http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=5834
Кострома, Россия.
Первый каменный собор Ипатьевского монастыря был выстроен в 1595—1596 годах на средства бояр Годуновых и украшался при их деятельном участии. В подклете храма монахи, странное дело, хранили порох, и 29 января 1649 года из-за неосторожности «трапезных робят» собор был взорван до основания.
На старом фундаменте в 1650—1652 годах был возведен новый Троицкий собор. Он представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на высокий подклет и окруженный с трех сторон галереями, с крыльцом, выходящим на северную сторону. Архитектурные формы собора типичны для поволжских посадских храмов ХVII века, характерными особенностями которых являются просторные внутренние помещения и обильный декор в оформлении экстерьера. Не случайно при строительстве соборной церкви Ипатьевского монастыря в качестве образца был выбран Успенский собор в Ярославле.
Облик храма отличается строгостью пропорций и точной соотнесенностью декора с архитектурными формами. Северная сторона храма, выходящая на центральную площадь монастыря, рассматривалась как главный фасад здания — декор здесь намного богаче, чем на других фасадах: на уровне окон сделана нарядная аркатура, излюбленный декоративный элемент владимиро-суздальских зодчих ХII — начала XIII веков. По стене галереи проходит пояс из ширинок и фигурных керамических плиток. Шатровое крыльцо с широким лестничным маршем опирается на кувшинообразные столбы.
Барабаны собора, хорошо обозримые издали, также украшены аркатурой. Позолоченные главы крыты под лемех. Первоначально, однако, они были покрыты белым железом, а главка придела Михаила Малеина — зеленой обливной черепицей.
Декоративное убранство стен и барабанов отличается яркой пластичностью, зато оформление галерей выдержано в плоскостных геометрических формах. Стены украшены узорчатыми ширинками из тесаного кирпича.
Возведение Троицкого собора производилось одновременно с окончательной достройкой стен и башен монастыря. Это позволило согласовать внешний вид собора с общим обликом архитектурного комплекса — собор воспринимается как главный композиционный центр всего ансамбля. Его величественный массив, увенчанный пятиглавием, создает ощущение нарастания объемов вверх.
Своды и барабаны с главками, системой парусов и подпружных арок опираются на четыре внутренних столба. Окна главного четверика и пяти барабанов хорошо освещают внутреннее помещение. Алтарная часть завершается тремя полукруглыми апсидами. В южной части алтарного помещения, в дьяконнике, устроен придел в честь апостола Филиппа и священномученика Ипатия. В восточной части южной галереи находится придел в честь Михаила Малеина, святого патрона царя Михаила Федоровича. В подклете храма находится усыпальница: здесь похоронены отец и мать Бориса Годунова.
В Троицкой церкви сохранился прекрасный иконостас, поставленный к освящению храма в 1652 году. Первоначально иконостас был тябловым: ярусы с иконами поддерживали горизонтальные балки с пазами. Иконы для для собора писали лучшие костромские мастера во главе с Василием Ильиным. В местном, нижнем ряду собраны вкладные образы разного времени. Праздничный чин относится к середине XVIII столетия.
В 1685 году Троицкий собор был расписан фресками, исполненными артелью Гурия Никитина и Силы Савина.
За 300 лет своего существования храм, разумеется, неоднократно перестраивался, ремонтировался и реставрировался.
Пелевин Ю. А.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14434&ob_no=14439
|
|