется божественным. Как сказано в Динкарде, Вы делаете один шаг к Ахура Мазде, Он сделает 1000 шагов к Вам.
Заратуштриец должен заботиться о семи созданиях Ахура Мазды и следовать семи этическим принципам, обозначенным в таблице Амеша Спента. Следуя им, каждый будет думать, говорить и действовать так, чтобы уничтожить Зло в мире, что приведёт его к состоянию мира и гармонии. Достигший этого становится ашаваном, проводником Правды.
Цель жизни состоит в том, чтобы утверждать гармонию, делая других счастливыми, побеждая Ложь и стремясь уничтожить все проявления неустойчивости и несчастья в мире.
Согласно Великому Бундахишну (Сотворению основы), Человек включает в себя:
Тело (Тану)
Дыхание Жизни (Уштана)
Душа (Урван)
Прообраз (Керпа)
Дух-хранитель (Фраваши)
Тело. В Великом Бундахишне (В. Бундахишн, 14.9) сказано, что тело представляет собой плоть и было создано после души (урван), которая управляет телом. Тело уподобляется Вселенной, где кожа символизирует небо, плоть – землю, кости – горы, вены – реки, кровь – океан, волосы – растения и дыханию – ветер.
Эта сравнение важно, поскольку объясняет, что человек должен заботиться о мире также, как о своём теле. Сегодня это назвают экологией. Таким образом, заратуштриец заботится не только о прибежище души, т. е. теле, которое подобно храму Ормазда, но и о других созданиях, которые окружают этот «храм» или тело, созданное Богом.
Дыхание Жизни даётся человеку, чтобы поддерживать жизнь в теле. Оно даётся Ормаздом и уподобляется ветру. Когда дыхание или «дух» оставляет тело, человек умирает. Смерть – одно из проявлений Зла, приводящее к полному разделению телесного и духовного миров в человеке.
Душа (урван) является источником добрых и злых мыслей, слов и дел, творимых человеком. Душа ответственна за свободный выбор, сделанный человеком в каждой мысли, слове и действии. Она предстанет перед Судом на рассвете четвёртого утра после смерти, после чего направлится в Рай или Ад в зависимости от своей земной жизни.
Душа направляет Благие Помыслы, которые устремляются к мудрости, знанию, интеллекту. Над ними находится совесть, которая отражает намерения души, её каждой мысли, слова и дела.
Мудрость – это способность постигать всё, что происходит в пределах и вне пределов времени.
Мышление – это взвешивание и сопоставление душой всех последствий для принятия решения.
Разум дает способность думать и постигать рациональным способом.
Интеллект – это способность приобретать и применять полученные знания.
Воля даёт возможность совершить выбор в мысли, слове и деле. Желание, которое проявлется согласно с Ахура Маздой, и ведёт по пути Аша.
Совесть – это врождённый проводник желания Мазды для души, выбирающей добро. Однако, именно душа делает окончательный выбор.
Керпа – Оболочка, окружающая тело человека, и ее источник связан с Бесконечным Светом, который является обителью Ормазда, Господа Мудрого. Керпу человека иногда понимают как ауру, поскольку она отражает внутреннее психологическое состояние человека.
Фраваши – Дух-хранитель человека, который всегда остаётся благим и потому неоскверненным. Фраваши человека существует от начала времени, и продолжает существовать после его смерти. Ормазд благодаря блеску и славе фраваши установил семь телесных сущностей во Вселенной.
Каждый заратуштриец обладает фраваши, который наблюдает за его жизнью. Он не вмешивается в процесс принятия человеком решений и поэтому фраваши никогда не судится на «Мосте Разделения», после смерти человека.
Фраваши живых сильнее, чем мёртвых и поэтому мысли, слова и деяния человека более важны в этом мире, чем в духовном царстве. (Яшт. XIII, v.17).
Фраваши дают блага, здоровье и благосостояние тем заратуштрийцам, кто поминает их в молитвах – «ashaunam vanguhish surao spentao fravashyo yazamaide»-, «Благие могучие святые фраваши праведных мы почитаем». (Яшт 13, 70). Стилизованное изображение Фравахара появляется сначала на каменных стелах царя Дария Ахеменида и Ксеркса, в Тахт-е Джамшид (Персеполь) приблизительно в 6 в. до н. э. Фравахар расположен над царём и его свитой а также выше священного огня, которому поклоняется монарх.
Вопреки распространённому мнению, смерть и отрицание жизни в религии Заратуштры исходят от сил Зла, исконная природа которого направлена на разрушение и уничтожение творений Ормазда.
Смерть наступаеть, когда дыхание жизни (уштана) оставляет тело и Злой Дух «поражает жизнь праведного человека смертельным ударом, который отделяет душу от тела».
Смерть, является временным триумфом Злого Духа – Ахримана. Ашо Заратуштра был единственным пророком в мире, который провозгласил, что Бог Создающий не может стремиться разрушить свои собственные творения. В Гатах Заратуштра говорил (Ясна 51.10):
Да, тот, кто убивает нас, о Мудрый, отличается от нас. Он происходит от творца лжи и пагубен для тех, кто существует.
Из этого следует, что Ормазд – Создатель Жизни и Совершенства в мире, и Он не может быть ответственным за смерть и разрушения. Если «бог» способен и к созиданию, и к разрушению, то следовательно, такой бог несовершенен и ответственен за зло в мире, что делает его равным Злу. Очевидно, что заратуштриец может почитать только Совершеннного и Творящего Добро, Того, Кто Совершенен Всегда. Поэтому Богом является только Ормазд – Совершенная Сущность, и только Он достоен почитания согласно учению Заратуштры.
Как следует из учения Заратуштры, любое явление, основанное на неравенстве, бедности, хаосе, болезни, страданиях, разрушениях и смерти, не может быть созданием Ормазда, а является порождением того, кто изначально враждебен Совершенному – Злого духа, Ахримана, который является антиподом Ормазду и Благому.
Человек считается мёртвым, когда дыхание жизни оставляет тело. Однажды умерев, душа покидает тело для того, чтобы странствовать в духовном мире. Сказано, что после смерти душа полна робости и страха в преддверии нового неведомого мира. Согласно заратуштрийской традиции, на вторую ночь после смерти перед душой проносятся все её деяния в телесном мире. На рассвете четвёртого утра после смерти, душа, сопровождаемая своей даэной (совестью), подвергается суду на «Мосту Разделения» (Чинвато Перету), где взвешиваются все её деяния. Если в совокупности мыслей, слов и дел преобладают благие мысли, благие слова и благие дела, то душа направляется в Рай; если же первесят дурные мысли, слова и дела, то душа низвергается в Ад.
По заратуштрийскому учению каждый человек может быть уверен в справедливом правосудии в духовном мире. Ничто не может простить душу за ее дурные мысли, слова и дела. Смысл в том, что Ахура Мазда не прощает зло, ибо если бы Он прощал его, он бы потворствовал злу, прощая одно и не прощая другое.
Существует пророчество, что в конце времён зло будет искоренено, когда у всех людей будут только благие помыслы, слова и дела.
Полагается, что Ормазд ниспошлёт спасителя, известного как Саошьянт, приблизительно за 57 лет до конца времён. Он появится в мире и завершит победу Добра, после чего Ахриман будет разбит навсегда. Таким образом, время, как мы его понимаем, прекратит существовать. Свершится Последний Суд, солнце будет в зените, и когда все души пройдут сквозь аллегорическую реку расплавленного металла, зло будет уничтожено навсегда. После этого души воссоединятся с их совершенными телами, в телесном и духовном мирах. Свершится «Сотворение Чуда» (Фрашокерети), и с прекращением времени старение и смерть исчезнут. Время представляется скорее линейным, нежели циклическим, имея начало и определенный конец, согласно заратуштрийской концепции Мироздания – Бундахишну.
Цель существования человечества состоит в том, чтобы приближать состояние полного совершенства, когда действительно «... создания станут бессмертными...» (Яшт.19.90) Оно наступит и в телесном, и в духовном мирах. Индивидуальность человека сохранится, но каждый вместе со всеми будет являть собой чистое творение Ормазда – Господа Мудрого.
Вопреки распространённому мнению не существует никаких указаний, связанных с теорией перевоплощения. В учении Заратуштры людям в духовном мире дана гарантия на справедливый суд над душой после смерти за её поступки при жизни. Душа в физическом мире воплощается только один раз.
Последователи теории перевоплощения, полагают что все несчастья в этом мире – результат предыдущей жизни. Кто-то рождается богатым, кто-то – бедным, кто-то рождается здоровым, кто-то – больным или искалеченным, и это всё потому что их «бог» предопределил им это как награду или наказание за его предыдущие жизни. Этот «бог» очень странный и жестокий, если он наказывает свои создания таким произвольным и беспощадным способом, причиняя несчастье, страдания и, в конечном счёте, смерть конкретному созданию за преступления, которые он лично не совершил, и якобы совершённые им в предыдущей жизни. Также трудно сказать, кем был в прошлой жизни некий человек, если он родился бедняком, потом стал личностью с мировой известностью, а затем умер самым трагичным образом.
Согласно учению Заратуштры, неравенство в телесном мире, не предопределено Богом, а являются результатом нападения Зла на мир. Зло порождает все конфликты, оскверняя когда-то совершенный мир и одно из семи творений – Хордад (Совершенство).
Из всего этого следует, что теория перевоплощения никоим образом не совместима с пророчеством Заратуштры о воскресении, когда душа навсегда воссоединится со своим физическим телом в совершенном состоянии. Перевоплощение, с другой стороны, подразумевает наличие одной души, переселяющейся во множество различных физических тел, каждое из которых проживает собственную жизнь, тогда как по определению воскресение может только произойти лишь один раз, той же самой души с тем же самым физическим телом.
Кроме того, неизвестно, по каким критериям судить, достойна ли душа жизни на небесах или низвержения в физический мир за её прошлые преступления! Самый чёткий аргумент против теории перевоплощения в учении Заратуштры содержится в Джамасп Намаг: «В этот мир невозможно вернуться ещё раз, даже для того чтобы творить добродетель» (Персидские риваяты, Ervad B. N. Dhabhar, p. 485).
Известный учёный, Дж. Е. Санджан заметил: «... само собой разумеется, что вера в реинкарнацию абсолютно несовместима с традиционным зороастризмом, и поэтому можно без преувеличения сказать, что тот, который верит в перевоплощение, не может быть последователем Заратуштры...» (Догма Перевоплощения, p. 124).