Ипатьевский монастырь, посвященный Святой Троице, — древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы (основан около 1330 г.). Два обстоятельства определили ход его развития: расположение обители при впадении реки Костромы в Волгу, где пролегает оживленная торговая магистраль, и покровительство монастырю, оказываемое сначала костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии — царствующим домом Романовых.
Со времени татаро-монгольского нашествия, когда Волга стала открытой дорогой для продвижения вражеских орд, монастырь принял на себя роль крепости, защищающей русские рубежи с Востока. Уже в древности монастырь был обнесен дубовой стеной.
История основания монастыря связана с татарским мурзой по имени Чет. Как гласит предание, когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал стоянку на том месте, где ныне стоит обитель. Во сне к нему явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он заложит монашескую пустынь в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия Гангрского. По прибытии в Москву мурза принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у московского князя разрешения на закладку монастыря во имя святого Ипатия на месте своего чудесного исцеления.
Вместе с тем есть предположение, что обитель возникла несколько раньше — в последней четверти XIII века. В письменных источниках монастырь впервые упомянут в 1435 году в связи с мирным договор между Василием Темным и Василием Косым.
Во второй половине XVI века Московское государство покоряет Казань и Астрахань, одновременно укрепляя старые волжские города. В это время в Ипатьевском монастыре воздвигаются каменные стены. Расцвет обители начинается с бояр Годуновых, ведших свою родословную от мурзы Чета (в монастыре находились могилы их предков). На средства Годуновых из камня возводится ряд монастырских зданий, а также Троицкий собор. В обитель нескончаемым потоком потекли щедрые подарки, денежные пожертвования и вклады от Дмитрия Годунова и Бориса Годунова, а также даже от самого царя Федора Иоанновича, женатого на Ирине Годуновой.
По старым описям Троицкого собора, в его ризнице насчитывалось больше девяноста икон, принесенных в дар Годуновыми. Монастырские хозяйственные записи отмечают, что только за пять лет, с 1586 по 1591 год, Дмитрий Годунов дал Ипатьевскому монастырю около 1000 рублей деньгами «на каменное дело» и несколько сел с деревнями. В 1595 году Борис Годунов пожаловал монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 году — два дома в Костроме.
На средства Годуновых с 50-х годов XVI столетия и до 1605 года было проведено полное переустройство обители, во владении которой находилось более тринадцати тысяч десятин пахотной земли и более четырехсот селений. Монастырь стал называться «преименитой лаврой».
В 1609 году, в Смутное время, Ипатьевский монастырь был захвачен сторонниками Лжедмитрия I. Ополчение русских городов в течение полугода вело осаду монастыря, пока не выбило из него поляков.
С приходом к власти династии Романовых Ипатьевская обитель приобретает новых могущественных покровителей. Юный Михаил Романов и его мать инокиня Марфа, в миру Ксения Ивановна Шестакова, оказались в монастыре, когда Борис Годунов отправил их в ссылку в Кострому. В Смуту они получили монастырь на правах вотчинного владения как вознаграждение за опалу. Здесь они нашли убежище от польско-литовских интервентов. Один из братских корпусов стал для них временной резиденцией. В Троицком соборе в 1613 году был совершен чин призвания шестнадцатилетнего Михаила Федоровича на царство. После этого Ипатьевский монастырь неизменно величали «колыбелью дома Романовых». Монастырь занял исключительное положение: он начинает почитаться фамильной святыней. Царствующий род оказывал всемерное покровительство ипатьевской братии. На ремонт и застройку монастыря выделялись значительные средства, работы выполнялись присланными столичными и местными мастерами.
На протяжении XVI—XVII столетий в монастыре сложилось богатое собрание рукописных книг, икон и прикладного искусства (предметов золотой и серебряной чеканки, резьбы по камню, шитья). В монастырской библиотеке сохранился ценнейший памятник древнерусской истории — Ипатьевская летопись, включающая одну из ранних редакций «Повести временных лет». В Троицком соборе был воздвигнут монументальный иконостас, в измененном виде дошедший до наших дней. В 1685 году собор был также украшен стенописью, выполненной костромскими иконописцами во главе с Гурием Никитиным.
В последующие времена царственные особы считали обязательным посещать и одаривать свой родовой монастырь. Блистательная череда паломничеств была открыта в 1767 году Екатериной II, а завершена в 1913 году Николаем II. Через триста лет после того, как обитель стала временным пристанищем первого царя из рода Романовых, ее в последний раз посетил последний русский царь. В 1992 году традиция была восстановлена потомками царской семьи: поездку в обитель совершили великая княгиня Леонида Георгиевна, великая княгиня Мария Владимировна и ее сын, великий князь Георгий Михайлович.
Судьба монастыря в советский период была достаточно типичной: после революции, в 1919 году, его закрыли, а материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник, в который входит Музей народной архитектуры и быта. Под стены обители свезли из разных районов Костромской области наиболее ценные памятники деревянного зодчества: церкви из села Холм (1564), из села Спас-Вежи (1713), «дом Ершова» (середина XIX в.) и многие другие.
В настоящее время Ипатьевский монастырь постепенно переходит в собственность Русской Православной Церкви, а музеи, за исключением музея архитектуры, с большими трудностями пытаются переместить в другие помещения.
Пелевин Ю. А. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14511&cat_ob_no=12522