Буддизм обычно считают радикально несовместимой с христианством религиозной системой. На первый взгляд, для этого действительно есть серьёзные основания. В самом деле, как, например, можно совместить устремление к Нирване и выходу из мира страданий с христианскими эсхатологическими ожиданиями Царства Божия на земле после второго пришествия Христа? Казалось бы, совсем разные взгляды на мир. Но вот Роза Мира даёт возможность такого совмещения. Правда, при этом буддизм несколько потесняется в универсальности своих представлений:
1) Сансара должна быть переосмыслена и понята не как всё мироздание, а только как совокупность нашего физического мира, миров возмездия (подвластных пока демонической противобожеской силе) и, возможно, миров просветления (тех, что предшествуют затомисам – небесным странам метакультур человечества). В этих пределах происходят реинкарнации людей и за эти пределы человека выводит путь нравственного и духовного совершенствования.
2) Надо отбросить бессодержательные "апофатические" интерпретации Нирваны в буддизме (которые в основном и известны на Западе) и признать что наиболее высокий уровень приближения к истине достигнут не в абстракциях буддийской философии, а живой религиозной мифологией. Надо отметить, что сам Гаутама Будда не учил ни тому, ни другому, он был религиозным практиком и проповедовал прежде всего определённую этику и определённый тип восприятия мира. Недостаточность буддийской метафизики не должна удивлять нас, если сам Основатель религии не давал ответов на вопросы такого рода.
Теперь посмотрим какие конкретные параллели есть между буддизмом и Розой Мира.
"До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Став буддой, он создал рай Сукхавати, где возрождаются все страдающие существа, уверовавшие в Амитабху. Сукхавати можно достичь при помощи 16-ти способов созерцания, которые приводятся в тексте "Амитаюрдхьяна". Все обитатели этого рая – бодхисаттвы высшего уровня, которые здесь же достигают нирваны. Культ Амитабхи возник в Индии в начале н. э., но особенное распространение получил в Японии, где Амитабха известен как Амида. Кроме того, он широко почитается в Тибете и других ламаистских странах."
"Имя Амитабха или вторая форма – Амитаюс – означает "Бесконечный Свет" и "Бесконечная жизнь" соответственно. Чистая Земля в общем виде может рассматриваться как вид рая. Этот рай лишён чувственных характеристик, часто присутствующих при описании райских земель в других религиозных традициях. Чистая Земля пронизана звуками Дхармы, там постоянно проповедуется Дхарма. В Чистой Земле нет страдающих и страданий. Это спокойствие и блаженство. В некоторых интерпретациях это место, откуда легко достичь Нирваны, поскольку в этой земле вокруг Будды Амитабхи собрано очень хорошее окружение. В других интерпретациях сама Чистая Земля – это и есть Нирвана. Тот, кто родился здесь, никогда больше не вернётся в мир страданий."
[А.В. Дьяков. Философия буддизма (курс лекций)]
Даниил Андреев пишет по существу о том же:
"Сукхавати – "Западный рай Амитабхи-Будды" – затомис метакультуры, связанной с северным буддизмом, так называемой Махаяной. Он господствует над Тибетом и Монголией, а над Японией и Китаем сосуществует с Шан-Ти и с национальным японском затомисом Никисакой. [...] Затомис Сукхавати – один из самых многолюдных и сильных. Это – одна из двух лестниц к тому высокому миру "Высшего аспекта буддийского трансмифа", который носит имя Нирваны и о котором мы будем говорить впоследствии." (РМ 3.2)
Итак, в буддийском представлении о Чистой Земле отражено интуитивное знание о существовании небесной страны просветлённых метакультуры северного буддизма, а также о более высоком мире, который и соответствует тому состоянию нирваны, к которому устремлён буддист. Метафизический статус Христа и Бога таков, что они оказываются "трансцендентны" всему комплексу представлений буддизма, им соответствуют более высокие уровни бытия, нежели даже мир Нирваны.