У японцев есть поговорка: «Не говори «кекко» («прекрасно»), не увидав Никко». Действительно, храмовый комплекс в городке Никко в 130 километрах от Токио – одно их самых ярких и удивительных мест Японии.
Название городка Никко по-японски означает «солнечный свет». В VIII веке здесь обосновался монах Сёдо (735–817). Как гласит легенда, монах искал место для храма в этом удаленном горном районе. Заметив на вершине горы Нантайсан (Nantaisan) пятицветные облака, монах воспринял это как знак благосклонности богов. Но на пути к вершине стояла непреодолимая преграда – бурная горная река Дайя. Сёдо сел, совершил молитву, и боги прислали ему на подмогу двух священных змей – красную и синюю. Змеи, сплетясь над водой, образовали мост. В память об этой яркой истории в 1636 году через реку Дайя был построен священный мост Синкё.
В горах находится святилище Тосёгу – место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Токугавы Иэясу (1543–1616), который в начале XVII века захватил высшую власть в Японии, а также положил конец истощавшим страну кровавым междоусобицам.
Желание властителя иметь пышную усыпальницу в Никко было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, чтобы и после смерти напоминать местным князьям о своей безраздельной власти. По воле сёгуна все местные феодалы – даймё были обязаны после его смерти принять самое активное участие в строительстве усыпальницы. Легенда утверждает, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались 20 лет. На самом деле стройка шла 17 месяцев (с ноября 1634-го по апрель 1636 года). На работах были заняты около 9 тыс. человек, лучшие художники и ремесленники собраны со всей страны.
Как считают японцы, дух и тело Токугавы Иэясу покоятся в разных частях храмового комплекса. В храме Хондэн – основном зале святилища – находится в вечном покое дух Токугавы Иэясу. Еще 200 ступеней вверх по крутому склону ведут к тому месту, где в бронзовой пагоде Ходо хранится прах полководца.
Пагода выглядит скромнее храма Хондэн: по поверьям, дух умершего становится божеством, а могила – лишь место погребения праха смертного человека. После смерти Токугава Иэясу получил пышное посмертное имя – Тосё Дайгонгэн (великая реинкарнация Будды Якуси-Нёрай, освещающая Восток).