Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  

Эфиопские народные сказки



Размещение в сети: http://rodon.org/other/ens.htm
Дата написания: не выяснена;  файла: 11.03.2008


СОДЕРЖАНИЕ
Глупый монах
Богач и смерть
Неутомимый болтун
Приговор справедливого судьи. История первая
Приговор справедливого судьи. История вторая
Про одного хвастуна
Про человека, которого никто не мог обмануть
Сказка о глупом муже и умной жене
Как бедный крестьянин перехитрил бродяг
Умный и глупый
Три глупца
Про женщину, которая ни о чём не думала
Справедливый суд
Про глупую женщину
Неосторожный охотник
Два хитреца
Благодарение богу
Трое глухих
Что всего тяжелее?
Чужие советы
Гиена и ослица
Детеныш тигрицы и детёныш козы
Семь львов и один бык
Умный воронёнок
Хороший совет

Пословицы и поговорки Эфиопии


Глупый монах


Шёл по горной дороге монах.

Гора высокая, подъём крутой, монах толстый.

Вот монах и стал просить бога:

– Господи, я тебе служу много лет. Послужи и ты мне: пошли хоть какую-нибудь лошадь, чтобы я мог перевалить через эту гору.

Помолился так и уселся на придорожный камень. Сидит, ждёт божьей милости.

В это время шёл по дороге крестьянин. На поводу он вёл лошадь, а в руках нёс жеребёнка, который только что родился.

«Благодарение богу! Услышана моя молитва!» – подумал монах.

Он вскочил на ноги и сказал крестьянину:

– Сын мой, помоги мне сесть на эту лошадь. Я как раз жду её, чтобы подняться на гору. Крестьянин очень рассердился.

– Ах ты, бездельник! Я сам иду пешком, так буду я свою лошадь ради тебя мучать! Погоди, вот я тебя проучу сейчас!

И он сунул ему в руки маленького жеребёнка.

– Неси! – прикрикнул он на монаха. – Да смотри, если уронишь, плохо будет! Ну, шевелись!

И он взмахнул плёткой, погоняя монаха вверх по горной дороге.

От удивления монах не мог произнести ни слова. Он послушно пошёл вперёд, крепко прижимая к себе жеребёнка.

– О господи! – бормотал монах, карабкаясь по круче. – Ты совсем не понял меня! Я просил у тебя лошадь для езды, чтобы подняться на гору, а ты послал мне лошадь, чтобы я нёс её на руках. Уж если ты, господи, так непонятлив, так что же требовать от нас, грешных людей?




Богач и смерть


Вот что рассказывают.

Один богач очень боялся смерти. Поэтому он сговорился со смертью так: когда придёт его час, смерть скажет ему об этом заранее, чтобы он смог приготовиться.

Живёт богач в превеликом спокойствии и одну только заботу знает: как бы побольше золота накопить.

"Зачем раньше времени бояться смерти! – думает богач. – Когда скажет мне смерть: «Приготовься!» – тогда покаюсь во всех грехах и умру с чистой совестью".

Так он и жил – год за годом.

И вот однажды узнал богач, что смерть похитила из его стада маленького козлёнка.

Но что для такого богача один козлёнок! Богач и думать об этом не стал.

Прошло немного времени, и страшный мор напал на его стада. Что ни день – уносит смерть то козу, то коня, то буйвола.

А богач думает:

«Пусть уж лучше мою скотину истребляет смерть, – только бы меня не трогала!»

Потом дети богача стали болеть и – один за другим – умерли.

Потом и жена умерла.

А богачу ничего не делается. Ему смерть ничем не грозит.

И вдруг является смерть к нему самому.

– Идём, – говорит, – пришло твоё время!

Богач рассердился:

– Почему же ты, смерть, своё слово нарушила?

А смерть говорит:

– Нет, я своё слово сдержала.

– Как же это сдержала! – кричит богач. – Ты, видно, забыла про наш уговор!

Ты же обещала заранее меня предупредить! А сейчас я ещё не могу с тобой идти, я ещё не приготовился умирать!

– Да разве же я тебя не предупреждала? – говорит смерть.– Я каждый день стучала в твой дом. Твои стада унесла – ты ничего знать не хотел. Детей и жену забрала – ты ни о чём не подумал. Каждый день тебе повторяла: «Приготовься!

Я пришла!» Как же яснее тебе говорить? Видно, слон наступил тебе на ухо, если ты ничего не слышал и не понимал!

С этими словами схватила смерть богача и унесла.




Неутомимый болтун


Шел по дороге старик.

Увидел дерево и сел в тени отдохнуть. Глаза прикрыл. От усталости шевельнуться не может.

В это время шёл по той же дороге молодой парень. Увидел, что под деревом кто-то отдыхает, и тоже решил отдохнуть. Да не успел присесть, как сразу пустился в разговоры.

– Что, отец, устал? Отдыхаешь? Вот и я тоже передохну немножко. Да ты издалека, верно? Из каких мест будешь? Откуда идёшь?

– Оттуда, – сказал старик и головой чуть мотнул.

А парень не унимается.

– Это откуда же – оттуда? Внизу, что ли, живёшь? В долине? Как же тебя занесло в такую даль? А селение у вас большое? Река есть поблизости? И рыба там водится? А?

– Да, – ответил старик.

– А что у вас растёт?

– Всё, – говорит старик, а сам думает: «Может, теперь заткну ему рот».

Да где там! У парня на всякое слово -десяток в ответ.

– Говоришь, всё растёт? И пшеница? И тэфф? Он ещё лучше пшеницы. Ну и питьё из него готовят! Как мёд! А турецкий горох растёт? А тыква? И дагуссу сеете? Из неё славное пиво варят! А сахарный тростник тоже растёт? А ещё что?

Старик рассердился.

– Я же сказал: всё. Что же тебе ещё надо? Не видишь разве, что я хочу отдохнуть?

Тут парень обиделся и говорит:

– А разве я не отдыхаю? Да ведь пока из тебя слово вытянешь, – устанешь больше, чем на работе.




Приговор справедливого судьи
История первая


Жили два брата. Они были так дружны, что не могли провести друг без друга ни одного дня. Поэтому они сообща построили себе дом, чтобы никогда не разлучаться, купили в складчину одного осла и вместе занялись торговлей.

Скромные доходы они делили поровну, и вражда никогда не заглядывала в их жилище.

Но случилось как-то, что младший брат нашёл в земле клад. Клад нашёл, а голову потерял.

«Всё себе возьму, – думает младший брат. – Я разыскал, – значит, всё моё.

Старшему ничего не дам».

Он построил себе новый дом и стал жить отдельно. Своего бедного брата он и знать больше не хотел. И уж до того сделался скупым и жадным, что даже заплесневевшую лепёшку никогда не выбрасывал.

И вот однажды он пришёл к бедному брату и сказал:

– Я хочу сломать наш старый дом и взять свою половину, – пригодится мне в хозяйстве. И нашего осла я хочу зарезать и тоже взять половину. Осёл хоть и тощий, а всё-таки собакам кое-какой корм будет.

Бедняк услышал эти слова и упал к ногам своего богатого брата.

– Не губи меня, – просит. – Не делай задуманного! Оставь мне этот дом и этого осла!

Но богатый брат сказал:

– Нет, не оставлю. Я хочу получить то, что принадлежит мне.

Тогда бедняк сказал:

– Хочешь, я заплачу тебе за твою половину дома и за твою половину осла?

Но богатый брат сказал:

– Нет, не хочу. То, что принадлежит мне, то моё. А то, что моё, я возьму себе.

Бедный брат сказал:

– Это несправедливо. Пойдём к судье, и пусть он рассудит нас. И они отправились к судье.

– Господин! – сказал бедный брат. – Выслушай нас и рассуди по справедливости.

Мы – два брата. Мы жили в бедности и всё делили поровну. Только и было у нас богатства – дом и осёл. Дом мы вместе своими руками построили, осла вместе на общие деньги купили. Теперь мой брат разбогател. Он построил себе новый дом – такой, что самому негусу [* так в Эфиопии называют императора] не было бы стыдно в нём жить. У него теперь стада в сотни голов. А он хочет разрушить наш старый дом и взять свою половину, хочет зарезать нашего осла и тоже взять свою половину. Я просил его оставить мне дом и осла.

Но он говорит: «Нет, не оставлю». Я хотел заплатить ему за половину дома и половину осла. Но он говорит: «Нет, не согласен». Поэтому я привёл его к тебе, чтобы ты рассудил нас. Да не покинет тебя справедливость!

Судья выслушал бедного и повернулся к богатому.

– Что ты можешь ответить на его слова?

Богатый сказал:

– О мой господин! Твоя мудрость не знает конца? Скажи мне,– разве не волен каждый делать со своим добром то, что он хочет? Я ведь не прошу, чтобы брат отдал мне то, что принадлежит ему. А он посягает на то, что принадлежит мне. Разве это справедливо?

Судья сказал:

– Ты прав. Никто не может помешать тебе распоряжаться твоим имуществом.

Поэтому иди и делай то, что задумал: сломай ваш дом, зарежь вашего осла.

И пусть каждый получит свою долю. Это будет по справедливости.

А бедному судья сказал:

– Ты не должен мешать ему!

Братья поклонились и ушли. Бедный – с великой печалью в сердце. Богатый – с великой радостью.

Бедный сказал:

– Это приговор неразумного судьи.

Богатый сказал:

– Как решил судья, так и будет.

Поэтому он зарезал осла и разделил его на две равные части, а потом позвал своих слуг и приказал им ломать дом.

Тем временем бедный брат вынес из своей половины всю утварь и стал поджигать дом.

Богатый увидел это и сказал:

– Ты не смеешь поджигать дом, потому что может загореться и моя половина.

Бедный брат сказал:

– Кто может помешать мне распоряжаться моим добром так, как я хочу? Я хочу сжечь свою половину дома и на этой земле посадить бобы.

Тогда богатый брат сказал:

– Это несправедливо. Пойдём к судье, пусть он решит спор. Как он скажет, – так и будет.

И они опять отправились к судье.

Богатый брат поклонился ему и стал рассказывать всё, что уже рассказано.

Судья выслушал его и говорит:

– То, что я сказал в прошлый раз, то скажу и теперь. Всякий волен делать со своим добром то, что хочет. Ты волен ломать дом, чтобы взять свою половину, а твой брат волен поджечь свою половину, и ты не должен мешать ему.

Потом судья повернулся к бедняку и сказал:

– Иди и делай то, что задумал.

Братья ушли.

Богатый сказал:

– Это приговор неразумного судьи.

А бедный сказал:

– Как решил судья, так и будет.

И он сжёг половину своего дома, а вместе с его половиной сгорела и другая – та, которая принадлежала его брату.

Потом бедняк вскопал землю и посадил бобы.

Когда бобы выросли, сын богатого брата сорвал с грядки несколько стручков и съел их.

Бедный брат поймал его, привёл к отцу и сказал:

– Твой сын съел пять моих бобов. Поэтому я разрежу ему живот и выну свои бобы.

Богатый стал просить его:

– Не делай этого. Я дам тебе другие бобы вместо тех, которые съел мой сын.

Но бедный брат сказал:

– Нет, я хочу получить свои бобы.

Богатый упал перед ним на колени и сказал:

– За пять твоих бобов я верну тебе пять полных мер, – только не убивай моего ребёнка.

Но бедный сказал:

– Нет, мне не нужны твои бобы, – ни пять мер, ни десять. Мне нужны те, которые съел твой сын.

Тогда богатый брат опять пошёл к судье искать справедливости.

Судья выслушал его и сказал:

– Каким был мой приговор, таким и останется. Всякий волен поступать со своим добром так, как ему вздумается. И когда твой брат говорит: «Я хочу, чтобы мне вернули мои бобы» – зачем ты заставляешь его брать вместо своих бобов твои? Убирайся и больше не приходи ко мне!

Братья вернулись домой. Бедный – с великой радостью в сердце. Богатый – с великой печалью.

Богатый позвал к себе всех самых старых и почтенных жителей села и стал просить их вступиться за его сына. Он обещал отдать брату половину своего богатства, лишь бы только брат смилостивился и оставил его сыну жизнь.

Старейшины пошли к бедняку.

Бедный сказал:

– Мой брат убил бы моего сына даже из-за одного бобового зерна. Но я его сына убивать не хотел. Я хотел только проучить своего жадного брата.

Ребёнок остался жив, а бедняк разбогател.

Так рассказывают.

И тот, кто узнает эту историю, пусть запомнит:

Если бросишь камень вверх, – он упадёт тебе на голову.

Если позаришься на чужое, – потеряешь своё.

Если задумаешь злое дело, – оно принесёт сначала несчастье другому, а потом ещё большее несчастье тебе самому.




Приговор справедливого судьи
История вторая


Жили по соседству два человека. У одного были овцы, у другого – виноградник.

Однажды хозяин виноградника увидел, что овцы его соседа объели у него виноградную лозу. Тогда он пошёл к хозяину овец и сказал:

– Твои овцы забрались в мой виноградник и съели мой виноград. Ты должен возместить мне убыток. Отдай мне овцу с ягнёнком, – и мы будем в расчёте.

Но хозяин овец сказал:

– Я не виноват, что мои овцы зашли в твой виноградник. Я не посылал их туда, поэтому я ничего тебе не дам.

– Это несправедливо, – сказал хозяин виноградника. – Пойдём к судье, пусть он рассудит нас.

Когда они пришли к судье, хозяин виноградника сказал:

– О справедливый судья! Выслушай нас и рассуди по совести! Этот человек причинил мне большой убыток и не хочет возместить его. В моём винограднике была лоза, которая приносила мне много винограда. Но по вине человека, которого я привёл сюда, я потерял своё богатство. Его овцы забрались в мой виноградник и объели всю лозу. Я хочу, чтобы он отдал мне за это овцу с ягнёнком. Это будет справедливо, потому что так же, как виноградная лоза приносила мне виноград, так и овца приносит ему ягнят. Но он не пожелал возместить мне убыток. Поэтому я привёл его к тебе на суд.

Судья выслушал хозяина виноградника и повернулся к хозяину овец:

– Говори теперь ты!

Хозяин овец сказал:

– О мой господин! Разве виноват я в том, что мои овцы забрели в чужой виноградник? Разве я позволял им есть чужой виноград с чужой лозы? Как же я могу отвечать за овец? Я ведь ничего не выгадал от того, что мои овцы паслись в винограднике этого человека. А он хочет разжиться на мне и отобрать у меня овцу с ягнёнком. Разве это справедливо?

Судья сказал:

– Раз ты недоглядел за своими овцами, – значит, ты виноват в том, что они съели виноград этого человека. Как же ты отказываешься платить ему?

Потом он повернулся к хозяину виноградника и сказал:

– Ты хочешь слишком много за свой виноград. Ты говоришь, что виноградная лоза приносила плоды так же, как овца приносит ягнят. Это верно. Но ведь ты потерял только виноград, а лоза осталась. Поэтому мой приговор будет такой: пусть хозяин овец острижёт шерсть с одной овцы и отдаст тебе. У тебя останется лоза без винограда, у него – овца без шерсти. Это будет справедливо.




Про одного хвастуна


В одной деревне жил мальчик – большой врун и хвастун.

Однажды пошёл он в соседнее село, а когда вернулся, – стал рассказывать товарищам:

– Не знаю, как я сегодня жив остался. Представьте, – за мной гналась целая стая гиен! Хорошо ещё, что у меня была крепкая палка, а то бы мне не отбиться от них. Да если бы на моём месте был кто другой – не такой сильный и смелый, как я, – от него бы и косточки не осталось. Ведь в стае, наверное, пятьдесят гиен было, если не больше.

– Ну что ты выдумываешь! – говорят мальчишки. – Какие там пятьдесят гиен!

Уж какой ты ни есть храбрец, а пятьдесят гиен и тебя бы до последней косточки съели!

– Уверяю вас, их было никак не меньше пятидесяти, – говорит хвастун. – Ну, может, я второпях ошибся, может, их было не пятьдесят, а только сорок.

– Сорок гиен! Ну кто тебе поверит! – смеются над хвастуном.

– Сорок не сорок, а тридцать – это уж наверное.

– Рассказывай! И трёх не было!

– Ну, если хотите знать точно, так вот: их было ровно десять.

– Да где тебе с десятью гиенами справиться! – кричат хвастуну со всех сторон.

– Напрасно вы так говорите, – ответил хвастун. – Правда, если уж на то пошло, так их было всего три. Но никто из вас в жизни не видел таких огромных гиен. Каждая была величиной с хижину. Уж поверьте мне – эти три гиены стоят десяти обыкновенных!

– Да брось ты сказки рассказывать! Верно, и одной-то гиены не было! – засмеялись кругом.

Хвастун даже обиделся.

– Ну, уж одна-то была.

Тут протиснулся сквозь толпу парень и говорит: – Не верьте ему! И одной не было!

– Как это не было? – кричит хвастун. – А что же тогда за шум я слышал?

Парень отвечает:

– А это я за тобой шёл! Только ты от меня так бежал, что я тебя никак догнать не мог.




Про человека, которого никто не мог обмануть


Жил один старик. За всю свою жизнь ни разу не сказал он пустого слова. Что он знал, то знал верно. Чего не знал, о том не говорил.

Повсюду старика чтили и уважали. Но нашлись и такие, которые позавидовали его доброй славе и захотели над стариком посмеяться.

Вот что придумали эти злые люди.

Один из них обрил себе правую половину головы – от лба до затылка, потом вымазал у пегой лошади левый бок рыжей краской и повел её мимо дома старика.

А его приятели подождали немного и пошли вслед за ним.

Остановились у дома старика, поклонились ему с почтением и говорят:

– Все ли дни твои хороши?

А потом, будто невзначай, спрашивают:

– Скажи, не проходил ли тут кудрявый юноша с рыжей лошадью?

Старик ответил:

– Да, здесь проходил юноша с лошадью. Та сторона его головы, которую я видел, была кудрявая, но я не знаю, была ли у него кудрявая вся голова.

И тот бок у лошади, который я видел, был рыжий, но был ли у неё и другой бок рыжий – или был он пегий, или вороной, – я не знаю.

В другой раз эти хитрецы нарядили девочку в платье мальчика, подпоясали её так же, как подпоясывают мальчиков, потом обрили у чёрной овцы шерсть с одного бока и велели девочке пройти с этой овцой мимо старика.

И вслед за ней сами пошли к старику.

Опять поклонились ему с почтением, пожелали ему счастливых дней, а потом спросили, будто между прочим:

– Скажи, не проходил ли здесь мальчик с длинношёрстой овцой?

Старик ответил:

– Да, по дороге проходил ребёнок с овцой. Тот бок у овцы, который я видел, порос длинной чёрной шерстью, но какая шерсть у овцы на другом боку – чёрная или белая, длинная или выстриженная, – я не знаю. И ребёнок, которого я видел, был одет как мальчик, но мальчик ли это был или переодетая девочка, я тоже не знаю.

Тогда в третий раз хитроумные друзья решили поймать старика на неверном слове.

Они одели мальчика девочкой, дали мальчику в руки корзинку, в которой носят хлеб, положили в неё камни и сказали мальчику:

– Ступай пройди мимо этого старика!

И сами тоже пошли к старику.

Поклонились ему низко и с почтением сказали:

– Пусть в добром здоровии проходят твои дни!

А потом спрашивают:

– Не видал ли ты на дороге девочку, которая несла корзину с хлебом?

Старик сказал:

– Да, я видел ребёнка, который нёс корзину из-под хлеба. Ребёнок был одет как девочка, но была ли это девочка или переодетый мальчик, я не знаю.

В руках у ребёнка была корзинка для хлеба, но был ли в ней хлеб или, может быть, в ней лежали камни или была она пустая, – я тоже не знаю.

Хитрецы увидели, что их хитрость опять не удалась, и повернулись, чтобы уйти.

Но старик остановил их и сказал:

– Послушайте и запомните мои слова. То, что человек видит, – это ещё не всё, что можно увидеть. И если к тебе в дом пришли с поклоном и словами привета, не торопись говорить, что это пришли друзья. Это могут быть и враги, которые расставляют тебе ловушку.

И те, кто хотели посмеяться над старым человеком, в великом смущении покинули его дом..




Сказка о глупом муже и умной жене


Жил человек, который любил прихвастнуть и тем, что знал, и тем, чего не знал. Однажды похвастался он, что может измерить всю землю. И даже побился об заклад, что к утру сосчитает, на сколько локтей тянется земля от восхода солнца до захода.

А пришёл домой – и места себе не находит.

Жена ему говорит:

– Садись, будем ужинать.

А он только головой мотает:

– Не хочу. Завернулся в одеяло и лёг, будто он болен.

Жена спрашивает:

– Какая беда с тобой случилась? Почему ты так печален?

Пришлось ему во всём признаться.

– Жена, – говорит, – мы пропали. Я побился об заклад, что завтра утром скажу, на сколько локтей тянется земля от восхода солнца до заката. А разве я могу это сказать? А если не скажу, тогда и дом наш, и то, что в доме, – всё у нас заберут.

Жена выслушала его и говорит:

– Не бойся. Я научу тебя, как избавиться от беды. Пойди завтра к тем людям, с которыми ты поспорил, воткни перед ними в землю шест и скажи: отсюда до восхода солнца столько-то локтей, а до заката – столько-то. Кто не верит, – пусть сам пересчитает. И если я ошибся хоть на один локоть, – пусть накажут меня и заберут мой дом и всё, что у меня в доме.

Муж обрадовался умному совету жены, сразу выздоровел и сел ужинать. Поел, попил и отправился спать.

А на другой день пошёл и сделал так, как сказала ему жена.

Все очень удивились находчивости этого человека.

– Хвастун он большой, – говорят люди, – а вот умом никогда не мог похвастаться.

Как же он догадался так ловко выиграть спор?

Скоро весь город заговорил про него. До самого негуса дошла о нём слава.

Негус сказал:

– Приведите ко мне этого человека.

И, когда он пришёл, негус повёл с ним такой разговор:

– Послушай, про тебя говорят, что ты человек недалёкий, а ведь не всякий умный догадался бы так ответить, как ты. Может, тебя кто-нибудь научил?

Хвастун и признался:

– Ну да, меня жена научила.

Негус даже не поверил.

– Да неужто, – спрашивает, – у тебя такая умная жена?

Хвастун рад похвастаться. Вот он и говорит:

– Ещё какая умная! И красивая какая! И молодая!

Негус выслушал его и сказал:

– Та, что так умна, и красива, и молода, должна быть женой негуса. Ступай и скажи об этом твоей жене.

Пришёл глупый муж домой и слова вымолвить не может.

Жена его спрашивает:

– Какая беда опять с тобой случилась?

Муж говорит:

– Такая беда, что хуже не бывает. Сегодня позвал меня к себе негус и стал спрашивать, сам ли я додумался, как выиграть спор. Я сказал ему, что это ты меня научила. Негус очень удивился, что ты такая умная, а я ему сказал, что ты и умная, и молодая, и красивая. Пусть знает, какая у меня жена!

А негус, как узнал это, сейчас же и говорит, что, если ты такая умная, и красивая, и молодая, так ты больше не будешь моей женой, а будешь его женой. Вот какая беда случилась!

Жена выслушала его и говорит:

– Правду говорят люди, – у кого язык быстрый, у того ум медленный. Нашёл перед кем похваляться! Перед негусом! Ну да что делать! Надо теперь беду поправлять! Иди опять к негусу и скажи ему так: «Те слова, что ты велел передать моей жене, принесли ей великую радость. Поэтому моя жена просит тебя пожаловать к ней на ужин, отведать кушанья, которые она приготовила, и сладкое медовое питьё».

Муж так и сделал, – пошёл звать к себе на ужин негуса. А жена тем временем принялась хозяйничать. Поставила на стол много всяких мисок – и больших, и маленьких, и поглубже, и помельче, для рыбы и для мяса, для соусов и для приправы, – в каждую миску насыпала горсть пыли и закрыла крышкой.

Потом на каждую миску набросила лоскуток ткани – где парчу, где шёлк, где шерсть, а где и простую льняную тряпку. Одни лоскутки пёстрые, другие полосатые, третьи цветастые. Одни – новые, другие – ветхие, едва держатся.

Убрала так стол и ушла на свою половину.

Скоро явился негус со своими приближёнными. Уселись все за стол.

Негус приказал открыть одну миску. Хозяин снял шёлковый лоскуток, которым она была закрыта, поднял крышку, а в миске ничего нет, – только горсточка пыли.

Негус приказал открыть другую миску. И в ней – то же самое.

Открыли третью миску. И там – ничего.

Негус очень рассердился.

Он сказал:

– Где эта женщина, которая задумала посмеяться над нами? Позовите её!

И, когда она пришла, негус спросил:

– Ты что же, потешаешься надо мной? Дурачишь меня? Зачем ты разбросала по столу эти тряпки? Почему насыпала в миски серую пыль?

Женщина ответила:

– О великий негус! Ты напрасно гневаешься. У меня и в мыслях не было смеяться над тобой. Но я не смела надеяться, что ты захочешь говорить со мной.

Поэтому я решила – если не словами, так хоть намёками сказать тебе о том, что я думаю. Вот ты видишь на столе миски, покрытые разными лоскутками.

А в мисках – пыль, во всех одинаковая. Пройдёт время, и все лоскутки – красивые и некрасивые, шёлковые и льняные – одинаково истлеют и все превратятся в пыль. Так же и все женщины – красивые они или некрасивые – одинаково состарятся. И та, что была красавицей, потеряет с годами свою красоту, а та, что была некрасива, станет в старости не хуже всякой красавицы.

Только верное сердце – и в молодости и в старости – остаётся одинаково прекрасным. Вот о чём я хотела тебе сказать.

Негус выслушал её с великим удивлением и сказал:

– Я хотел зла тебе и твоему мужу, но ты заставила меня устыдиться моего желания.

Сказав так, он щедро одарил хозяев золотом и покинул их дом.

Тогда муж сказал своей жене:

– Теперь я знаю, что хорошая жена – украшение мужа. Она – самое дорогое сокровище в его доме. Кто нашёл хорошую жену, тот обрёл счастливую жизнь.




Как бедный крестьянин перехитрил бродяг


Жил один бедный крестьянин. Однажды зарезал он своего последнего барана и только принялся разделывать тушу, как вдруг видит, – идут по дороге какие-то бродяги. Между собой о чём-то переговариваются и в его сторону руками тычут. ВRКрестьянин так и обмер. Да ведь это те самые, что на прошлой неделе у соседа мула увели! Бедняк думает:

«Кто знает, что у них теперь на уме! Чего доброго, и барана отнимут, и жизни лишат! Вон у одного даже нож за поясом торчит!» Приказал он жене и детям не высовываться из дому, а сам прикрыл тушу разным тряпьём, стал у порога и давай прыгать, притоптывать, в ладоши бить, словно ему очень весело. Бродяги подошли поближе к дому и спрашивают:

– С какой это радости ты пляшешь? А сами так глазами по двору и шарят.

Бедняк отвечает:

– Радость моя, добрые люди, от великого горя. В мой дом пришла чума и одного за другим забрала всех моих детей. А сегодня умерла моя жена. Все мои домочадцы разбежались, люди сторонятся меня, никто не хочет мне помочь.

А я один не могу даже поднять тело моей жены, не то, что предать его земле.

Вот почему я и обрадовался, когда увидел вас. Уж, наверное, вы меня выручите, поможете мне похоронить мою бедную жену.

Бродяги услышали про чуму и попятились назад. А бедняк идёт за ними, уговаривает их:

– Не оставляйте меня, добрые люди. Помогите в беде.

Бродяги чуть не бегом от него бегут, не знают, как от него отделаться.

– Не подходи! – кричат ему. – Чего ты к нам привязался! Мы тебя знать не хотим!

А крестьянин не отстаёт от них:

– Неужто, добрые люди, так и бросите меня одного с моим горем! Если уж помочь мне не хотите, так, может, у вас хоть нож найдётся, чтобы могилу вырыть?

Один из бродяг бросил ему свой нож и кричит:

– Бери! Да убирайся от нас подальше, – слышишь? А не то плохо тебе придётся!

Крестьянин поднял нож и повернул назад, к своему дому. Весёлый идёт, рад, что избавился от грабителей. Пришёл домой, новым ножом разрезал на части барана, зажарил его и в добром здоровии вместе с женой и детьми пировал до поздней ночи.




Умный и глупый


Жил один человек, который говорил, что он умнее всех на свете. А так как он сам это говорил, то за ним и другие стали это повторять. И жил другой человек, про которого все говорили, что он самый глупый на свете. А так как об этом говорили другие, то и он сам стал так думать.

Однажды пришёл глупый к умному и сказал:

– Брат мой, мне нужен твой совет. Только боюсь, что даже такой многоумный человек, как ты, не сможет мне помочь.

Умный сказал:

– Разве есть что-нибудь, чего я не знаю? Спрашивай! Что у тебя за дело?

Глупый сказал:

– Видишь ли, мне надо перевезти через горный поток козу, капусту и леопарда.

Лодка у меня маленькая. Придётся три раза взад – вперёд ездить. Вот я и хочу спросить тебя, – ты ведь человек умный, всё знаешь, – как бы ты поступил на моём месте?

Умный сказал:

– Дело проще простого! Сначала я перевёз бы леопарда.

Тогда глупый сказал:

– Но, пока ты перевозишь леопарда, коза съест капусту.

– Ах, да! – сказал умный. – В таком случае сначала надо перевезти козу.

Потом леопарда. А потом уже капусту.

– Но, пока ты будешь ездить за капустой, – сказал глупый, – леопард съест козу.

– Верно, верно. Надо сделать вот как. Слушай и запоминай. Сначала надо перевезти козу, потом капусту... Нет, постой. Козу и капусту нельзя оставлять вместе. Лучше так: сначала капусту, потом. . . Нет, это тоже не годится.

Леопард съест козу. Да ты меня просто запутал! Неужели такое простое дело ты не можешь решить сам?

– Пожалуй, что могу, – сказал глупый. – Тут и вправду особого ума не требуется.

Сперва я переправлю на другой берег козу...

– Ну, я же говорил тебе!

– Потом капусту. ..

– Вот видишь, ты поступаешь так, как я тебе посоветовал!

– Потом...

– Вот, вот – что потом? Я ведь тебе это самое и говорил!

– Потом я вместе с козой вернусь назад, козу оставлю, а леопарда перевезу на другой берег. Он ведь капусту не будет есть.

– Конечно, не будет! Наконец-то ты догадался!

– А потом я снова отправлюсь за козой. Вот и будут у меня целы и коза, и капуста, и леопард.

– Теперь ты видишь, – сказал умный, – что ты не напрасно приходил ко мне за советом? А ты ещё сомневался, смогу ли я помочь тебе!

Глупый сказал:

– Ты и вправду помог мне. И за это тебе великое спасибо. Ты посоветовал мне решить всё самому, и это был самый правильный совет.




Три глупца


Жили три глупых человека.

Однажды они вместе молотили зерно. Когда наступил вечер, трое глупых набили мешок соломой, улеглись на него и сверху тоже навалили на себя солому.

Если придёт грабитель, он-то их не увидит, а они всякого увидят, кто к зерну подберётся. Так и случилось. Ночью пришёл вор. Глупые думают:

«Хорошо, что мы спрятались. Он нас ни за что не найдёт». И лежат притаившись.

Вор посмотрел по сторонам, – сторожа нигде нет. Тогда он взял вилы и принялся ворошить солому. «Может, – думает, – здесь кто-нибудь запрятался?» Сунул он вилы поглубже и чувствует, что они застряли в чём-то.

А это мешок с соломой был. Один глупец увидел вилы около своей головы и сказал громко:

– Ну и повезло же мне! Ведь он мог меня задеть! Вор услышал голос и проткнул глупца вилами. Тогда второй глупец сказал:

– Язык, который не может молчать, – вот что погубило моего товарища.

Вор услышал – и его насмерть проткнул. Тогда третий глупец сказал:

– Если бы оба мои товарища лежали так же тихо, как я, и они спаслись бы от смерти.

А вор услышал – и тоже его прикончил.

Так все трое и погибли.

И ведь только из-за своей глупости да трусости.




Про женщину, которая ни о чём не думала


Жил человек, который занимался воровством и плутнями.

Однажды он бродил по улицам и высматривал, что плохо лежит.

Ходил-ходил, а ничего не подворачивается.

Плут думает:

«Пойду на базар. Может, там повезёт?» Пошёл. Выбрал место, где людей больше, стоит, присматривается.

В это время увидела его одна женщина, нагружённая покупками, и говорит:

– Добрый человек, не посторожишь ли ты мою корзину? Она мне все руки уже оттянула, а я только полбазара обошла. И как это я, глупая, не подумала, что мне одной не справиться с такой тяжестью?

Женщина поставила около него свою корзину и пошла дальше по базару.

А плут посмотрел ей вслед и говорит:

– Это верно, что ты глупая. Как же ты не подумала о том. что бывают воры и жулики? За одно это тебя надо наказать.

Взял её корзину и пошёл домой.




Справедливый суд


Два человека затеяли тяжбу и пошли к судье, чтобы он решил их спор.

Судья выслушал сначала одного, потом другого. Один принёс судье кувшин с мёдом.

Другой привёл судье мула. И оба ушли с великой надеждой на справедливость судьи. В назначенный день опять пришли оба спорщика к судье. Судья не стал долго думать и говорит тому, кто привёл мула:

– В твою пользу решено дело.

Тогда тот, кто принёс мёд, спрашивает судью:

– Хозяин моего мёда, почему же против меня повернулась твоя справедливость?

– А потому, – отвечает судья, – что мул опрокинул твой кувшин. Даже капли мёда я не отведал, – всё на землю вылилось.




Про глупую женщину


Шла по горной дороге женщина. До половины горы поднялась и встретила пастуха.

Пастух говорит ей:

– Садись, отдохни. Издалека ведь идёшь.

Женщина спрашивает:

– А разве ты знаешь, откуда я иду?

– Знаю, – говорит пастух, – ты идёшь снизу.

Женщина очень удивилась, что он такой умный.

– Верно. Снизу. А как ты догадался?

Пастух тоже удивился, что женщина такая глупая, и говорит, чтобы подразнить её:

– Как же мне не знать, где ты живёшь! Ведь мы с тобой старые знакомые.

– Разве? – ещё больше удивилась глупая женщина. – Тогда почему же ты меня не зовёшь по имени – Марьямиту? Знакомые всегда называют друг друга по имени. – Верно, Марьямиту, – говорит пастух. – Если человек тебя не знает, так откуда ему знать, что тебя зовут Марьямиту?

Глупая женщина даже рот раскрыла от удивления.

– Смотрите-ка! – воскликнула она. – Ведь этот пастух и вправду знает моё имя!

Он всё про меня знает!




Неосторожный охотник


Один человек отправился на базар. Он быстро шёл, не глядя по сторонам, и чуть не наткнулся на леопарда, который лежал у самой дороги. На счастье, леопард спал, сражённый крепким сном.

«Вот лёгкая добыча! – подумал человек. – Охотники по целым неделям такого зверя выслеживают, а мне он сам в руки идёт!» Человек наклонился над леопардом и схватил его за хвост.

Леопард открыл глаза и пошевелился. Но человек крепко держал его за хвост.

Леопард вскочил на ноги. Но человек словно прирос к его хвосту и не выпускал его из рук.

Леопард рванулся вперёд. Но человек изо всех сил вцепился в его хвост и не давал леопарду уйти.

Посмотреть на них, так и не скажешь, – кто кого поймал. Леопард волочил на хвосте человека, человек тащил за хвост леопарда.

В это время шёл по дороге прохожий. Он, видно, тоже торопился на базар.

– Помоги мне! – стал просить его неудачливый охотник. – Я никак не могу справиться один с этим леопардом! Убей его, пока я держу его за хвост.

А деньги за шкуру мы разделим с тобой поровну.

Но прохожий побоялся даже подойти к леопарду и без оглядки бросился бежать.

Весь день промучился несчастный охотник со своим леопардом. А вечером он опять увидел прохожего, который теперь возвращался с базара, и опять взмолился:

– Братец, помоги мне, не оставляй одного в беде. Хочешь, я тебе всю шкуру отдам? Только помоги от этого леопарда избавиться.

Прохожий подумал:

«Может, и вправду помочь ему! Леопарда он уже поймал. Что же мне от шкуры отказываться? За неё мне много золота дадут!» Подошёл он поближе и говорит:

– Так и быть, помогу. Да не забудь потом о своём обещании. Тогда человек, который весь день ходил хвостом за леопардом, сказал:

– Ты видишь, что леопард не может никого тронуть, пока я держу его хвост.

Но если ты всё-таки боишься его убить, то стань на мое место и подержи его сам. А я его убью.

Прохожий так и сделал.

Он схватил леопарда за хвост, и тогда человек, которого леопард водил за собой, как на привязи, сказал:

– Я держал этого леопарда за хвост весь день, потому что ты не хотел мне помочь. Теперь ты держи его всю ночь.

И, сказав это, он ушёл.

А прохожий так до сих пор и стоит, держась за хвост леопарда.

И каждый, кто проходит мимо, говорит ему:

– Не хватай леопарда за хвост, а схватил, – так держи!




Два хитреца


Однажды взял он кувшин, набросал в него мокрой глины, сверху – для вида – положил полкруга масла и отправился торговать на базар.

Немного не дойдя до базара, он сел отдохнуть под деревом, а кувшин поставил рядом с собой.

В это время шёл на базар другой такой же хитрец. Он тоже нёс большой кувшин.

Кувшин он наполнил болотной грязью, а сверху налил густого белого мёда.

Около дерева он тоже остановился, поставил на землю свою ношу и тоже сел отдохнуть в тени.

Сначала оба обменялись приветствиями, а потом первый хитрец спросил:

– Что ты продаёшь?

– Я несу на базар чистый белый мёд! – ответил второй хитрец.

Тогда первый сказал:

– Мне как раз нужен белый мёд! Я принёс продавать масло, чтобы купить для больной жены мёда. Не нужно ли тебе масла? Я только что сбил его.

Продавец мёда подумал:

«Ну и повезло же мне! Я могу поменять кувшин с грязью на кувшин свежего масла».

И он сказал:

– Хорошо, давай поменяемся. Я как раз шёл, чтобы продать мед купить масло.

Я выдаю замуж свою дочь, гостей на свадьбе будет много. Масло нужно и чтобы жарить, и чтобы печь. А мёд у меня тоже свой – не беспокойся. Сегодня из своих ульев собрал.

Продавец масла подумал:

«За кувшин с глиной получить кувшин мёду – это не так уж плохо!» Они поменялись своими кувшинами, и каждый, радуясь выгодной сделке, пошёл домой.

Отойдя немного, первый хитрец, тот, который променял свой кувшин с глиной на кувшин с мёдом, подумал:

«А вдруг меня обманул продавец мёда? Вдруг он схитрил так же, как я?»

Он открыл кувшин. Нет, мёд настоящий, чистый, душистый.

«Снаружи-то и у меня масло настоящее, – подумал хитрец. – А вот внутри что?» Он взял щепку, засунул поглубже в кувшин и вытащил.

Так и есть! В кувшине была липкая грязь.

А в это время другой хитрец думал то же самое:

«Посмотрю-ка, что за масло в кувшине, который я взял. Не обманул ли меня продавец, которого я сам так ловко обманул?» Он открыл свой кувшин и увидел чистое, свежее масло.

«Как обман прикрывать, – это и я знаю», – подумал хитрец.

Он взял щепочку и засунул поглубже в свой кувшин.

Вынул, – а щепочка вся в глине.

Когда оба хитреца поняли, что они обманули друг друга, они бросились снова на базар и снова столкнулись у большого дерева.

– Горе тебе! – закричал тот, кто поменял кувшин с глиной, покрытой маслом, на кувшин с грязью, покрытой мёдом.

– Горе тебе! – закричал тот, кто отдал кувшин грязи, покрытой мёдом, за кувшин глины, покрытой маслом.

– Нечестивец! Кто ты такой? – кричал один.

– Кто я? Да не хуже тебя буду! – кричал другой. Тут оба они рассмеялись.

Один сказал:

Давай дружить!

Другой сказал:

– Верно. Лучше нам друг с другом дружить, чем друг друга обманывать.

И вот два хитреца построили себе рядом дома и стали вместе торговать и вместе плутовать.

Посоветовавшись друг с другом, они нарядились купцами и отправились на городской базар. До базара было три дня пути, и каждому надо было взять с собой в дорогу на три дня еды.

И хотя хитрецы были теперь друзьями, ни один из них не мог обойтись без хитрости. Поэтому каждый из них решил про себя, что он будет есть то, что взял с собой его приятель. И оба велели своим жёнам насыпать в их дорожные мешки вместо белой муки – белой золы.

Жёны так и сделали.

И вот два хитреца отправились вместе в путь.

Они шли целый день, а ночь провели там, где устраивали привал все купцы.

Весь день они ничего не ели и теперь решили испечь на ужин беркута.

Они собрали веток для костра, принесли воды из колодца, чтобы замесить тесто, и развели огонь.

Когда все приготовления были закончены, первый хитрец сказал своему другу:

– Твой мешок очень тяжёлый, тебе трудно нести его. Давай испечём сегодня беркута из твоей муки. А завтра будем печь из моей.

– Нет, нет, – ответил второй хитрец своему другу, – мой мешок совсем не тяжёлый. А вот ты и вправду выбился из сил, пока нёс свой мешок. Давай лучше сегодня будем печь из твоей муки, а завтра из моей.

– Что ты, что ты! – сказал хитрец хитрецу. – Мой мешок совсем лёгкий.

А ты свой еле тащил. Я-то хорошо это видел!

Так они спорили всю ночь и наутро, голодные, пустились снова в путь.

В полдень они подошли к реке, где купцы всегда делали привал. Пришлось им тоже остановиться. Все купцы пекли себе беркута, а они провели время в споре.

Каждый жалел другого из-за того, что мешок у него такой тяжёлый. Каждый хотел перехитрить другого, чтобы не раскрылась его собственная хитрость.

И снова они двинулись в путь голодные, сгибаясь от слабости под своими ношами.

Вечером они снова пришли к месту привала.

Один сказал:

– Давай печь беркута на ужин.

– Давай, – сказал другой.

– Развязывай свой мешок, – сказал один.

– Нет, развязывай ты, – сказал другой. Так они спорили и препирались долгое время, пока, наконец, один не уступил.

Он открыл свой мешок и прикинулся очень удивлённым.

– Что такое? В моём мешке вместо муки – зола! Это моя глупая жена, верно, решила подшутить надо мной! Ну, хорошо же! Поплатится она за эти шутки!

А тебе, – сказал он своему другу, – уж придётся кормить меня! Когда мы вернёмся домой, я с тобой рассчитаюсь.

Тогда развязал свой мешок второй хитрец.

– Горе мне! Горе мне! – закричал он. – Наверно, моя жена сговорилась с твоей и тоже насыпала в мой мешок вместо муки белую золу.

Тут оба они посмотрели друг на друга и рассмеялись. И оба признались друг другу в своей хитрости.

Вот с тех пор люди и говорят: «В дорожных мешках двух хитрецов нет ничего, кроме белой золы».




Благодарение богу


Жил один торговец. Что бы ни случилось с ним, за всё он возносил хвалу богу.

Подохнет у него мул, а он говорит:

– Благодарение милостивому богу! Остались живы мои бараны!

Попортят мыши его зерно, а он говорит:

– Благодарение милостивому богу! Не тронули мыши мой кувшин с мёдом.

Все так и называли его самого: «Благодарение богу».

Однажды отправился он вместе с соседом по торговым делам в город.

Весь день они были в пути, а когда стемнело, решили сделать привал. И только сошли с дороги, чтобы выбрать подходящее местечко для ночёвки, как вдруг увидели в высокой траве козу. Коза так испугалась, когда они подошли к ней, что от страха не могла даже шевельнуться.

Тогда торговец сказал:

– Вот глупая коза! Сама в руки к нам идёт. Видно, это господь послал её нам на ужин! Велика милость божия!

Но, прежде чем зарезать и зажарить козу, путники развели костёр, замесили из муки и воды беркута (пресные лепешки) и положили их около огня, – чтобы скорее пеклись.

А сами пошли собирать сухие сучья. Ведь для того, чтобы зажарить козу, большой огонь нужен!

Тем временем коза оправилась от испуга и убежала.

Вернулись путники с охапками хворосту и видят – козы нет, а беркута их сгорели.

Пока они искали козу, пошёл дождь. Костёр их погас, и они легли спать голодные, продрогшие, промокшие.

Торговец лёг на холодную землю и говорит:

– Благодарение богу! В благополучии прошёл этот день! Пусть поможет господь, чтобы и ночь была такая же!

Услышал это его сосед и рассердился:

– Да, уж помог нам господь! Коза от нас убежала, беркута наши сгорели, костёр наш погас. Весь день мы шли и крошки во рту не держали. И спать ложимся тоже голодные. Не бога нам надо славить, а себя самих за глупость ругать!




Трое глухих


Один человек потерял своих овец и отправился их искать.

Шёл он, шёл и видит – работает в поле женщина, а на спине у неё в мешке привязан ребёнок.

Человек остановился и сказал с почтением:

– Привет тебе, женщина! Все ли дни твои хороши?

А потом спрашивает:

– Не видела ли ты где-нибудь поблизости моих овец? – И рукой на поле показывает.

– Если ты скажешь мне, куда они ушли, я подарю тебе свою хромую овцу.

А женщина была глухая. Она подумала, что этот человек хочет узнать, большое ли у неё поле. Поэтому она показала пальцем на дерево, которое росло вдали, и сказала:

– Вон там кончается моя полоса.

А хозяин овец тоже был глухой. Он подумал, что женщина показывает ему, куда ушли овцы, и быстро зашагал к дереву.

И случилось так, что он и вправду нашёл там своих заблудившихся овец.

Хозяин очень обрадовался. Он взял хромую овцу и понёс её женщине.

– Спасибо тебе, женщина, – сказал он, протягивая ей овечку. – Я нашёл своих овец в том самом месте, которое ты мне показала. Возьми же от меня в благодарность эту овцу.

А глухая женщина решила, что он говорит: «Ты покалечила мою овцу!» И она очень рассердилась .Она сказала:

– Я твою овцу не трогала. Я даже не видала её никогда.

Хозяин овец догадался, что женщина на что-то сердится, и подумал, что она говорит: «Мне хромая овца не нужна! Давай мне хорошую овцу!» Тогда он тоже рассердился и сказал:

– Слишком много ты хочешь! Идём к судье, пусть он нас рассудит!

Взял её за руку и повёл.

Пришли двое глухих к судье.

Судья занял своё судейское место и сказал:

– Говорите, – что у вас за дело?

Хозяин овец рассказал ему всё по порядку: как он потерял своих овец, как подошёл к женщине, которая работала в поле, и спросил у неё, не видела ли она его овец. Женщина показала ему, куда ушли его овцы, и он за это обещал ей хромую овечку. А теперь эта женщина не согласна брать хромую овцу, а хочет самую большую и здоровую.

– Вот поэтому я и пришёл к тебе, чтобы ты рассудил нас по справедливости.

А судья тоже был глухой. Он подождал, пока хозяин овец кончит говорить, и, когда тот закрыл рот, повернулся к женщине и сказал:

– Ну, послушаем, – что ты можешь на это ответить?

И женщина тоже стала рассказывать всё с самого начала: как она полола поле, как к ней подошёл человек и спросил, большое ли у неё поле. Как она показала ему дерево, где кончается её полоса земли, и он ушёл. А потом вдруг вернулся и стал кричать, что она покалечила его овцу. А она и самого-то его знать не знает и овцу его никогда не видела.

Женщина замолчала.

И судья тоже сидел и молчал. Да и что он мог сказать, когда не слышал ни слова из всего, что ему наговорили?

Вдруг он увидел на спине у женщины ребёнка.

«Ага, – подумал судья, – теперь всё ясно. Эта женщина пришла судиться, со своим мужем, который бьёт её и не даёт ей денег, чтобы кормить ребёнка».

Он повернулся к хозяину овец и, тыча пальцем в ребёнка, сказал:

– Напрасно ты потратил столько слов! Раз ребёнок твой,– значит, ты должен его кормить. А жену бить не смей! Понял? Ну, теперь ступайте оба!

И он показал им на дверь, потому что ему хотелось поскорее от них избавиться.

Женщина увидела, что судья что-то говорит про её ребёнка, и очень испугалась.

Она подумала, что судья грозится отобрать у неё ребёнка.

А хозяин овец увидел, что судья показывает на дверь, и подумал, что судья зовёт стражу, чтобы посадить его в тюрьму. Поэтому он тоже очень испугался.

А судья испугался, что они начнут его о чём-нибудь просить, и замахал на них руками, чтобы они сейчас же уходили.

Тут оба бросились бежать в разные стороны и бежали до тех пор, пока не потеряли друг друга из виду.




Что всего тяжелее?


Четверо из одной деревни пошли в далёкий город на базар. Накупили что кому надо и отправились в обратный путь.

Трое впереди идут, а четвёртый отстал. Самый бедный был он во всей деревне.

И самая тяжёлая была у него ноша, – на своих плечах нёс он каменные жернова для ручной мельницы.

На полдороге повстречался путникам крестьянин из их деревни.

Остановились трое – те, что впереди шли – и спрашивают:

– Скажи, приятель, не случилась ли какая беда в наших домах, пока мы ходили в город?

– У вас-то ничего не случилось, – говорит им земляк, – а вон у того, что жернова тащит, и вправду беда стряслась, – мул у него подох.

Тогда один крестьянин сказал:

– Не надо ему сейчас об этом говорить. Ему и без того идти трудно.

– Твоя правда, – сказал другой, – пусть он тогда о беде узнает, когда домой придёт.

А третий молчит. Этот третий был великий болтун. Что ему ни скажи, он сейчас же всё выболтает.

– Смотри, – говорят ему, – если ты проболтаешься, мы тебя мало что поколотим, а ещё заставим жернова нести.

– Нет, я ничего не скажу! – говорит болтун. – Вот увидите, я слова не пророню! Рта не открою!

Пока они так стояли и разговаривали, подошёл и бедняк со своими жерновами; и зашагали они дальше все вместе.

Болтун идёт и мучается. Сил нет – до чего трудно ему молчать!

Шагов сто прошёл – и не выдержал, дал волю языку.

Узнал бедняк о своей беде и совсем голову опустил, – словно двойная тяжесть легла ему на плечи.

А товарищи его набросились на болтуна.

– Ты что же, забыл про уговор? Ты что нам обещал,– не помнишь? Да что с тобой разговаривать! Дураку совет давать – всё равно что блох мерить!

Такая же польза! Ну, а уж мы-то своё слово сдержим!

Отколотили они его хорошенько, а потом взвалили ему на плечи жернова и велели нести до самой деревни.

Болтун и спорить не стал. Тащит каменные плиты и усмехается:

– Разве же это тяжесть! Чужую тайну удержать на своём языке куда труднее!

Потому и говорят о болтунах: пустому человеку легче нести жернова, чем сдержать слово.




Чужие советы


Один человек вместе со своим сыном отправился в город. Отец сел верхом на осла, а мальчик шёл рядом.

– Видели, что делается? – говорили встречные.

– И как только не стыдно этому человеку? Сам на осле едет, а ребёнка заставляет идти! Хорош отец!

Тогда отец слез с осла и сказал сыну:

– О дитя моё! Я не хочу, чтобы люди осуждали меня. Садись ты на осла, а я пойду рядом.

Так они и сделали – мальчик поехал верхом, отец пошёл пешком.

И снова люди, встретившие их на дороге, сказали:

– Ну, видели вы что-нибудь подобное? Мальчишка расселся на осле, будто господин какой, а отец рядом с ним шагает. Хорош сын!

Тогда отец снова остановил осла и сказал:

– Сын мой, люди осудили нас за то, что я ехал на осле, а ты шёл пешком.

Теперь люди осудили нас за то, что ты едешь на осле, а я иду пешком. Не лучше ли будет, если мы оба пойдём пешком? Это уж никому не покажется несправедливым.

Так они и сделали. Осла погнали впереди, а сами пошли за ним следом.

И снова встречные показывали на них пальцами и говорили:

– Что за глупые люди! У них есть осёл, а они тащатся пешком! Похоже, что идёт не один осёл, а три осла.

– Что же нам делать, сын мой? Люди ругали нас за то, что я еду, а ты идёшь.

Люди ругали нас за то, что ты едешь, а я иду. Люди ругали нас за то, что ты идёшь и я иду. Может быть, нам вместе сесть на осла?

И они оба взобрались к ослу на спину и двинулись дальше в путь.

– Ну и безжалостные люди! – говорили встречные и качали головой. – Вдвоём уселись на одного осла. Смотреть стыдно!

Услышал это отец и сказал:

– Сын мой, ты видишь, – что мы ни сделаем, за всё нас попрекают. Я еду, а ты идёшь – плохо. Ты едешь, а я иду – тоже плохо. Оба идём – ещё того хуже. Оба едем – совсем никуда не годится. Давай, сын мой, понесём на руках нашего осла.

Они взяли две палки, подсунули их ослу под живот и стали связывать.

– Что это вы делаете? – спрашивают их прохожие.

Отец и сын говорят:

– Да вот носилки мастерим, чтобы нести осла. Удивляются люди: – Кто же это ослов носит? Разве что ослы! А умные люди на ослах сами ездят!

Посмеялись все и разошлись. А отец с сыном остались одни посреди дороги.

Осёл покорно ждал своей участи. На земле валялись недоделанные носилки.

Наконец отец сказал:

– Дитя моё, нас сегодня хорошо проучили. Мы слушались каждого встречного и каждый раз оставались в дураках. Поэтому запомни мои слова: всех людей слушать – всё равно что ветер слушать.




Гиена и ослица


Стояла жара.

Гиена и ослица, измученные жаждой, встретились и вместе побрели к реке.

У гиены так пересох язык, что она ни о чём не могла думать, – только бы скорее дойти до воды. На ослицу она даже не смотрела.

И ослица тоже так ослабела от зноя, что потеряла всякий страх, – идёт рядом с гиеной и словно не видит, что это гиена. Так они добрались до реки.

Когда гиена вволю напилась, она захотела есть. А в двух шагах от неё стояла ослица, погрузив морду в речную воду.

– Почему ты мутишь воду? – с гневом сказала гиена. – Ты не даёшь мне напиться!

– Но ведь вода течёт от тебя ко мне, а не от меня к тебе, – сказала ослица. – Как же я могу замутить воду, которую ты пьёшь?

– Ты ещё смеешь спорить со мной! – сказала гиена и оскалила зубы. – Смотри, ты пожалеешь об этом!

Тогда ослица сказала:

– О гиена! Признайся,-ты просто задумала съесть меня. А хочешь обернуть дело так, будто я же сама и виновата в этом!

И ослица поскорее побежала прочь, чтобы не попадаться больше гиене на глаза.




Детеныш тигрицы и детёныш козы


Детёныш тигрицы и детёныш козы встретились на склоне горы и целый день вместе играли и резвились. А когда наступил вечер, они разошлись по домам. Тигрёнок пришёл к своей матери и сказал:

– Я сегодня так хорошо играл с маленьким козлёнком! Нам было так весело! Тигрица сказала:

– До чего же ты глуп! Ты не достоин своего отца! Ты должен был убить этого козлёнка. Тогда мы напились бы его крови и съели бы его мясо. Завтра утром пойди к нему. Обмани его. Скажи ему: «Давай поиграем!» – и замани его в лес. А потом задуши его и притащи сюда. Вот как поступают настоящие тигры!

– Хорошо, – сказал тигрёнок, – я так и сделаю. А козлёнок тоже пришёл к своей матери и сказал:

– Мать, сегодня я так весело играл с маленьким тигрёнком! Старая коза задрожала от страха.

– Горе! Горе! Как ты глуп! – сказала она. – Разве не течёт в тебе кровь твоего отца? Ты должен знать, что тигры наши враги. А тигрёнок – это тот же тигр. Если завтра он придёт и скажет: «Пойдем поиграем!» – не выходи к нему. Он заманит тебя в лес, а потом набросится на тебя, задушит тебя, разорвёт на клочки. Так поступают все тигры!

Козлёнок сказал:

– Хорошо, я запомню твои слова.

На другой день тигрёнок подошёл к дому, где жил козлёнок, и стал звать его:

– Козлёночек! Козлёночек! Выйди ко мне! Давай поиграем, как вчера!

Козлёнок сказал:

– Нет, я к тебе не выйду!

Тогда тигрёнок спросил:

– Почему же? Вчера мы так хорошо с тобой играли!

Козлёнок сказал:

– В твоём доме тебе дали совет, и в моём доме мне дали совет. Поэтому мы больше не будем играть вместе!

И тигрёнок, пристыжённый, ушёл.

– Сын мой, – спросила его тигрица, – почему же ты не принёс козлёнка?

Тигрёнок ответил:

– Он знает, кто я такой. Ему всё обо мне сказали.




Семь львов и один бык


Семь львов и один бык решили дружить. Сначала львы устроили пир и пригласили своего нового друга. Львы приготовили целую гору свежего мяса, ели сами и угощали быка. Бык старался не показать вида, что угощение ему не по вкусу. И хотя мяса он не ел, он всё время благодарил львов за их гостеприимство.

Потом настал черёд быка устраивать пир.

Семь львов пришли в назначенный день к быку и увидели огромную копну свежей травы.

Львы были очень удивлены.

– Как? У тебя нет мяса? Уж не думаешь ли ты угощать нас этой травой?

Бык робко сказал:

– По-моему, эта трава гораздо вкуснее, чем мясо. Я советую вам попробовать.

– Но мы же тебя не заставляли есть мясо, – сказали львы. -Мы не говорили тебе: «Ешь!» А ты хочешь заставить нас есть эту траву. Если уж ты решил устраивать пир, надо было позаботиться об угощении. А какой же это пир – без мяса?

– Но мне даже негде взять его, – попробовал оправдаться бык.

Тогда львы сказали:

– Это неслыханная дерзость – позвать нас в гости и морить голодом. Всякого другого, кто так поступил бы с нами, мы растерзали бы на месте. Но ты наш друг. Поэтому ты заслуживаешь снисхождения, и в знак нашей милости мы съедим только одну твою ногу.

Бык понял, что спорить бесполезно, и, дрожа всем телом, сказал:

– Вы очень добры ко мне.

И вот львы отгрызли у бедного быка заднюю ногу и принялись за еду. А бык, истекая кровью, упал и умер. Тогда львы решили:

– Раз этот бык всё равно помер, мы съедим его теперь всего.

И они продолжали свой пир.

В это время мимо проходила лиса.

Ей тоже захотелось полакомиться мясом. Она незаметно подкралась, схватила бычье сердце и спряталась за деревом.

А семь львов съели быка до последней косточки, и когда их пир был кончен, они с удивлением стали спрашивать друг у друга:

– А где же его сердце? Может быть, у этого быка совсем не было сердца?

Тут вышла из своего убежища лиса и, облизываясь, сказала:

– Вы ошибаетесь, почтенные. Сердце-то у него было, а вот ума – не было. Иначе он не стал бы водиться с вами.




Умный воронёнок


Старая ворона учила своего воронёнка:

– Сын мой, бойся человека!

– А какой он – человек?

– У него чёрная голова, заросшая волосами, и белые зубы. Он очень хитёр. Если ты увидишь, что человек нагнулся, – знай, он хочет поднять камень и бросить в тебя. Тогда не жди ничего – спасайся! Воронёнок сказал:

– Мать, но ведь человек может спрятать камень за поясом! Кто знает все его хитрости! Спасайся сразу, чуть только ты завидишь человека. Ничего не жди!

– Сын мой, – сказала старая ворона, – я вижу, что могу за тебя не бояться. Летай, где хочешь. Мне нечему тебя больше учить!




Хороший совет


Вот что рассказывают.

Однажды мыши собрались на совет и стали думать, как бы им спастись от кота.

– Разве от него спасёшься! Он хитрее всех! – сказала одна мышь.

– Он ступает так тихо, что, сколько ни слушай, – всё равно ничего не услышишь, – сказала другая.

– А прячется он так ловко, что, сколько ни смотри, – всё равно ничего не увидишь, – сказала третья.

Тут самый маленький мышонок вышел вперёд и пропищал:

– А я знаю, что надо сделать! Надо привязать коту на шею колокольчик. Когда кот опять заберётся к нам в подвал, мы услышим звон колокольчика и все разбежимся.

– Верно! Верно! – закричали все мыши. – Он хорошо придумал ! Привесим коту на шею колокольчик! Тогда мы все спасены!

На том дело и решили.

В это время вылезла из своей норы самая старая и самая мудрая мышь.

– Да, совет прекрасный, – сказала она. – А кто привяжет коту на шею колокольчик?

Тогда все мыши стали показывать друг на друга:

– Ты привяжи!

– Нет, ты привяжи!

– Нет, ты!

Так они спорили друг с другом, спорили и спорят до сих пор.

На том всё и кончилось.

А кот по-прежнему ловит и душит мышей.

Вот почему говорят: хороший совет – это только полдела.




Пословицы и поговорки Эфиопии


Речь без пословицы – всё равно что еда без соли.

Поговорка в начале речи – как сладкий мёд из кувшина.

Сердце умного подобно весам.

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Тот, кто обучает старика, – пишет на воде, тот, кто обучает ребёнка, – пишет на камне.

Лучше два быка, чем один бык. Лучше один осёл, чем два осла.

Глазами, которые видят, ушами, которые слышат, – не насытишься.

Кто любит твоих врагов, тот не любит тебя.

У тебя хоть и две ноги, а на два дерева не залезешь.

Ударишь нос – заплачет глаз.

Если в доме нет хозяина, огонь не горит.

Обычаям страны подчиняется даже гиена.

Как антилопа высоко ни подпрыгнет, всё равно на землю станет.

И нитками можно связать льва, если нитки вместе сплести.

Если не один возьмётся, а тысяча, – тогда и самое тяжёлое бревно станет лёгким.

Смерть мышки – веселье кошки.

Когда глупый говорит, мудрый молчит.

У кого язык быстрый, у того ум медленный.

В доме слепого и хромой – силач.

Трусливая собака лает, когда гиена ушла.

Если ты не построил дом, зачем тебе крыша?

Глаз леопарда обращён на козу, глаз козы – на листок.

Солнце покажется – птица запоёт.

Если тебе говорят, что мёд горький, а молоко чёрное, – не верь.

Давать советы глупцу – всё равно что измерять блох. И то, и другое бесполезно.



Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки