В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так: \"Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. <…> Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков – 2 и пономарей – 2. Земли при сей церкви никакой нет. <…> На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. <…> Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель – протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин – 484 чел., женщин 568\".
Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г. Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором\". Статус \"собора\" Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г. В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень \"градскаго собора\".
2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Харьковским. На строительство храма, которое продолжалось около 20 лет, были затрачены огромные суммы и привлечены лучшие мастера своего дела. Обильной рекой стекались добровольные пожертвования христолюбивых благодетелей не только из Харькова, ни и из других городов (особенно из Москвы). \"Достопримечательно, – пишет свящ. И.Филевский, – что самыми ревностными благодетелями св. храма сего были лица преимущественно из купеческого и торгового сословия. Это искони – русская, культурно-историческая черта\".
Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов.
Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад – 34 м., высота до основания креста главного купола – 59 м., длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом – 80 м. Вместимость – около 4000 чел. По поводу архитектурного убранства храма тот же И. Филевский писал: \"Церковь выполнена в ново-византийском стиле. Со стороны внешнего вида она производит прекрасное впечатление своею грандиозностью и художественностью всего здания\". Что касается внутреннего убранства нового храма, то тут следует особо отметить иконостас, выполненный из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова.
Над живописью храма потрудилась целая группа талантливых живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены классным художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов – московским классным художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена талантливым харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. В общем, весь архитектурно-художественный ансамбль новосооруженного храма поражал зрителя как своими внушающими размерами, так внешним благолепием и небывалой красотой.
После революции 1917 г. история Свято-Благовещенского собора, как и история многих других храмов нашего отечества, приобрела трагическую окраску. Из воспоминаний очевидцев известно, что на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях – склад нефтепродуктов.
Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался до наших дней. По инициативе архиепископа Стефана (Проценко), управляющего Харьковской епархией с 1945 г., в собор в 1948 г. из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Петелария), Патриарха Константинопольского. Этим действием Владыка Стефан подчеркнул общую значимость Благовещенского собора для Харьковской епархии и с 1946 г. ему присваивается звание \"кафедрального\", которое сохраняется и поныне. В 1993 г. к этим двум величайшим святыням Слобожанщины, находящихся в соборе, прибавилась еще одна – мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1937 г. http://r-oc.1gb.ru/viewpage.php?cat=kharkov&page=16